Файл: Тема Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина Вопросы для рассмотрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 454

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • однако реализация этих прав, так же, как и:

  • свобода слова, печати и собраний, разумеется, «в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя»,

  • неприкосновенность личности, жилища и тайна переписки (статьи 54–56), -

нивелировались множеством действовавших законов и нормативных актов, и неформальными, негласными ограничительно-запретительными практиками госаппарата52.

  • Высшие органы государственной власти. Советы народных депутатов

Согласно Конституции:

  • Верховный Совет СССР,

  • Верховные Советы союзных и автономных республик

избирались на 5 лет.

Советы народных депутатов:

  • в краях, областях, автономных областях и автономных округах

  • районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские,

на два с половиной года.

Все советы составляли единую систему органов государственной власти (ст. 85).

Появилась такая форма депутатской деятельности, как выполнение наказов избирателей.

Изменения коснулись избирательного права. С 23 лет до 21 года понижено пассивное избирательное право на выборах депутатов Верховного Совета СССР.

Высшим из них являлся двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Он правомочен был решать важнейшие государственные вопросы:

  • принятие, изменение общесоюзной Конституции,

  • включение в состав Союза новых республик,

  • утверждение государственных бюджетов,

  • планов социального и экономического развития.

В перерывах между сессиями ВС СССР (проводились 2 раза в год) его функции выполнял Президиум.

В 1978 г. были приняты и новые Конституции республик СССР, созданные по образцу общесоюзной Конституции (12.04.1978 г. принята Конституция РСФСР).

Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. существенно расширили функции и полномочия местных советов53, выделив пять основных направлений деятельности местных советов, позволяющих им быть полновластными хозяевами соответствующей территории:

1) руководство государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством,

2) утверждение планов экономического и социального развития, местного бюджета и отчетов об их исполнении,


3) осуществление руководства подчиненными им органами, предприятиями, учреждениями и организациями,

4) обеспечение соблюдения законов, охрана государственного и общественного порядка, прав граждан,

5) содействие укреплению обороноспособности страны).

Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР.

Изменения затронули сферу осуществления правосудия. В судопроизводстве допускается участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Упоминается о коллегиях адвокатов. Предусматривается возможность предоставления бесплатной юридической помощи. Закрепляется конституционный статус арбитража.

Конституция также закрепила усилившуюся экономическую и политическую роль союзного Центра за счет соответствующих прав республик.

Отдельные статьи Конституции посвящены правам профсоюзов, ВЛКСМ, кооперативов, трудовых коллективов, за которыми было закреплено право участвовать в управлении государственными и общественными делами, решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.

  • Форма государства («национально-государственное устройство»):

Определение Союза ССР как «единого союзного многонационального государства» (ст. 69) свидетельствовало о стремлении усилить федеральные централистские начала.

В противоречии с этим находились закрепленное Конституцией за каждой союзной республикой «право свободного выхода из СССР» (ст. 71), подчеркивание ее суверенности (ст. 75, 80). !!! В условиях авторитарного политического режима эти нормы были спящими, но с его ослаблением центробежные силы привели к разрушению государственности в 1990–1991 г.

Сохранялись положения Конституции 1936 г. о национально-государственном устройстве (предложения, направленные на устранение иерархии национальных образований (и народов) внутри Союза ССР путем возвращения к традиционному, дореволюционному, территориальному принципу административного деления страны, выравнивания статуса республик, перевода отдельных республик из автономных в союзные, в расчет не были приняты).

Конституция различала среди советских народов «нации и народности», но не давала никаких критериев для их различения (это было причиной глухого недовольства среди народов, относимых ко «второму сорту»).



Вывод: Конституция 1977 г. производит впечатление Основного Закона демократического государства, в котором граждане имеют весь набор политических, социальных, культурных прав, функционируют органы народного представительства, строго соблюдается порядок судопроизводства. Но далеко не все нормы Конституции 1977 г. реализовывались на практике, поскольку она:

  • отражала консервативный курс брежневской внутренней и внешней политики;

  • узаконила политический контроль партии над обществом и государством;

  • была чрезмерно идеализированным документом, впитала уже устаревшие догмы о коммунизме, собственности, в ряде случаев выдавала желаемое за действительное, что особенно ярко проявилось в нормах Преамбулы. 

  • законсервировала взрывоопасные противоречия в национальном вопросе.

  • стала одним из символов «застоя» конца 1970-х – середины 1980-х гг.

  • конституция фактическая и юридическая все более расходились между собой.

8) «Горбачевская конституция» - так назывался пакет масштабных поправок, внесенных в Конституцию СССР 1977 года в 1988-1990 году.

Замысел - передача власти от КПСС к Советам.

Принятые законы:

01 декабря 1988г. Закона «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР»: изменение избирательной системы в СССР и принципов функционирования государственных органов

«О выборах»,

«О статусе народного депутата»

Основные новшества:

Учреждение нового высшего законодательного органа власти – Съезда народных депутатов СССР (2250 депутатов) и соответствующих республиканских съездов в каждой из 15 союзных республик..

