ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 274
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, свечение в данном случае проявляется в более длинноволновой, в частности невидимой, инфракрасной зоне и может быть обнаружено с помощью одного из рассмотренных выше приемников этого вида излучения.
Явление инфракрасной люминесценции проявляется у многих веществ, обладающих максимальным поглощением в видимой области спектра, в том числе у минералов и пигментов, используемых в живописи. Сравнение фотографий видимой люминесценции, возбужденной ультрафиолетовыми лучами, и инфракрасной люминесценции показывает, что та и другая, выявляя реставрационные участки, имеют явное различие в деталях. Часть дефектов яснее выявляется на фотографии видимой, а часть — на фотографии инфракрасной люминесценции, что в отношении станковой живописи объясняется присутствием лака на картине. Для ультрафиолетовых лучей сильная люминесценция старого лака оказывается препятствием, скрывающим расположенные под ним записи, тогда как для возбуждения инфракрасной люминесценции красочного слоя лаковая пленка не является помехой. Возбужденный в красочном слое, этот вид излучения так же свободно проходит сквозь слой лака, как и возбуждающий люминесценцию видимый сине-зеленый свет.
Установлено также, что некоторые краски обладают ярко выраженной инфракрасной люминесценцией, благодаря чему их можно отличать на картинах. Например, красный кадмий сильной инфракрасной люминесценцией отличается от других красок, близких по цвету в видимом свете, так же как желтый кадмий отличается от других желтых.
Для возбуждения инфракрасной люминесценции из-за слабой интенсивности последней целесообразно создавать высокую освещенность исследуемой поверхности. С этой целью рекомендуется использовать концентрированный световой поток, полученный с помощью собирательной линзы (тип проекционного фонаря). Источником света могут служить кинопроекционные лампы накаливания, позволяющие получать равномерное освещение, Чтобы исключить из светового потока инфракрасное излучение, источник света экранируется соответствующим светофильтром. Обычно используется комбинация стекол типа СЗС-16 (толщиной 1,5-2 мм) и СЗС-10 (толщиной 5 мм). Во избежание перегрева стекол желательно их воздушное охлаждение.
Фотографирование инфракрасной люминесценции ведется на фотоматериалах, чувствительных к этой области спектра, в помещении, свободном от постороннего инфракрасного излучения. Для поглощения отраженного от исследуемого произведения видимого света перед объективом фотокамеры устанавливается светофильтр, пропускающий только инфракрасные лучи. Обычно с этой целью используется стекло КС-19 толщиной 5 мм. В остальном техника съемки не отличается от фотографии в отраженных инфракрасных лучах. Контроль чистоты съемки ведется по индикатору. Визуальное наблюдение инфракрасной люминесценции проводится с помощью инфракрасного преобразователя или инфракрасной телевизионной системы.
_____________
1) Действие этих приемников основано на явлении фотоэлектронной эмиссии, то есть вырывании электронов с поверхности металлов под действием падающего излучения.
Источник: ТЕХНОЛОГИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ И НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ. ГосНИИР - М., 2000
4. Рентгенографическое исследование
Рентгеновские лучи в спектре электромагнитных волн занимают место между ультрафиолетовым и гамма-излучением. Они обладают высокой проникающей способностью, проходя сквозь толщу вещества практически прямолинейно, не испытывая преломления на границах раздела сред. Поэтому точечный источник рентгеновского излучения создает на экране или на рентгеновской пленке теневое изображение всей структуры исследуемого объекта.
Рентгеновское излучение генерируется рентгеновским аппаратом с помощью рентгеновских трубок — электровакуумных приборов, в которых пучок электронов ускоряется в электрическом поле напряженностью в десятки — сотни киловольт, фокусируется на массивном аноде и тормозится на его поверхности. При этом более 90% энергии электронов переходит в тепло и нагревает анод, а меньшая часть преобразуется в излучение.Рентгеновские аппараты по своей конструкции делятся на две группы: стационарные — высокопроизводительные, используемые при исследовании объектов в помещении рентгеновских кабинетов (лабораторий), и переносные, позволяющие проводить исследование вне стен лаборатории, например в условиях музейной экспозиции.
