Файл: 1 Теоретические аспекты права несовершеннолетних на социальную поддержку 6.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 584
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1 Теоретические аспекты права несовершеннолетних на социальную
поддержку 6
1.1 Понятие и сущность социальной поддержки 6
1.2 Несовершеннолетний как субъект права на социальное
обеспечение 9
1.3 Основные функции Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации 14
2 Анализ функций и форм деятельности социальной защиты
осуществляемый по несовершеннолетним на примере
ГБУ РБ Юго-Восточный МЦ «Семья» 17
2.1 Общая характеристика ГБУ РБ Юго-Восточный МЦ «Семья» 17
2.2 Основные программы социальной поддержки
несовершеннолетних ГБУ РБ Юго-Восточный МЦ «Семья» 29
2.3 Проблемные аспекты и совершенствование законодательства
в сфере социальной защиты несовершеннолетних 35
Заключение 41
Список источников и литературы 44
Приложения 50
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права. Социальное обслуживание населения – это важное направление социального государства, так как выступает гарантией реализации социальных прав граждан, которые предусмотрены Конституцией РФ, а также федеральным и региональным законодательством. Органы государственной власти в РФ уделяют серьезное внимание организации и правовому обеспечению социального обслуживания отдельных категорий граждан, которые нуждаются в социальной поддержке государства.
Актуальность исследования обусловлена тем, что важную роль по защите прав несовершеннолетних играет фактическая реализация социальной защиты несовершеннолетних.
Объектом исследования являются деятельность ГБУ РБ Юго-Восточный МЦ «Семья» как одной из форм органов социальной защиты.
Предмет – организация социальной поддержки несовершеннолетних в ГБУ РБ Юго-Восточный МЦ «Семья».
Целью исследования является анализ социальной защиты несовершеннолетних.
Для достижения данной цели следует поставить задачи:
- рассмотреть понятие и сущность социальной поддержки;
- представить несовершеннолетнего как субъект права на социальное обеспечение;
- рассмотреть основные функции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;
- дать общую характеристику ГБУ РБ Юго-Восточный МЦ «Семья»;
- изучить основные программы социальной поддержки несовершеннолетних ГБУ РБ Юго-Восточный МЦ «Семья»;
- выявить проблемные аспекты и совершенствование законодательства в сфере социальной защиты несовершеннолетних.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Социальные проблемы семьи и детей рассмотрены в работах А.И. Антонова, Е.Б. Бреевой, С.В. Дармодехина, Е.И. Холостовой, Т.И. Шульга и др.
Методологическую базу исследования составили общенаучные и специальные методы явления и процессов: сравнительный, логический метод, статистический, анализ и синтез документов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
НА СОЦИАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ
1.1 Понятие и сущность социальной поддержки
Термин «социальная поддержка» появился в общественно-политической практике в РФ еще в начале 90-х годов ХХ века. Принятие указа Президента РФ от 26 декабря 1991 года № 328 «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году» позволило образовать республиканский и территориальный фонды социальной поддержки населения, средства которого расходовались органами социальной защиты населения на оказание материальной помощи нуждающимся (лицам, имеющим среднедушевой совокупный доход ниже установленного прожиточного минимума), улучшение социального обслуживания и др. Фонды социальной поддержки рассматривались в качестве дополнительных (резервных) источников финансирования мероприятий по социальной защите.1
Социальная защита представляет собой систему законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоя- преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку во всех формах. Социальная поддержка-это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных категорий граждан в кризисной ситуации.
На сегодняшний день сложились следующие подходы к определению понятия «социальной поддержки»: социальная поддержка-система мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшимся в тяжелом экономическом положении (частично или полностью безработные, учащаяся молодежь и др.), путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения, права защиты и введения иных льгот. Социальная поддержка сводится к оказанию помощи и, т.о., отождествляется с термином «социальная помощь»; социальная поддержка-деятельность, направленная на активизацию собственных сил и возможностей человека или группы по изменению своего материального и имущественного положения. Часто социальная поддержка рассматривается как нематериальный, информационный ресурс (содействие в поиске работы, трудоустройстве, получении профессии, обучении, поиску способов по выходу из сложившейся трудной жизненной ситуации и т.п.).
