ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 283
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социология морали изучает закономерности как формирования систем моральных ценностей различных социальных групп, так и взаимодействия этих социальных групп, обусловленные действием существующих моральных систем. Социология морали занимается исследованием характера причин конфликтов между индивидами и социальными группами, вызванных несовпадением их моральных ценностей, а также определением судьбоносных тенденций развития общества в условиях разрешения им моральных проблем.
Мораль проявляется на общественном и личном уровне. Индивид усваивает моральные нормы в процессе социализации, ориентации на добродетельное — на гуманное, доброе, честное, благородное, справедливое. Человек приобретает сведения о том, что такое порядочность, честь, совесть. При этом мораль изменяется в процессе нормотворчества людей, самостоятельно, со всей ответственностью за моральность своего выбора принимающих решения о выборе целей и средств.
[править]
Мораль и конфликт цивилизаций
Моральные суждения можно обосновать в рамках некоторой нормативной системы, в случае же, когда сталкиваются противоречащие моральные суждения из разных нормативных систем, нет оснований для выбора между ними.[7] Таким образом, некорректно называть какую-то систему моральных ценностей хорошей или плохой без упоминания того, что оценивается она с позиций другой моральной системы. При таком понимании морали общечеловеческие ценности теоретически невозможны из-за разнообразия моральных норм. Практически же в мире идет постоянная борьба различных цивилизаций, одной из причин которой, по мнению наблюдателей[8], является именно несовпадение моральных ценностей. Согласно другой точке зрения, общечеловеческие ценности, в которых терпимость находится на центральном месте, должны стать частью любой моральной системы именно с целью избежать подобных конфликтов и сопутствующего насилия.
В этой связи интересны слова Карла Маркса:
У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто не способен мыслить.
[править]
Мораль и право
Мораль и право тесно переплетены. С одной стороны, формализованная мораль может становиться правом. Десять заповедей — это одновременно моральный и правовой закон многих культур. Нравственная оправданность норм права для создания правового государства настолько же важна как и их единство[9].
В праве отражено понятие «морального вреда», однако мораль остается сферой высших идей, делом совести, которая служит критерием для исторических правовых реформ. Кроме того, практика тоталитарных режимов показала, что иногда мораль может вступать в противоречие с правом.
И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:
право вырабатывается государством, мораль — обществом;
право закреплено в государственных актах, мораль — нет;
за нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали — общественное осуждение и критика.
[править]
Мораль и нравственность
Понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.
[править]
Мораль и религии
Религии в сложившихся исторически конфессиональных формах оказали значительное и всеобъемлющее влияние на моральные принципы народов, их исповедавших. Религиозная мораль, будучи кодифицирована в священных текстах, распространяется вместе с религиями. Следует заметить, что монотеистические религии чётче и жёстче определяют границы добра и зла по сравнению с религиями, где практикуется многобожие. Однако существуют целые культуры и цивилизации, в которых формирование морали и нравственности происходило в условиях язычества (древние греки сформулировали золотое правило нравственности и разработали само понятие этики)[10], или которые могут выглядеть безрелигиозными (конфуцианство китайской цивилизации)[11].
С развитием моральных ценностей в мире и распространении идеи о существовании общечеловеческой морали, сама религия и её священные тексты стали подвергаться иногда неутешительным оценкам со стороны этих, несколько отличных, моральных систем. Например жестокость и несправедливость по отношению к иноверцам (см. кяфир, гой) и атеистам, практикующаяся в некоторых религиях, часто считается аморальной.
Со стороны многих атеистов религия часто представляется как учение, которое несет в себе аморальность. При этом часто в критике используется тот факт, что некоторые люди используют религию как инструмент для достижения собственных целей. Подобное мнение иногда выражают словами Зигмунда Фрейда, говоря, что безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность[12].
В аморальности обвинялся и Бог Ветхого Завета[13]: «Бог Ветхого Завета — возможно, самый неприятный персонаж в мировой литературе. Ревнивый и гордый этим, мелочный, несправедливый, безжалостный властолюбец, мстительный, кровожадный этнический чистильщик, женоненавистник, гомофоб, расист, детоубийца, сеющий чуму и смерть садомазохист, капризный, злобный хулиган».
Ричард Докинз
И боги политеистических религий:
«Как вы жестоки, о боги, как завистью всех превзошли вы!» (Гомер, Одиссея)
Согласно одному из исследований на основе репрезентативного опроса по вопросам морали, отход от религиозности не приводит к росту аморальности. «Полученная статистика свидетельствует: атеисты не более аморальны, чем верующие. Религия накладывает отпечаток на часть ответов, однако это относится скорее к особенностям догм различных верований. В собственно моральных и этических вопросах каждый человек руководствуется своими собственными соображениями, полученными при воспитании от родителей или врожденными, причем нельзя сказать, что атеисты воспитаны хуже, чем религиозные люди».[14]
Нравственность и Безнравственность
Даная Дан
В рецензии одному автору мной было оставлено следующее:
Чем нравственнее человек, чем чище его душа, тем больше желаний возникает у безнравственных и морально нечистоплотных людей прикоснуться к нему.
Генри Луис Менкен, американский публицист, журналист и критик, по этому поводу говорит: «Безнравственность - это нравственность тех, кто проводит время лучше, чем мы».
