Файл: Бенчмаркинг в деятельности предприятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бенчмаркинг в деятельности предприятия

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы бенчмаркинга………………………………………...5

1.1 Сущность и особенности бенчмаркинга……………………………………………5

1.2 Анализ и сравнение конкурентных преимуществ………………………………..12

Глава 2. Практические аспекты бенчмаркинга……………………………………….16

2.1 Бенчмаркинг: практика использования на российских предприятиях и проблемы применения……………………………………………………………………………...16


2.2 Конкурентный бенчмаркинг на примере торговой компании ООО «Партнер-Маркет»………………………………………………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………………...25

Список использованных источников………………………………………………….26

Введение

Термином «бенчмаркинг» обозначается один из инструментов совершенствования деятельности. Название метода происходит от английских слов «bench» (уровень, высота) и «mark» (отметка). Это словосочетание трактуется по-разному: «опорная отметка», «отметка высоты», «эталонное сравнение» и т. п.

Некоторые авторы определяют бенчмаркинг как непрерывный процесс сопоставления продукции, услуг и практического опыта по отношению к самым сильным конкурентам или фирмам, признанным в качестве промышленных лидеров.

Бенчмаркинг или эталонное сопоставление - термин, уже довольно прочно вошедший в российский экономический лексикон - это метод (инструмент) управления, который может помочь многим российским компаниям в решении задачи совершенствования систем менеджмента и повышения конкурентоспособности.

Бенчмаркинг - это постоянное изучение лучшего в практике конкурентов, сравнение компании с созданной эталонной моделью собственного бизнеса. Бенчмаркинг позволяет выявлять и использовать в своем бизнесе то, что другие делают лучше. Практика показывает, что взгляд на свою организацию сквозь призму опыта лучших мировых компаний или лидеров отрасли дает возможность найти новые ориентиры для повышения эффективности управления и решить прикладные вопросы.1

Аналитический метод работы с информацией позволит обнаружить тенденции на рынке и сориентировать свою собственную стратегию. Суть бенчмаркинга можно обозначить словами «умные учатся на чужих ошибках». Максимально полная информация о конкурентах, если таковую удалось узнать, вполне может стать основой для составления своего собственного бизнес-плана.


Поэтому бенчмаркинг нацелен на две переменные:

- конкурентоспособная себестоимость,

- конкурентная дифференциация продукта/услуги и их цена.

Использование бенчмаркинга позволяет предприятию сформировать собственную команду внутренних консультантов, получить опыт проведения организационных изменений и, таким образом, создать базу для дальнейшего совершенствования организации и управления с опорой на собственные силы.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что обеспечение эффективного функционирования и развития фирм — сложная комплексная проблема. В первую очередь это касается таких ее сторон, как менеджмент, маркетинг и бенчмаркинг. Маркетинговые и консультационные компании в последнее время стали указывать в числе своих услуг бенчмаркинг. Обучающие центры предлагают семинары по данной тематике. СМИ также уделяют этому вопросу все больше внимания. Что из себя представляет бенчмаркинг? Давайте попробуем разобраться в этой проблеме и понять, каким образом можно использовать данный инструмент.2

Цель работы – доказать, что бенчмаркинг - реальный инструмент развития бизнеса.

Задачами курсовой работы является изучение следующих вопросов: сущность и особенности бенчмаркинга, процесс бенчмаркинга (факторы, субъект и объект, этапы), практика применения и проблемы бенчмаркинга и т.д.

Глава 1. Теоретические основы бенчмаркинга

1.1 Сущность и особенности бенчмаркинга

В условиях развития отечественного сектора экономики, в связи с высоким уровнем конкуренции предприятиям необходимо привлекать значительные трудовые и материальные ресурсы для оценки результатов своей деятельности по достижению стратегических целей. В связи с этим бенчмаркинг выступает важнейшим инструментом с помощью которого предприятия могут проводить сравнительный анализ товаров, оборудования и персонала. Он позволяет предприятию определить необходимость ухода от старого образа действия и дает возможность осознать, что лишь путем систематических изменений к лучшему предприятие может выжить.