Впервые с 1917 г проводились альтернативные электоральные выборы, со сроком народных депутатов - 5 лет

Лишь на союзном уровне 1/3 депутатских мест резервировалась для выдвиженцев от общественных организаций: КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС и др. Остальные депутаты избирались на свободных альтернативных выборах, которые состоялись 26 марта 1989 г. 

Из числа народных депутатов Съезда, на период между пленумами Съезда, формировались постоянно действующий Верховный Совет СССР.

Вводился запрет на совмещение должности министра и статуса депутата.

Ограничение пребывания на выборных должностях двумя сроками

Создавался
Комитет конституционного надзора, обладающий правом рассматривать конституционность законов и правом законодательной инициативы

25 мая - июль 1989 года открылся I Съезд Народных депутатов СССР.

15 марта 1990 года на III Съезде Народных депутатов СССР - избрание М. С. Горбачева первым (и последним) президентом СССР. Он был избран не на прямых выборах, а парламентским путем – депутатами Съезда СССР. Президент СССР выведен из-под контроля КПСС и Политбюро ЦК КПСС.

На III Съезде была отменена ст. 6 Конституции СССР 1977 года, ранее законодательно закреплявшую руководящую и направляющую роль КПСС.

20 мая 1991 г. поднят "железный занавес" - Верховным Советом СССР был принят закон "О порядке выезда и въезда в СССР", разрешивший советским гражданам выезжать за границу.

Политический дизайн СССР в течение 2-3 лет оказался измененным радикально.

Пользуясь ослаблением и начавшейся дезорганизацией власти СССР, о своем суверенитете к весне 1990 г. формально объявили: Эстонская ССР 16 ноября 1988, Литовская ССР 26 мая 1989, Латвийская ССР 28 июля 1989, Азербайджанская ССР 23 сентября 1989, Грузинская ССР 26 мая 1990. 11 марта 1990 г. Верховный Совет Литвы принял Акт «О восстановлении независимого Литовского государства».

9) Начало формирования новой российского конституционного законодательства. Распад СССР. Зимой–весной 1990 г. разворачивается движение за российский суверенитет, ставшее важнейшим фактором распада СССР.

1990, май-июнь состоялся I Съезд народных депутатов РСФСР. Именно этот высший представительный орган данной союзной (пока еще) республики станет той легальной официальной площадкой, на фундаменте которого будет в течение полутора лет осуществлен антисоюзный и антисоциалистический реванш антисоветских сил.

  • избрание на съезде (29 мая) Б. Н. Ельцина Председателем ВС РСФСР – т. е. фактическим главой этой крупнейшей союзной республики.

  • 12 июня 1990 г. Первым Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Принятие Декларации о российском суверенитете 12.06.1990 г, выборы новых руководителей, готовых этот суверенитет отстаивать, создали уникальную в истории СССР ситуацию: впервые появился альтернативный союзному центр принятия решений - российская власть, которая вышла из тени общесоюзной.


«Если бы не позиция России, у сепаратистов других республик никогда не хватило бы сил развалить Союз» (М. С. Горбачев).

Такому сценарию во многом способствовала безответственная, саморазрушительная политика «проведения масштабных реформ во всех сферах жизни советского общества» осуществляемая союзным центром.

Так, еще в апреле 1990 г. на союзном уровне принят пакет законов, создававших юридическую основу для конфедерализации СССР и «свободного выхода республик» из СССР:

  • закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации» подчеркивающий право союзной республики на выход из СССР, решение, о чем может быть принято на референдуме. Права союзных республик (внешнеполитические, экономические и др.) существенно расширялись. Функции, не входившие в перечень исключительных полномочий Союза, считались закрепленными за союзной республикой;

  • закон СССР «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», разграничивающий полномочия Союза и республик в сфере экономики и финансов;

  • закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» регламентирован порядок выхода союзной республики из состава СССР регламентирован;

  • вообще, все советские Конституции, от самой первой (1924 г.) до самой последней (1977 г.), разрешали союзным республикам свободно выходить из СССР, тем самым узаконивая возможность развала СССР и делали такой развал страны возможным.

Во второй половине 1990 года устанавливается «двоецентрие» («власти СССР и власти РСФСР») постепенно превращалось в «двоевластие».

С середины 1990 года начинается проведение независимой политики России при еще сохраняющемся СССР.

24 октября 1990 г. издан «сепаратистский» закон РСФСР, дававший право российским органам власти приостанавливать действие союзных актов на своей территории в том случае, если они нарушают суверенитет РСФСР.

17 марта 1991 г. в попытке спасти СССР от распада, союзными властями был проведен референдум СССР, на котором гражданам предлагалось проголосовать по вопросу сохранения СССР. На участки для голосования пришли 80% граждан, имевших право участвовать в референдуме. Из них 76,4% высказали желание сохранить СССР.

Однако одновременно с этим, IV съезд нар. депутатов РСФСР в мае 1991 г., желая перехватить инициативу у союзного центра, принял решение о проведении выборов президента РСФСР, причем в сжатые сроки. 12 июня 1991 г.