Файл: Рабочая программа по предмет Математика 192207 Рабочая программа по предмету Основы религиозных культур и светской этики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 387

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

280
Курс разработан Российским центром музейной педагогики и детского творчества
Государственного Русского музея г.Санкт-Петербурга, авторы Б.А.Столяров, Н.Д. Соколова, Т.А.
Барышева, О.Р.Лузе, Л.А.Гольтякова.
5
Программа курса рассчитана на 25 часов в год, 1 час в неделю. На решение педагогических задач направлены двадцать пять уроков и три музейно-педагогических занятий на экспозиции художественного музея.
Раздел «Мир музея» ориентирован на начальную школу и включает четыре учебных курса, с первого по четвёртый класс, которые могут рассматриваться как самостоятельная программа, ориентированная на развитие художественного интеллекта, визуальной грамотности и творческих способностей младших школьников.
Содержание учебного курса «Учись смотреть и видеть»:
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   33

Тема 1. Введение? (1 час)
Заинтересовать учащихся материалом нового учебного курса. Сориентировать на овладение умением наблюдать за визуальными объектами окружающей среды и произведениями изобразительного искусства. Кратко познакомить с содержанием курса и формами работы на уроках.
Тема 2. Наблюдение действительности. (2 часа)
Сформировать способность к наблюдательности и анализу визуальных объектов окружающей среды, к обобщению происходящих в ней событий и действий, к пониманию сюжета произведений изобразительного искусства.
Тема 3.Действительность и фантазия. (2 часа)
Развитие творческого (комбинаторного)мышления и воображения посредством наблюдения нестереотипной, неожиданной ситуации; комбинирование реальных образов, впечатлений, фрагментов жизненного опыта с целью объединения их общей идеей, новым смыслом.
Тема 4. Прекрасное в обычном. (2 часа)
Наблюдение за природными объектами, осмысление образов природы и творческое преобразование полученных впечатлений, что позволяет за привычным зрительным мотивом уметь видеть и глубокий жизненный смысл и красоту натуры, проявляющуюся в цвете, форме, освещении.
Тема 5. О чём говорят вещи. (3 часа)
Сформировать представление о красоте, многообразии и многозначности предметного мира.
Привить навык внимательного наблюдения за предметами окружающего мира.
Тема 6. Наблюдение природы. (4 часа)
Важно увлечь детей процессом созерцания зрительного образа, раскрыть красоту и эмоциональную выразительность бессюжетного мотива.
Развить навык эстетического восприятия картин природы.
Тема 7. Мир наших чувств. (4 часа)
Развить у учащихся навык восприятия эмоционального состояния человека в жизни и изобразительном искусстве. Развитие эмпатии и наблюдательности по отношению к проявлениям внутреннего мира человека, его мыслям и переживаниям.
5
Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» разработана … см. «Мир музея»..

281
Тема 8. Я и ты. (4 часа)
Развивать способности к эмпатии и анализу взаимоотношений между людьми, навык наблюдательности. Сформировываем представление о взаимоотношениях человека с живой природой.
Тема 9. Чему мы научились (3 часа)
Обобщаем пройденный в течение учебного года материал. Закрепляем начальные навыки визуального мышления.
Тема 10. Повторение (1час)
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу периода обучения курса «Учись смотреть и видеть» раздела «Мир музея», обучающиеся должны:
Знать:

новый учебный предмет;

как развивается наблюдательность в сфере событий, действий, сюжета;

как акцентируется внимание на странностях, несоответствиях, лежащих в основе изобразительного мотива;

что такое нестереотипное понимание привычной ситуации;

как наблюдать за природными объектами;

что такое многозначность окружающих нас предметов;

как человек наблюдает за явлениями природы;

внутренний мир человека;

как художник передаёт мир чувств;

взаимоотношение между людьми;

о моей семье и моих друзьях;
Уметь:

наблюдать за визуальными объектами окружающей среды;

ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

использовать речь для регуляции своей деятельности;

высказывать и доказывать свою точку зрения;

видеть, наблюдать, анализировать, переживать, обобщать, размышлять, сравнивать и фантазировать по поводу увиденного;

