Файл: 1. Теоретические часть 4 1 Понятие и история термина гаджет 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2 Социологическое исследование влияния гаджетов на зрение
Для подтверждения гипотезы исследования приведем здесь исследование, проведенное на кафедре гигиены ПФ РНИМУ им. Н. И. Пирогова опросники [6] были размещены 17 декабря 2022 г. на онлайн-сервисе Google Forms. Опросники содержали информацию о частоте использования в сутки мобильных электронных устройств в обычный учебный день (привычный режим использования), жалобах на самочувствие после использования электронных устройств, наличии перерывов в работе, их частоте и продолжительности, выполнении профилактических мероприятий (проводится ли гимнастика для глаз и др.). Опрошено 518 студентов 3-го курса. Средний возраст (М ± m) опрошенных составил 20,1 ± 0,08 лет. Возрастных различий и различий в состоянии здоровья между респондентами установлено не было.
Критерии включения — студент, корректно заполненный опросник, наличие информированного согласия. Критерии исключения — другая категория респондентов, некорректно заполненный опросник, отсутствие информированного согласия.
Статистическую обработку данных проводили с использованием пакета статистического анализа Statistica 13 (StatSoft, США). Выполнена описательная статистика.
Проведенное исследование не подвергало опасности участников, соответствовало требованиям биомедицинской этики и положениям Хельсинкской декларации 2013 г., одобрено ЛЭК РНИМУ им. Н. И. Пирогова.
С помощью анкетирования получены данные о привычном использовании студентами-медиками мобильных электронных устройств. Возрастно-половых различий установлено не было.
Половина студентов отметили, что никогда не делают гимнастику для глаз или другую гимнастику во время перерывов в работе с мобильными электронными устройствами, что не соответствует гигиеническим рекомендациям, представленным в современных нормативно-методических документах.
Более 75,0 % опрошенных отметили, что во время работы держат мобильное электронное устройство очень близко к глазам, на расстоянии менее 30 см, что также не соответствует гигиеническим рекомендациям (не должно быть к лицу ближе, чем на 30 см, согласно п. 3.5.7 СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
При только местном освещении работают с мобильными электронными устройствами 9,5 % студентов, что не согласуется с гигиеническими рекомендациями (согласно п. 3.5.5, 3.5.15 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Используют общее освещение 33,4 % студентов, остальные используют смешанное освещение. В результате более 75,0 % респондентов отметили, что часто работают с мобильным электронным устройством в условиях недостаточной освещенности.
В ряде исследований было показано, что использование мобильных электронных устройств влияет на самочувствие студентов и приводит к появлению жалоб [12].
Эти жалобы можно объединить в понятии «компьютерно-зрительный синдром», который мы условно разделили на 2 набора симптомов, представленных на рисунках 1 и 2.
«Компьютерный зрительный синдром-1» включал симптомы: трудности при переводе взгляда с ближних предметов на дальние и обратно; кажущееся изменение окраски предметов; двоение видимых предметов; «мурашки» и потемнение в глазах; избыточная световая чувствительность; снижение зрительной работоспособности; зрительное утомление. Обнаружено, что наиболее часто (ответы «всегда» и «часто») после или в ходе использования мобильных электронных устройств у студентов возникают трудности при переводе взгляда с ближних предметов на дальние и обратно; кажущееся изменение окраски предметов; двоение видимых предметов; «мурашки» и потемнение в глазах; избыточная световая чувствительность; снижение зрительной работоспособности; зрительное утомление в 16,0 % случаев, и только в 38,0 % жалобы на эти симптомы не возникают никогда (рис. 3).
Рис. 3. Количество студентов, предъявляющих жалобы на компьютерный зрительный синдром-1, %
«Компьютерный зрительный синдром-2» включал симптомы: боли в области глазниц и лба; боли при движении глаз; покраснение глазных яблок; чувство песка под веками; слезотечение; резь в глазах; «сухость» глаз; жжение в глазах.
Так, после или в ходе использования мобильных электронных устройств у студентов возникают «всегда» и «часто» боли в области глазниц и лба; боли при движении глаз; покраснение глазных яблок; чувство песка под веками; слезотечение; резь в глазах; «сухость» глаз; жжение в глазах в четверти случаев, и только в 25,0 % случаев жалобы на эти симптомы не возникают никогда (рис. 4).
Рис. 4. Количество студентов, предъявляющих жалобы на компьютерный зрительный синдром-2, %
За учебный год 3-го курса (2021/22) 51,5 % опрошенных студентов отметили ухудшение остроты зрения.
Результаты изучения влияния использования мобильных электронных устройств на состояние органа зрения студентов представлены в таблице.
