Файл: Методические указания по самостоятельной работе обучающихся по специальности Педиатрия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1148

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

области гиперемии горячая на ощупь. Дыхание в легких везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца средней громкости, ритмичные. ЧСС - 152 в минуту. Живот доступен пальпации. Стул 3 раза темно-зеленого цвета необильный калового характера. Мочится. Менингеальных знаков нет. При посеве отделяемого из пупочной ранки выделен гемолитический стрептококк группы А.

Задание:

  1. Поставьте диагноз.

  2. Тактика поведения врача в данной ситуации.

  3. Назначьте лечение.



Задача 3.

Катя Д., 3 года, заболела остро с повышения температуры до 38,2 граду­сов, болей в горле. На 2 день от начала заболевания у девочки появилась точеч­ная, розовая сыпь на гиперемированном фоне с преимущественной локализаци­ей внизу живота и на сгибательных поверхностях конечностей. Участковым врачом был выставлен диагноз: Скарлатина, легкая форма. Назначено лечение феноксиметилпенициллином, диазолином. Состояние ребенка ухудшилось. С 4 дня от начала заболевания стала высоко лихорадить, снизился аппетит, беспо­койно спала. Повторный осмотр участкового врача выявил следующее: состоя­ние ребенка тяжелое за счет интоксикации, лихорадит 39,8 градусов, вялая, от еды и питья отказывается. На коже папулезная точечная сыпь на гиперемиро­ванном фоне, сгущается в естественных складках и внизу живота. Язык густо обложен белым налетом, кончик языка и боковые поверхности ярко малиново­го цвета с гиперплазированными сосочками. Зев ярко гиперемирован, гипере­мия четко отграничена от бледного неба. Миндалины гипертрофированы. На дужках, мягком небе и на миндалинах налет серого цвета. Налет плохо снима­ется шпателем. Отмечается увеличение и болезненность подчелюстных и переднешейных лимфатических узлов. Отмечается отек подкожно-жировой клет­чатки шеи. Кожа над отеком гиперемирована, болезненна. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца приглушены, ритмичные. ЧСС до 150 в

минуту. Живот мягкий, безболезненный. Стул 2 раза полуоформленный. Менингеальных знаков нет.

Задание:

  1. Поставьте диагноз.

  2. Ваша тактика в отношении больного.


Задача 4.

Маша Т., 2 года. Заболела остро с повышения температуры до 38 граду­сов, стала вялой, отказывалась от еды, отмечалась однократная рвота. При ос­мотре больной на 2 день болезни участковый врач обнаружил следующее: со­стояние удовлетворительное. Температура 37,4 вяловата, аппетит снижен, бес­покоят боли в горле. На лице, туловище, конечностях отмечается точечная ро­зовая сыпь папулезного характера. Сыпь располагается на гиперемированном фоне кожи, сгущается в естественных складках, внизу живота. Щеки яркие. Носогубный треугольник бледен. При осмотре зева обнаружена яркая отграничен­ная гиперемия миндалин, дужек, язычка, не распространяющаяся на слизистую твердого неба. Миндалины гипертрофированы налетов нет. Переднешейные лимфоузлы плотные на ощупь, болезненные при пальпации. Язык обложен бе­лым налетом. Тоны сердца громкие, ритмичные. ЧСС - 110 в минуту. В легких везикулярное дыхание. Живот мягкий, безболезненный. Стул, мочеиспускание не нарушены. Менингеальных знаков нет.

Задание:

  1. Поставьте диагноз.

  2. Укажите степень тяжести заболевания.



Задача 5.

