Файл: Тема Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина Вопросы для рассмотрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 451

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, под которой понимают унифицированный стандарт поведенческого либо специализированного характера, устанавливаемый от имени государства, обеспечиваемый системой государственных гарантий и санкций в сфере конституционных правоотношений. О нормах конституционного права и их разновидностях подробно говорилось в параграфе 1.3 данной лекции.

Подотрасли, институты, субинституты и нормы конституционного права иногда группируют в блока – относящиеся к общим положениям конституционного права и относящиеся к конституционной системе власти (см. рис.3).

Ряд авторов также включают в систему конституционного права принципы конституционного права17 и конституционные ценности18.

О принципах подробнее речь будет идти подробнее далее в лекции по теме №4.

Говоря же о конституционных ценностях, необходимо отметить, что они содержатся в преамбуле Конституции РФ, а также в ее некоторых ключевых статьях (например, в ст. 2, провозглашающей права и свободы человека «высшей ценностью»), задают ориентир ценностного развития не только для конституционного права, но и для всех остальных отраслей права. При этом нужно говорить не только об общечеловеческих ценностях, к которым можно отнести человеческую жизнь, свободу, равенство, справедливость, но и о других, не менее значимых конституционных ценностях: народовластие, конституционный строй, безопасность государства, здоровье населения, нравственность, традиционные семейные ценности и др.

Закрепление ценностей в структуре конституционного права не только возвышает их над другими элементами, но и обуславливает необходимость их соблюдения, уважения всеми субъектами конституционного права. Кроме того, ценности играют важную идеологическую роль, поскольку в качестве высоких идеалов проникают в общественное правосознание, их достижение становится конечной целью деятельности граждан и органов власти19.

При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о соотношении с системой Конституции.

Система отрасли предопределяется объективными факторами, но она формируется познающим субъектом, поэтому субъективный фактор играет определяющую роль в характеристике ее составных элементов.

Система конституции — категория субъективная, так как осуществляется законодательством.

Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система Конституции — лишь часть этих норм, установленных в основном источнике отрасли.


Как для системы отрасли, так и для Конституции исходным является группировка норм на основе единства их материального содержания, специфики общественных отношений.

Однако соотношение этих начал в Конституции и отрасли полностью не совпадает.

Для системы отрасли характерен более высокий уровень обобщения норм по их предметному содержанию.

В системе Конституции применяется более дробный принцип обобщения норм.

Система отрасли, как и система Конституции, не есть нечто застывшее.

Они постоянно развиваются, отражая свойственный каждому этапу развития общества уровень правового воздействия на общественные отношения.

Конституционное право России - ведущая отрасль права Российской Федерации. Такая его роль обусловлена важным значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой отрасли.

Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федерального устройства государства, разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами, приоритета прав и свобод человека. Все отрасли права основывают на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти.

Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно ее нормами регулируется сам процесс создания права.

Они определяют виды правовых актов, органы, их издающие, соотношение их юридической силы.

Основным источником конституционного права России является Конституция РФ — базовый закон государства, нормы которого считаются исходными для всех отраслей права.

Эти общие положения можно конкретизировать на примере соотношения конституционного права и ряда других отраслей.

Например, определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы конституционного права устанавливают основные начала для административного права. Закрепляя различные формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право устанавливает основы для гражданского и хозяйственного права.

2.2. Источники Конституционного права России

В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном, идеологическом и формальном, юридическом смыслах. Этот же подход применим и к конституционному праву, как части (отрасли) российского права.



В материальном смысле под источником конституционного права понимаются те объективные факторы, которые определяют само содержание этой отрасли права (материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения).

В идеальном смысле под источником конституционного права понимаются те философские идеи, которые легли в основу данной отрасли права (на различных этапах развития российского конституционализма - марксизм-ленинизм или неолиберализм, с дополнительными элементами идеологий неоконсерватизма, традиционализма, теологизма).

В юридическом смысле под источником конституционного права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу конституционно-правовые нормы («юридически формальные источники» конституционного права). Такую функцию выполняют в основном правовые акты20 и некоторые иные юридические формы. В этом последнем, юридическом смысле и рассматриваются источники конституционного права в настоящем параграфе.

К формальным источникам (формам) конституционного права России относятся:

    • Нормативные правовые акты (НПА):

  • законодательные (Конституция РФ, законы о поправке к Конституции, федеральные конституционные законы, федеральные законы, конституции и уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ);

  • подзаконные НПА (акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, глав субъектов РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, муниципальные НПА)

    • Декларативные (декларации).

    • Договорно-правовые:

  • международно-правовые (международные договоры Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права);

  • внутренние (договоры (соглашения), заключаемые в Российской Федерации (например, Федеративный договор 1992 г.).

4. Судебно-правовые (например, решения Конституционного Суда РФ)

5. Конституционно-правовые обычаи.

