Файл: 1. Теоретические часть 4 1 Понятие и история термина гаджет 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


◾ мигание – чтобы свести к минимуму вероятность развития сухости глаз при использовании компьютера, старайтесь часто моргать. Мигание сохраняет влажность передней поверхности глаза;

◾ не пользуйтесь смартфоном перед сном;

◾ с целью профилактики поражения макулярной области сетчатки и для дополнительной защиты от синего света применяйте комплексы с каротиноидами, омега-3 ненасыщенными жирными кислотами, ресвератролом и витамином D;

◾ при развитии признаков БСГ своевременно применяйте слезозаменители без консервантов и проводите гигиену век 2 раза в день.

Для предотвращения синдрома сухого глаза рекомендация частого мигания справедлива. Также не стоит забывать о гигиене век и использовать стерильные салфетки «Блефаклин», которые можно применять у взрослых и детей от 3 месяцев. Их использование уменьшает жжение, зуд, предупреждает воспаление вследствие растирания глаз. Также хорошим решением этой проблемы является применение слезозаменителя ТеалозДуо (Laboratoires Thea), который представляет собой гипотонический раствор без консервантов и фосфатов, главный компонент которого – трегалоза. Препарат также содержит гиалуроновую кислоту и показан при любых проявлениях сухого глаза, в том числе при заинтересованности роговой оболочки. Применяется по 1 капле по мере необходимости.

Существуют электронные варианты защиты глаз от повреждения синим светом смартфонов. Для разных модификаций разработаны фильтры, позволяющие лимитировать количество синего света. Представленная в iOS 9.3 функция Night Shift позволяет отфильтровывать синий свет и регулировать теплоту цветов на дисплее. Большинство телефонов Samsung Galaxy имеют опцию фильтра синего света. Самый быстрый способ включить его – снять с экрана тень уведомления и снова провести пальцем вниз, чтобы получить доступ к быстрым настройкам. Один из них называется Blue light filter, и вы можете нажать, чтобы включить или выключить его.

Рекомендации по использованию смартфона в вечернее время:

◾ положите свой телефон подальше. Скорее всего, вы используете свой телефон чаще, чем нужно. Приложите сознательное усилие, чтобы подавить это желание;

◾ используйте правило 20–20–20. Каждые 20 минут смотрите на расстояние более 6 метров в течение 20 секунд. Это позволяет вашим глазам отдыхать и восстанавливаться. Так вы можете уменьшить нагрузку на глаза, связанную с фокусировкой на экране;

◾ держитесь подальше от телефона как минимум за час или два до сна. Синий свет и экраны перед сном могут зарядить вас энергией и, следовательно, не дать вам уснуть. Убирая телефон перед сном, вы сможете лучше спать;


◾ ограничьте синий свет с помощью функций смартфона. Многие смартфоны теперь имеют функции, которые помогают уменьшить количество синего света, который они излучают. Узнайте, есть ли у вас одна из этих функций, и используйте ее.
Заключение
Таким образом, можно констатировать наличие разных позиций исследователей относительно функциональных ответов организма на воздействие современных технологий цифрового обучения и использования гаджетов в образовательном процессе. Степень доказательности позитивных и негативных эффектов цифрового обучения недостаточна: прежде всего это связано с невыполнением организационно-методических требований к исследованиям такого рода, которые остаются в ряду самых актуальных как в области медико-биологического, санитарно-гигиенического, психофизиологического, так и педагогического сопровождения обучающихся.

Наличие нормативно-правовой базы, регламентирующей документации в этом вопросе не сможет обеспечить безопасность жизнедеятельности в информационном пространстве без высокого уровня физиолого-гигиенической компетентности школьного учителя, вузовского преподавателя и родителей в условиях глобальной информатизации жизнедеятельности обучающихся.

В настоящее время в мире наблюдается рост развития информационных технологий и их внедрение в образовательную среду. В связи с этим на протяжении последних 25 лет обсуждаются гигиенические проблемы влияния использования современных дисплеев на зрение, введен термин «компьютерный зрительный синдром» [1—3]. Согласно определению Американской офтальмологической ассоциации, «компьютерный зрительный синдром (КЗС) — это симптомокомплекс, объединяющий признаки астенопии и синдрома “сухого глаза”, возникающий в результате продолжительной работы с компьютером или другим электронным устройством». В ряде случаев КЗС может сопровождаться синдромами, характерными для длительного статического напряжения, стрессом и иными расстройствами.

