ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 279
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рекомендуемая литература
Аракелян Ф.Б., Гренберг Ю.И Технологическое исследование росписи «Константин и Елена» Софийского собора в Новгороде.- Художественное наследие/ВНИИР. M., 1981, т. 7 (37), с. 9-13.
Белецкая E.П., Бирштепн В Я. Идентификация связующих с помощью капельных реакций. — Художественное наследие/ВНИИР. M., 1979, т. 5(35), с. 31-42.
Бирштепн Е.Я., Современные аналитические методы на службе технико-технологического исследования произведений искусства: Методы анализа и проблема идентификации связующих. /Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина. Информ. центр по пробл. культуры и искусства. M., 1974.
Бирштепн В.Я., Голиков В.П. Применение гистохимических красителей для анализа связующих живописи на срезах, — Реставрацкя. исследование и хранение музейных художественных ценностей./Гос. б-ка СССР им В.И.Ленина.Информ. центр по пробл. культуры и искусства.М.,1977. вып. 1. с. 27-29.
Бирштейн В.Я. Кузнецова Л.В. Определение связующих многослойной станковой живописи на срезах.-Художественное наследие/ВНИИР. M., 1977, т. 3(33), с. 12-19.
Голиков В.П., Захарова Н.Ю., Мальцева M.А. Возможности применения активных красителей для группового определения белковых связующих в грунтах темперной живописи. -Художественное наследие/ВНИИР. M., 1984, т. 9(39), с. 76-87
Гренберг Ю.И. От химического анализа до физико-химического исследования.- Сообщения/ВЦНИЛКР. M., 1971, т. 27, с. 43-95.
Значко-Яворский И. M., Велик Я. Г., Иллиминская В. Г. Экспериментальные исследования древних строительных растворов и вяжущих веществ. — Советская археология, 1959, № 4, с. 141-152.
Нашиванко E.M., Борисова Н.Г. Определение состава штукатурных слоев методом микропетрографии. — Сообщения/ВЦНИЛКР. M., 1971, т. 27, с. 37-43.
Цейтлина M.M., Левкова Т.Н. Технологические особенности росписей памятников архитектуры XI-XII вв. в Полоцке. — Проблемы реставрации памятников монументальной живописи. — M., 1987, с. 108-114.
Цейтлина M.M., Кожух H. Исследование белковых связующих живописи люминесцентным методом.
Черницкий E.A. Люминесценция и структурная лабильность белков в растворе и клетке. Минск, 1972.
Источник: ТЕХНОЛОГИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ И НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ. ГосНИИР - М., 2000
1. Общая схема исследования пигментов и минеральных наполнителей грунтов
Пигменты — это твердые окрашенные вещества, не растворимые в связующих и способные образовывать с ними прочные
, устойчивые пленки.
Цвет — важнейшее свойство пигментов, обусловленное особыми группами в молекулах или кристаллах, называемых хромофорами и способными избирательно поглощать видимый свет в области 400-800 нм. Тип хромофора и его цветовые характеристики определяются химическим строением молекул пигмента и его кристаллической структурой.
Другое важнейшее свойство пигментов — устойчивость к действию различных агентов: они не должны менять свои цветовые характеристики под действием света, окружающей атмосферы, химических агентов, перепадов влажности и температуры. Из множества окрашенных веществ этим условиям удовлетворяют сравнительно немногие, в первую очередь твердые, химически устойчивые материалы, не растворимые ни в обычных растворителях (вода, спирт, масло), ни в связующих. Исключением являются цветные лаки, в которых, наоборот, красители растворяются в растворах связующих, чтобы получить однородные, прозрачные, равномерно окрашенные пленки.
Классификация пигментов. Живописные пигменты классифицируются по различным признакам. По способу приготовления различают природные и искусственные пигменты, причем некоторые, например киноварь, азурит, малахит, ультрамарин, могут быть как природными, так и искусственными. Природные пигменты получают, очищая натуральное сырье последовательным применением отмучивания, перетирания или обжига, а искусственные — готовят химическим путем.
По количеству компонентов различают моно- и поликомпонентные пигменты (в случае неорганических пигментов — моно- и полиминеральные). При производстве пигментов обычно стараются удалить бесцветные компоненты и получить монокомпонентные пигменты, состоящие из индивидуальных соединений и поэтому обладающих более четкими и устойчивыми цветовыми и технологическими характеристиками. Поликомпонентные пигменты используют в живописи тогда, когда в процессе очистки не удается разделить компоненты смеси в природном сырье или удалить побочные продукты при их искусственном получении.
Основным классификационным признаком пигментов является их химическое строение. В живописи используют два основных типа — неорганические и органические пигменты.
Неорганические пигменты — это оксиды, гидроксиды и соли минеральных кислот, получаемые в основном из минерального сырья. Хромофорами в этих пигментах являются фрагменты кристаллической решетки, состоящие из катионов переменной валентности Fe, Mn, Сu, Ni, Cr, связанных с группами ОН, атомами О и молекулами Н2О. В сульфидах и ультрамарине хромофоры имеют другую природу. Неорганические пигменты могут быть как природными, так и получаемыми искусственным путем. Среди природных встречаются как моно-, так и полиминеральные пигменты; искусственные пигменты, как правило, мономинеральные.
