Файл: Понятие о цене и ценообразовании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На стоимость товаров и услуг влияют следующие факторы:

  • Затраты на производство. Себестоимость определяет минимально возможную цену на товар.

  • Количество конкурентов, их ценовая политика. Чем больше конкурентов, тем равномернее цены на рынке. Если компания предлагает уникальный продукт и является монополистом, то может завышать стоимость.

  • Ценовой сегмент. Выделяют экономичный, средний низкий, средний высокий, премиальный, люксовый сегменты.

  • Ценность продукта для потребителя, соотношение цены и качества. Польза или выгода, которую получает покупатель, формирует добавочную стоимость товара. Поэтому недорогой в производстве продукт можно продавать по высокой цене. Например, себестоимость крема для лица 50-200 рублей. Но его розничная цена может составлять 300-1000 рублей в зависимости от бренда и целевой аудитории, потому что продукт дает клиенту значимые выгоды: красивая ухоженная кожа, ощущение заботы о себе. На ценность влияет ситуация, в которой находится клиент: например, мороженое в парке стоит дороже, чем в супермаркете.

  • Эластичность спроса. Если спрос на товар меняется с повышением или понижением стоимости, он называется эластичным. Спрос на товары с неэластичным спросом остается постоянным. К ним относятся, например, электричество, бензин, хлеб, соль.

  • Этап жизненного цикла товара. Ценовая политика при выводе продукта на рынок и на этапе спада отличается.

  • Правовые ограничения. Законодательство регулирует многие отрасли экономики. Например, введение эскроу-счетов в строительстве привело к росту цен на недвижимость. Также государство определяет стоимость некоторых товаров, например жизненно важных лекарств, или регулирует их с помощью акцизов.

    1. Ценовая политика предприятия


Ценовая политика – важный элемент управленческого учета, который включает установление цен на продукцию, товары, услуги и работы, и управление ими в различных рыночных ситуациях. Цель системы ценообразования организации – определить наиболее эффективный способ установления цены, которую покупатель готов заплатить, и исследовать возможности реализации продукции с прибылью. Поэтому перспективы управленческого учета связаны не только с калькулированием себестоимости изготавливаемой продукции, но и с калькулированием отпускной цены, что имеет существенное значение для завоевания лидирующих позиций в определенных сегментах экономики.


При разработке методики ценообразования в организации необходимо учитывать ряд факторов:

Внутренние факторы включают сложившиеся цены, структуру затрат, общие и конкретные цели организации, опыт установления цены, степень изученности рынка сбыта и реакцию работников отдела сбыта.

Внешние факторы включают степень конкуренции и ее влияние на цены, состояние спроса на продукцию, зависимость от поставщиков материалов и субподрядчиков, структуру спроса и его зависимость от цены, а также политику государства. Учитывая все эти факторы, можно разработать эффективную методику ценообразования, которая будет соответствовать потребностям организации и рынка.

Определение минимальной цены исходя из переменных затрат можно подразделить на два варианта:

  • основанный на средних переменных затратах;

  • на основе дополнительных затрат на производство.

Выбор метода ценообразования в каждом конкретном случае зависит от различных факторов: технология производства, отраслевая специфика, стратегические и тактические цели, уровень спроса и конкуренции и т.д.

Политика и стратегия ценообразования должны соответствовать определенной маркетинговой стратегии организации. Целью такой стратегии могут являться:

  • проникновение на новый рынок;

  • развитие рынка продукции, выпускаемой организацией

  • сегментация рынка продукции;

  • разработка новых видов продукции

В условиях, когда реализовать избранную организацией концепцию маркетинга без использования активных мер в области ценообразования невозможно, следует определить задачи, выполняемые только посредством управления ценами. Исходя из этого необходимо выбрать конкретную стратегию:

стратегия премиального ценообразования;

нейтральная стратегия ценообразования;

стратегия ценового прорыва.

Роль затрат при обосновании ценовых решений чрезвычайно высока. При рыночной системе уровень цены определяет возможный объем продаж и соответственно возможный объем производства. Так как при росте объемов выпуска снижается доля условно-постоянных затрат, приходящихся на одно изделие, это ведет и к сокращению себестоимости единицы продукции. Исключительно затратный метод ценообразования при рыночном сбыте продукции организации влечет за собой опасность серьезных финансовых просчетов, поскольку себестоимость изделия соответствует лишь определенному объему его выпуска и продаж; следовательно, финансовые расчеты организации, основанные на указанном методе, могут оказаться ошибочными.



Как показывает опыт экономически развитых стран, более рациональный подход состоит в том, чтобы вначале спрогнозировать уровень цены нового изделия, которую можно получить на рынке, а лишь затем определять объем его производства и рынки сбыта. В таком же порядке следует анализировать и учитывать затраты при обосновании ценовой политики организации. При анализе затрат в целях обоснования политики ценообразования следует точно определять не только сумму затрат на производство продукции организации, но и то, как она может меняться при изменении объемов продаж указанной продукции в зависимости от политики ценообразования. При этом необходимо учитывать предельные или приростные затраты. Таким образом, суть ценовой политики организации заключается в управлении ценами в рамках активной системы ценообразования с целью определения того уровня затрат на производство продукции организации, который сможет обеспечить достижение желаемых финансовых результатов при сбыте своей продукции.

Таким образом в первой главе мы рассмотрели теоретические аспекты понятия о цене и ценообразовании. Мы изучили технологию ценообразования, рассмотрели принципы и методы образования цен, выявили факторы формирования цен, а также рассмотрели ценовую политику организации.

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ГАЛАМАРТ»

2.1 Технико-экономическая характеристика организации ООО «Галамарт»
Объектом исследования данной работы является ООО «Галамарт».

