Файл: 1 Теоретические аспекты права несовершеннолетних на социальную поддержку 6.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 585
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Функционируют «Семейные (родительские) клубы «Место встречи». Семейные клубы проводятся в формате 2-х разовых встреч в месяц на базе служб семьи по следующей схеме: 1 встреча в формате «Родители и дети» - тема детско-родительских отношений, совместный детско-родительский досуг, семейные праздники; 2 встреча в формате «Практикум для взрослых» - тема супружеских отношений и личностного роста, психодиагностика, тренинги, деловые и ролевые игры и др. (только взрослые) (в зависимости от конкретной темы встречи: супружеские пары, только мамы или только папы).
На сегодняшний день на базе центров «Семья» функционируют 69 семейных клубов (в каждом муниципальном районе, городском округе республики).
За период с января по июнь (включительно) 2022 года организовано и проведено 678 встреч семейного клуба. Участниками семейных клубов стали более 8025 человек.
В соответствии с приказом Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по плану реализации комплекса мер от 4 июля 2022 года № 446-о ГБУ РБ Юго-восточный МЦ «Семья» была разработана программа занятий групп поддержки родителей «Новая жизнь», а также проведено 11 ноября 2022 года обучение «Создание групп поддержки для родителей «Новая жизнь» 194 специалистов 69 служб семьи 12 центров «Семья» республики.
Во всех центрах «Семья» в рамках Семейных клубов в ноябре, декабре 2022 года были организованы занятия по программе «Новая жизнь», в которых приняли участие 1415 родителей.
В период с января по декабрь 2022 года 62 группы взаимопомощи «Семья помогает семье» организованы на базе служб семьи 11 учреждений: Республиканский ресурсный центр «Семья», Восточный МЦ «Семья», Западный МЦ «Семья», Северный МЦ «Семья», Северо-восточный МЦ «Семья», Северо-западный МЦ «Семья», Юго-восточный МЦ «Семья», Юго-западный МЦ «Семья», Южный МЦ «Семья», Белебеевский МЦ «Семья», Учалинский МЦ «Семья».
Реализован проект «Моя семья», направленный на лечение родителей от алкогольной зависимости, дети которых находятся в социальных приютах или присутствует риск помещения в приют. Участниками проекта выступают службы семьи, учреждения здравоохранения (кабинеты врачей психиатров-наркологов, наркологические диспансеры), социально ориентированные некоммерческие организации, центры занятости республики, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
С 1 января по 31 декабря 2022года в рамках реализации проекта «Моя семья», в котором приняли участие 12 организаций социального обслуживания семьи и детей (межрайонные центры «Семья»), организовано медицинское лечение от алкогольной зависимости 900 родителей (302 мужчин, 598 женщин).
Создана волонтерская группа для оказания помощи родителям, страдающим алкогольной зависимостью, 328 родителей прошли полный курс лечения за счет внебюджетных источников.
За отчетный период проведено 11 Семейных выходных, которые проводятся ежемесячно в последний выходной месяца в каждом муниципальном районе (городском округе) на посещаемых семьями площадках (парках, торговых центрах). За период с января по декабрь (включительно) 2022 года «Семейные выходные» посетили 69486 семей, в том числе - 1200 человек из числа целевой аудитории.
Место проведения Семейного выходного в городах и районах республики публикуется на Семейном портале Башкортостана в разделе Семейный путеводитель
Создание на базе центров «Семья» РБ группы по профессиональной ориентации и самоопределению. Проводится работа с учениками старших классов с целью активизации процесса самоопределения и создания условий для улучшения понимания подростками своих склонностей к тем или иным видам деятельности и направленности личности осуществляется регулярно. Так, в период с 1 января 2022 по 31 декабря 2022 г. специалисты 12 центров «Семья» и охватили мероприятиями профориентации 713 учеников, 613 детей охвачены мероприятиями по повышению финансовой грамотности.
С целью повышения эффективности данной деятельности психологами ГБУ РБ Южный МЦ «Семья», ГКУ Республиканский ресурсный центр «Семья» разработан пакет диагностических методик по профориентации и самоопределению.