В кратком изречении Луис Менкен очень точно подметил, что есть безнравственность, как и дал понять о бездонной глубине этого порока, что чем безнравственнее человек, тем больше желает применять ее на практике, совершая пагубное и веселясь от содеянного.
Чем цивилизованнее страна, тем меньше безнравственных людей. Следовательно - безнравственность, это сопутствующее явление падения культуры. Нравственность или безнравственность пропорциональна уровню культуры индивида, общества, страны.
Не озвучиваю имя автора, ранимого и чистого душой, дабы не привлекать к нему внимание безнравственных людей, нечистоплотных в мыслях и деяниях. Но хотелось бы глубже развернуть тему о нравственности и безнравственности. Для начало обратимся к энциклопедии - как справочная литература толкует эти понятия:
«Нравственность - термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда - этики. В более узком значении нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле - в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.»
Следовательно - безнравственность - противоположное значение нравственности. Те есть: отсутствие морали, этики, внутренней установки индивида действовать согласно своей совести и свободной воле. Что и является подтверждением моего высказывания: Безнравственность - это сопутствующее явление падения культуры; нравственность или безнравственность пропорциональна уровню культуры индивида, общества, страны.
Далее, обращаясь к толковому словарю Ефремовой, читаем: «Безнравственно - соотносится по значению с прилагательным безнравственный. Оценка какой-либо ситуации, чьих-либо действий как нарушающих требования нравственности, морали, противоречащих им. Безнравственный (прилагательное) - несовместимый с нормами нравственности, морали (о поведении человека); аморальный; лишенный нравственных устоев, пренебрегающий нравственными нормами; порочный.».
Из этого толкования можно сделать краткое обобщающее:
Любое деяние, относящиеся к нарушению норм морали - есть безнравственный поступок.
Индивид, посягнувший на нарушение норм морали - есть безнравственный человек.
На основании всего перечисленного, хотелось бы задать ряд вопросов:
До каких пор безнравственность отдельных личностей будет травмировать души нравственных людей?
До каких пор безнравственные поступки будут выступать наряду с шоу, с тем лишь отличием, что на забаву выставляется чье-то творчество или обсуждается конкретная личность?
Кто они, авторы, пишущие глумливые пародии на чужие произведения, что за личности, оставляющие в рецензиях свое неуважение к автору и его творчеству?
Кто они, люди, поддерживающие безнравственные поступки других?
Культура - неотъемлемая часть народа. По культуре судят человека, общество, страну. Культура тесна связана с моралью, а мораль, это прежде всего нравственность.
Попытка исказить моральные принципы, выдать безнравственность за допустимое в нормах морали, это ничто иное как посягательство на общепринятое мировое мировоззрение на такие понятия, как добро, гуманность, человечность. Искаженные понятия о культуре и нравственности, принятые за норму поведения и используемые в практической жизни говорят о наступившей деградации. Не так страшно, когда деградирует один индивид. Страшно, когда деградирует общество...
© Copyright: Даная Дан, 2011
Искусство и мораль
Утрата эстетического вкуса вредно отражается на нравственных качествах - повторим мысль Ч. Дарвина. Искусство как высшее выражение эстетического, являясь олицетворением красоты, вбирает в себя и укрупняет сложившиеся веками в процессе трудовой деятельности представления о добре и зле, нравственности и безнравственности.
Единство этического и эстетического -- так называется в эстетике эта проблема, символизирующая неразрывное единство искусства и морали как высших, наряду с наукой и филосо-фией, духовных ценностей.
В Древней Греции орудием нравственного воспитания объявлялась музыка, ибо она способна оказывать нравственное воздействие на этическую сторо-ну души. Эта функция музыки наряду с двумя другими (достойное занятие во время досуга, ибо приучает наслаждаться чистым, удовольствием, и средство облегчить усталость) ставилась во главу угла.
Еще более явно мысль об искусстве как средстве формирования добрых и благородных нравов проявилась в эстетике просветителей -- в сочинениях Шефтсбери, считавше-го, что красота создает величайшее добро, давая чистое и естественное наслаждение. Она принимала подчас форму красивых, несбыточных утопий, одну из которых явил в «Письмах об эстетическом воспитании человека» Шиллер. Он утверждал, что удовольствие, доставляемое ис-кусством, служит само по себе путем к нравственности и что, если сформировать в каждом человеке умение наслаждаться красотой, воспитать эстетическое чувство, то исчезнут порок и безнравственность и в мире воцарится гармония.
Однако с настойчивостью и упорством в истории духовного развития человечества насаждались и иные взгляды относительно взаимоотношения красоты и добра, утверждалась их принципиальная несовместимость.
При этом акценты удивительным образом смещались то в пользу «чистой нравственности» -- и тогда в искусстве игнорировалась, изгонялась как наущение дьявола красота (например, в религиозной эстетике раннего средневековья наслаждение красотой церковных песнопений объявлялось смертным грехом -- внимание молящегося должно было быть со-средоточено исключительно на божественном смысле молитвы). То, наоборот, из искусства изгонялась нравственность, а поклонение «чистой красоте», освобожденной от какого бы то ни было нравственного содержания.
Подобно тому, как единство искусства и философии наиболее очевидно проявляется в мировоззренческой функции искусства, а единство искусства и науки - в познавательной, просветительской его функции, взаимодействие искусства и морали четко прослеживается в воспитательной функции искусства. Причем эта функция может проявляться двояко: