Файл: Программа учебной дисциплины Наименование дисциплины Современные формы экскурсионной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Смирнова А.Г. Теория и методика туристического и экскурсионного дела: Учебное пособие. М.: АНО МИМЦ «Русская филология», 2008 (Биб-ка экскурсовода-москвоведа).

Усыскин Г.Е. Очерки истории российского туризма. СПб.: Торг. дом «Герда», 2000.

Холловей Дж. Кристофер, Тейлор Нейл. Туристический бизнес. Пер. с 7-го англ. изд. Киев: Знання, 2007.

Хуусконен Н.М., Глушанок Т.М. Практика экскурсионной деятельности. М.-СПб., 2006.

Дополнительная литература:

Школьные экскурсии.  Их значение и организация. Сб. статей / Под  ред. Б.Е. Райкова.  СПб., 1910. (Педагогический ежегодник при Санкт-Петербургском Лесном Коммерческом училище. Т. II.)

Экскурсии в культуру: Методический сб. / Под ред. И.М. Гревса.  М., 1925.

Экскурсии и культурное наследие. Русская экскурсионная школа / Науч. труды Гос. центрального музея соврем. истории России. Музейное дело. Вып. 26. М., 2001.

Экскурсии по Москве, пригородам и музеям. Путеводитель к 830-летию Москвы. Сост. Л.М. Певзнер. М., Профиздат, 1977.

Элементы педагогики в экскурсионной работе / Сост. А.Е. Иванова, Б.И. Хозиев, А.А. Малышев. М.: ЦРИБ «Турист», 1976.

Эстетическое воспитание в экскурсиях / Сост. З.С. Погуце. М.: ЦРИБ «Турист», 1978.

Программное обеспечение:

1. MicrosoftOffice: текстовый редактор WinWord , электронная таблица Excel, программа создания презентаций PowerPoint;

2. Средство просмотра фотографий Windows;

3. Firefox; InternetExplorer 11 для работы с веб-сайтами;

4. Google Chrome браузер для работы с веб-страницами и приложениями;

5. MediaPlayer;

6. VLC MediaPlayer;

7. Windows Media Center для проигрывания мультимедиаконтента (музыки, изображений и потокового телевидения).
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.ru – рефераты, полные тексты научных статей из российских и зарубежных журналов;

2. Электронно-библиотечная система IPRbooks - полнотекстовая база учебных и учебно-методических электронных изданий (http://www.iprbookshop.ru)

3. ФГНУ «Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского» http://elib.gnpbu.ru/.

4. Электронно-библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ» - полнотекстовая база учебных и учебно-методических электронных изданий (www.biblio-online.ru)

5.Фундаментальная библиотека ЯГПУ им.Ушинского (http://yspu.org/Фундаментальная_библиотека)
10. Методические указания для преподавателя и обучающихся по освоению дисциплины:

Методические указания по организации работы студентов во время проведения лекционных занятий.

Изучение дисциплины «Современные формы экскурсионной деятельности» формирует компетенции студентов в сфере организации и проектирования культурно-просветительских мероприятий на основе изучения современных основ экскурсионного дела.

Курс носит практико-ориентированный характер, актуализирует лидерские качества и социальную ответственность. Работа с лекционным материалом – это работа с записями. Материал лекций является алгоритмом поиска информации на заданную тему, ориентирует в проблемах и ресурсах информационных систем. Материалы лекции необходимо использовать для подготовки к практическим занятиям. В ходе лекции следует внимательно относится к тем моментам, где преподаватель указывает на основные и дополнительные источники информации: следует четко записывать данные источника, оставлять место для дополнительных комментариев, а также для того, чтобы записать аналогичный источник информации, раскрывающий данный пункт темы. В качестве дополнительной работы следует применять метод формализации записей, то есть на свободном месте создавать схемы, зафиксированного материала. Новые термины, понятия,

определения следует выделять, добиваться глубокого запоминания формулировок, а также мысленно выстраивать логику связей между терминами и определениями.

Методические указания по подготовке к самостоятельной работе студентов

Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Современные формы экскурсионной деятельности» предполагает следующие виды:

1. Индивидуальные (конспектирование, аналитический разбор культурологических источников, научных публикаций, поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников, подготовка доклада, оформление мультимедийной презентации)

2. Групповые (проект, подготовка к практическим занятиям – лекциям-беседам по актуальным темам, викторины, квизы)

3. Просмотр видеофильмов-экскурсий.

4. Посещение обзорных, тематических, театрализованных экскурсий, экскурсий-квестов. Средствами текущего контроля успеваемости являются доклад, презентация, тест. Средством промежуточной аттестации является проект.

Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Практические занятия посвящены изучению наиболее важных тем учебной дисциплины «Современные формы экскурсионной деятельности». Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. В ходе подготовки к практическим занятиям следует изучить основную и дополнительную литературу, учесть рекомендации преподавателя и требования рабочей программы. Рекомендуется подготовить свой конспект ответов по рассматриваемой тематике, подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на занятие. Следует продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной практикой. Список рекомендованной литературы следует дополнить современными источниками, в том числе аналитикой по реализованным культурно - просветительским проектам.

Работа с дополнительной литературой и другими источниками информации


Эта работа отражает специфику дисциплины, где в базовых основаниях в большей мере лежат электронные ресурсы, которые позволяют работать с оцифрованными источниками по всем направлениям культурно-познавательной деятельности. Это повышает требования к умению работать с большими объемами данных, агрегировать знания из различных источников, самостоятельно выстраивать логику освоения нового материала, в том числе дополнительного характера. Рекомендуется использовать источники информации официального характера, открытые ресурсы исследовательских и проектных университетов, веб-порталы бизнес-ассоциаций и образовательных площадок. Вместе с тем для освоения курса целесообразно проводить мониторинг социальных медиаресурсов, которые имеют группы по изучаемой теме. Для формирования экспертного опыта необходимо использовать отзывы посетителей об экскурсионных проектах, мобильных сервисах и других продуктах, связанных с туристско-экскурсионной деятельностью. Оценка эффективности самостоятельной работы проводится в ходе аудиторных занятий, путем использования контрольных вопросов и тестовых материалов, связанных с темами, нераскрытыми в лекции. Также на основании знаний, полученных индивидуально, студентам предлагается принять участие в научно-практических конференциях, неделе науки и др. Для формирования компетенций и углубленного изучения вопросов следует составлять схемы, алгоритмы и таблицы. Итоговый материал должен быть кратким, содержать примеры, географические названия, профессиональные термины.
Методические указания по подготовке к формам текущего контроля

Методические указания по подготовке к докладу.

Для подготовки доклада необходимо выбрать тему из предложенного преподавателем списка. Желательно, чтобы тема была интересна докладчику и вызывала желание качественно подготовить материалы. Подготовка доклада предполагает определение цели доклада; подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада; составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности. Композиция доклада имеет вступление, основную часть и заключение. Вступление должно содержать: название доклада; сообщение основной идеи; современную оценку предмета изложения; краткое перечисление рассматриваемых вопросов; интересную для слушателей форму изложения. Основная часть, в которой необходимо раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой. Заключение – чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.

Методические указания по подготовке презентации.

Алгоритм создания презентации: 1 этап – определение цели презентации. 2 этап – подробное раскрытие информации. 3 этап − основные тезисы, выводы. Следует использовать 7-12 слайдов. При этом первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации. На втором слайде необходимо разместить ключевые вопросы, представленные в презентации - оставшиеся слайды имеют информативный характер. Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод. Требования к оформлению и представлению презентации: 1. Тщательно структурированная информация. 2. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков. 3. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац. 4. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца. 5. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы, изображения) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно. 6. Графика должна органично дополнять текст. 7. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

Методические указания к подготовке тестовых заданий

Тест – это объективное стандартизированное измерение, поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу.

Задания должны быть следующего типа: – один из многих (предлагается выбрать один вариант ответа из предложенных). Всех правильных или всех неправильных ответов быть не может. Вопросы в тестах могут быть обобщенными, не затрагивать каких-то деталей, в этом случае необходимо найти ответ, который является верным по существу, обобщает какое-либо понятие, раскрывает процесс и т.п. Тестовые задания должны быть сгруппированы по темам учебной дисциплины. Количество тестовых вопросов/заданий по каждой теме определено так, чтобы быть достаточным для оценки знаний по всему пройденному материалу.
Методические указания к подготовке проекта