Файл: Оссийской федерации филиал.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
М
ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Р
ОССИЙСКОЙ
Ф
ЕДЕРАЦИИ
Ф
ИЛИАЛ
К
УБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
В Г
.
С
ЛАВЯНСКЕ
-
НА

УБАНИ
Кафедра общей и профессиональной педагогики
Л. Н. АЛЕХИНА
ФОРМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Методические материалы
к изучению дисциплины и организации самостоятельной работы
студентов 3-го курса бакалавриата,
обучающихся по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое)
образование (профиль подготовки – Логопедия)
очной и заочной форм обучения
Славянск-на-Кубани
Филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани
2018

2
ББК 74.57
Ф796
Рекомендовано к печати кафедрой общей и профессиональной педагогики филиала
Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани
Протокол № 3 от 29.11.2017 г.
Рецензент:
Кандидат педагогических наук, доцент
М. Р. Морозов
Ф796
Алехина Л. Н.
Формы логопедической работы : методические материалы к изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов 3-го курса бакалавриата, обучающихся по направлению
44.03.03
Специальное
(дефектологическое) образование(профиль подготовки – Логопедия) очной и заочной форм обучения / Л. Н. Алехина. – Славянск-на-Кубани : Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2018. – 42 с. 1 экз.
Методические материалы составлены в соответствии с ФГОС высшего образования, учебным планом и учебной программой курса, содержат методические рекомендации к организации процессов освоения дисциплины, к изучению теоретической и практической части, самостоятельной работе студентов, а также по подготовке к промежуточной аттестации.
Издание адресовано студентам 3-го курса бакалавриата, обучающимся по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование(профиль подготовки – Логопедия) очной и заочной форм обучения.
Электронная версия издания размещена в электронной информационно- образовательной среде филиала и доступна обучающимся из любой точки доступа к информационно-коммуникационной сети «Интернет».
ББК 74.57
© Филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани, 2018

3
Оглавление
1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................ 5
1.1 Цель освоения дисциплины ............................................................................................ 5
1.2 Задачи дисциплины .......................................................................................................... 5
1.3 Место дисциплины в структуре образовательной программы ............................... 5
1.4 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с
планируемыми результатами освоения образовательной программы ....................... 6
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ .......................................................... 7
2.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ ..................................... 7
2.2 Структура дисциплины ................................................................................................... 7
2.3 Содержание разделов дисциплины ............................................................................... 8
2.3.1 Занятия лекционного типа ........................................................................................... 8
2.3.2 Занятия семинарского типа ....................................................................................... 13
2.3.3 Лабораторные занятия................................................................................................ 17
2.3.4 Примерная тематика курсовых работ ..................................................................... 18
2.4 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
обучающихся по дисциплине .............................................................................................. 18
3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ........................................................................... 20
3.1 Образовательные технологии при проведении лекций .......................................... 20
3.2 Образовательные технологии при проведении практических занятий .............. 21
3.3 Образовательные технологии при проведении лабораторных занятий .............. 22
4 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ................................................................................. 22
4.1 Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля ............................. 22
4.1.1 Примерные вопросы для устного опроса ................................................................ 23
4.1.2 Примерные задания контрольных работ ................................................................ 24
4.1.3 Примерные тестовые задания для текущей аттестации ...................................... 24
4.1.4 Примерные задания для самостоятельной работы обучающихся ..................... 26
4.2 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации............... 27
4.2.1 Вопросы для подготовки к экзамену ....................................................................... 28
4.2.2 Практические задачи для подготовки к экзамену ................................................ 29
4.2.3 Макет билета................................................................................................................. 31
5 ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,
НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................... 32
5.1 Основная литература: .................................................................................................... 32
5.2 Дополнительная литература: ....................................................................................... 33
5.3 Периодические издания: ................................................................................................ 34
6 ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ
СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ......... 34
7 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ
ДИСЦИПЛИНЫ ....................................................................................................................... 36
8 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ... 38
8.1 Перечень информационных технологий .................................................................... 39
8.2 Перечень необходимого программного обеспечения ............................................... 39
8.3 Перечень информационных справочных систем ..................................................... 39


