ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Работники, продающие (обменивающие) ресурс своего труда, претендуют на такую цену, которая обеспечивает приемлемый в данное время и в данных условиях уровень благосостояния. Помимо обеспечения физиологического поддержания трудоспособности учитываются потребности работника, порожденные социальными и культурными условиями
Заработная плата как правовая категория – важный элемент трудового правоотношения. Это понятие раскрывает конкретные права и обязанности участников трудового правоотношения, показывает отличие заработной платы от других форм вознаграждения за труд.
Структура заработной платы включает основную часть, компенсационную и стимулирующую.
Основная часть – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Заработная плата выплачивается за выполнение норм труда, установленных в соответствии с законодательством (ст. 159–162 ТК РФ). Нормы труда, по существу, определяют количество труда, которое работник должен предоставить работодателю. Универсальным измерителем количества труда является рабочее время, хотя могут использоваться и другие количественные характеристики, например дневная выработка.
Компенсационная часть – доплаты, надбавки компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях или на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению (ст. 146–149 ТК РФ).
Стимулирующая часть – это доплаты и надбавки стимулирующего характера (за знание иностранного языка, за стаж непрерывной работы; за сложность, напряженность работы; за выполнение особо важных заданий; за высокое профессиональное мастерство).
56. Особенности труда иностранных работников
В то же время необходимо учитывать особенности трудоправового статуса иностранных граждан. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду с учетом некоторых ограничений.
В частности, временно проживающему в Российской Федерации иностранному гражданину запрещено осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта России, где ему разрешено проживание. Иностранный гражданин не имеет права замещать отдельные должности, например состоять на государственной или муниципальной службе, быть принятым на работу в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности России9 . Особенности правового положения иностранных граждан в трудовых отношениях предусмотрены в специальной главе кодекса.
57. Минимальный размер оплаты труда (порядок установления и его значение)
Государственной гарантией является минимальный размер оплаты труда – МРОТ, который устанавливается федеральным законом одновременно на территории всей страны. Минимальная заработная плата означает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается за счет средств соответствующего бюджета, средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. На протяжении ряда лет МРОТ регулярно повышался. Используется МРОТ только для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по больничному листу.
В России МРОТ увязывается с прожиточным минимумом – он не может быть ниже прожиточного минимума (ч. 1 ст. 133 ТК РФ). С 1 января 2023 г. МРОТ составляет 16 242 руб. Пересмотр МРОТ осуществляется с 1 января следующего года, если увеличился прожиточный минимум за 2-й квартал предшествующего года. МРОТ не следует путать ни с прожиточным минимумом, ни с минимальным потребительским бюджетом, рассчитываемым по определенной методике в каждом субъекте России. Прожиточный минимум используется для определения категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи и поддержке, – это бедное население, которое может рассчитывать на пособия, социальные выплаты, льготы. Потребительская корзина содержит заниженные нормативы потребления продуктов, товаров, услуг. Минимальный потребительский бюджет имеет цель: он устанавливается для того, чтобы государство могло судить об уровне жизни населения. Эта величина более близка реальности.
Согласно ст. 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы может устанавливаться в субъекте РФ для лиц, работающих на территории субъекта, за исключением работников, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте. МРОТ устанавливается региональным соглашением, принятым в порядке социального партнерства. Размер минимальной зарплаты в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. После заключения соглашения работодателям, осуществляющим деятельность на территории субъекта и не участвовавшим в соглашении, предлагается присоединиться к нему. Если работодатели в течение 30 календарных дней не представили мотивированный отказ присоединиться к соглашению, то оно считается распространенным на них со дня официального опубликования предложения и подлежит обязательному исполнению. По данным ФНПР соглашения о минимальной оплате действуют в отношении работников внебюджетного сектора в 64 субъектах и в отношении работников бюджетного сектора – в 50 субъектах России.
Базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, а также платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, с 01.01.2001 г. составляет 100 рублей
58. Особенности временной и комбинированной удаленной работы
Специфика дистанционной работы раскрывается в гл. 49.1 ТК РФ.
Дистанционной (удаленной) работой (далее - дистанционная работа, выполнение трудовой функции дистанционно) является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей связи общего пользования.
По правилам, в статье 312.9 ТК РФ, работодатель может перевести работников на временную удаленную работу без их согласия при наступлении:катастрофы природного или техногенного характера; производственной аварии; пожара; наводнения; землетрясения; эпидемии или эпизоотии; любых других исключительных случаев, ставящих под угрозу жизнь и здоровье людей. Еще одно основание для перевода сотрудников на дистанционную работу — это принятие органом государственной власти или местного самоуправления решения о необходимости такого перевода. Согласие работника на такой перевод не требуется. При этом работодатель обеспечивает работника, временно переведенного на дистанционную работу по инициативе работодателя всем необходимым и при необходимости работодатель проводит обучение работника применению оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, рекомендованных или предоставленных работодателем.