Коля В., 4 года заболел остро с повышения температуры до 39,5 граду­сов, стал вялым, отказывался от еды, отмечалась повторная, необильная рвота. Лихорадил в течении дня до 38,8 - 39,2 градусов. К вечеру того же дня на коже туловища, конечностей появилась сыпь, в связи с этим была вызвана скорая


помощь. Ребенок госпитализирован в инфекционную больницу. При осмотре больного в приемном покое врач обнаружил следующее: состояние средней тяжести, лихорадит, возбужден. Глаза блестят, лицо гиперемировано, блед­ность носогубного треугольника. Губы отечные, яркие, сухие. Выделений из носа нет. На лице, туловище, конечностях отмечается точечная, розовая сыпь папулезного характера. Сыпь располагается на гиперемированном фоне кожи, сгущается в естественных складках, внизу живота. Щеки яркие. При осмотре зева обнаружена яркая отграниченная гиперемия миндалин, дужек, язычка, не распространяющаяся на слизистую твердого неба. Миндалины гипертрофиро­ваны, в лакунах наложения желтовато-белого цвета, легко снимаются и расти­раются шпателем. Переднешейные лимфоузлы плотные на ощупь, болезнен­ные при пальпации. Язык обложен белым налетом. Тоны сердца громкие, рит­мичные. ЧСС - 122 в минуту. В легких везикулярное дыхание. Живот мягкий, безболезненный. Стул, мочеиспускание не нарушены. Менингеальных знаков нет. Белый дермографизм.

Задание:

  1. Поставьте диагноз.

  2. Укажите степень тяжести заболевания.


Задача 6.

Миша В., 5 лет. Заболел остро с повышения температуры до 40 градусов. Отмечалась повторная рвота, головная боль, кратковременные судороги. Ско­рой помощью доставлен в стационар через 6 часов от начала заболевания. Со­стояние при поступлении тяжелое. Сознание спутано, бредит. Температура 39,9 градусов. 11а лице яркий румянец щек с бледным носогубным треугольником. Губы сухие, яркие. Сыпь обильная располагается на гиперемированном фоне кожи, сгущается в естественных складках, внизу живота. Акроцианоз, конечно­сти холодные. При осмотре зева обнаружена яркая отграниченная гиперемия миндалин, дужек, язычка, не распространяющаяся на слизистую твердого неба. На бледном небе точечная геморрагическая сыпь. Миндалины гипергрофиро-

ваны, единичные гнойные фоликулы. Язык обложен белым налетом. Тоны сердца приглушены, ритмичные. ЧСС - 142 в минуту. В легких везикулярное дыхание. Живот мягкий, безболезненный. Печень селезенка не увеличены. Сту­ла не было. Не мочился. Менингеальные знаки сомнительные. Задание:

  1. Поставьте диагноз.

  2. Сформулируйте диагноз по классификации.


Тема «Герпес-вирусные инфекции у детей»
Задача № 1.

У ребенка 4-х лет, находящегося в хирургическом отделении по поводу паховой грыжи на 4-й день пребывания в стационаре отмечалось повышение температуры до 37,2° С и зуд кожи. При осмотре обнаружены пятна, мелкие папулы и везикулы. Со стороны внутренних органов отклонений от номы не выявлено.

1. Поставьте клинический диагноз.

  1. Какой будет дальнейшая динамика сыпи?

  2. Назначьте противоэпидемические мероприятия в хирургическом стационаре.


Задача № 2.

При утреннем приеме в детский сад выяснено, что ребенок накануне был у родст­венников, где попал в контакт с больным ветряной оспой. Как поступить в данной ситуации?

Задача № 4.

Девочка 5-и лет посещает детский сад, где были случаи заболевания ветряной оспой. Заболела остро 02.10. с повышения температуры до 37,6 С и появления сыпи на коже туловища в виде единичных везикул. Последующие два дня температура оставалась субфебрильной. общее состояние страдало незначительно, на коже - свежие подсыпания везикул. С 4-го дня болезни состояние удовлетворительное, температура нормальная, на коже подсыхающие элементы сыпи. На 8-й день болезни состояние ухудшилось - появилась тошнота, повторная рвота и сонливость. Девочка не могла держать чашку в руках, появилась шаткая походка. По этому поводу была направлена в стационар.

1. Поставьте диагноз.

  1. Наметьте план обследования

  2. Назначьте лечение.


Задача № 4.