В работе мы попытались оценить влияние мобильных электронных устройств на зрение и выработать рекомендации.

Для того чтобы снизить риск от воздействия использования мобильных электронных устройств, в частности на орган зрения, необходимо создать благоприятную среду для обучающихся и проводить их гигиеническое воспитание с целью формирования безопасных навыков использования мобильных электронных устройств.



Одной из причин низкого уровня всеобщей гигиенической грамотности является исключение из вузовских образовательных программ таких дисциплин, как «Возрастная физиология» и «Гигиена детей и подростков». Наличие дисциплин типа «Информационная безопасность» в программах профильной подготовки учителей информатики не решает проблем формирования соответствующих компетенций у педагогов других профилей подготовки.

Список источников


  1. Байгужин П. А., Шибкова Д. З., Айзман Р. И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 5. – С. 48–70. DOI: https://doi.org/10.15293/26586762.1905.04 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41271740

  2. Буцык С. В. «Цифровое» поколение в вузах и школах российского региона: настоящее и будущее // Стратегические приоритеты. – 2018. – № 4. – С. 136–145. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37621799

  3. Денисов Э. И. Роботы, искусственный интеллект, дополненная и виртуальная реальность: этические, правовые и гигиенические проблемы // Гигиена и санитария. – 2019. – Т. 98,

  4. № 1. – С. 5–10. DOI: https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-1-5-10 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36901414

  5. Догадкина С. Б., Ермакова И. В., Кмить Г. В., Рублева Г.В. Влияние умственной нагрузки, выполняемой на планшете и ноутбуке на сердечно-сосудистую и эндокринную системы детей 9 лет // Новые исследования. – 2019. – № 2. – С. 5–22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42427559

  6. Дубинина М. Г. Использование цифровых технологий при обучении в период пандемии коронавируса // Информационное общество. – 2020. – № 5. – С. 48–60. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44307858

  7. Елисеева Е. Ю., Карева А. И. Изучение зависимости от интернета и мобильных устройств у школьников, гендерные и возрастные особенности // Смоленский медицинский альманах. – 2019. – № 4. – С. 131–133. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40084202

  8. Корниенко Т. В., Потапов А. А. Медиаобразование в школе с использованием технологии дополненной реальности // Вестник Белгородского института развития образования. – 2017. – № 2. – С. 74–83. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29667896

  9. Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Криволапчук И. И. Влияние средств информатизации на физическую активность детей школьного возраста (обзор зарубежных исследований) // Новые исследования. – 2019. – № 1. – С. 5–14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42424636

  10. Кучма В. Р. Гигиеническая безопасность гиперинформатизации жизнедеятельности детей // Гигиена и санитария. – 2017. – Т. 96, № 11. – С. 1059–1063. DOI: https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-11-1059-1063 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32398189

  11. Кучма В. Р., Саньков С. В., Барсукова Н. К. Гигиеническая оценка шрифтового оформления электронных текстов, предъявляемых на ноутбуке // Гигиена и санитария. – 2019. – Т. 98,

  12. № 12. – С. 1402–1407. DOI: https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-12-1402-1407 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41661867

  13. Кучма В. Р., Скоблина Н. А. Russian society of school and university health and medicine on guard of health of the rising generation in Russia (for the 10th anniversary of the organization) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2016. – № 1. – С. 46–52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26129243

  14. Кучма В. Р., Степанова М. И., Сазанюк З. И., Поленова М. А., Александрова И. Э., Березина Н. О., Макарова А. Ю. Гигиеническая оценка влияния учебных занятий с использованием электронных планшетов на функциональное состояние учащихся // Сеченовский вестник. – 2015. – № 3. – С. 35–42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37263858

  15. Кучма В. Р., Ткачук Е. А., Тармаева И. Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования // Гигиена и санитария. – 2016. – Т. 95, № 12. – С. 1183–1188. DOI: https://doi.org/10.18821/0016-99002016-95-12-1183-1188 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28089945

  16. Ларин С. В., Чилбак-оол С. В. Анимационные рисунки как средство цифровых технологий обучения математике // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2020. – № 3. – С. 54–61. DOI: https://doi.org/10.25146/19950861-2020-53-3-220 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44122545

  17. Макарова Л. В., Лукьянец Г. Н. Гаджеты и их использование учащимися во внешкольной деятельности // Новые исследования. – 2019. – № 1. – С. 15–24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42424637