Согласно полученным данным, на остроту зрения у студентов в течение 2021/22 учебного года значимо (p ≤ 0,05) оказали влияние следующие факторы: использование их мобильных электронных устройств в ночное время, использование в условиях недостаточной освещенности (только при местном освещении), использование электронного устройства на расстоянии менее 30 см от глаз (табл.).
Таким образом, гигиеническое воспитание студентов должно быть выстроено с учетом обеспечения оптимального уровня освещенности, поддержания оптимального расстоянии до глаз, самостоятельного контроля времени использования мобильного электронного устройства с помощью приложения «Экранное время».
В ходе проведенного исследования были разработаны и апробированы чек-листы по охране зрения, показавшие эффективность в динамике двух месяцев проведения гигиенического воспитания. Чек-листы содержали простые, понятные и легко выполнимые рекомендации:
1. Следи за своим режимом труда и отдыха при работе с электронными устройствами: не забывай о перерывах, после работы более 45 минут делай перерыв на 5—10 минут. Поможет тебе в этом приложение «Экранное время».
2. По дороге домой постарайся не напрягать свои глаза просмотром новостной ленты или другими программами на электронных устройствах, просто выйди в офлайн на период поездки в транспорте.
3. Выполняй гимнастику для глаз — освоить ее тебе поможет приложение на гаджете, например Relaxation.
4. Держи мобильное электронное устройство на расстоянии 30 см от глаз.
5. Не используй мобильные электронные устройства, когда работаешь только при настольной лампе, включи верхний свет.
6. Не используй мобильные электронные устройства ночью
Таблица 1 - Гигиеническая оценка влияния использования мобильных электронных устройств на снижение остроты зрения в последний год у студентов, k
По результатам гигиенического воспитания студентов половина из них прислушалась к рекомендациям, что привело к снижению частоты возникновения жалоб в течение двух месяцев выполнения рекомендаций. Обнаружено снижение на 10,0 % симптомов КЗС-1 и на 18,0 % симптомов КЗС-2.
Согласно данным отечественной и зарубежной литературы, влияние гаджетов на современного человека увеличилось в последнем десятилетии, и для профилактики и снижения рисков необходимо проводить профилактические мероприятия для предотвращения негативного воздействия на зрительный анализатор [13—15]. Чтобы снизить нагрузку, а в дальнейшем предупредить возможные проблемы со зрением, необходимо проводить гигиеническое воспитание обучающихся и их обучение безопасным навыкам использования электронных устройств [12; 13; 16]. Формирование полезных навыков у будущих врачей необходимо уже на этапе обучения в вузе [17—20].
Таким образом, у 62 % студентов возникают симптомы компьютерного зрительного синдрома-1, у 75 % — симптомы компьютерного зрительного синдрома-2.
Наиболее значимыми факторами, влияющими на зрение, были использование мобильных электронных устройств в ночное время, в условиях недостаточной освещенности, чтение с устройства на близком расстоянии (менее 30 см от глаз).
Разработанные нва кафедре гигиенические рекомендации показали свою эффективность уже через 2 месяца применения: снижение на 10,0 % симптомов компьютерного зрительного синдрома-1 и на 18,0 % симптомов компьютерного зрительного синдрома-2.
2.3 Рекомендации по защите зрения
Для снижения внутриглазного давления целесообразно использовать препараты, позволяющие эффективно контролировать ВГД на протяжении суток. Аналоги простагландина максимально и наиболее стабильно уменьшают ВГД в течение 24-часового цикла. Основываясь на исследованиях, простагландины имеют лучший 24-часовой контроль по всем параметрам, за ними следуют ингибиторы карбоангидразы, затем альфа-агонисты и, наконец, бета-блокаторы. Рассчитано перфузионное давление глаза. Важным позитивным моментом является его значительное увеличение под воздействием латанопроста во всех 24-часовых временных точках по сравнению с исходным уровнем. Пациенты с глаукомой требуют длительного применения глазных капель, поэтому они должны избегать использования препаратов
, содержащих консерванты, и особенно БАХ. Бесконсервантные препараты – лучший выбор. В этой ситуации вызывает интерес использование Монопроста (Monoprost) – бесконсервантной формы латанопроста.
Исходя из этого перспективным путем профилактики развития миопии является стимуляция увеосклерального пути оттока любыми доступными способами. А самым доступным методом стимуляции увеосклерального оттока является применение синтетических простагландинов. По мнению Г.Е. Венгер [21], использование препарата «Ксалатан», позволяет регулировать гидродинамику глаза за счет улучшения увеосклерального оттока, это в свою очередь обеспечивает снижение внутриглазного давления и уменьшение стимула к увеличению передне-заднего размера глаза. «Ксалатан» не уменьшает уровень секреции камерной влаги, а напротив, может за счет улучшения оттока способствовать более интенсивному обмену веществ в тканях глаза, что является важным для нормального развития глазного яблока у ребенка.