2.3 Проблемные аспекты и совершенствование законодательства
в сфере социальной защиты несовершеннолетних
Современное российское законодательство подробно рассматривает вопросы защиты детей в различных областях общественных отношений. Государство в соответствии с нормами международного права в полной мере взяло на себя обязанности по обеспечению благоприятных условий для жизнедеятельности, обучения и развития детей. Улучшение правового положения детей в Российской Федерации, создание эффективных государственных механизмов защиты прав несовершеннолетних, полноценной системы их социальной поддержки - ключевая цель национального развития.
Несмотря на отдельные существенные решения, принятые в интересах детей, в развитии законодательства отчетливо проявилась и противоположная тенденция. Снижались ранее установленные для детей социальные гарантии, умалялись уже приобретенные ими права (были снижены размеры ежемесячных пособий на детей и ужесточены условия их предоставления; изменились в худшую сторону правила исчисления пособий по беременности и родам, по временной нетрудоспособности и по уходу за детьми, были монетизированы социальные льготы для детей-инвалидов и т.п.), ответственность за социальное обеспечение детей передавалась с федерального на региональный или муниципальный уровни, сокращалось финансирование социальной политики или оно было заведомо недостаточным и др.
Известны случаи выхода беременных женщин на акции протеста в связи с изменением правил исчисления пособий по беременности и родам, приведшим к сокращению размеров соответствующих страховых выплат, голодовок родителей из-за невозможности устроить детей в детские дошкольные учреждения и т.п. СМИ ежедневно обращаются к населению за материальной поддержкой детей, умирающих без дорогостоящей медицинской помощи, которая для семьи непосильна и по разным причинам не оказывается бесплатно. Тысячами исчисляются ежегодные отказы женщин от новорожденных детей в родильных домах. В России только по официальным данным производится в год около 1 млн. абортов.
Государство признается в ограниченности возможностей социального обеспечения маленьких россиян, открыто допуская их массовое иностранное усыновление, перед которым дети, лишенные попечения родителей, в силу своей беспомощности и незрелости беззащитны. При этом они лишаются российского гражданства и попадают в чужую для них среду. В течение длительного времени разрешалось прерывание беременности на больших ее сроках по многочисленным официально установленным социальным показаниям: многодетность, неполнота семьи, наличие в семье ребенка-инвалида, безработица одного из родителей, отсутствие надлежащего жилья, малообеспеченность семьи и т.д. Сейчас сохранилось лишь одно социальное показание для отказа от рождения ребенка при большом сроке беременности - факт изнасилования, хотя все названные выше факторы неблагополучия существуют и сегодня, а дети из таких семей, как отмечалось, наиболее уязвимы. Необходимость кардинального улучшения качества жизни детей, в том числе за счет социального обеспечения, дальнейших реальных действий в их интересах, равно как и научных исследований в этой сфере, не требует особых доказательств.17
Правовая защита и социальное обеспечение ребенка начинаются с предоставления защиты и необходимых благ беременной женщине. Права ребенка на жизнь и на охрану здоровья плохо совместимы с работой матери во время беременности. В перспективе все беременные женщины, в том числе и не состоящие в трудовых отношениях, в особенности несовершеннолетние, должны получать пособие по беременности, причем с максимально раннего ее срока. Уже сегодня необходимо существенно расширить права учреждений здравоохранения на выдачу листка нетрудоспособности на весь период беременности - по состоянию здоровья женщины, по условиям ее труда либо по рекомендации врача в интересах ребенка.
Оптимальным продуктом питания в первый год-полтора жизни ребенка является материнское молоко, обеспечивающее адекватное развитие его организма при условии рационального питания кормящей женщины. Целесообразно ставить вопрос о предоставлении матери на весь период кормления ребенка грудью пособия по уходу за ним в большем размере, обеспечивающем, помимо прочих потребностей, ее качественное питание. Повышенный размер пособия мог бы стимулировать оптимальное кормление грудных детей.
