Файл: Оссийской федерации филиал.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.1 Образовательные технологии при проведении лекций

Тема занятия
Виды применяемых образовательных технологий
Количество часов
1
Логопедическое воздействие и его сущность
Аудиовизуальная технология, проблемное обучение, эвристическая технология
10

21 2
Индивидуальные формы логопедической работы
Аудиовизуальная технология, проблемное обучение, презентационная технология*
8 2*
3
Фронтальные и подгрупповые формы логопедического воздействия
Аудиовизуальная технология, проблемное обучение, лекция-дискуссия с привлечением специалиста*
6*
4
Направления и формы организации логопедического воздействия в организациях образования и здравоохранения
Аудиовизуальная технология, эвристическая технология, коммуникативно- деятельностная технология
10
ИТОГО:
40
В т. ч. интерактивное обучение *
8*
3.2 Образовательные технологии при проведении практических
занятий

Тема занятия
Виды применяемых образовательных технологий
Количество часов
1.
Логопедическое воздействие и его сущность
Индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов, коммуникативно- деятельностная технология
12 2.
Индивидуальные формы логопедической работы
Коммуникативно- деятельностная технология, имитационная
(игровая) технология*, работа в микро-группах*
6 6*
3.
Фронтальные и подгрупповые формы логопедического воздействия
Индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов, имитационная
(игровая) технология*, работа в микро-группах*
4 10*
4.
Направления и формы организации логопедического воздействия в
Индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов, проблемное обучение,
8 4*

22 организациях образования и здравоохранения семинар в форме круглого стола*
ИТОГО:
50
В т. ч. интерактивное обучение*
20*
3.3 Образовательные технологии при проведении лабораторных
занятий

Тема занятия
Виды применяемых образовательных технологий
Количество часов
1.
Логопедическое воздействие и его сущность
Индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов
2 2.
Индивидуальные формы логопедической работы
Имитационная
(игровая) технология*
2*
3.
Фронтальные и подгрупповые формы логопедического воздействия
Имитационная
(игровая) технология*, работа в микро-группах*, индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов
2*
2 4.
Направления и формы организации логопедического воздействия в организациях образования и здравоохранения
Индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов
2
ИТОГО:
10
В т. ч. интерактивное обучение*
4*
4 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
4.1 Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля

Наименование раздела
Виды оцениваемых работ
Максимальное кол-во баллов
1 2
3 4
5 семестр
1 Логопедическое воздействие и его сущность
Аудиторная контрольная работа
«Методы логопедического воздействия»
6 4


23
Устный опрос
Выполнение практических заданий
10 2 Индивидуальные формы логопедической работы
Аудиторная контрольная работа
«Индивидуальные формы логопедической работы»
Устный опрос
Выполнение практических заданий
6 4
10 3 Фронтальные и подгрупповые формы логопедического воздействия
Аудиторная контрольная работа
«Фронтальные формы логопедической работы»
Устный опрос
Выполнение практических заданий
4 2
8 4 Направления и формы организации логопедического воздействия в организациях образования и здравоохранения
Устный опрос
Выполнение практических заданий
2 4
5
Компьютерное тестирование
(текущая аттестация)
40
ВСЕГО
100
4.1.1 Примерные вопросы для устного опроса
1. Что представляет собой оргмомент логопедического занятия?
2. Перечислите виды оргмоментов логопедического занятия, назовите традиционные и нетрадиционные оргмоменты.
3. Охарактеризуйте физминутку на логопедическом занятии, назовите цели и задачи физминуток.
4. Раскройте классификацию физминуток.
5. Назовите цели и задачи пальчиковой гимнастики на логопедическом занятии.
6. Какова роль развития мелкой моторики в процессе логопедического воздействия?
7. Назовите и охарактеризуйте виды пальчиковой гимнастики.
8. Расскажите о роли игровой деятельности в структуре логопедического воздействия.
9. Представьте одну из классификаций игр.
10. Охарактеризуйте дидактическую игру как эффективное средство