Цифровое напряжение глаз можно диагностировать путем комплексного обследования глаз. Тестирование может включать:
◾ историю болезни для определения любых симптомов, с которыми сталкивается пациент, и наличие общих проблем со здоровьем, принимаемых лекарств или факторов окружающей среды, которые могут способствовать появлению симптомов, связанных с использованием смартфона;
◾ измерение остроты зрения для оценки степени влияния на зрение;
◾ определение рефракции;
◾ проверку характера зрения;
◾ тесты БСГ (болезни сухого глаза).
Суммарные рекомендации пользователям смартфонов могут выглядеть так.
◾ расположение экрана смартфона – большинству людей удобнее смотреть на компьютер, когда глаза смотрят вниз. Оптимально, экран смартфона должен располагаться на 15–20 градусов ниже уровня глаз (около 10–12 см), если измерять от центра экрана, и на 50–70 см от глаз;
◾ освещение – установите экран смартфона так, чтобы избежать бликов, особенно от верхнего освещения или окон. Используйте жалюзи или шторы на окнах и замените лампочки в настольных лампах лампами меньшей мощности;
◾ используйте фильтры с блокировкой синего света;
◾ выберите удобную позу для профилактики повреждения шеи;
◾ перерывы на отдых. Во избежание усталости глаз старайтесь отдыхать при длительном использовании компьютера. Отдыхайте в течение 15 минут после двух часов непрерывного использования компьютера. Кроме того, каждые 20 минут просмотра компьютера смотрите на расстояние более 6 метров в течение 20 секунд, чтобы ваши глаза могли снова сфокусироваться (правило 20–20–20);
Для подтверждения гипотезы исследования приведем здесь исследование, проведенное на кафедре гигиены ПФ РНИМУ им. Н. И. Пирогова опросники [6] были размещены 17 декабря 2022 г. на онлайн-сервисе Google Forms. Опросники содержали информацию о частоте использования в сутки мобильных электронных устройств в обычный учебный день (привычный режим использования), жалобах на самочувствие после использования электронных устройств, наличии перерывов в работе, их частоте и продолжительности, выполнении профилактических мероприятий (проводится ли гимнастика для глаз и др.). Опрошено 518 студентов 3-го курса. Средний возраст (М ± m) опрошенных составил 20,1 ± 0,08 лет. Возрастных различий и различий в состоянии здоровья между респондентами установлено не было.
Критерии включения — студент, корректно заполненный опросник, наличие информированного согласия. Критерии исключения — другая категория респондентов, некорректно заполненный опросник, отсутствие информированного согласия.
Статистическую обработку данных проводили с использованием пакета статистического анализа Statistica 13 (StatSoft, США). Выполнена описательная статистика.
Проведенное исследование не подвергало опасности участников, соответствовало требованиям биомедицинской этики и положениям Хельсинкской декларации 2013 г., одобрено ЛЭК РНИМУ им. Н. И. Пирогова.
С помощью анкетирования получены данные о привычном использовании студентами-медиками мобильных электронных устройств. Возрастно-половых различий установлено не было.
Половина студентов отметили, что никогда не делают гимнастику для глаз или другую гимнастику во время перерывов в работе с мобильными электронными устройствами, что не соответствует гигиеническим рекомендациям, представленным в современных нормативно-методических документах.
Более 75,0 % опрошенных отметили, что во время работы держат мобильное электронное устройство очень близко к глазам, на расстоянии менее 30 см, что также не соответствует гигиеническим рекомендациям (не должно быть к лицу ближе, чем на 30 см, согласно п. 3.5.7 СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
При только местном освещении работают с мобильными электронными устройствами 9,5 % студентов, что не согласуется с гигиеническими рекомендациями (согласно п. 3.5.5, 3.5.15 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Используют общее освещение 33,4 % студентов, остальные используют смешанное освещение. В результате более 75,0 % респондентов отметили, что часто работают с мобильным электронным устройством в условиях недостаточной освещенности.
В ряде исследований было показано, что использование мобильных электронных устройств влияет на самочувствие студентов и приводит к появлению жалоб [12].
Эти жалобы можно объединить в понятии «компьютерно-зрительный синдром», который мы условно разделили на 2 набора симптомов, представленных на рисунках 1 и 2.