Осуществление государственными органами и учреждениями своей деятельности по реализации семейной политики в России было обеспечено теми принципами, которые в силу своей значимости получили законодательное закрепление в Указе Президента РФ от 14.05.1996 № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». Некоторые из этих принципов можно включить в систему принципов организации социальной поддержки молодых семей.
Программно-целевой подход в организации и осуществлении социальной поддержки молодых семей позволяет государству оптимизировать свои задачи в этом направлении, наиболее рационально использовать имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы по возможности учесть все важнейшие потребности молодых семей, проблемы, связанные с их удовлетворением, и решать эти проблемы комплексно. Разработка и реализация целевых программ становится, таким образом, инструментом социально-демо-графической политики созданных на его основе и с учетом специфики местных условий региональных целевых программ позволила бы, по нашему мнению, улучшить демографическую и социально-экономическую ситуацию в России, повысить качество жизни населения, обеспечить рост социального оптимизма.2
Социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.
Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
Социальная защита населения в широком смысле слова – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований.
Характерным для современного этапа является быстрое развитие методологии и методики социальной защиты населения, что имеет важнейшее практическое и теоретическое значение. Необходимо отметить, что под методологией социальной защиты понимается система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие, а под методикой – совокупность приемов, методов исследования и операций практического и теоретического освоения социальной защиты населения как системы.
Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:3
– социальное обеспечение;
– социальное страхование;
– социальную поддержку (помощь).
Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.
Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.
Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.
Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим:4
1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;
2) оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;
3) содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.
Итак, одним из элементов социальной защиты населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях.
1.2. Несовершеннолетний как субъект
права на социальное обеспечение
Социальные права ребенка – это комплекс социальных благ, предоставляемых человеку, который не достиг совершеннолетия. Социальные права касаются отношений общества и детей и помогают отстаивать свои интересы, которые связаны с жизнью в обществе других детей.
Социальные права охватывают самую широкую сферу жизни, включая образование, доступность информации, медицинского обслуживания, обеспечения достойного уровня жизни и условий для здорового роста и развития личности. В современное время сложно представить, что еще сто лет назад не было никаких документов, фиксирующих права детей, так как дети целиком и полностью принадлежали своим родителям, и именно они решали, что им делать и как поступать, как жить, где учиться и т.п.
Статья 28 Конвенции, гарантирует каждому ребенку бесплатное начальное образование и требует от всех членов ООН поощрять развитие разных форм среднего образования и обеспечение его доступности для всех детей.
Важную часть системы образования занимает воспитание детей, так Конвенция требует, чтобы были предприняты меры для признания полной ответственности обоих родителей за развитие и воспитание ребенка.
Родители каждого ребенка или его опекуны должны нести ответственность за его воспитание, интересы ребенка должны быть главным предметом их основной заботы.
В 20 статье определены задачи воспитания и ухода за детьми, которые лишились родителей, так при рассмотрении вариантов замены родителям, необходимо учесть желательность преемственности воспитания ребёнка и его этнического происхождения, а также его религиозную и культурную принадлежность, его родной язык.
Статьёй 21 определяются права детей, которые могут быть усыновлены в других странах.
Важной в обеспечении прав детей на воспитание является статья 29 Конвенции по правам ребенка.
В ней представлены приоритетные для всех стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания детей: развивать таланты, умственные и физические способности ребенка в полном объеме; воспитывать уважение к родной культуре и родителям ребенка, к его языку и ценностям его народа, стране, где он родился; воспитывать уважение к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; готовить ребенка к сознательной жизни в обществе в духе терпимости и равноправия между всеми гражданами государства; воспитывать уважения к окружающей природе.
В Российской Федерации главным актом о правах детей является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», помимо этого права детей в стране регламентированы Семейным кодексом РФ.