Мальчик 6-и лет заболел ветряной оспой. Как быть с его братом 3-х лет, посещающий детский сад и до этого не болевшим ветряной оспой?

Задача № 5.

Ребенок С. Родился от молодой, здоровой матери, 2-я беременность (1-я беремен­ность закончилась срочными родами, ребенок здоров), протекавшей с ОРВИ (4 раза), быст­рых родов, осложненных мекониальной аспирацией. Родился доношенный мальчик, в состоянии асфиксии, был переведен на ИВЛ. С первых суток желтуха с зеленоватым м. геморрагическая сыпь с экхимозом по всему телу, гепатолиенатьный синдром. В чтении реанимации состояние мальчика прогрессивно ухудшилось - нарастала дыхательная. недостаточность, геморрагический синдром, размеры печени +5-6 см.

В геммограмме выраженная анемия, снижение тромбоцитов до 90x109 /л УЗИ печени - отек паренхимы, гепатоспленомегалия, холецистит. Ребенок умер. Гистологически - в клетках печени, легких, почках ядерные включения по типу «совиного глаза». В осадке мочи - гигантские цитомегалические клетки.

/. Поставьте диагноз

  1. Перечислите методы диагностики.

  2. В какой специфической терапии нуждался больной?


Задача № 6.

Ребенок Н. Поступил в отделение детей раннего возраста в 6 месяцев в тяжелом состоянии, обусловленном интоксикацией неясного генеза и тяжелой анемией. Из анамнеза известно. что ребенок родился от второй беременности необследованной матери, в срок, с массой - 3000 г. Период адаптации без особенностей. Вскармливание естественное. В массе прибавлял плохо, на 6-м месяце жизни стали нарастать бледность, вялость, в связи с чем госпитализирован. При поступлении бледность с мраморным рисунком кожи, гипотония мышц, гепатоспленомегалия (печень +5 см, селезенка +2 см) приглушенность тонов сердца, тахикардия, неустойчивый стул.

OAK: эритр.-1,02х1012/л, НЬ-31 г/л, ЦП-1,0, ретикулоциты-4%, лейк.- 9x10%, токсическая зернистость нейтрофилов.

ИФА: выявлены антитела к ЦМВ - иммуноглобилины класса А и М. Консультация окулиста - атрезия зрительного нерва.

/. Поставьте диагноз

  1. Проведите дифференциальный диагноз

  2. Назначьте лечение.


Задача № 7.

Ребенок М. От первой беременности, протекавшей с угрозой прерывания, роды в срок, нормальные антропометрические показатели, период неонатальной адаптации без осо­бенностей, из роддома выписан на 6-е сутки. На 3-й неделе жизни состояние ухудшилось, что было связано с присоединением респираторной инфекции, госпитализирован в инфекци­онное отделение в тяжелом состоянии. На осмотре ребенок бледный, вялый, гепатоспленомегалия, дыхательная недостаточность.

OAK: эритр.-2х10' /л. лимфоцитоз, осмотическая резистентность эритроцитов не изменена, ретикулоциты-6%.

УЗИ: гепатоспленомегалия.

От стернальной пункции мать отказалась.

/. Поставьте диагноз

  1. Назначьте план обследования

  2. Назначьте лечение.


Задача № 8.

Ребенок поступил из ОПН в возрасте 1,5 месяцев. Рожден от 2-й беременности, про­текавшей с угрозой прерывания, путем кесарева сечения, родился в асфиксии, массой 3200г. С первых суток жизни отмечается геморрагический синдром в виде петехиально-экхимозной сыпи на туловище. На 3 сутки присоединился катаральный синдром, осложнившийся развитием пневмонии. С 5 суток выявлена тромбоцитопения до 49x109 /л.

УЗИ: печень и селезенка увеличены.

ИФА: антитела к ЦМВ класса М и G.

/. Поставьте диагноз

2. Назначьте лечение.

Тема «Эпидемический паротит у детей».

Задача № 1.