4
9 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ
БАЗА,
НЕОБХОДИМАЯ
ДЛЯ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ .... 40

5
1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Цель освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Формы логопедической работы» является формирование готовности обучающихся к осуществлению индивидуальных и фронтальных форм логопедической работы с детьми, подростками и взрослыми с речевыми нарушениями, формирование компетенции ПК-2 (готовностью к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты).
1.2 Задачи дисциплины
Изучение дисциплины «Формы логопедической работы» направлено на формирование у студентов следующей компетенции: ПК-2 – готовностью к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты. В соответствии с этим ставятся следующие задачи дисциплины:
- формирование системы знаний и представлений об основных формах индивидуальной и фронтальной работы в области коррекционного логопедического воздействия;
- обучение основам использования различных форм логопедической работы в процессе коррекционно-компенсаторного воздействия;
- овладение обучающимися умениями правильно планировать и грамотно организовывать свою и чужую деятельность в процессе использования необходимых форм логопедической работы;
- обучение умению применять необходимые формы логопедической работы в соответствии с поставленными целями, задачами, содержанием коррекционного воздействия, особенностями развития детей с ОВЗ, с которыми ведется работа.
1.3 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Формы логопедической работы» относится к числу обязательных дисциплин вариативной части профессионального цикла дисциплин.
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Общая и специальная психология», «Общая и специальная педагогика», «Логопедия».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Методики обучения детей с


6 нарушениями речи», а также для прохождения всех видов производственных практик и успешной подготовки к итоговой государственной аттестации.
1.4 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной
программы
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование профессиональной компетенции (ПК): ПК-2 – готовностью к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты.
№ п.п.
Ин- декс ком- пе- тен- ции
Содержание компетенции
(или её части)
В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны
знать
уметь
владеть
1.
ПК-2 готовностью к организации коррекцион- но- развивающей образователь- ной среды, выбору и ис- пользованию методическо- го и техниче- ского обеспе- чения, осуще- ствлению коррекцион- но- педагогиче- ской деятель- ности в орга- низациях об- разования, здравоохране- ния и соци- альной защи- ты необходимые принципы и особенности организации и содержания ос- новных форм работы в учре- ждениях, рабо- тающих с ли- цами с ОВЗ в сферах образо- вания, здраво- охранения и социальной защиты планировать и организовы- вать индиви- дуальную и фронтальную коррекцион- ную логопе- дическую ра- боту, разраба- тывать и ап- робировать основные ти- пы коррекци- онных заня- тий с исполь- зованием ин- дивидуальных и фронталь- ных форм ло- гопедической работы навыками от- бора дидак- тического ма- териала и ме- тодик, спо- собностью разрабаты- вать и реали- зовывать планы кор- рекционных занятий с ис- пользованием основных форм логопе- дической ра- боты

7
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 6 зач. ед. (216 часов), их распределение по видам работ представлено в таблице (для студентов
ОФО).
Вид учебной работы
Всего часов
Семестры
(часы)
5
Контактная работа, в том числе:
Аудиторные занятия (всего):
100
100
Занятия лекционного типа
40 40
Занятия семинарского типа (семинары, практические занятия)
50 50
Лабораторные занятия
10 10
Иная контактная работа:
Контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6
Промежуточная аттестация (ИКР)
0,3 0,3
Самостоятельная работа, в том числе:
Курсовая работа
-
-
Проработка учебного (теоретического) материала
40 40
Выполнение индивидуальных заданий (подготовка к устному опросу, выполнение практических заданий, подготовка к контрольной работе)
24 24
Подготовка к текущему контролю
10 10
Контроль:
Подготовка к экзамену
35,7 35,7
Общая трудоемкость
час.
216
216
в
том
числе
контактная работа
106,3
106,3
зач. ед
6
6
2.2 Структура дисциплины
Распределение видов учебной работы и их трудоемкости по разделам дисциплины.
Разделы дисциплины, изучаемые в 5 семестре (очная форма)