Использование бенчмаркинга дает возможность предприятию создать собственную команду внутренних консультантов, получить опыт проведения организационных изменений и, как следствие, подготовить основу для будущего совершенствования организации управления с опорой на собственные силы.

Как показывает практика, взгляд на свое предприятия через призму опыта лучших мировых компаний отрасли дает возможность найти новые направления для повышения эффективности управления.



В настоящее время популярность бенчмаркинга стремительно возрастает с каждым годом, так как на сегодняшний день ни одно предприятие не может выжить, не уделяя должного внимания изучению сильных сторон своих конкурентов и не обучаясь у лучших в своей сфере деятельности. За счет использования бенчмаркинга каждое предприятие может очень многому научиться у других предприятий-конкурентов.3

Выделяют следующие основные причины популярности бенчмаркинга:

  • глобальная конкуренция. В связи с глобализацией бизнеса предприятие осознает необходимость изучения лучших достижений конкурентов и применения их в будущем для собственного выживания;

  • вознаграждение за качество. В условиях настоящей действительности все большее распространение приобретают про- водимые конкурсы на звание лидера в области качества, причем обязательным условием участия в них помимо демонстрации предприятиями-участниками преимуществ выпускаемых ими товаров выступает применение концепции бенчмаркинга;

  • необходимость адаптации и использования мировых достижений в области производственных и бизнес-технологий. Для того чтобы не оставаться позади конкурентов, всем предприятиям в независимости от их величины и сферы деятельности, требуется систематически изучать и использовать на практике передовой опыт в области производственных и бизнес- технологий.4

Стремительное развитие процесса бенчмаркинга способствует повышению эффективности бизнеса и позволяет получить ответы на вопросы, которые ставит практика деятельности предприятия.

Основными причинами применения бенчмаркинга является определение целей и выявление того, как они могут быть достигнуты.

Когда предприятия начинают использовать в своей деятельности процесс бенчмаркинга, в них происходят существенные изменения внутренних отношений.

Традиционно выделяют пять типов процесса бенчмаркинга:

  • внутренний бенчмаркинг;

  • внешний конкурентный бенчмаркинг;

  • внешний внутриотраслевой бенчмаркинг (сочетаемый);

  • внешний межотраслевой бенчмаркинг;

  • комбинированный межотраслевой и внешний бенчмаркинг.

В таблице проведено сравнение типов бенчмаркинга.

Таблица 1

Сравнительная характеристика типов бенчмаркинга

Тип бенчмаркинга

Длительность цикла (месяцы)

Партнеры по бенчмаркингу

Результаты

Внутренний

3–4

Внутри предприятия

Значительные улучшения

Внешний конкурентный

6–12

Нет

Лучше, чем у конкурентов

Внешний внутриотраслевой

10–14

В отрасли

Творческий прорыв

Внешний межотраслевой

12–24

Все мировые отрасли

Лучший в своем классе



Проанализировав данную таблицу следует отметить, что не существует идеального типа бенчмаркинга, так как каждый из этих типов имеет определенные достоинства и недостатки, которые обязательно необходимо учитывать.

Характеризуя вышеперечисленные виды процесса бенчмаркинга остановимся подробнее на каждом из них.

  1. Внутренний бенчмаркинг. В том случае если предприятие только начинает разработку своей программы бенчмаркинга, внутренний бенчмаркинг является лучшим способом развить эту программу и обучить работников ею пользоваться. Данный вид бенчмаркинга заключается в том, чтобы сначала осмотреться внутри предприятия, определив при этом насколько схожа работа различных филиалов, а затем выбрать наиболее лучшие из наблюдаемых практик. Практически во всех случаях внутренний бенчмаркинг должен быть предпринят в первую очередь, так как он недорогой по стоимости и позволяет получить достаточно подробные данные.