Для перевода работников на удаленку необходимо принять локальный нормативный акт (ЛНА) с учетом мнения первичной профсоюзной организации.
Временная дистанционная работа. При таком виде организации работы сотрудник в течение определенного периода времени работает дистанционно, а после окончания этого периода возвращается на работу в офис. Важно, что срок, на который работники временно переводятся на дистанционную работу должен быть не более чем на период наличия обстоятельства (случая), послужившего основанием для принятия работодателем решения о временном переводе работников на дистанционную работу(ст. 312.9 ТК РФ). Если выполнение работником трудовых функций на удаленке невозможно или работодатель не может обеспечить работника необходимым оборудованием, программами и средствами защиты информации, необходимо оформить простой по причинам, не зависящим от работника и работодателя. Оплата такого простоя осуществляется по правилам части 2 статьи 157 ТК РФ, то есть в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Оплата в большем размере может быть предусмотрена коллективным или трудовым договором либо локальным нормативным актом. При временном переводе на дистанционную работу по инициативе работодателя внесение изменений в трудовой договор или заключение дополнительного соглашения с работником не требуется.
Комбинированная дистанционная (удаленная) работа - совмещение стационарной занятости на рабочем месте и дистанционной (удаленной) работы. Работник чередует периоды выполнения трудовой функции удалённо и периоды выполнения трудовой функции на стационарном рабочем месте. Перевести на гибридную работу можно любого сотрудника с его согласия. Для этого нужно заключить доп. соглашение о комбинированном режиме работы и издать соответствующий приказ. Выполнение работником трудовой функции дистанционно не может являться основанием для снижения ему заработной платы.
В условиях комбинированной удалёнки работодатель и работник могут взаимодействовать как с использованием кадрового электронного документооборота, так и бумажных носителей. В случае заключения в электронном виде трудового договора или дополнительного соглашения к нему, со стороны работодателя должна использоваться усиленная квалифицированная электронная подпись, а со стороны дистанционного работника ‒ усиленная квалифицированная или неквалифицированная электронная подпись. В иных случаях взаимодействие дистанционного работника и работодателя может осуществляться путём обмена электронными документами с использованием других видов электронной подписи или в иной форме, позволяющей обеспечить фиксацию факта получения работником и (или) работодателем документов в электронном виде. Способы взаимодействия необходимо предусмотреть в трудовом договоре или локальном акте. Это закреплено ст. 312.3 Трудового кодекса.
59. Методы регулирования заработной платы.
Трудовой кодекс РФ делает акцент на установление заработной платы в договорном порядке: работодателем и работником по соглашению (трудовому договору) либо представителями работников и работодателей в коллективных договорах, соглашениях. Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата устанавливается в соответствии с системами оплаты труда, действующими у данного работодателя. Системы же оплаты (включая основную часть, доплаты и надбавки компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными актами. В то же время полной свободы, произвола работодателя в установлении заработной платы не должно быть. Условия оплаты, определенные коллективными договорами, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными актами (ч. 6 ст. 135 ТК РФ). Локальные нормативные акты принимаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации работников (ст. 372 ТК РФ).
В настоящее время государственное регулирование заработной платы сводится к гарантированности общих принципов оплаты труда, определению минимального размера оплаты, индексации заработной платы, ограничению оснований и размеров удержаний из заработной платы, обеспечению получения заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности, установлению ответственности работодателей за нарушение требований, прописанных законом, соглашениями, коллективным договором и т. п.
Рассмотрим основные правила, на которых основано государственное регулирование оплаты труда. Государственной гарантией является минимальный размер оплаты труда – МРОТ, который устанавливается федеральным законом одновременно на территории всей страны. Минимальная заработная плата означает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается за счет средств соответствующего бюджета, средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Используется МРОТ только для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по больничному листу. В России МРОТ увязывается с прожиточным минимумом – он не может быть ниже прожиточного минимума (ч. 1 ст. 133 ТК РФ). С 1 января 2023 г. МРОТ составляет 16 242 руб. Пересмотр МРОТ осуществляется с 1 января следующего года, если увеличился прожиточный минимум за 2-й квартал предшествующего года. Базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, а также платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, с 01.01.2001 г. составляет 100 рублей. МРОТ не следует путать ни с прожиточным минимумом, ни с минимальным потребительским бюджетом, рассчитываемым по определенной методике в каждом субъекте России. Прожиточный минимум используется для определения категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи и поддержке, – это бедное население, которое может рассчитывать на пособия, социальные выплаты, льготы. Потребительская корзина содержит заниженные нормативы потребления продуктов, товаров, услуг. Согласно ст. 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы может устанавливаться в субъекте РФ для лиц, работающих на территории субъекта, за исключением работников, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте. МРОТ устанавливается региональным соглашением, принятым в порядке социального партнерства. Размер минимальной зарплаты в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.