Файл: Ральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования мордовский государственный педагогический университет имени м. Е. Евсевьева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 292

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Факультет педагогического и художественного образования
Кафедра педагогики дошкольного и начального образования
УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

канд. пед. наук, доцент

Н. Г. Спиренкова

« » 2023 г.


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор работы ________________________________________ Е. Г. Чудайкина

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль Начальное образование
Руководитель работы

канд. пед. наук, доцент _____________________________ Т. Н. Приходченко
Нормоконтролер

канд. пед. наук, доцент ______________________________
Рецензент

докт. пед. наук, профессор ____________________________Л. П. Карпушина


Саранск 2023

Содержание


Введение……………………………………………………………………….

1

1 Теоретические основы развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста.………………………


1

1.1 Развитие художественно-творческих способностей детей как педагогическая проблема.……………………….……………………


1

1.2 Особенности развития художественно-творческих способностей в младшем школьном возрасте.……………


1

1.3 Возможности внеурочной деятельности в развитии художественно-творческих способностей младших школьников……


1

2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.……….


1

2.1 Диагностическое исследование уровня развития художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности …………………………………...………….



1

2.2 Содержание работы по развитию художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности…...…………………………………………………………..

1

2.3 Методические рекомендации по развития художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности ………………………………………………




Заключение…………………………………………………………………..

1

Список использованных источников………………………………………

1

Приложение………………………………………………………………….

1


Введение
Ребенок по своей природе – исследователь. Творческая, художественная поисковая активность ребенка является естественным состоянием. У младшего школьника возникают важнейшие новообразования (произвольность воображения, внутренний план действий и рефлексия), происходит преобразование всех психических процессов, что тесно связано с возможностью успешного развития художественно-творческих способностей.

Поэтому сегодня, как в педагогической науке, так и в педагогической практике происходит активный поиск новых форм, способов и приемов развития художественно-творческих способностей. Широкое распространение получают нетрадиционные проблемные методы обучения, коллективные творческие проекты внеурочной деятельности, методы и средства музейной педагогики, способствующие развитию художественно-творческих способностей обучающихся начальной ступени образования.

Большой вклад в разработку проблем развития творческих способностей внесли психологи и педагоги Б. Г. Ананьев, Ю. Д. Бабаева, В. Н. Дружинин, И. И. Ильясов, И. В. Калиш, В. А. Ковалёв, В. А. Крутецкий, Н. С. Лейтес, А. А. Матюшкин, В. И. Панов, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич и др.

На сегодняшний день одним из эффективных средств развития художественно-творческих способностей в системе внеурочной деятельности можно считать художественно-эстетическое направление. Искусство играет огромную роль в формировании способностей растущей личности. Каждый вид искусства обладает своими специфическими возможностями воздействия на личность, но, действуя в отдельности, не всегда может в полной мере развить ее творческие способности, а, следовательно, и воспитать полноценную гармонически развитую творческую личность. Это становится более реальным при использовании совокупности возможностей разнообразных видов искусств, а для этого необходимо приобщить ребенка к разным видам искусства на основе полихудожественного подхода.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития художественно-творческих способностей у детей младшего школьного и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе интеграции искусств во внеурочной деятельности.

Проблема исследования: поиск теоретических оснований и практических направлений развития художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.



Проблема исследования: «Развитие художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности».

Объект исследования – процесс развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – комплекс занятий по развитию художественно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по развитию художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «художественно-творческие способности» применительно к младшему школьному возрасту.

2. Выявить особенности развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста.

3. Раскрыть возможности внеурочной деятельности в развитии художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста.

4. Провести диагностическое исследование уровня развитости художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста на начальном этапе практического исследования.

5. Спроектировать содержание работы по развитию художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, проектировочная работа.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание занятий внеурочной деятельности, как одного из направлений организации досуга детей, способствующего развитию художественно-творческих способностей детей, повышению качества уровня их развития.

База исследования: Муниципального бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №66 имени Виктора Александровича Стукалова» города Пенза. В проектировочной работе приняли участие 20 учеников 3 класса «В», обучающихся по программе «Школа России».


Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

1 Теоретические основы развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста

1.1 Развитие художественно-творческих способностей детей как педагогическая проблема
Известный психолог Л. А. Венгер под способностями понимает «индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка» [7, c.89]. Автор отмечает, что успешность в какой- либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность.

Рассмотрим, что говорят по существу данного вопроса отечественные психологи А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов. В контексте дифференциальной психофизиологии Б. М. Теплов выделяет в способностях, прежде всего, «биологически обусловленные различия» [56, c.102]. А. Н. Леонтьев в контексте системного понимания психологических функций и их развития относит способности к «сложным, окультуренным, ставшими человеческими функциям» [33, с.95].

При этом, способности по Б. М. Теплову – это «индивидуально- психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности» [56, c. 103]. Классифицируя способности, Б. М. Теплов выделяет следующие основные характеристики способностей:

  • способности – индивидуальные свойства человека, индивидуальные средства его деятельности;

  • способности – средства, ведущие к успеху в какой-либо деятельности;

  • способности – готовность к освоению и развитию умений, знаний и навыков [56].

Так, например, В. А. Крутецкий отмечает, что основание понятия «способности» включает два показателя: «быстрота овладения деятельностью» и «качество достижений» [29, c. 154]. Индивида принято считать способным, если «он быстро и успешно овладевает какой-нибудь деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки, – добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень» [29, c. 155].


Рассматривая взаимодействие способностей и деятельности, В. А. Крутецкий отмечает, что способность формируется, а, следовательно, может развиться только в процессе соответствующей деятельности. Таким образом, по мнению учёного «человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, современного после уточнение развиваются интеграции в выступает правильно занятиями организованной - соответствующей практические деятельности, программы в анализ течение как его по жизни, разных под представления влиянием средств обучения не и отметить воспитания» [29, - c. спросить 158].

Изучая гулять сущность нарисовала способностей, что С. разных Л. развитие Рубинштейн замысла выдвинул задачи положение, ребенку о осуществляется том, развивает что определить вопрос цель о для способностях видов необходимо качестве рассматривать в во операциональную взаимосвязи об с олох вопросом о о решения развитии. творческой Развитие источников человека внутренний в воображение отличие муниципального от чувствовать накопления или «опыта», личности овладения учащихся знаниями, в умениями, березы навыками – две это интереса и отдельно есть способностей развитие раскрыть его формулирует способностей, внутренним а практические развитие б способностей в человека - мелодии это каждый и и есть проблему то, задание что при представляет считают собой развитие развитие в как с таковое, через в идеи отличие художественного от передать накопления как знаний включает и е умений включение » [50, с. 253]. видах Развитие, рисунка прежде способности всего, мысль характеризуется при качественными области изменениями, можно появлением в новообразований, деятельности новых возрасте механизмов, лишь новых с процессов, видов новых хотел структур. художественно С. что Л. постоянного Рубинштейн что формулирует актуализации основное объём правило у развития готовность способностей благоприятных человека. художественной «Развитие содержания способностей задания совершается у по е спирали: первого реализация воображения возможности, выразить которая умения представляет базе способность принцип одного представлял уровня, того открывает отношении новые - возможности детям для в дальнейшего средний развития и способности особенностях более наблюдалась высокого м уровня нарушить » [50, с.268].