  2. Внешний конкурентный бенчмаркинг. Наиболее эффективен в тех отраслях для которых характерен высокий уровень конкуренции, где активно применяются новые технологии, а также где у конкурентов разные подходы к менеджменту.

  3. Внешний внутриотраслевой бенчмаркинг. Данный тип бенчмаркинга применяется когда предприятие может что-то приобрести, сравнивая свои подразделения, для которых проводится бенчмаркинг, с аналогичными подразделениями других предприятий, занятых в этой же отрасли, но не являющихся прямыми конкурентами.

  4. Внешний межотраслевой бенчмаркинг. При данном типе бенчмаркинга процесс распространяется за пределы конкретного предприятия и отрасли, охватывая и другие отрасли. Использование бенчмаркинга в несходных отраслях дает возможность отработать новаторские процессы, не используемые на данном предприятии.

  5. Комбинированный внешний и внутренний бенчмаркинг. Самым распространенным подходом является комбинация внутреннего и внешнего бенчмаркинга, так как она, как правило, приносит лучшие результаты.5

Сформировавшаяся востребованность процесса бенчмаркинга заключается в том, что он не только поясняет предприятию, насколько успешным оно может быть, но и помогает изменить способ ведения бизнеса для достижения большей эффективности. Таким образом, можно сказать, что бенчмаркинг – это путь к совершенству. Огромное число людей и предприятий хотят, чтобы их признали лучшими, а совершенство как известно дает: клиентов, высокий уровень вознаграждения, признание, уважение, власть и т.д.


Для того чтобы предприятию усовершенствовать свою деятельность, ему необходимо проделать следующие шаги.

  1. Выявить свои сильные и слабые стороны.

  2. Определить, каким образом конкуренты добились успеха в той сфере, где предприятие хочет стать лучшим.

  3. Применять в своей деятельности только лучшие методики предприятий-конкурентов.

  4. Опираясь на накопленный опыт лучших, создавать более совершенные методики.

  5. Никогда не останавливать процесс совершенствования.6

Применение бенчмаркинга способствует более полному удовлетворению требований потребителя. Как известно, потребитель всегда желает получить лучшие товары по наиболее низким ценам. Данное требование является ориентиром для бенчмаркинга эффективности работы предприятия и цен на продукцию. Осуществляя процесс бенчмаркинга, предприятие имеет возможность проверить, насколько реально осуществить эти требования.

По итогам анкетирования 770 организаций в Европе Центр бенчмаркинга выявил, что:

  • 89 % предприятий считают «поиск компетентных партнеров по бенчмаркингу» своей самой важной потребностью;

  • 70 % предприятий Великобритании осуществляют бенчмаркинг;

  • 95 % предприятий готовы поделиться информацией с Центром бенчмаркинга.

Следует отметить, что технология бенчмаркинга соединяет в единую систему разработку стратегии, отраслевой анализ и анализ конкурентов. Отраслевой анализ – это первый этап в разработке стратегии, который включает в себя изучение конкуренции, моделей поведения клиентов, поставщиков, барьеры входа в отрасль и другие особенности. Отраслевой анализ позволяет определить причины превосходства одних предприятий над другими. Анализ конкуренции дает возможность выявить, какое внимание конкурент уделяет тем направлениям бизнеса, которыми занимается конкретное предприятие. Определившись с отраслевым анализом и анализом конкурентов, переходят к этапу разработки стратегии.

Как правило, лучшие результаты получают те предприятия, которые применяют всеобъемлющий подход к постоянному совершенствованию и интегрируют все действия по улучшению. Современное предприятие должно поддерживать хорошую форму, чтобы выдерживать соревнование с конкурентами и побеждать в борьбе с ними в условиях ужесточения конкуренции, а также повышать свой имидж. Для этого предприятиям необходим бенчмаркинг – относительно новый, но ставший достаточно перспективным в управленческих кругах подход к стратегическому планированию деятельности предприятий.