Файл: Исследование в ультрафиолетовом излучении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 277

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Получение разделенных рентгеновских изображений методом послойно — контактной рентгенографии предоставляет важную информацию при исследовании двусторонней живописи. Сущность метода заключается в том, что во время съемки рентгеновская пленка находится в контакте с исследуемой поверхностью произведения, а рентгеновская трубка или исследуемое произведение перемещаются относительно друг друга. При этом удается получить удовлетворительное изображение красочного слоя, в контакте с которым находилась рентгеновская пленка; изображение противоположной стороны при этом размазывается (рис. 64).

64.Каневская Богоматерь. Двусторонняя выносная икона XVI в. с изображением Спаса на обороте. Обычные фотографии сторон и их послойно-контактные рентгенограммы.

Использование переносных рентгеновских аппаратов позволяет применить упрощенный метод послойно-контактной рентгенографии, когда съемка на пленку, контактно прижатую к исследуемой поверхности, производится последовательно из нескольких точек. При этом методе качество рентгенограмм несколько снижается, но не требуется дополнительных приспособлений, что позволяет получить разделенные изображения с крупных произведений непосредственно в помещениях музеев (рис. 65).

65. Суммарная рентгенограмма фрагмента двусторонней иконы «Георгий» (рис.21) с изображением Богоматери на обороте и послойно-контактная рентгенограмма, снятая со стороны изображения Георгия.

К специальным методам рентгеновских исследований относится метод компенсатографии, позволяющий получить рентгеновские изображения паркетированных картин без мешающего влияния элементов крепления основы. Метод заключается в том, что промежутки между паркетажем заполняются материалом, коэффициент поглощения рентгеновских лучей которого совпадает с коэффициентом поглощения древесины паркетажа. В качестве такового рекомендуется применять гранулы пластмассы типа «этакрил».

В случаях, когда произведение станковой живописи выполнено на основе из металла, при исследовании фрагментов монументальной живописи, картин, переведенных на другую основу с применением толстого слоя свинцовых белил или написанных на толстом слое грунта из свинцовых белил, прямое рентгенографирование невозможно. Во всех этих случаях хорошие результаты для изучения красочного слоя дает применение метода фотоэлектронографии (2. Сущность метода заключается в том, что на
фотографической пленке фиксируется изображение, формируемое не непосредственно рентгеновским излучением, а электронами, эмитируемыми с поверхности красочного слоя под действием рентгеновского излучения. Излучатель рентгеновского аппарата, работающего при анодном напряжении порядка 120-300 кВ, облучает исследуемый участок произведения. При этом мягкое (длинноволновое) рентгеновское излучение поглощается металлическим (например, медным) фильтром толщиной от 0,5 до 2 мм, а под действием жесткого (коротковолнового) рентгеновского излучения облучаемые атомы исследуемого вещества начинают испускать фотоэлектроны, вызывающие почернение эмульсионного слоя фотопленки, контактно прижатой к лицевой стороне живописи. В результате создается изображение, соответствующее распределению пигментов, в состав которых входят металлы, интенсивно испускающие электроны (рис. 66).


66. Шота Руставели. Средневековая грузинская миниатюра на бумаге. Обычная фотография и фотоэлектронограмма, позволившая выявить детали изображения.

Поскольку фотопленка при этом частично засвечивается и рентгеновскими лучами, проходящими сквозь фотоэмульсию, оптимальное время экспозиции, зависящей от многих факторов (анодного напряжения, интенсивности излучения, толщины и материала фильтра, чувствительности фотопленки и расстояния между излучателем и исследуемой поверхностью), определяется временем, при котором вуаль эмульсии от рентгеновского излучения оказывается незначительной. Для исследования живописи рекомендуется использовать фототехнические пленки низкой чувствительности и высокой разрешающей способности. Обеспечение светоизоляции пленки и плотного контакта между нею и исследуемым участком живописи достигается использованием специальных кассет.

Интерпретация рентгенографического изображения. Рентгеновский снимок, представляющий собой светотеневую картину структуры исследуемого объекта, совмещает в одной плоскости изображение основы произведения, грунта и красочного слоя. Для того чтобы правильно интерпретировать рентгеновский снимок, необходимо обладать знанием физических характеристик материалов живописи, разбираться в технике живописи, представлять себе процессы старения и разрушения произведения во времени и те изменения, которые могли быть внесены в него в процессе реставрационных работ.

Помимо регистрационного журнала, куда заносится номер каждого снимка, в рентгеновской лаборатории целесообразно завести специальные карты рентгенологического изучения произведений. (3

В таких картах обычно фиксируют инвентарный номер произведения в собрании музея, название картины, ее автора, время создания, размеры произведения, а также характеристику материала основы, грунта, технику исполнения. На этой же карте наклеивают или к ней прилагают фотографию произведения в том виде, в котором оно поступило на исследование; на фотографии обозначают участки рентгенографирования. Отдельную графу отводят для описания результатов рентгенографического исследования основы, грунта, рисунка и красочного слоя. В карте ставят подпись сотрудника, проводившего рентгенографирование и анализ рентгенограммы, и соответствующие даты. На основании этой карты составляют заключение по рентгенографическому исследованию произведения.


Анализ рентгеновского изображения возможен только при его непосредственном сопоставлении с произведением. Интерпретацию начинают с анализа особенностей основы произведения, которая, как правило, хорошо читается на рентгенограмме, независимо от того написана картина на дереве или на холсте, а затем переходят к следующим структурным элементам картины — грунту, рисунку и красочному слою.

Целью рентгенографического исследования красочного слоя являются изучение особенности живописных приемов, выявление нижележащих изображений, определение участков разрушения и характера реставрационного вмешательства.

Характер получаемого изображения красочного слоя зависит от системы его построения, состава пигментов и грунта, материала основы. Защитное покрытие картины практически не ослабляет рентгеновское излучение, поэтому его изображение на рентгенограмме отсутствует. Приступая к интерпретации рентгенографического изображения красочного слоя, необходимо прежде всего отметить характер его передачи на рентгенограмме. Имеются следующие основные градации: детали красочного слоя хорошо выявляются в светах и тенях, хорошо выявляются в светах и плохо в тенях, плохо выявляются в светах и не выявляются в тенях, вообще не выявляются.

При атрибуции произведений живописи важную роль играет сравнительный анализ рентгенограмм, основанный на повторяемости в произведениях одного художника технических приемов. Проводя сравнительный анализ рентгенограмм изучаемого произведения с рентгенограммами подлинных картин художника, прежде всего необходимо выделить участки авторской живописи. Затем определяют состояние ее сохранности и как результат этого изучения возможность проведения сравнения. Сравнительный анализ предполагает изучение всех структурных элементов сравниваемых картин и ставит своей целью установление их тождества. При этом сравнительный анализ только двух рентгенограмм (подлинника и изучаемого произведения) не всегда может дать достаточный материал для заключения.

Меры радиационной безопасности. Рентгеновское излучение — один из видов ионизирующего излучения, которое в больших дозах может вызвать необратимые изменения в организме человека. Поэтому требования безопасности при проведении рентгенографических исследований достаточно строги. Они определены рядом документов, выполнение которых обязательно, а нарушение ведет к строгой ответственности. (4 Проверка соблюдения норм радиационной безопасности и разрешения на работу рентгеновских лабораторий дает санэпидемстанция района или города, в котором расположена реставрационная мастерская или музей.


Персонал рентгеновской лаборатории должен пройти специальную подготовку и иметь медицинский допуск к работе с ионизирующими излучениями. При проведении рентгенографирования в помещении пульта должно находиться не менее двух специалистов. Вход посторонним лицам в помещение лаборатории во время работы рентгеновской установки категорически запрещен.

_____________

1) Обычная рентгенография не применима для исследования настенной живописи, однако иногда она может быть использована для исследования ее фрагментов, особенно для определения конструкции их монтировки; диапазон напряжений аппаратов, предназначенных для такого исследования, должен составлять от 60 до 120 кВ.

2) В литературе этот метод часто называют также авторадиографией, эмиссиографиёй или электронографией.

3) Если в организации, проводящей ренттенографирование, проводится комплексное изучение живописи, то результаты рентгенологического исследования могут фиксироваться в единой карте, обобщающей такое исследование.

4) См.: Нормы радиационной безопасности. НРБ-69. М., 1971;Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими видами ионизирующего излучения. ОСГГ-72. М., 1973; Инструкция по вводу и эксплуатации рентгеновских лабораторий при музеях. Утверждена Министерством культуры СССР 26.7.1966 г.

Источник: ТЕХНОЛОГИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ И НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ. ГосНИИР - М., 2000

IV. ИССЛЕДОВАНИЯ, ТРЕБУЮЩИЕ ОТБОРА ПРОБ

Неразрушающие методы исследования, о которых говорилось в предыдущем разделе, дают обширную информацию о произведениях живописи. Тем не менее при определении материалов, использованных при их создании, возможности этих методов весьма ограниченны. Такие сведения могут быть получены только путем микроскопического, химического и физико-химического анализов частиц вещества, взятых с различных его участков.

Большинство исследований, связанных с определением материалов живописи, за исключением лишь самых простых способов распознавания некоторых пигментов (что доступно музейному специалисту или реставратору, прошедшему специальную подготовку), может быть выполнено лишь высококвалифицированным аналитиком, обладающим необходимыми знаниями в области истории технологии живописи. При этом такой специалист, имеющий дело с музейными объектами, не должен ограничиваться простым перечислением элементов, составляющих исследуемую пробу, а должен прежде всего обратить внимание на те данные, по которым можно судить о времени, месте создания и подлинности исследуемого произведения.