24 логопедического воздействия.
11.
Назовите принципы организации фронтальных форм логопедической работы.
12. Каковы цели, задачи и виды фронтальной логопедической работы в зависимости от структуры речевого нарушения?
4.1.2 Примерные задания контрольных работ
Контрольная работа № 1. Методы логопедического воздействия
Задание 1. Охарактеризуйте процесс логопедического воздействия с точки зрения его отнесенности к общепедагогическим и коррекционным процессам.
Задание 2. Дать представление о классификации методов логопедического воздействия.
Задание 3. Рассмотреть одну группу методов логопедического воздействия более подробно, привести пример практического применения какого-либо метода из указанной группы на занятии.
Контрольная работа № 2. Индивидуальные формы логопедической
работы
Задание 1. Перечислить индивидуальные формы логопедической работы.
Задание 2. Обосновать структуру индивидуального логопедического занятия (тип занятия по выбору студента).
Задание 3. Раскрыть содержание двух этапов занятия (по выбору студента).
Контрольная работа № 3. Фронтальные формы логопедической
работы
Задание 1. Перечислить фронтальные формы логопедической работы.
Задание 2. Обосновать структуру фронтального логопедического занятия (тип занятия по выбору студента).
Задание 3. Раскрыть содержание двух этапов занятия (по выбору студента).
4.1.3 Примерные тестовые задания для текущей аттестации
1. Логопедическое занятие, в процессе которого все дети выполняют одновременно одну и ту же работу, называется (один ответ):
1) фронтальным;
2) подгрупповым;
3) индивидуальным;
4) контрольным.
2.
Наглядный материал, использующийся на фронтальном


25 логопедическом занятии, должен соответствовать (один ответ):
1) интересам ребенка;
2) эмоциональному состоянию детей;
3) задачам логопедического занятия;
4) художественному вкусу логопеда.
3. Планирование индивидуальной работы в детском саду разрабатывается (один ответ):
1) на три месяца;
2) на учебный год;
3) на шесть месяцев.
4. Структура логопедического обследования определяется (один ответ):
1) руководителем образовательного учреждения;
2) желанием логопеда;
3) методическими рекомендациями.
5. Фонематический слух в норме у детей формируется (один ответ):
1) к 1 году 7 месяцам;
2) к 5 годам;
3) к 3 годам.
6. Педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания лиц с нарушением речи (один ответ):
1) логопедическая работа;
2) логопедический процесс;
3) логопедическое воздействие.
7. Процесс усвоения определенных знаний, умений и навыков под руководством логопеда, включающий основную познавательную деятельность детей (один ответ):
1) воспитание детей с нарушениями речи;
2) обучение детей с нарушениями речи;
3) логопедическое воздействие;
4) профилактика речевых нарушений.
8. Процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности ребенка с нарушением речи в соответствии с потребностями общества (один ответ):
1) воспитание детей с нарушениями речи;
2) логопедическое воздействие;
3) обучение детей с нарушениями речи;

26 4) профилактика речевых нарушений.
9. Процесс исправления речевых нарушений, преодоления речевых нарушений называется (один ответ):
1) коррекцией;
2) реабилитацией;
3) компенсацией;
4) профилактикой.
10. Совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение речевой функции и предупреждение речевых нарушений (один ответ):
1) воспитание детей с нарушениями речи;
2) обучение детей с нарушениями речи;
3) логопедическое воздействие;
4) профилактика речевых нарушений.
4.1.4 Примерные
задания
для
самостоятельной
работы
обучающихся
1. Предложить для обсуждения 3-4 варианта заданий, представляющих один из методов логопедического воздействия.
2. Разработать конспект логопедического занятия (форма, тип и тема по выбору студента).
3. Разработать комплекс целей к нескольким индивидуальным логопедическим занятиям (тема по выбору).
4.
Разработать и апробировать конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения (этап работы над звуком по выбору).
5. Разработать и апробировать конспект фронтального логопедического занятия (тип и тема занятия по выбору).
6. Подготовить наглядный материал (тип наглядности и тема занятия по выбору); подготовить речевой материал (выбрать тему и конкретный звук); подготовить дидактический материал (назначение, тип и тема занятия по выбору).
7. Разработать годовой и перспективный планы работы логопеда на дошкольном логопункте.