«Компьютерный зрительный синдром-1» включал симптомы: трудности при переводе взгляда с ближних предметов на дальние и обратно; кажущееся изменение окраски предметов; двоение видимых предметов; «мурашки» и потемнение в глазах; избыточная световая чувствительность; снижение зрительной работоспособности; зрительное утомление. Обнаружено, что наиболее часто (ответы «всегда» и «часто») после или в ходе использования мобильных электронных устройств у студентов возникают трудности при переводе взгляда с ближних предметов на дальние и обратно; кажущееся изменение окраски предметов; двоение видимых предметов; «мурашки» и потемнение в глазах; избыточная световая чувствительность; снижение зрительной работоспособности; зрительное утомление в 16,0 % случаев, и только в 38,0 % жалобы на эти симптомы не возникают никогда (рис. 3).
Рис. 3. Количество студентов, предъявляющих жалобы на компьютерный зрительный синдром-1, %
«Компьютерный зрительный синдром-2» включал симптомы: боли в области глазниц и лба; боли при движении глаз; покраснение глазных яблок; чувство песка под веками; слезотечение; резь в глазах; «сухость» глаз; жжение в глазах.
Так, после или в ходе использования мобильных электронных устройств у студентов возникают «всегда» и «часто» боли в области глазниц и лба; боли при движении глаз; покраснение глазных яблок; чувство песка под веками; слезотечение; резь в глазах; «сухость» глаз; жжение в глазах в четверти случаев, и только в 25,0 % случаев жалобы на эти симптомы не возникают никогда (рис. 4).
Рис. 4. Количество студентов, предъявляющих жалобы на компьютерный зрительный синдром-2, %
За учебный год 3-го курса (2021/22) 51,5 % опрошенных студентов отметили ухудшение остроты зрения.
Результаты изучения влияния использования мобильных электронных устройств на состояние органа зрения студентов представлены в таблице.
Согласно полученным данным, на остроту зрения у студентов в течение 2021/22 учебного года значимо (p ≤ 0,05) оказали влияние следующие факторы: использование их мобильных электронных устройств в ночное время, использование в условиях недостаточной освещенности (только при местном освещении), использование электронного устройства на расстоянии менее 30 см от глаз (табл.).
Таким образом, гигиеническое воспитание студентов должно быть выстроено с учетом обеспечения оптимального уровня освещенности, поддержания оптимального расстоянии до глаз, самостоятельного контроля времени использования мобильного электронного устройства с помощью приложения «Экранное время».
В ходе проведенного исследования были разработаны и апробированы чек-листы по охране зрения, показавшие эффективность в динамике двух месяцев проведения гигиенического воспитания. Чек-листы содержали простые, понятные и легко выполнимые рекомендации:
1. Следи за своим режимом труда и отдыха при работе с электронными устройствами: не забывай о перерывах, после работы более 45 минут делай перерыв на 5—10 минут. Поможет тебе в этом приложение «Экранное время».
2. По дороге домой постарайся не напрягать свои глаза просмотром новостной ленты или другими программами на электронных устройствах, просто выйди в офлайн на период поездки в транспорте.
3. Выполняй гимнастику для глаз — освоить ее тебе поможет приложение на гаджете, например Relaxation.
4. Держи мобильное электронное устройство на расстоянии 30 см от глаз.
5. Не используй мобильные электронные устройства, когда работаешь только при настольной лампе, включи верхний свет.
6. Не используй мобильные электронные устройства ночью
Таблица 1 - Гигиеническая оценка влияния использования мобильных электронных устройств на снижение остроты зрения в последний год у студентов, k
Факторы, связанные с режимом использования мобильных электронных устройств | Коэффициент Пирсона | |
Значение | p | |
Использование мобильных электронных устройств в ночное время | 0,72 | p ≤ 0,05 |
За сколько времени до сна прекращается использова- ние мобильных электронных устройств | 0,60 | p ≤ 0,05 |
При каком освещении (только местное) используются мобильные электронные устройства | 0,51 | p ≤ 0,05 |
На каком расстоянии от глаз используется мобильное электронное устройство | 0,60 | p ≤ 0,05 |
Как часто (сколько раз в день) проверяется время на смартфоне | 0,54 | p ≤ 0,05 |
Как часто (сколько раз в день) просматриваются соц- сети | 0,61 | p ≤ 0,05 |
Установлено ли на мобильное электронное устрой- ство и используется ли приложение «Экранное время» | 0,54 | p ≤ 0,05 |
По результатам гигиенического воспитания студентов половина из них прислушалась к рекомендациям, что привело к снижению частоты возникновения жалоб в течение двух месяцев выполнения рекомендаций. Обнаружено снижение на 10,0 % симптомов КЗС-1 и на 18,0 % симптомов КЗС-2.
Согласно данным отечественной и зарубежной литературы, влияние гаджетов на современного человека увеличилось в последнем десятилетии, и для профилактики и снижения рисков необходимо проводить профилактические мероприятия для предотвращения негативного воздействия на зрительный анализатор [13—15]. Чтобы снизить нагрузку, а в дальнейшем предупредить возможные проблемы со зрением, необходимо проводить гигиеническое воспитание обучающихся и их обучение безопасным навыкам использования электронных устройств [12; 13; 16]. Формирование полезных навыков у будущих врачей необходимо уже на этапе обучения в вузе [17—20].
Таким образом, у 62 % студентов возникают симптомы компьютерного зрительного синдрома-1, у 75 % — симптомы компьютерного зрительного синдрома-2.
Наиболее значимыми факторами, влияющими на зрение, были использование мобильных электронных устройств в ночное время, в условиях недостаточной освещенности, чтение с устройства на близком расстоянии (менее 30 см от глаз).
Разработанные нва кафедре гигиенические рекомендации показали свою эффективность уже через 2 месяца применения: снижение на 10,0 % симптомов компьютерного зрительного синдрома-1 и на 18,0 % симптомов компьютерного зрительного синдрома-2.
2.3 Рекомендации по защите зрения
Для снижения внутриглазного давления целесообразно использовать препараты, позволяющие эффективно контролировать ВГД на протяжении суток. Аналоги простагландина максимально и наиболее стабильно уменьшают ВГД в течение 24-часового цикла. Основываясь на исследованиях, простагландины имеют лучший 24-часовой контроль по всем параметрам, за ними следуют ингибиторы карбоангидразы, затем альфа-агонисты и, наконец, бета-блокаторы. Рассчитано перфузионное давление глаза. Важным позитивным моментом является его значительное увеличение под воздействием латанопроста во всех 24-часовых временных точках по сравнению с исходным уровнем. Пациенты с глаукомой требуют длительного применения глазных капель, поэтому они должны избегать использования препаратов
, содержащих консерванты, и особенно БАХ. Бесконсервантные препараты – лучший выбор. В этой ситуации вызывает интерес использование Монопроста (Monoprost) – бесконсервантной формы латанопроста.
Исходя из этого перспективным путем профилактики развития миопии является стимуляция увеосклерального пути оттока любыми доступными способами. А самым доступным методом стимуляции увеосклерального оттока является применение синтетических простагландинов. По мнению Г.Е. Венгер [21], использование препарата «Ксалатан», позволяет регулировать гидродинамику глаза за счет улучшения увеосклерального оттока, это в свою очередь обеспечивает снижение внутриглазного давления и уменьшение стимула к увеличению передне-заднего размера глаза. «Ксалатан» не уменьшает уровень секреции камерной влаги, а напротив, может за счет улучшения оттока способствовать более интенсивному обмену веществ в тканях глаза, что является важным для нормального развития глазного яблока у ребенка.
Цифровое напряжение глаз можно диагностировать путем комплексного обследования глаз. Тестирование может включать:
◾ историю болезни для определения любых симптомов, с которыми сталкивается пациент, и наличие общих проблем со здоровьем, принимаемых лекарств или факторов окружающей среды, которые могут способствовать появлению симптомов, связанных с использованием смартфона;
◾ измерение остроты зрения для оценки степени влияния на зрение;
◾ определение рефракции;
◾ проверку характера зрения;
◾ тесты БСГ (болезни сухого глаза).
Суммарные рекомендации пользователям смартфонов могут выглядеть так.
◾ расположение экрана смартфона – большинству людей удобнее смотреть на компьютер, когда глаза смотрят вниз. Оптимально, экран смартфона должен располагаться на 15–20 градусов ниже уровня глаз (около 10–12 см), если измерять от центра экрана, и на 50–70 см от глаз;
◾ освещение – установите экран смартфона так, чтобы избежать бликов, особенно от верхнего освещения или окон. Используйте жалюзи или шторы на окнах и замените лампочки в настольных лампах лампами меньшей мощности;
◾ используйте фильтры с блокировкой синего света;
◾ выберите удобную позу для профилактики повреждения шеи;
◾ перерывы на отдых. Во избежание усталости глаз старайтесь отдыхать при длительном использовании компьютера. Отдыхайте в течение 15 минут после двух часов непрерывного использования компьютера. Кроме того, каждые 20 минут просмотра компьютера смотрите на расстояние более 6 метров в течение 20 секунд, чтобы ваши глаза могли снова сфокусироваться (правило 20–20–20);