Марина П. 10 лет поступила в инфекционную больницу 20 октября. Заболела 18 октября, когда повысилась температура до 38°С, появилась припухлость в околоушных областях с обеих сторон, боль при жевании. На следующий день у девочки появилась повторная рвота, головная боль, температура оставалась на уровне 38 - 39°С, участковый врач обнаружил ригидность затылочных мышц, симптом Кернига. При поступлении в больницу состояние тяжелое.

КАК (21 октября): Нв 11,6 г%, лейкоциты 8600, Э 1%, П 10%, С 53%, Л 30%, М 6%, СОЭ 16 мм/час.

Анализ спинномозговой жидкости: цитоз 175 в 1 мм3, нейтрофилы 28%, лимфоциты 72%, белок 0,396 %о, реакция Панди и Нонне-Аппельта +++, сахар 54 мг% (3,0 ммоль/л), хлориды 714 мг% (201,6 ммоль/л).

Задание.

1.Поставьте предварительный диагноз.

2.Назначьте дополнительное обследование.

3.Проведите дифференциальный диагноз.

4.План лечения.
Задача № 2.

Галя Т. 6 лет поступила в инфекционную больницу 14 февраля в тяжелом состоянии с диагнозом менингококковая инфекция, менингит? Заболела 13 февраля: повысилась температура до 38,8°С, появилась головная боль, 3 раза была рвота. Ночью жаловалась на головную боль, температура оставалась высокой. Вызванный врач скорой помощи направил ребенка в инфекционную больницу.

При поступлении состояние тяжелое, девочка в сознании, но заторможена. Нерезко выражена ригидность затылочных мышц, положительный симптом Кернига. Кожа и зев чистые. Со стороны внутренних органов отчетливых изменений не определяется.

Анализ спинномозговой жидкости: прозрачная, цитоз 97 в 1мм3, нейтрофилы 17%, лимфоциты 83%, белок 0,33%о, реакция Панди +++, Нонне-Аппельта ++.

Из анамнеза выяснено, что в детском саду, который посещает девочка, карантин по эпидемическому паротиту.

Задание.

1.Поставить предположительный диагноз.

2.Наметить план обследования больного.

3.Назначить терапию.
Задача № 3.

Люда Г. 3 года поступила в инфекционную больницу 30 октября. Заболела накануне: стала вялой, капризной, повысилась температура до 39°С. Утром 30 октября мать заметила припухлость в околоушных областях с обеих сторон.

При поступлении состояние средней тяжести, вялая. Кожа чистая, на щеках румянец. Отмечается выраженная припухлость в околоушных областях с обеих сторон, зачелюстные ямки сглажены, мочки ушей оттопырены. Кожа над припухлостью не изменена, пальпируются нерезко болезненные плотные образования размером 3x4 см. На слизистой рта - покраснение и припухлость сосочков выводных слюнных протоков. Со стороны внутренних органов патологических изменений не отмечается. Девочка посещает ясли-сад. Контакт с инфекционными больными не выявлен.


Задание.

1 .Поставьте диагноз.

2.Какова тактика врача?

З.План ведения больного.
Задача № 4.

Мальчик 13 лет обратился к участковому врачу с жалобами на повышение температуры до 40°С, припухлость в околоушной области справа, был направлен в стационар. В последующие дни состояние ребенка улучшилось: снизилась температура, уменьшилась припухлость в области железы.

На 5-е сутки пребывания в стационаре вновь повысилась температура до 39,5°С, появились боли в мошонке, паховой области, боль усиливалась при ходьбе. При осмотре мошонка отечная, кожа над ней гиперемирована, яички плотные, болезненные при пальпации. Со стороны других органов патологии не выявлено.

Задание.

1 .Поставить предположительный диагноз.

2.Наметить план обследования больного.

3.Назначить лечение.
Задача № 5.

Девочка 6 лет заболела остро. Повысилась температура до 38,5°С, стала жаловаться на боли в животе в области пупка. Отмечалась тошнота, дважды была рвота. Бригадой скорой помощи доставлена в хирургическое отделение.