Мономинеральные неорганические пигменты, а также индивидуальные компоненты полиминеральных пигментов классифицируют по минералогической системе Дэна, в соответствии с которой минералы делят на классы по типу аниона (в оксидах анионом считается О2-), внутри класса на группы — по структуре кристаллической решетки, а внутри групп на индивидуальные минералы — по катиону. Полиминеральные пигменты, к которым относятся природные смеси минералов, — земляные пигменты, классифицируют по набору индивидуальных компонентов и их соотношению. Единой классификации земляных пигментов нет, поэтому на практике используют различные классификации. В основу технологической классификации, применяющейся в промышленности, в торговле и среди художников, положены цветовые характеристики пигментов.
Органические пигменты представляют собой нерастворимые комплексные соединения природных органических веществ с катионами металлов (исключение составляют индиго и античный пурпур, которые используются в живописи в свободной форме). (1 Хромофоры этих пигментов состоят из центрального катиона и тех фрагментов органических молекул, которые непосредственно участвуют в образовании комплексного соединения. Органические пигменты делятся на три основных подтипа по химическому строению органического вещества.
1-й подтип — получаемые искусственно пигменты красного, фиолетового, синего, ярко-желтого и оранжевого цветов — комплексные соединения растворимых природных красителей растительного и животного происхождения с катионами Аl и Sn, а иногда Pb, Zn, Fe, Ca. Эти красители состоят обычно из ароматического или гетероароматического цикла с электронодонорными и электроноакцепторными заместителями -OH, -NH2, >C=O и другими. (Каротиноидные красители состоят из алифатической цепочки с сопряженными связями.) Пигменты этого подтипа подразделяются на классы и индивидуальные пигменты по химическому строению красителя. Для получения пигментов до середины XIX века использовалось около десяти основных классов красителей. Свойства этих пигментов зависят не только от типа красителя, но и от технологии их приготовления. Поэтому помимо химической для этого подтипа пигментов принята также технологическая классификация по способу приготовления нерастворимого пигмента из растворимого красителя (табл. 1).
Эти пигменты могли быть как монокомпонентными, приготовленными из одного красителя
, так и поликомпонентными, получаемыми обычно из двух красителей. Такие пигменты получались тогда, когда в более дорогой краситель с целью подделки добавляли более дешевый, сходный с ним по цветовым характеристикам.
2-й подтип — получаемые искусственно, интенсивно окрашенные в зеленый, сине-зеленый и синий цвета комплексные соединения низкомолекулярных алифатических и циклических органических кислот с катионами Си (II) и Fe (III). В состав комплекса могут также входить ОН-группы и молекулы Н2О. Этот подтип подразделяется на классы по катиону, а на группы и подгруппы — по химическому строению органической кислоты. Индивидуальные пигменты внутри подгрупп различаются по соотношению в комплексе органических молекул, ОН-групп и молекул Н2О. Эти пигменты могут быть как монокомпонентными, так и поликомпонентными смесями, возникающими за счет несовершенства технологии, недостаточной очистки конечного продукта или присутствия примесей в исходных продуктах.
3-й подтип — черные и коричневые поликомпонентные природные органические составляющие земляных пигментов. Они представляют собой ископаемые продукты разложения и вторичного синтеза органических остатков в земной коре и состоят из очень сложных и неопределенных по составу циклических конденсированных соединений, связанных с катионами металлов, присутствующих в почвах (Ca, Mg, Fe, Al, и др.). Классификация этих органических соединений в настоящее время окончательно не установлена, и обычно их довольно условно делят только на классы.
___________
1) Это относится к органическим пигментам до середины XIX в. Во второй половине XIX в. появились новые типы синтетических органических пигментов без катионов металлов.
Источник: ТЕХНОЛОГИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ И НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ. ГосНИИР - М., 2000
Исследование мономинеральных неорганических пигментов
Это наиболее простой вид пигментов. Часто для определения их состава достаточно применение одного метода. Идентифицировать минерал по катиону и аниону позволяет микрохимический или спектральный анализ. Однако этот способ не всегда дает однозначные результаты, так как, некоторые минералы имеют одинаковые анионы и катионы, но различную кристаллическую структуру, а при наличии примесей таким способом можно получить неверное представление о присутствии катионов и анионов пигмента. Наиболее эффективны прямые структурные методы — рентгенофазовый анализ для минералов с хорошо выраженной кристаллической решеткой и ИК спектроскопия. Во многих случаях эти пигменты определяются термическим методом по температурным переходам, хорошие результаты может дать микроскопическое исследование цветовых и морфологических характеристик и кристаллооптических констант зерен.
Для мономинеральных пигментов важно оценить их происхождение. Для пигментов, относящихся только к природным или только к искусственным, проблемы происхождения не возникает. Однако если пигмент можно получить как тем, так и другим путем, то анализ его происхождения может быть важным атрибуционным признаком.