1) Нормативный правовой акт (НПА) - акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в соответствии со специальной процедурой, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях соподчиненности (иерархичности) с другими НПА.

С точки зрения этой иерархичности все НПА, являющиеся источниками конституционного права можно поделить на:

1. Законы, подразделяющиеся на несколько разновидностей.

Конституция РФ - основной закон российского государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий важнейшие общественные отношения
21.

Конституция имеет многоцелевой и многофункциональный характер. Она является не просто юридическим документом, но и политическим, идеологическим, социальным и экономическим актом.

Конституция обладает верховенством, прямым действием и высшей юридической силой на территории России. Высшая юридическая сила и верховенство придают ей значение основополагающей отправной точки для других правовых актов, которые не должны ей противоречить. Прямое действие Конституции означает, что ее нормы напрямую регулируют общественные отношения, устанавливая права, возлагая обязанности, ограничивая государственные органы.

Важнейшим юридическим свойством Конституции является ее учредительный характер. Он проявляется в том, что Конституция, принятая непосредственно народом как единственным источником и носителем власти в государстве, представляет собой высшую форму проявления учредительной власти народа.

Конституция отличается особым, усложненным порядком ее пересмотра и внесения поправок (гл. 9 Конституции). Такой порядок обеспечивает ее стабильность и устойчивость22.

Законы о поправке к Конституции – являются другим источником конституционного права, сопоставимым по юридической силе с Конституцией, коль скоро на их основании меняется сам текст Конституции.

Впервые указанная форма источников конституционного права была введена в российскую правовую систему Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N° 12-П23. Впоследствии был принят Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Законом о поправке к Конституции регулируются те же самые общественные отношения, на которые воздействует Конституция (гл. 3-8) и которые относятся к предмету конституционного права, а именно: основы федеративного устройства, принципы и организация высших органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Сущность данного закона, позволяющая говорить о такой высокой юридической силе, заключается в том, что он вносит изменения в Конституцию (изменяет, дополняет, отменяет ее нормы), фактически содержит нормы Конституции и изначально принимается как составная часть Конституции, как своеобразная «малая Конституция»24.

Российской Конституцией предусматривается принятие Федеральным Собранием федеральных конституционных законов (ФКЗ), которые, безусловно, являются источниками конституционного права, и федеральных законов, из которых такое значение имеют только законы конституционно правового содержания (т. е. регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти).


Федеральным парламентом принимаются также федеральные законы (обычные, ординарные законы - ФЗ), которые являются источниками других отраслей права.

Конституция не дает четкого критерия для различения конституционного (ФКЗ) и обычного федерального закона (ФЗ), но определяет более жесткий порядок принятия федерального конституционного закона (ч. 2 ст. 108).

Конституцией указывается (ч. 3 ст. 76), что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, из чего можно сделать вывод, что в иерархии источником права федеральные конституционные законы занимают более высокое место, следуя сразу же за Конституцией. Конституционные законы, как это вытекает из текста Конституции, должны приниматься по важнейшим вопросам, затрагивающим права и свободы граждан, правомочия государства (ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного положения — ч. 1 ст. 56, определение режима военного положения — ч. 3 ст. 87 и др.). Такие законы обязательно должны приниматься по вопросам, предусмотренным Конституцией; этих вопросов 15, но приняты пока не все федеральные конституционные законы. Федеральные конституционные законы не могут изменять Конституцию и не являются частью Конституции.

В то же время многие из важных вопросов (приобретение и прекращение гражданства — ч. 1 ст. 6, ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства — ч. 3 ст. 55) предусматривают принятие для их регулирования только обычного федерального закона.

Также требует изучения вопрос, почему столь важные для государства вопросы, как порядок выборов Президента РФ (ч. 4 ст. 81) или порядок формирования Совета Федерации, а также порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются обычным федеральным законом (ч. 2 ст. 96), а порядок образования высших судебных органов (ч. 3 ст. 128), статус и деятельность Правительства РФ – федеральным конституционным законом.

Источниками конституционного права, относящимися к группе законов также являются конституции республик в составе РФ и уставы иных субъектов Российской Федерации, а также законы, издаваемые законодательными органами субъектов РФ в соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ и соответствующие конституциям и уставам субъектов Федерации.

В отличие от конституций, действовавших в предшествующие годы, нынешняя Конституция не предусматривает создания органа, равного по значению прежнему Президиуму Верховного Совета, который имел право издавать акты, по своей юридической силе приравненные к закону. Действующие в современном Федеральном Собрании органы палат осуществляют только организационные функции и не вправе издавать акты общенормативного характера. Хотя источниками конституционного права сегодня являются постановления Государственной Думы и постановления Совета Федерации и из смысла ч. 2 ст. 125 вытекает, что постановления палат могут иметь нормативный характер, тем не менее их нельзя полагать НПА, относящимися к категории законов.