  18. Макеева А. Г. Как вовлеченность школьников в использование цифровых устройств влияет на их поведение, связанное с питанием // Новые исследования. – 2019. – № 1. – С. 49–54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42424640

  19. Максимов А. С., Мануйлова Л. М. Диагностика влияния рисков интернет пространства при использовании школьниками старшего подросткового возраста гаджетов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2018. –№ 1. – С. 94–100. DOI: https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2018.31.94 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32782533

  20. Роберт И. В., Козлов О. А., Мухаметзянов И. Ш., Поляков В. П., Шихнабиева Т. Ш., Касторнова В. А. Актуализация содержания предметной области «информатика» основной школы в условиях научно-технического прогресса периода цифровых технологий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2019. –№ 3. – С. 58–72. DOI: https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2019.37.58 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41489865

  21. Сергиевская Я. Е. Мобильная лаборатория в кармане // Инновации. – 2014. – № 10. – С. 7–9. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23103995

  22. Шарапов А. Н., Догадкина С. Б., Кмить Г. В., Ермакова И. В., Рублева Л. В., Безобразова В. Н. Влияние компьютерных технологий обучения на вегетативную регуляцию сердечного ритма, сердечно-сосудистую и эндокринную системы организма школьников. Аналитический обзор современной зарубежной литературы // Новые исследования. – 2019. – № 1. – С. 36–48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42424639

  23. Шибкова Д. З., Байгужин П. А., Семенова М. В., Шибков А. А. Морфофункциональные и психофизиологические особенности адаптации школьников к учебной деятельности: монография. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуманитарно-пед. ун-та, 2016. – 380 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26847221

  24. Иванова, А. В. Влияние гаджетов на здоровье подростков. Юный ученый. — 2020. — № 2.1 (32.1). — С. 24-26.

  25. Кудинова, Е. Б. Влияние гаджетов на современных школьников. Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 464-465.

  26. Распространённость аномалий рефракции у студентов первого курса государственного медицинского университета города Семей. Оригинальные исследования / Н. Б. Кайыржанова, А. О. Мысаев, К. А. Тлеубаев, А. К. Ахметова // Наука и здравоохранение.– 2016. – № 2. – С. 129-138

  27. Панова, А.Ю. Анализ динамики прогрессирования миопии среди студентов РУДН / А. Ю. Панова // Актуальные проблемы офтальмологии: Сборник научных работ IX Всероссийской научной конференции молодых учёных с международным участием / под редакцией Б.Э.Малюгина. – Москва: Издательство «Офтальмология»,2014. – С.51-53.

  28. Пац, Н.В. Профилактика рисков снижения зрения у студенческой молодежи при использовании электронной литературы / Н.В. Пац, В.А. Илбуть, Д.Н. Марцинкевич // Сибирский Вестник специального образования. – 2016. – № 3. – С. 31-36.

  29. Глушкова Е.К., Барсукова Н.К., Сазанюк З.И. и др. Воздействие учебных занятий с применением компьютеров на работоспособность и самочувствие учащихся старших классов // Гигиена и санитария. 2000. № 2.

  30. Кучма В.Р., Бобрищева-Пушкина Н.Д., Шленский А.А. и др. Состояние здоровья учащихся при изучении информатики в физико-математической школе // Гигиена и санитария. 2008; 2: 55-58

  31. Кузнецова М.В.Причины развития близорукости и ее лечение. — М.: МЕДпрессинформ, 2004: 24-30

  32. Розенблюм Ю.З. Оптометрия (подбор средств коррекции зрения). – СПб.: Гиппократ, 2006; С. 18-22

  33. Розенблюм Ю.З., Корнюшина Т.А., Фейгин А.А. Компьютер и орган зрения. – М., 2006; С. 29-38

  34. Агафонов, А. В. Особенности адаптации студентов к условиям обучения в вузе в зависимости от разных состояний здоровья и двигательной активности: специальность 03.00.13 «Физиология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук / Александр Викторович Агафонов; Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2008. – 20 с.

  35. Александрова, И. Э. Гигиенические принципы и технология обеспечения безопасных для здоровья школьников условий обучения в цифровой образовательной среде / И. Э. Александрова// Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2018. –№ 3. – С. 23-33.

  36. Безруких, М.М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей / М. М. Безруких// Вестник практической психологии образования. – 2011. – № 1. – С. 16-21.