Организационно-правовая форма: общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Учредители: Черенкова Вера Геннадьевна

Адрес предприятия: Республика Башкортостан, г.Сибай, ул.Заки Валиди д. 45/1.

Профиль предприятия: продажа промышленных товаров.

Режим работы предприятия: 7-дневная рабочая неделя, 6-ти часовой график работы.

Число календарных дней в году - 365, праздничных - 15дн/год, , число дней планового ремонта - 10дн/год.

Количество предпраздничных дней (сокращение смены на 1 час) - 9дн/год.

Фонд рабочего времени:

Фрв = 365 - (15 + 104 + 10 ) = 236 дн/год

Фрв = 236 дн/год * 8 час/см * 2 см - 9 дн/год * 1 час * 2 см = 3758 час/год.

«Галамарт» - это федеральная франчайзинговая розничная сеть, включающая в себя более 400 магазинов. География охватывает огромную территорию от Калининграда до Владивостока (данные на июнь 2023г.).


Компания работает по принципу франчайзингового предприятия, расширяя свою сеть за счет привлечения новых партнеров, которым помогает в построении успешного бизнеса. Благодаря стараниям руководства и профильных специалистов Галамарт, франшиза получила широкое распространение и сейчас представлена более чем в 200 городах России.

На прилавках магазинов можно найти более 6 000 позиций товаров, относящихся к разным категориям:

  • посуда;

  • хозяйственная продукция;

  • автомобильные товары;

  • галантерея;

  • наборы инструментов;

  • товары для спорта и туризма;

  • игрушки и другая продукция для детей;

  • бытовая химия.

В своей работе компания придерживается нескольких принципов, обеспечивших ей популярность:

все самое важное в одном флаконе — покупателям не нужно заходить в несколько магазинов хозтоваров, все можно купить в Галамарт;

рядом с домом — магазины открываются в густонаселенных районах, что обеспечивает им высокий клиентопоток;

низкие цены — все товары продаются по приемлемой стоимости, поэтому посещение Галамарт не бьет по семейному бюджету.

Помимо описанных выше принципов, компания опирается в работе на следующие фундаментальные правила:

  1. Продуманная ассортиментная политика. Перечень представленных товаров постоянно корректируется в зависимости от спроса потребителей и сезонных тенденций. Также специалисты помогают франчайзи регулировать выкладку, чтобы клиенты легко находили то, что им нужно. Таким образом, каждый партнерский магазин получает надлежащий товарооборот, гарантирующий ему высокий доход в любое время года.2

  2. Взвешенное ценообразование. В компании уверены, что не бывает плохих товаров, бывают неправильные цены. За счет продуманной системы скидок и выгодных сезонных предложений магазины Галамарт никогда не остаются без покупателей. Специалисты консультируют новых партнеров по всем тонкостям ценовой политики, а также по продвижению трафикогенерирующих товаров.

  3. Маркетинговая активность. Франчайзинг Галамарт активно участвует в продвижении новых точек. Партнерам предоставляется все необходимое: от рекламных буклетов до выкладывания в интернете завлекающего фото- и видеоконтента.

  4. Использование передовых технологий. Франчайзер дает партнерам доступ к цифровому корпоративному порталу, в котором можно легко работать с документацией, регулировать ценообразование, контролировать динамику продаж и клиентские предпочтения.


Франчайзер предъявляет определенные требования к потенциальным партнерам. Покупать франшизу могут люди, соответствующие таким критериям:

В распоряжении есть необходимое количество средств для инвестирования.

Готовность неуклонно следовать стандартам и правилам работы франшизы, которые прописаны в договоре.

Есть опыт предпринимательской деятельности (об этом упоминалось выше).

Компания ищет тех, с кем можно построить успешный бизнес. Франчайзер не стремится зарабатывать на разовых взносах (их просто нет). Руководство заинтересовано в партнерах, нацеленных на долгосрочное сотрудничество. От успеха филиалов зависит успех всей компании, поэтому на рассмотрение попадают предприниматели, готовые ежедневно трудиться, а не считать прибыль, полученную на чужой бизнес-схеме.

Основные показатели деятельности ООО «Галамарт» отражены в таблице 1 (Приложение 1).

ООО «Галамарт» в отчётном году по сравнению с прошлым объём выпуска продукции в действующих ценах увеличился на 8, 36%, что в сумме составило 1008 млн. р. и объём выпуска продукции в сопоставимых ценах увеличился на 10,97%, что в сумме составило 5882 млн. р.; среднесписочная численность работников в отчётном году по сравнению с прошлым увеличилась на 2,11%, что составило 31 человек; выручка от реализации - увеличилась на 13,24%, что в сумме составило 4031 млн. р.; себестоимость продукции - увеличилась на 20,45%, что в сумме составило 4467 млн. р.; прибыль от реализации в отчётном году по сравнению с прошлым снизилась на 16,23%, что в сумме составило 875 млн. р.; производительность труда в действующих ценах в отчётном году по сравнению с прошлым увеличилась на 6,21%, что в сумме составило 510 тыс. р., также увеличилась производительность труда в сопоставимых ценах увеличился на 8,68%, что в сумме составило 3,17 млн.р.; рентабельность производства в отчётном году по сравнению с прошлым годом снизилась на 1,25%, также снизилась рентабельность продукции - на 7,52%.

На фоне общего увеличения показателей, снижение прибыли, рентабельности производства и рентабельности продукции является отрицательным моментом в деятельности ООО «Галамарт».

2.2 Технология формирования цен в организации «Галамарт»

ООО «Галамарт» при определении уровня отпускных цен и тарифов, руководствуется Инструкцией №183 от 10.09.2008, утверждённой постановлением Министерства экономики Республики Башкортостан и обязано обосновывать цены и тарифы экономическими расчётами.