Файл: Кафедра Общепрофессиональные и специальные дисциплины по юриспруденции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



2.2. Гарантии и компенсации лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностям

В ч.1 ст. 164 Трудового кодекса РФ гарантии определены как средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Итак, в качестве цели применения установленных законодательством гарантий указано осуществление имеющихся у работников прав. Следовательно, гарантии выполняют обеспечительную функцию по отношению к установленным работникам правам.

Права работников могут носить как имущественный, так и неимущественный характер. Существующие гарантии для осуществления этих прав могут быть также имущественного и неимущественного характера.

В связи с изложенным можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства, которые характеризуют правовое понятие гарантий в сфере труда.

Во-первых, установление гарантий в законодательстве, соглашениях, коллективном договоре, иных локальных нормативных актах организации, трудовом договоре.

Во-вторых, непосредственное обеспечение предусмотренных в законодательстве трудовых прав.

В-третьих, обеспечение осуществления как неимущественных, так и имущественных прав работников в сфере труда.62

В ч. 2 ст. 164 Трудового кодекса РФ компенсации определены как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных законодательством обязанностей. Из действующего законодательства можно выделить следующие обстоятельства, характеризующие компенсации как правовое понятие.63

Компенсации имеют возмездный характер, они призваны возместить работнику определенные затраты. Тогда как гарантии, которые предоставляются работникам, не имеют возмездного характера. Гарантии призваны обеспечить работников реализацию трудовых прав работников, а компенсации имеют своей целью возмещение понесенных работниками затрат при исполнении установленных обязанностей, а также при использовании отдельных прав.

Применение понятия «компенсация» предполагает доказывания наличия непосредственной связи понесенных или предполагаемых затрат работника с исполнением трудовых или иных, предусмотренных законом обязанностей.



Не оспаривая правомерность данных понятий, в отношении северных территорий можно применить следующую формулировку термина «компенсация»: это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам повышенных материальных и физиологических затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей и проживанием в суровых природно­климатических условиях Севера.

Работа в тяжелых климатических условиях, которые характерны для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на протяжении десятков лет компенсировалась предоставлением гарантий и компенсационных выплат работнику.

Основные государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера установлены Трудовым Кодексом РФ и Законом РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».64

Особо следует отметить, что действие соответствующих льгот, гарантий и компенсаций распространяется только на территории, предусмотренные Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 г. № 1029.

С 2005 г. перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством РФ.

За прошедший с 30-х годов прошлого столетия период в список территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей внесены значительные изменения. В настоящее время на практике применяется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. № 1029. Этот перечень был существенно расширен в 90-е годы65.

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены сегодня Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, в частности, Законом РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с последующими дополнениями и изменениями, внесенными в том числе Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ №О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


В главе 50 Трудового кодекса РФ предусмотрены гарантии и компенсации только для работающих, а для других жителей северных районов и местностей, приравненных к ним - пенсионеров, студентов, членов семей работающих, они регулируются иным законодательством: Законом РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»,66 Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации от 15.01.2001г. № 166-ФЗ, «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от

17.12.2001 г. № 173-ФЗ».67 А также иными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.68

В связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований ст. 26 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. были внесены изменения в ст. 4 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Федеральными законами», в которой уточнены источники финансирования выплаты гарантий и компенсаций.

Федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» внесены изменения во вторую часть ст. 313 Трудового кодекса, касающуюся установления дополнительных гарантий и компенсаций. 69Согласно новой редакции дополнительные гарантии и компенсации работающим могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями и т.д., исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей.

В Трудовом кодексе РФ для получения гарантий и компенсаций предусмотрены определенные требования к работникам, прибывающим на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности:

  • заключение трудового договора на срок до 5 лет по инициативе работника либо работодателя, если это связано с переездом к месту работы, согласно ст. 59 Трудового кодекса;

  • наличие у работника, прибывшего на Север из других регионов, заключения об отсутствии медицинских противопоказаний для работы и проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, согласно ст. 324 Трудового кодекса;

  • продолжительность трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, согласно ст. 314 Трудового кодекса.70


В Законе РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Трудовой кодекс РФ и других нормативных правовых актах к гарантиям и компенсациям для работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, помимо районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы, отнесены:

  • ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска;

  • дополнительный выходной день для работников, имеющих детей в возрасте до 16 лет;

  • сокращенная рабочая неделя для женщин;

  • компенсации семьям, имеющим детей;

  • гарантии медицинского обслуживания;

  • оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работнику и членам его семьи;

  • гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом;

  • государственные гарантии работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата сотрудников;

  • компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, к месту отдыха и обратно.71

Районный коэффициент к заработной плате

До настоящего времени применение районных коэффициентов было установлено законодательно в Законе РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О

государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», в ст. 316 Трудового кодекса, а размеры районных коэффициентов определены нормативными правовыми актами СССР, постановлениями Правительства РФ и Указами Президента РФ.72

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ. Из положений данного закона вытекает, что Правительство устанавливает размеры районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, а субъекты РФ и органы местного самоуправления решают вопрос об их установлении самостоятельно, но не ниже, чем на федеральном уровне. Работодатели организаций, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливают к заработной плате работников районные коэффициенты в размерах, предусмотренных для территории, где расположена организация.