Отечественная промышленность не выпускает рентгеновских аппаратов, предназначенных для исследования произведений искусства. Поэтому в музеях и реставрационных мастерских используют или медицинские диагностические аппараты, или аппараты промышленного контроля. Характеристики этих аппаратов должны отвечать следующим требованиям: напряжение рентгеновской трубки аппаратов, предназначенных для рентгенографии масляной и темперной живописи, должно плавно меняться в диапазоне от 10 до 50 кВ, а у аппаратов, предназначенных для проведения специальных исследований живописи, например, фотоэлектронографии, — в пределах от 100 до 300 кВ. (1 Диаметр фокуса рентгеновской трубки не должен превышать 1-2 мм. Аппараты должны иметь возможно меньшие габариты и сравнительно высокую производительность в несколько съемок в час.
Оборудование лаборатории для рентгенографических исследований. Рентгеновский кабинет реставрационной организации или музея, оборудованный одним аппаратом, должен состоять по крайней мере из трех помещений — аппаратной, снабженной биологической защитой, вытяжной вентиляцией и заземлением; пультовой, из которой происходит управление рентгеновским аппаратом во время съемки; и фотолаборатории, в которой проводится обработка отснятой рентгеновской пленки.
В аппаратной устанавливаются рентгеновский аппарат и ряд приспособлений, необходимых для проведения съемок. Рентгенографические исследования произведений искусства весьма специфичны. Поэтому рентгеновские аппараты, для того чтобы их использовать в указанных целях, должны быть подвергнуты некоторой переделке. Прежде всего, необходимо установить излучатель рентгеновского аппарата в специальных стойках на уровне пола. Затем кабинет оборудуют специальным съемочным столом размером не менее 1,5x1,5м. Конструкция стола должна обеспечивать устойчивое положение картины во время съемки. Высота стола определяется фокусным расстоянием аппарата. Для облучения площади 30x40 см (размер рентгеновской пленки) высота стола в зависимости от угла выхода рентгеновских лучей колеблется от 0,7 до 1,5 м. Поверхность стола покрывают мягкой тканью во избежание повреждения красочного слоя при установке картины перед рентгенографированием и делают в нем проем для прохода пучка рентгеновских лучей размером, несколько превышающим размер рентгеновской пленки. Для правильного наведения пучка рентгеновских лучей на исследуемый участок живописи стол снабжают центрирующим устройством, наиболее простым вариантом которого является нанесение меток, определяющих положение проема по отношению к выходному отверстию трубки.
Анализ полученных рентгенограмм проводят на специально изготовленном негатоскопе, отличающемся от медицинского большими размерами, позволяющими одновременно рассматривать несколько снимков.
Отснятые рентгенограммы должны регистрироваться в журнале, после чего на них ставят регистрационный номер и помещают в специальные шкафы. Во избежание коробления рентгенограммы хранят в коробках или папках в вертикальном положении.
Рентгенография живописи. При рентгенографировании картину кладут на съемочный стол красочным слоем вверх таким образом, чтобы исследуемый фрагмент находился над проемом, сквозь который проходит рентгеновское излучение. Сверху на картину в светозащитном пакете из черной бумаги кладут рентгеновскую пленку, слегка прижимая пакет листом войлока или резины соответствующего размера.
При рентгенографировании на исследуемое произведение падает поток рентгеновских лучей, теряющий при прохождении через картину свою интенсивность в зависимости от материала и толщины соответствующего участка живописи. Прошедшее излучение, попадая на рентгеновскую пленку, засвечивает ее соответственно интенсивности падающего на нее излучения. Таким образом на рентгеновской пленке формируется теневое изображение исследуемого объекта.
Основной параметр, определяющий качество рентгеновского снимка — значение анодного напряжения трубки. В зависимости от типа трубки и схемы выпрямительного устройства рентгеновского аппарата оптимальные значения этого напряжения при исследовании различных видов живописи могут меняться, что требует проведения пробных съемок.
Время экспозиции определяется дозой излучения, падающего на пленку, и зависит от нескольких факторов (значения анодного напряжения, тока трубки, фокусного расстояния), для каждой конкретной установки определяемых индивидуально.
При съемке произведения необходимо учитывать особенности конструкции основы, чтобы ее изображение не искажало рентгеновского изображения красочного слоя. Например, при рентгенографировании живописи на холсте, натянутом на подрамник с крестовиной, следует при съемке располагать картину красочным слоем вниз, а пакет с пленкой укладывать между холстом и крестовиной.
Рентгенографирование живописи в экспозиционных залах музеев и в других не оборудованных для этой цели помещениях требует дополнительных приспособлений. При съемке рекомендуется использовать легкие разборные стойки, обеспечивающие правильное положение произведения. Верхние кромки стоек следует покрыть мягким материалом. Для крепления излучателя аппарата необходимо изготовить специальные держатели или штативы.
Характеристика рентгеновских пленок. Для фотографической фиксации рентгеновского изображения применяют специальные рентгеновские пленки. Обычно их делают двусторонними, с большим содержанием бромистого серебра в эмульсионном слое, благодаря чему достигается их большая чувствительность.
К основным характеристикам рентгеновских пленок помимо чувствительности относятся контрастность, находящаяся в пределах от 2 до 4,5, и разрешающая способность, определяющая размеры деталей, выявляемых при исследовании. Разрешающая способность зависит от размера зерен бромистого серебра и выражается в количестве различаемых раздельно пар линий на миллиметр поверхности эмульсии. У различных пленок это значение не одинаково.
Экспонированная пленка, как уже говорилось, подвергается фотообработке. Рекомендуемый состав проявителя, время проявления и состав фиксирующего раствора прилагаются в инструкциях по работе с каждым сортом пленки. Сложность обработки пленки состоит в ее относительно больших размерах — 30x40 см, поэтому она ведется в специальных баках, где крепится на металлических рамках.
Специальные виды рентгенографических исследований. Рентгенографическое исследование живописи позволяет выявить особенности строения и структуру произведения. Однако в ряде случаев в зависимости от характера конкретной вещи или поставленной задачи необходимо применять специальные виды рентгенографии. Владение этими методами позволяет получать важную информацию при использовании того же оборудования, что и при обычной рентгенографии.
Получение увеличенных изображений, или микрорентгенография, значительно расширяет возможности рентгенографического исследования. Существуют три способа получения увеличенных рентгеновских изображений.
Первый заключается в том, что с интересующего участка обычной рентгенограммы делается контратип (негатив, получаемый контактным способом), с которого при печати получают увеличенное фотографическое изображение.
Второй метод заключается в том, что рентгеновская пленка экспонируется на некотором расстоянии от исследуемого произведения. В зависимости от отношения расстояний от излучателя до произведения и от излучателя до пленки можно получить различную степень увеличения изображения на рентгенограмме. Время экспозиции при этом растет пропорционально квадрату расстояния от излучателя до пленки. Для получения рентгенограмм большого увеличения и высокого качества необходимо использовать аппараты с острофокусными трубками.
Третий метод представляет собой комбинацию двух рассмотренных: с увеличенной рентгенограммы делают контратип, увеличиваемый при проекционной печати.
Получение сведений об объемном строении произведения можно получить методами угловой и стереорентгенографии. Первый метод состоит в том, что рентгенографирование проводят пучком рентгеновских лучей, направленных не перпендикулярно поверхности произведения, а под некоторым углом. При этом в ряде случаев удается избавиться от экранирующего влияния элементов конструкции основы, а по сдвигу теневого изображения отдельных скрытых элементов произведения относительно обычной рентгенограммы судить о глубине их расположения.
Однако наиболее полную информацию об объемном строении произведения можно получить методом стереорентгенографии, заключающемся в получении рентгеновской стереопары при съемке произведения под некоторым углом из двух положений излучателя, располагаемого по сторонам от центральной оси рентгенографируемого участка. Исследование стереопары проводят на стереонегатоскопе или стереокомпараторе, позволяющем определить относительное расположение отдельных, достаточно крупных элементов произведения.
Явление инфракрасной люминесценции проявляется у многих веществ, обладающих максимальным поглощением в видимой области спектра, в том числе у минералов и пигментов, используемых в живописи. Сравнение фотографий видимой люминесценции, возбужденной ультрафиолетовыми лучами, и инфракрасной люминесценции показывает, что та и другая, выявляя реставрационные участки, имеют явное различие в деталях. Часть дефектов яснее выявляется на фотографии видимой, а часть — на фотографии инфракрасной люминесценции, что в отношении станковой живописи объясняется присутствием лака на картине. Для ультрафиолетовых лучей сильная люминесценция старого лака оказывается препятствием, скрывающим расположенные под ним записи, тогда как для возбуждения инфракрасной люминесценции красочного слоя лаковая пленка не является помехой. Возбужденный в красочном слое, этот вид излучения так же свободно проходит сквозь слой лака, как и возбуждающий люминесценцию видимый сине-зеленый свет.
Установлено также, что некоторые краски обладают ярко выраженной инфракрасной люминесценцией, благодаря чему их можно отличать на картинах. Например, красный кадмий сильной инфракрасной люминесценцией отличается от других красок, близких по цвету в видимом свете, так же как желтый кадмий отличается от других желтых.
Для возбуждения инфракрасной люминесценции из-за слабой интенсивности последней целесообразно создавать высокую освещенность исследуемой поверхности. С этой целью рекомендуется использовать концентрированный световой поток, полученный с помощью собирательной линзы (тип проекционного фонаря). Источником света могут служить кинопроекционные лампы накаливания, позволяющие получать равномерное освещение, Чтобы исключить из светового потока инфракрасное излучение, источник света экранируется соответствующим светофильтром. Обычно используется комбинация стекол типа СЗС-16 (толщиной 1,5-2 мм) и СЗС-10 (толщиной 5 мм). Во избежание перегрева стекол желательно их воздушное охлаждение.
Фотографирование инфракрасной люминесценции ведется на фотоматериалах, чувствительных к этой области спектра, в помещении, свободном от постороннего инфракрасного излучения. Для поглощения отраженного от исследуемого произведения видимого света перед объективом фотокамеры устанавливается светофильтр, пропускающий только инфракрасные лучи. Обычно с этой целью используется стекло КС-19 толщиной 5 мм. В остальном техника съемки не отличается от фотографии в отраженных инфракрасных лучах. Контроль чистоты съемки ведется по индикатору. Визуальное наблюдение инфракрасной люминесценции проводится с помощью инфракрасного преобразователя или инфракрасной телевизионной системы.
_____________
1) Действие этих приемников основано на явлении фотоэлектронной эмиссии, то есть вырывании электронов с поверхности металлов под действием падающего излучения.
Источник: ТЕХНОЛОГИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ И НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ. ГосНИИР - М., 2000
4. Рентгенографическое исследование
Рентгеновские лучи в спектре электромагнитных волн занимают место между ультрафиолетовым и гамма-излучением. Они обладают высокой проникающей способностью, проходя сквозь толщу вещества практически прямолинейно, не испытывая преломления на границах раздела сред. Поэтому точечный источник рентгеновского излучения создает на экране или на рентгеновской пленке теневое изображение всей структуры исследуемого объекта.
Рентгеновское излучение генерируется рентгеновским аппаратом с помощью рентгеновских трубок — электровакуумных приборов, в которых пучок электронов ускоряется в электрическом поле напряженностью в десятки — сотни киловольт, фокусируется на массивном аноде и тормозится на его поверхности. При этом более 90% энергии электронов переходит в тепло и нагревает анод, а меньшая часть преобразуется в излучение.Рентгеновские аппараты по своей конструкции делятся на две группы: стационарные — высокопроизводительные, используемые при исследовании объектов в помещении рентгеновских кабинетов (лабораторий), и переносные, позволяющие проводить исследование вне стен лаборатории, например в условиях музейной экспозиции.
Отечественная промышленность не выпускает рентгеновских аппаратов, предназначенных для исследования произведений искусства. Поэтому в музеях и реставрационных мастерских используют или медицинские диагностические аппараты, или аппараты промышленного контроля. Характеристики этих аппаратов должны отвечать следующим требованиям: напряжение рентгеновской трубки аппаратов, предназначенных для рентгенографии масляной и темперной живописи, должно плавно меняться в диапазоне от 10 до 50 кВ, а у аппаратов, предназначенных для проведения специальных исследований живописи, например, фотоэлектронографии, — в пределах от 100 до 300 кВ. (1 Диаметр фокуса рентгеновской трубки не должен превышать 1-2 мм. Аппараты должны иметь возможно меньшие габариты и сравнительно высокую производительность в несколько съемок в час.
Оборудование лаборатории для рентгенографических исследований. Рентгеновский кабинет реставрационной организации или музея, оборудованный одним аппаратом, должен состоять по крайней мере из трех помещений — аппаратной, снабженной биологической защитой, вытяжной вентиляцией и заземлением; пультовой, из которой происходит управление рентгеновским аппаратом во время съемки; и фотолаборатории, в которой проводится обработка отснятой рентгеновской пленки.
В аппаратной устанавливаются рентгеновский аппарат и ряд приспособлений, необходимых для проведения съемок. Рентгенографические исследования произведений искусства весьма специфичны. Поэтому рентгеновские аппараты, для того чтобы их использовать в указанных целях, должны быть подвергнуты некоторой переделке. Прежде всего, необходимо установить излучатель рентгеновского аппарата в специальных стойках на уровне пола. Затем кабинет оборудуют специальным съемочным столом размером не менее 1,5x1,5м. Конструкция стола должна обеспечивать устойчивое положение картины во время съемки. Высота стола определяется фокусным расстоянием аппарата. Для облучения площади 30x40 см (размер рентгеновской пленки) высота стола в зависимости от угла выхода рентгеновских лучей колеблется от 0,7 до 1,5 м. Поверхность стола покрывают мягкой тканью во избежание повреждения красочного слоя при установке картины перед рентгенографированием и делают в нем проем для прохода пучка рентгеновских лучей размером, несколько превышающим размер рентгеновской пленки. Для правильного наведения пучка рентгеновских лучей на исследуемый участок живописи стол снабжают центрирующим устройством, наиболее простым вариантом которого является нанесение меток, определяющих положение проема по отношению к выходному отверстию трубки.
Анализ полученных рентгенограмм проводят на специально изготовленном негатоскопе, отличающемся от медицинского большими размерами, позволяющими одновременно рассматривать несколько снимков.
Отснятые рентгенограммы должны регистрироваться в журнале, после чего на них ставят регистрационный номер и помещают в специальные шкафы. Во избежание коробления рентгенограммы хранят в коробках или папках в вертикальном положении.
Рентгенография живописи. При рентгенографировании картину кладут на съемочный стол красочным слоем вверх таким образом, чтобы исследуемый фрагмент находился над проемом, сквозь который проходит рентгеновское излучение. Сверху на картину в светозащитном пакете из черной бумаги кладут рентгеновскую пленку, слегка прижимая пакет листом войлока или резины соответствующего размера.
При рентгенографировании на исследуемое произведение падает поток рентгеновских лучей, теряющий при прохождении через картину свою интенсивность в зависимости от материала и толщины соответствующего участка живописи. Прошедшее излучение, попадая на рентгеновскую пленку, засвечивает ее соответственно интенсивности падающего на нее излучения. Таким образом на рентгеновской пленке формируется теневое изображение исследуемого объекта.
Основной параметр, определяющий качество рентгеновского снимка — значение анодного напряжения трубки. В зависимости от типа трубки и схемы выпрямительного устройства рентгеновского аппарата оптимальные значения этого напряжения при исследовании различных видов живописи могут меняться, что требует проведения пробных съемок.
Время экспозиции определяется дозой излучения, падающего на пленку, и зависит от нескольких факторов (значения анодного напряжения, тока трубки, фокусного расстояния), для каждой конкретной установки определяемых индивидуально.
При съемке произведения необходимо учитывать особенности конструкции основы, чтобы ее изображение не искажало рентгеновского изображения красочного слоя. Например, при рентгенографировании живописи на холсте, натянутом на подрамник с крестовиной, следует при съемке располагать картину красочным слоем вниз, а пакет с пленкой укладывать между холстом и крестовиной.
Рентгенографирование живописи в экспозиционных залах музеев и в других не оборудованных для этой цели помещениях требует дополнительных приспособлений. При съемке рекомендуется использовать легкие разборные стойки, обеспечивающие правильное положение произведения. Верхние кромки стоек следует покрыть мягким материалом. Для крепления излучателя аппарата необходимо изготовить специальные держатели или штативы.
Характеристика рентгеновских пленок. Для фотографической фиксации рентгеновского изображения применяют специальные рентгеновские пленки. Обычно их делают двусторонними, с большим содержанием бромистого серебра в эмульсионном слое, благодаря чему достигается их большая чувствительность.
К основным характеристикам рентгеновских пленок помимо чувствительности относятся контрастность, находящаяся в пределах от 2 до 4,5, и разрешающая способность, определяющая размеры деталей, выявляемых при исследовании. Разрешающая способность зависит от размера зерен бромистого серебра и выражается в количестве различаемых раздельно пар линий на миллиметр поверхности эмульсии. У различных пленок это значение не одинаково.
Экспонированная пленка, как уже говорилось, подвергается фотообработке. Рекомендуемый состав проявителя, время проявления и состав фиксирующего раствора прилагаются в инструкциях по работе с каждым сортом пленки. Сложность обработки пленки состоит в ее относительно больших размерах — 30x40 см, поэтому она ведется в специальных баках, где крепится на металлических рамках.
Специальные виды рентгенографических исследований. Рентгенографическое исследование живописи позволяет выявить особенности строения и структуру произведения. Однако в ряде случаев в зависимости от характера конкретной вещи или поставленной задачи необходимо применять специальные виды рентгенографии. Владение этими методами позволяет получать важную информацию при использовании того же оборудования, что и при обычной рентгенографии.
Получение увеличенных изображений, или микрорентгенография, значительно расширяет возможности рентгенографического исследования. Существуют три способа получения увеличенных рентгеновских изображений.
Первый заключается в том, что с интересующего участка обычной рентгенограммы делается контратип (негатив, получаемый контактным способом), с которого при печати получают увеличенное фотографическое изображение.
Второй метод заключается в том, что рентгеновская пленка экспонируется на некотором расстоянии от исследуемого произведения. В зависимости от отношения расстояний от излучателя до произведения и от излучателя до пленки можно получить различную степень увеличения изображения на рентгенограмме. Время экспозиции при этом растет пропорционально квадрату расстояния от излучателя до пленки. Для получения рентгенограмм большого увеличения и высокого качества необходимо использовать аппараты с острофокусными трубками.
Третий метод представляет собой комбинацию двух рассмотренных: с увеличенной рентгенограммы делают контратип, увеличиваемый при проекционной печати.
Получение сведений об объемном строении произведения можно получить методами угловой и стереорентгенографии. Первый метод состоит в том, что рентгенографирование проводят пучком рентгеновских лучей, направленных не перпендикулярно поверхности произведения, а под некоторым углом. При этом в ряде случаев удается избавиться от экранирующего влияния элементов конструкции основы, а по сдвигу теневого изображения отдельных скрытых элементов произведения относительно обычной рентгенограммы судить о глубине их расположения.
Однако наиболее полную информацию об объемном строении произведения можно получить методом стереорентгенографии, заключающемся в получении рентгеновской стереопары при съемке произведения под некоторым углом из двух положений излучателя, располагаемого по сторонам от центральной оси рентгенографируемого участка. Исследование стереопары проводят на стереонегатоскопе или стереокомпараторе, позволяющем определить относительное расположение отдельных, достаточно крупных элементов произведения.