осознавать потребность в самореализации в мире культуры;
Применять:

при изложении самостоятельных суждений;

при выборе из текстов и рисунков информации, необходимую для достижения поставленной цели;

строить понятные высказывания;
Учебно-методический комплекс для учителей:
1.Столяров Б.А./Мир музея: образовательная программа: методические рекомендации /
Б.А.Столяров, Н.Д. Соколова, Т.А.Барышева, О.Р.Лузе, Л.А.Гольтякова; науч.рук. Б.А.Столяров; науч.ред. Н.Д.Соколова; Министерство образования и науки РФ, РАО, РГПУ им А.И.Герцена,
Министерство культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей». – СПб.: ГРМ, 2009.


282 2.Биографический словарь художников и основные термины: в помощь педагогам начальных классов: музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!»: раздел «Мир музея»/ Авт.- сост. Б.А.Столяров; Министерство образования и науки РФ, РАО, РГПУ им А.И.Герцена,
Министерство культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ.-СПб.: ГРМ,
2010.
3.Мультимедийный альбом, содержащий электронные иллюстрации к занятиям.
Учебно-методический комплекс для учеников:
1.Учись смотреть и видеть: тетрадь для творческих работ учащихся первых классов; музейно- педагогическая программа «Здравствуй, музей!»: раздел «Мир музея»/ Авт.сост.: О.Р.Лузе,
Л.А.Гольтякова; науч. рук. Б.А.Столяров Министерство образования и науки РФ, РАО, РГПУ им
А.И.Герцена, Министерство культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей»,
РЦМПиДТ.-СПб.: ГРМ, 2010.
Учебный курс «Введение в музей» программы «Мир музея» в контексте стандартов
начального общего образования. ( 2 класс)
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и т.д.
Разработанный для начальной школы курс «Введение в музей» музейно-педагогической программы «Мир музея» основан на Требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования федерального и государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Курс «Введение в музей» для учащихся второго класса вводит в пространство музея. Раскрывая его профильную специфику и содержание деятельности, он знакомит детей с миром музейных ценностей. Продолжая развивать визуальную грамотность, курс формирует навыки музейной культуры, восприятия подлинных произведений искусства и интерес к собраниям музеев мира.
Цель курса:
Формирование активного, эмоционально-личностного отношения ребёнка к ценностям культуры через знакомство с музеями различных типов. Это знакомство осуществляется через подлинник, который может быть историческим документом, этнографическим предметом, картиной или скульптурой - всем тем, что определяется понятием музейный экспонат.
Задачи:
1.Развитие способностей образного, ассоциативного мышления (наблюдательности, внимания, представления, воображения, фантазии).
2. Постижение музейного экспоната на основе визуальных впечатлений, что развивает творческие способности ребёнка.
3. Включение в пространство первоначальных знаний ребёнка терминов, используемых в искусстве, архитектуре и музейной деятельности.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Отличительной чертой курса является приобщение младших школьников к музею и его коллекциям, способствующим более глубокому постижению окружающего мира.
Курс «Введение в музей» в учебном плане образовательной программы.