27
4.2 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной
аттестации
Обучающиеся обязаны сдать экзамен в соответствии с расписанием и учебным планом. Экзамен по дисциплине преследует цель оценить сформированность требуемых компетенций, работу обучающегося за курс, получение теоретических знаний, их прочность, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение применять полученные знания для решения практических задач.
Экзамен проводится в устной форме по билетам. Каждый билет содержит один теоретический вопрос и одну задачу. Экзаменатор имеет право задавать обучающимся дополнительные вопросы по всей учебной программе дисциплины. Время проведения экзамена устанавливается нормами времени. Результат сдачи экзамена заносится преподавателем в экзаменационную ведомость и зачетную книжку.
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся:
- полно раскрыл содержание материала в области, предусмотренной программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно использовал терминологию;
- показал умения иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами из практики;
- продемонстрировал усвоение изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость знаний;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов, как на билет, гак и на дополнительные вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется, если:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие методического содержания ответа;
- допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправление по замечанию преподавателя;
- допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленных по замечанию преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, выкладках, рассуждениях, исправленных после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного методического материала;
- обнаружено незнание и непонимание студентом большей или


28 наиболее важной части дисциплины;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в использовании и применении наглядных пособий, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя;
- допущены ошибки в освещении основополагающих вопросов дисциплины.
4.2.1 Вопросы для подготовки к экзамену
1. Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в логопедических группах дошкольных образовательных учреждений. Содержание подготовки логопеда к проведению логопедического занятия.
2. Виды дидактического материала на логопедическом занятии, его роль в организации процесса речевого развития. Основные требования, предъявляемые к подбору дидактического материала.
3. Виды наглядного материала, используемого логопедом, цели и задачи использования различных видов наглядного материала на логопедическом занятии.
4. Функции физминуток в структуре логопедического занятия. Виды физминуток.
5. Дидактическая игра как средство коррекционно-развивающего процесса логопедического воздействия. Структура, содержание и функции дидактических игр.
6. Дидактическая классификация логопедических занятий.
7.
Классификации дидактических игр, используемых на логопедических занятиях.
8. Классификация логопедических занятий по формам и типам в соответствии с целями и этапами коррекции речи.
9. Логопедическое воздействие и его эффективность. Основные принципы логопедического воздействия.
10. Логопедическое занятие как основная форма организации коррекционно-речевого процесса в образовательном учреждении.
Содержание и виды занятий.
11. Общедидактические и специфические принципы логопедического воздействия.
12. Организационный момент логопедического занятия и его роль в структуре последнего.
13. Организация и проведение анализа фронтального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения, развитию лексико- грамматических средств языка или развитию связной речи. Принципы анализа фронтального логопедического занятия.
14. Основные цели и задачи логопедических занятий (по Филичевой
Т.Б. и Чиркиной Г.В.).
15. Речевой материал, виды речевого материала. Подбор речевого

29 материала к занятию.
16. Содержание и виды двигательно-речевых физминуток в структуре логопедического занятия.
Пальчиковая гимнастика в структуре логопедического занятия.
17. Содержание и структура индивидуальных занятий на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения: артикуляционная гимнастика, развитие фонематического восприятия, формирование воздушной струи, развитие мелкой моторики.
18. Содержание и структура индивидуальных занятий на этапе автоматизации и дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи.
19. Содержание и структура индивидуальных занятий на этапе постановки звуков: опорные звуки для постановки звуков, игровые приёмы постановки звуков, приёмы на закрепление изолированного произнесения поставленного звука, приёмы для развития фонематического восприятия на этапе постановки звуков.
20. Содержание и структура фронтального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения.
21. Содержание и структура фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи.
22. Содержание и структура фронтального логопедического занятия по развитию связной речи.
23. Характеристика основных методов логопедического воздействия.
24. Характеристика подражательных, физкультурно-спортивных и танцевально-ритмических физминуток логопедического занятия.
25. Цели, задачи и виды фронтальной логопедической работы в зависимости от структуры речевого нарушения.
26. Игровой метод в развитии речи дошкольника.
27. Овладение различными способами формирования лексико- грамматических средств языка. Требования к отбору лексического материала для занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на различных этапах работы.
28. Цели, задачи и виды фронтальной логопедической работы в зависимости от структуры речевого нарушения.
29. Содержание и виды оздоровительно-гигиенических физминуток в структуре логопедического занятия. Дыхательная гимнастика в структуре логопедического занятия.
30. Типы организационных моментов логопедических занятий, их функции и примеры их проведения.
4.2.2 Практические задачи для подготовки к экзамену
1. Предложите тему логопедического занятия по развитию лексико- грамматических навыков ребенка. Проведите тематическую пальчиковую