Файл: 1. Теоретические часть 4 1 Понятие и история термина гаджет 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Глаз можно назвать сложным оптическим прибором. Его основная задача — «передать» правильное изображение зрительному нерву. Глаз можно разделить на множество частей. Рассмотрим структуру глазного аппарата для лучшего понимания предметной области.

Глазное яблоко. Глазное яблоко имеет шарообразную форму, его диаметр составляет около 24 мм. Внутри него находится внутриглазная жидкость, хрусталик и стекловидное тело. Стекловидное тело ограничено тремя глазными оболочками. Плотная непрозрачная внешняя оболочка, образующая форму глаза, называется склерой. К склере крепятся 6 глазодвигательных мышц. В ней находится небольшое количество нервных окончаний и сосудов [1].

Роговица. На переднем, видимом участке склера частично покрыта конъюнктивой и переходит в прозрачную роговицу. В роговице отсутствуют кровеносные сосуды. За счет своей куполообразной формы она имеет большую преломляющую силу. Роговица входит в оптическую систему глаза. Более подробно расположение роговицы видно на рисунке 1.

Рисунок 1 – Строение глаза

Радужка. Средний слой сосудистая оболочка, содержит кровеносные сосуды, которые обеспечивают глаз кислородом. В сосудистую оболочку входит цилиарное (ресничное) тело с его ресничными поясками и радужка. Радужка— по форме похожа на круг с отверстием внутри (зрачком). Радужка состоит из мышц, при сокращении и расслаблении которых размеры зрачка меняются. Именно радужка придает глазу его цвет, в зависимости от количества пигментных клеток. Между роговицей и радужкой находится пространство — так называемая передняя камера глаза, заполненная прозрачной внутриглазной жидкостью (водянистой влагой).

Хрусталик. Роговица и внутриглазная жидкость пропускают световые лучи, которые попадают внутрь глазного яблока через зрачок. Попадание внутрь глаза лучей яркого света вызывает рефлекторное сужение отверстия зрачка. При слабом освещении зрачок расширяется. Непосредственно за зрачком находится прозрачный хрусталик, имеющий форму двояковыпуклой линзы. Хрусталик прозрачен, эластичен — может менять свою форму, почти мгновенно «наводя фокус», за счет чего человек видит хорошо и вблизи, и вдали. Вокруг него располагается кольцевая мышца. Хрусталик, как и роговица, входит в оптическую систему глаза.

Сетчатка. После того, как лучи пройдут сквозь хрусталик
, они проникают через стекловидное тело — гелеобразную прозрачную субстанцию, которая заполняет собой всю внутреннюю часть глазного яблока. В конечном итоге, лучи света попадают на внутреннюю, очень тонкую оболочку глаза — сетчатку. Сетчатка прилегает к сосудистой оболочке, но на многих участках неплотно. Именно здесь она и имеет тенденцию отслаиваться при различных заболеваниях сетчатки. Сетчатка имеет чрезвычайно сложное строение. Она состоит из фоторецепторов (они чувствительны к свету) и нервных клеток. Клетки-рецепторы, расположенные в сетчатке, делятся на два вида: колбочки и палочки. Палочки обладают высокой светочувствительностью и позволяют видеть при плохом освещении, также они отвечают за периферическое зрение. Колбочки, наоборот, требуют для своей работы большего количества света, но именно они позволяют разглядеть мелкие детали (отвечают за центральное зрение), дают возможность различать цвета. Наибольшее скопление колбочек находится в центральной ямке (макуле), отвечающей за самую высокую остроту зрения.

Зрительный нерв. В палочках и колбочках, вырабатывающих фермент родопсин, происходит преобразование энергии света (фотонов) в электрическую энергию нервной ткани, т.е. фотохимическая реакция. Возбуждение проводится по отросткам нейронов, образующих зрительный нерв. По нему сигналы от нервных окончаний передаются в головной мозг.

Следовательно, необходимо вовремя и правильно подбирать лечение, для сохранения зрения.

Существует множество заболеваний и дефектов зрения, осложняющих нормальное восприятие информации и ухудшающих качество жизни.

Многие заболевания глаз не имеют ранних симптомов. Они могут быть безболезненными, и вы можете не видеть никаких изменений в своем зрении, пока болезнь не станет достаточно прогрессирующей.

Единственный лучший способ защитить ваше зрение регулярные профессиональные обследования глаз. Однако, при возникновении каких-либо симптомов лучше проконсультироваться со специалистом [2].

Заболевания глаз представлены в алфавитном порядке. Возрастная дегенерация макулы – это заболевание, которое поражает центральную часть сетчатки, макулу, и как следует из названия, эта болезнь прогрессирует с возрастом пациента.

Выпуклые глаза, или проптоз, возникают, когда один или оба глаза выступают из глазниц из-за повреждения, такого как отек мышц, жира и тканей позади глаза.


Катаракта дегенеративная форма заболевания глаз, при которой хрусталик постепенно становится непрозрачным, а зрение затуманивается.



ЦМВ-ретинит серьезная инфекция сетчатки, которая часто поражает людей с синдромом приобретенного иммунодефицита и может также поражать людей с другими иммунными нарушениями [3].

Диабетический макулярный отёк (эдема) происходит, когда жидкость и белковые отложения накапливаются на макуле или под макулой глаза (жёлтое пятно в центральной части сетчатки) и заставляет её утолщаться и набухать(отёк). Набухание может привести к искажению центрального поля зрения человека, так как пятно располагается рядом с центром сетчатки в задней части глазного яблока. Эта область содержит набор плотно упакованных колбочек, которые обеспечивают резкое, четкое центральное поле зрение, чтобы дать возможность человеку увидеть детали, форму, и цвет объекта, который находится непосредственно в направлении взгляда [4].

Глаукома возникает, когда накопление жидкости в глазу создает давление, повреждая зрительный нерв.

Кератоконус — дегенеративное невоспалительное заболевание глаза, при котором роговица истончается и принимает коническую форму. Кератоконус может привести к серьёзному ухудшению зрения. Обычно известное как ленивый глаз, амблиопия плохое зрение, которое не поддается коррекцией очками или линзами [5].

Глазная гипертензия – это повышение давления в глазу, превышающее диапазон, который считается нормальным.

Отслоение сетчатки – патологический процесс, сопровождающийся отделением сетчатой оболочки глаза от его сосудистой оболочки [6].

Увеит представляет собой воспаление сосудистой оболочки глаза (увеального тракта) [7].
1.3 Влияние технологий цифрового обучения на функциональные ответы организма: анализ литературы

Федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда» направлен на «создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы». Вполне вероятно, что Правительство РФ реально выполнит технологическое обеспечение всех учебных заведений страны за период внедрения проекта до 2025 года.


Технические ресурсы в области цифровых технологий обучения в настоящее время разработаны в огромном количестве [25], но проблема сегодняшнего дня – их доступность, методика использования и компетентность пользователей в аспекте безопасности для здоровья обучающихся.

Разнонаправленность результатов исследований о влиянии инновационных технологий на организм обучающихся вызывает в последние годы в отечественной и зарубежной литературе широкую дискуссию относительно целесообразности масштабной цифровизации образовательной среды [9]. Актуален вопрос о реальной готовности педагогического сообщества к масштабным преобразованиям в образовательном пространстве [33]. Не вызывает сомнения, что для эффективного использования цифровых технологий обучения педагог должен владеть не только «компетенциями цифровой грамотности», но и грамотно применять знания в области оперативной оценки и профилактики неблагоприятных состояний обучающихся (например, утомления), вызванных часто неконтролируемым или нерегламентированным использованием гаджетов. Известно, что практически во всех современных программах профессиональной подготовки учителей существенно снижен объем или даже отсутствуют учебные дисциплины, формирующие целевую здоровьесберегающую компетентность.

Результаты оценки эффективности использования цифровых технологий обучения весьма противоречивы. Так, эффект применения планшетов во время обучения выражен в повышении мотивации обучающихся, но в снижении устойчивости внимания [3].

Малочисленны исследования, в которых представлены способы деятельности учителя (технологии, методики), направленные на облегчение самостоятельной учебной деятельности учащихся в условиях цифрового обучения [3]. Сомнительны варианты цифрового образования, полученного в формате саморегулирующегося сообщества, поддерживающегося полностью в онлайн-среде. Однако, по мнению сторонников данного подхода [4], такие сообщества обеспечивают разнообразие полезных результатов обучения при условии автономной деятельности обучающихся.

В то же время разнонаправленность результатов исследований о влиянии цифровых технологий на организм обучающихся вызывает в последние годы в отечественной и зарубежной литературе широкую дискуссию относительно целесообразности масштабной цифровизации образовательной среды [4].

Выделим два основных, согласно литературе, направления влияния цифровизации на организм человека.


Позитивный вектор влияния цифровых технологий на успешность обучения и организм обучающихся

В исследованиях ряда отечественных и зарубежных авторов показано, что использование технологий цифрового обучения повышает эффективность образовательного процесса в целом и является абсолютно необходимым в условиях изоляции [5; 7; 26]. Например, отмечена эффективность цифровой технологии – геймификации обучения, выраженная в простоте ее использования, интерактивности, организации деятельности в «зоне ближайшего развития», оперативности контроля и обратной связи деятельности обучающихся [22]. Однако важно дифференцировать типы игр, содержание которых чаще активизирует симпатическую вегетативную реакцию [27].

В исследованиях российских ученых показано благоприятное воздействие цифровых технологий на психоэмоциональное состояние и работоспособность организма обучающихся, активацию их умственной деятельности, повышение учебной мотивации и самостоятельности [1; 21], что особенно важно для детей, имеющих низкий исходный уровень работоспособности и низкую мотивацию к учебной деятельности. Современные интерактивные технологии вносят в процесс обучения яркие трехмерные образы, добавляют взаимодействие и игровой элемент, развивают творческие способности, пространственное воображение и навыки проектной деятельности [7].

Одним из эффективных способов применения гаджетов в образовании является использование технологии дополненной реальности. Дополненная реальность (Augmented Reality, AR, англ. – расширенная реальность) – область применения компьютерных технологий с новым подходом к познанию. Наглядность, информационная полнота и интерактивность технологии дополненной реальности определяют ее преимущества относительно традиционных методов обучения [7]. На возможность эффективно использовать интерес школьников к мобильным устройствам, взаимодействовать с гаджетами Я. Е. Сергиевская приводит пример личного использования мобильного приложения iLab [19]. Это приложение способствует повышению успеваемости обучающихся, экономит время педагога при подготовке урока и дает новый взгляд на обычные школьные уроки. Эффективность интеграции новых технологий электронного обучения в преподавании иностранных языков подтверждается в исследовании [29]. Цифровой образовательный контент, представленный в виде анимационных рисунков, на уроках математики повышает уровень понимания и усвоения знаний, устраняет вычислительные трудности, обеспечивает организацию самопроверки знаний учащихся, в целом позволяет добиваться более высоких образовательных результатов [14]. Более того, гаджеты все активнее начинают использовать и во внеучебной деятельности [15].