  37. Гафурова, Н.В. Информатизация образования как педагогическая проблема / Н. В. Гафурова. – Текст: электронный //Современные проблемы науки и образования. –2012.– №3. – URL:http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=6.

  38. Гигиеническая оценка напряженности учебной деятельности обучающихся 510 классов общеобразовательных школ / В.Р.Кучма, Н.В.Ефимова, Е.А.Ткачук, И.В.Мыльникова // Гигиена и санитария. – 2016. – № 6. – С. 552558.

  39. Кореневский К. М. Аспекты развития компьютерного зрительного синдрома у лиц молодого возраста // Big Data and Advanced Analytics. 2021. Vol. 7, № 1. С. 336—339.

  40. Овечкин И. Г., Гаджиев И. С., Кожухов А. А. и др. Диагностические критерии астенической формы аккомодационной астенопии у пациентов с компьютерным зрительным синдромом // РМЖ. Клиническая офтальмология. 2020. Т. 20,№ 4. С. 169—174.

  41. Халилова Т. А., Городничев К. И., Беляк М. А. и др. Компьютерный зрительный синдром и меры профилактики // Forcipe. 2020. Т. 3, № 5. С. 638—639.

  42. Компьютерный зрительный синдром: четверть века противоречий // Офтальмологический портал «Орган зрения» organum-visus.ru. URL: https://video.or-а ganum-visus.ru/media/filer_public/ec/0d/ec0d02f8-65cd-4fcb-89817987547963a9/ computer_vision_syndrome_2020_organum_visus.pdf (

  43. Никифорова А. А., Коротких С. А., Федоров А. А. Компьютерный зрительный синдром: болезнь или миф? // Современные технологии в офтальмологии. 2019. № 4. С 188—191.

  44. Пивоваров Ю. П., Скоблина Н. А., Милушкина О. Ю. и др. Использование интернет-опросов в оценке осведомленности об основах здорового образа жизни // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020. № 2. С. 398—413.

  45. Либина И. И., Мелихова Е. П., Попов М. В. Исследование влияния электронных устройств на состояние здоровья студентов медицинского вуза // Здоровье молодежи: новые вызовы и перспективы. М., 2019. Т. 5 : Психологическое здоровье молодежи. Роль информационных технологий. С. 181—191.

  46. Милушкина О. Ю., Скоблина Н. А. и др. Оценка рисков здоровью школьников и студентов при воздействии обучающих и досуговых информационно-коммуникационных технологий // Анализ риска здоровью. 2019. № 3. С. 134—43.

  47. Обрубов С. А., Маркелова С. В. Влияние жизнедеятельности в условиях цифровой среды на состояние органа зрения обучающихся // Российский вестник гигиены. 2021. № 2. С. 4—10.

  48. Скоблина Н. А., Милушкина О. Ю. и др. Место гаджетов в образе жизни современных школьников и студентов // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 7 (292). С. 41—43.

  49. Скоблина Н. А., Милушкина О. Ю., Татаринчик А. А. и др. Гигиенические проблемы охраны зрения школьников и студентов в условиях гиперинформационного общества // Российская детская офтальмология. 2017. № 4. С. 5—9.

  50. Попов М. В., Либина И. И. Исследование оптимальности режима дня студентов медицинского вуза // Гигиеническая наука — путь к здоровью населения. М., 2020. С. 143—147.

  51. Скоблина Н. А., Попов В. И. и др. Гигиеническая оценка и регламентация использования электронных устройств с учетом рисков развития патологии органа зрения у обучающихся // Гигиена и санитария. 2021. Т. 100, № 4. С. 373—379.

  52. Попов В. И., Либина И. И. и др. Проблемы совершенствования и оптимизации учебного процесса в медицинском вузе // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2010. Т. 5, № 1. С. 185—186.

  53. Попов В. И., Судаков Д. В. и др. Оценка психологического здоровья студентов медицинского вуза // Здоровье молодежи: новые вызовы и перспективы. М., 2019. Т. 5. С. 110—126.

  54. Соколова Н. В., Попов В. И. и др. Комплексный подход к гигиенической оценке качества жизни студенческой молодежи // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2013. № 3—2(91). С. 130—134.

  55. Ушаков И. Б., Попов В. И. и др. Изучение здоровья студентов как результат взаимодействия медико-биологических, экологических и социально-гигиенических факторов риска // Медицина труда и промышленная экология. 2017. № 4. С. 33—36.