При осмотре: состояние ближе к тяжелому, температура 37,9°С, отказывается от еды. Кожа сухая, бледная, сухость во рту, язык обложен белым налетом, суховат. В легких везикулярное дыхание, тоны сердца громкие, ритмичные, ЧСС ПО в минуту. Живот умеренно вздут, болезненный при пальпации в околопупочной области и левом подреберье, там же отмечается напряжение мышц. Симптомов напряжения брюшины нет.

В общем анализе крови нормоцитоз, лимфоцитоз.

В моче уровень диастазы составил 128 ед.

Из анамнеза выяснено, что в детском саду, который посещает девочка, карантин по эпидемическому паротиту. Задание.

1 .Поставьте предположительный диагноз.

2.Какое дополнительное обследование необходимо провести для уточнения диагноза?

3.Наметьте план лечения.

Задача № 6.

Ребенок 3-х лет посещает детский сад. В группе карантин по паротитной инфекции. Мать заметила припухлость в области челюсти.

При осмотре состояние ближе к удовлетворительному. Температура 37,2°С, кожа чистая обычной окраски. Справа в подчелюстной области припухлость. Пальпируется уплотнение размером с фасоль у угла нижней челюсти, болезненное, неподвижное, не спаянное с окружающими тканями. Кожа над припухлостью не изменена. Изменений со стороны слизистой оболочки полости рта не отмечается.

Задание.

1 .Для какого заболевания характерны перечисленные симптомы?

2.Какова тактика врача?

Задача № 7.

Мальчик 5 лет заболел остро. Заболевание началось с повышения температуры до 39,2°С, появилась вялость, отказывался от еды. На вторые сутки появилась припухлость в околоушной области слева. На 4-е сутки на фоне субфебрилитета появилась боль в подбородочной области, под языком. Боль усиливалась при движении и высовывании языка.

При осмотре ребенка обнаруживается припухлость в околоушной области слева. Кожа над ней не изменена. При пальпации подбородочной области определяется уплотнение тестоватой консистенции мало подвижное умеренно болезненное. Шея в области подбородка отечная. При осмотре полости рта отмечается отечность и выраженная гиперемия слизистой под языком.

Задание.

1.Поставьте предварительный диагноз.

2.Проведите дифференциальный диагноз.
Тема «Коклюш и паракоклюш у детей».

Задача № 1

Ребенок 2 лет посещает детский сад, где несколько детей кашляют. 15 дней ребенок кашляет, температура нормальная. Последние 2 дня во время кашля мальчик синеет, кашель заканчивается рвотой. Общее состояние не нарушено.

Задание.

1.Поставьте диагноз согласно классификации.

2.Какие данные (эпидемиологические, клинические) позволяют поставить этот диагноз?

3.Какие дополнительные исследования следует назначить?

4.План лечения больного.

5.Противоэпидемические мероприятия в яслях.
Задача № 2

Ребенку 1 месяц. В течение 3 дней ребенок часто чихает, покашливает. Температура не повышалась. Сегодня во время туалета у ребенка появился кашель и цианоз лица на 1 - 2 минуты. Отец ребенка кашляет уже 2 месяца, но продолжает работать. При осмотре ребенок несколько вялый. Кожа с некоторой мраморностью. Зев слегка гиперемирован. В легких пуэрильное дыхание, хрипов нет. Тоны сердца ясные, ритмичные.

Задание.

1 .Поставьте диагноз согласно классификации.

2.Какие данные анамнеза и клиники позволили поставить диагноз?

З.С какими заболеваниями следует провести дифференциальный диагноз?

4.Какие лабораторные исследования следует провести?

5.Назначьте лечение, дайте советы по уходу и наблюдению за ребенком.
Задача № 3

Ребенок 9 месяцев находился в стационаре в течение 2-х недель с диагнозом: ОРВИ, бронхит. При осмотре врач наблюдает типичный приступ спазматического кашля.

Задание.

1 .Ваша тактика в отношении больного?

2.Какие противоэпидемические мероприятия следует провести в данном отделении?

3.Назначьте лечение больному.