Наименование разделов
Всего
Количество часов
Аудиторная работа
Внеауди
торная
работа


8
ЛК
ПЗ
ЛР
СР
1 2
3 4
5 6
8 5 семестр
1
Логопедическое воздействие и его сущность
42 10 12 2
18 2
Индивидуальные формы логопедической работы
42 10 12 2
18 3
Фронтальные и подгрупповые формы логопедического воздействия
48 10 14 4
20 4
Направления и формы организации логопедического воздействия в организациях образования и здравоохранения
42 10 12 2
18
Итого по дисциплине
40
50
10
74
Примечание: ЛК – лекции, ПЗ – практические занятия / семинары, ЛР – лабораторные занятия, СР – самостоятельная работа.
2.3 Содержание разделов дисциплины
2.3.1 Занятия лекционного типа

Наименование раздела
Содержание раздела
Форма текущего контроля
1 2
3 4
1. Логопедическое воздействие и его сущность
Объект, предмет, цель и задачи
логопедического
воздействия.
Основополагающие
принципы
логопедического воздействия. Методы,
приемы и средства логопедического
воздействия
Сущность логопедического воздействия.
Объект, предмет, цель и задачи логопедического воздействия.
Эффективность логопедического воздействия.
Основополагающие принципы логопедического воздействия.
Общедидактические принципы: принцип научности, индивидуального подхода, доступности, системности и последовательности, сознательности и
Т, У

9 активности, наглядности, прочности результатов обучения.
Специальные логодидактические принципы: онтогенетического подхода, обходного пути.
Методы, приемы и средства логопедического воздействия. Сущность и примеры словесных, наглядных и практических методов логопедического воздействия.
Занятие
как
наиболее
распространенная форма организации
логопедической работы
Основные формы организации логопедической работы. Занятие как форма организации логопедической работы. Содержание логопедического занятия.
Структура логопедического занятия.
Характеристика его основных этапов.
Типы оргмоментов, их основная содержательная характеристика.
Подведение итогов занятия. Основная часть занятия.
Коррекционно-образовательные, развивающие и воспитательные цели логопедического занятия. Взаимосвязь и взаимообусловленность целей логопедического занятия.
2. Индивидуальные формы логопедической работы
Индивидуальные
формы
логопедической
работы.
Основные
цели,
задачи
использования.
Возможности
применения
в
коррекционном процессе
Направления индивидуального логопедического воздействия. Система планирования и проведения индивидуальных логопедических занятий с детьми. Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
Общая характеристика индивидуальной формы логопедического воздействия.
Основные цели и задачи использования
Т, У


10 индивидуальной формы логопедического воздействия.
Индивидуальные карты развития детей.
Интерпретация результатов комплексного психолого- логопедического обследования.
Направления индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения речи: формирование правильного звукопроизношения, воздушной струи, развитие фонематического слуха, мелкой и артикуляционной моторики, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, связной речи.
Основные
методы
и
приемы
воздействия
при
организации
индивидуальной
коррекционной
помощи
Тема, цель, задачи, оборудование индивидуального логопедического занятия.
Этапы индивидуального логопедического занятия.
Организационный этап: значение, варианты, содержание. Основная часть: виды заданий по реализации поставленных задач. Итог занятия: значение, варианты, содержание.
Особенности индивидуального логопедического занятия в зависимости от этапа коррекционной работы
(постановки звука, автоматизации, дифференциации).
Особенности построения индивидуального занятия в зависимости от вида речевого нарушения: дислалии, дизартрии, ринолалии.
Специфика индивидуальной работы в различных типах учреждений для детей с речевой патологией.
Требования к отбору дидактического и речевого материала: наглядность, целесообразность, соответствие возрасту и нарушению. Принцип научности, коммуникативной направленности,

11 единства в развитии мышления и речи, посильности, активности, сознательности, деятельностный принцип. Анализ и разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ с учетом конкретного речевого нарушения.
3. Фронтальные и подгрупповые формы логопедического воздействия