Для детей раннего (ясельного) возраста жизненно необходимо постоянное присутствие взрослого, что исключает для последнего возможность какой-либо иной регулярной деятельности, в частности оплачиваемого труда на условиях не только полной, но и неполной занятости. В соответствии с Трудовым кодексом РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Однако страховым случаем признается уход за ребенком лишь в возрасте до полутора лет (ст. 7 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»). Необходимо согласовать нормы законодательства о труде и социальном обеспечении, признав страховым случаем уход за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с выплатой соответствующего страхового обеспечения застрахованному лицу или его супругу (супруге). Аналогично следует продлить период выплаты этого пособия и лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию.18
Наиболее массовым видом социальной поддержки бедных семей является ежемесячное пособие на ребенка, которое назначается в настоящее время в соответствии с региональным законодательством и составляет незначительную часть его официально установленного прожиточного минимума. Представляется, что федеральный законодатель не вправе самоустраниться от установления минимального стандарта ежемесячного пособия на детей в возрасте до 18 лет, по крайней мере, для детей из многодетных и неполных семей.
Анализ теории и практики социального обеспечения детей позволяет сформулировать следующее общее правило, которое можно положить в основу развития законодательства о социальных пособиях. Учитывая, что средней заработной платы должно быть достаточно для воспроизводства рабочей силы, включая подрастающее поколение, блага социального обеспечения в виде ежемесячных семейных пособий на детей следовало бы предоставлять в дополнение к заработной плате родителей в тех случаях, когда размеры семьи (число детей) превышают определенный стандарт. В настоящее время таким условным стандартом можно назвать семью с двумя детьми (при двух работающих родителях) или единственного работающего родителя с одним ребенком. Соответственно, ежемесячное пособие должно назначаться на третьего и последующих детей в полной, на второго и последующих детей - в неполной семье без проверки нуждаемости, в заявительном порядке.
Развитие законодательства о правах детей и семей с детьми с учетом приведенных выше положений должно способствовать более оптимальному учету их интересов в сфере социального обеспечения. Органы социальной защиты населения должны играть активную организующую роль в объединении различных категорий семей с детьми для совместных действий в интересах детей, для решения проблем таких семей за счет самоорганизации и взаимопомощи, в том числе и в качестве социальных работников.
В ходе настоящего исследования мы пришли к выводу о необходимости более активного развития законодательства о социальном обеспечении с учетом следующего:19
1) Ребенок нуждается в правовой и социальной защите задолго до рождения. В целях охраны здоровья каждого ребенка и гарантии его права на жизнь (включая право на рождение) блага социального обеспечения в период его внутриутробного развития должны предоставляться его матери. Хотя при беременности и родах конкретные блага предоставляются непосредственно женщине, нельзя не учитывать, что они необходимы и ребенку, т.е. одновременно выступают как его правовая защита и социальное обеспечение;
2) Большое значение для судьбы ребенка (включая возможность его рождения) имеют не только права (правовая защита его самого, его матери и отца), но также и знание родителей, что эта защита им гарантирована (уверенность семьи в будущем, в завтрашнем дне). Соответственно, необходимы законодательная база, обеспечивающая полноценный правовой статус ребенка и родителей, наличие организационных и финансовых гарантий реализации прав каждым ребенком (в необходимых случаях - его родителями);
3) Право каждого ребенка на жизнь и здоровое развитие, как и гарантии его реализации, не может полностью зависеть от правового положения матери на момент беременности и (или) родов, например от факта ее обязательного социального страхования, состояния в браке;
4) Блага социального обеспечения, минимально необходимые и достаточные для вынашивания, рождения и выхаживания здорового ребенка, должны быть гарантированы каждой беременной и кормящей женщине, хотя и с учетом особенностей ее правового и материального положения;
5) Поскольку социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и материнства подлежат все работники, а значит, оба родителя, можно ставить вопрос и о предоставлении страхового пособия по беременности и родам неработающей жене застрахованного лица как члену его семьи. Ведь в данном случае речь идет о праве на жизнь и здоровое развитие ребенка, отец которого застрахован;