283
Музейно-педагогическая программа «Мир музея» разработана Российским центром музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея г.Санкт-Петербурга, авторы
Б.А.Столяров, Н.Д. Соколова,
Т.А. Барышева, О.Р.Лузе, Л.А.Гольтякова.
6
Курс «Введение в музей» рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю. Она дополняется тремя музейно- педагогическими занятиями на экспозиции художественного музея. Программа «Мир музея» ориентирована на начальную школу и включает четыре учебных курса, с первого по четвёртый класс, которые могут рассматриваться как самостоятельная программа, ориентированная на развитие художественного интеллекта, визуальной грамотности и творческих способностей младших школьников.
Содержание учебного курса «Введение в музей»
Тема 1. Что такое музей? (7 часов)
Представление о типах музеев (художественный, этнографический, мемориальный, исторический, естественнонаучный и т.д.). Закрепить навыки визуального мышления. Сформировать понятия
«музей», «типы музеев». Сформировать представление о музеях родного города. Воспитывать уважение к деятельности музеев. Развить интерес к посещению музеев.
Тема 2. Что такое коллекция. (6 часов)
Сформировать представление о смысле, содержании и типе коллекций. Сформировать понятия
«коллекция», «собирательство», «экспонат» и т.д.
Сформировать представление о различных видах коллекций и о том, что можно коллекционировать.
Представить коллекционирование не только как основу музейной работы, но и как способ постижения окружающего мира каждым человеком. Воспитать бережное отношение к предметам коллекционирования.
Тема 3. Рождение музея. (7 часов)
Сформировать представление о создании музея на примере Государственной Третьяковской галереи в Москве и музея д Орсе в Париже. Сформировать представление о роли личности в создании музея.
Сформировать представление о способах получения информации на экспозиции музея.
Сформировать навыки музейного поведения. Воспитать бережное отношение к экспонату и уважение к таким музейным профессиям, как музейный смотритель, экскурсовод, музейный педагог.
Тема 4. Знаменитые музеи мира. (7 часов)
Сформировать представление об архитектурных комплексах и коллекциях Государственного
Эрмитажа и Русского музея. Сформировать представление о специфике Государственного
Исторического музея. Сформировать представление о крупнейших музеях мира и их шедеврах.
Сформировать интерес к познанию искусств и культуры через музейные коллекции.
Тема 5. Как «живут» экспонаты в музее. (4 часа)
Дать представление о хранении экспонатов в музее, о сложности и важности этой работы.
Познакомить детей с работой музейного «доктора» и обозначить его роль в музейном деле. Воспитать чувство причастности к ответственности за сохранение музейных памятников. Воспитать бережное, уважительное отношение музейным памятникам.
Тема 6. Играем в музей. (3 часа)
6
Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» разработана … см. «Мир музея»..


284
Закрепление полученных в течение года знаний о музее через сюжетно-ролевую игру. Закрепить понятие «музей». Закрепить представление учащихся о типах музеев и коллекций. Закрепить представления учащихся об экспозиционной, хранительской и реставрационной деятельности музеев.
Материал курса распределён на 6 тем (34 урока).
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу периода обучения курса «Введение в музей» раздела «Мир музея», обучающиеся должны:
Знать:

как человек осваивает окружающий мир через музей;

музей является учреждением, которое собирает, экспонирует, хранит, изучает, восстанавливает произведения искусства;

где может располагаться музей (дворец, жилой дом, открытое пространство и т.д.);

что такое коллекция, экспонат, собирательство, шедевр;

какие бывают коллекции;

правила поведения в музее;

музейные профессии;

как формируются музейные коллекции, на примере рождения Третьяковской галереи и т.д.

признанные шедевры из знаменитых музеев мира;

крупнейшие художественные музеи страны и крупнейшие музеи мира.
Уметь:

приводить примеры о происхождении музеев ;

приводить примеры многообразии типов музеев;

находить сведения о музейном экспонате;

определять содержание и типы коллекций;

определять мотивы и принципы формирования коллекций;

определять типы экспонатов и давать правильное название коллекциям;

составлять свои коллекции;

подготовить рассказ о своей коллекции, о музейном экспонате, о мировом шедевре;

находить сведения о музее, о коллекции, об экспонате по аннотации, путеводителю, буклету;

создавать свою этикетку;

находить по карте знаменитые музеи мира;
Применять:

общие знания о музее как источнике культурно-исторического опыта человечества;

общие знания о богатстве музейного фонда ;

общие знания о коллекционировании как одном из увлекательных способов постижения мира.
Учебно – методический комплекс для учителей:
1. Столяров Б.А./Мир музея: образовательная программа: методические рекомендации /
Б.А.Столяров, Н.Д. Соколова, Т.А.Барышева, О.Р.Лузе, Л.А.Гольтякова; науч.рук. Б.А.Столяров; науч.ред. Н.Д.Соколова; Министерство образования и науки РФ, РАО, РГПУ им А.И.Герцена,
Министерство культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей». – СПб.: ГРМ, 2009.
2. Биографический словарь художников и основные термины: в помощь педагогам начальных классов: музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!»: раздел «Мир музея»/ Авт.-сост.