Файл: Программа развития для детей с зпр младшего школьного возраста в рамках инклюзивного образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа развития для детей с ЗПР младшего школьного возраста
в рамках инклюзивного образования
Подготовила:
Крутова К.А.
студентка гр. НК-41
Проверила:
Сухенко А.А.
г. о Тольятти, 2019 г
Содержание программы:
1. Цель, задачи программы..............................................................………………………………………………..…….......... 3
2.Особенности психических познавательных процессов, особых образовательных потребностей ребенка с особыми образовательными возможностями (трудностями обучения) с учётом возраста........................………………........................ 3
3. План коррекционно – развивающей работы с обучающимися, имеющими трудности в обучении............................... 6
4. Средства, методы и формы организации учебной деятельности детей с особыми образовательными возможностями (трудностями обучения)............................................................................................................................…................................ 21
5. Перечень средств, методов и форм педагогического контроля, используемого на уроках (Контрольно - измерительный материал).............................................................................................................................................................. 24
6. Конспект урока, занятия (цель, задачи, методы, средства, содержание).......................................…............................... 28
7. Анализ воспитательных возможностей урока.................................................................................................................... 47
8. Оценка рисков и описание возможных нестандартных ситуаций на уроке и их решение............................................ 48
Список литературы......................................................................……………………………………...................................... 51
-
Цель и задачи программы
Цель: оказание содействия по созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям учащихся с ЗПР младшего школьного возраста и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения.
Задачи:
-
Формировать наиболее адекватную самооценку, уверенность в своих возможностях; -
Планировать и проводить коррекционно-развивающие мероприятия, своевременно корректировать планы с учётом особенностей развития учащихся; -
Развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи; -
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторную координацию; -
Воспитывать систему нравственных межличностных отношений.
-
Особенности психических познавательных процессов, особых образовательных потребностей ребёнка с особыми образовательными возможностями (трудностями обучения) с учётом возраста
Задержка психического развития (ЗПР) — это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью. Термины «задержка темпа психического развития», «задержка психического развития» были предложены Г.Е.Сухаревой. Изучением детей данной категории с конца 50-х годов прошлого века занимались Т.А.Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский и другие исследователи. Ими были выявлены среди неуспевающих младших школьников учащиеся, неуспеваемость и особенности поведения которых часто давали основание считать их умственно отсталыми.
У младших школьников с задержкой психического развития значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки предметов и делать обобщение, наблюдается низкий уровень развития абстрактного мышления.
Анализ объектов отличается у младших школьников с задержкой психического развития меньшей полнотой и недостаточной тонкостью. В результате этого они выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. Деятельность детей при анализе признаков ведется чаще всего хаотично, без плана. Подобная картина обнаруживается при обобщении. Умение мысленно сравнивать предметы или явления и выделять в них общий признак является одним из существенных условий овладения понятиями в процессе обучения. Недостаточный уровень сформированности операции обобщения у детей с задержкой психического развития отчетливо проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой принадлежности. Адекватное выполнение таких заданий предполагает, прежде всего, наличие необходимого запаса родовых понятий таких, как «мебель», «посуда», «растения», «животные» и т.д. Дети с ЗПР этой категории могут правильно воспроизвести в среднем лишь половину необходимых понятий. Это относится не только к родовым, но и видовым понятиям. Иногда это бывает связано с недостаточным личным опытом ребенка и бедностью его представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Для формирования родовых понятий используются образные логические упражнения. Важно, чтобы они предъявлялись в определенной последовательности: упражнения в словесной классификации следует проводить после овладения детьми навыками группировки реальных предметов и изображений. В дальнейшем уместно предлагать детям более сложные задания: выделить группы однородных предметов из предложенного материала, указывая общее слово и перечисляя единичные предметы, относящиеся к понятию, которое оно обозначает.
Большинство учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития достаточно хорошо владеют элементарными формами
классификации. Распределение по группам простых геометрических фигур на основе выделения одного из признаков (цвета или формы) не представляет для них трудностей.
При классификации сложного геометрического материала и классификации по двум признакам продуктивность выполнения работы несколько снижается. Основная трудность заключается в том, что дети не могут мысленно осуществить операцию совмещения двух признаков. Однако они оказываются в состоянии выполнить задание, если им предоставляется возможность практически действовать с объектами классификации.
Недостаточное развитие мыслительных операций отчетливо проявляется у учащихся с задержкой психического развития при выполнении различных учебных заданий. Процесс решения интеллектуальных задач определяется эмоционально-волевыми особенностями ребенка. Часто дети с задержкой психического развития называют первый пришедший на ум ответ, и задача оказывается не решенной даже в тех случаях, когда потенциально они в состоянии справиться с нею. Дети с особыми образовательными нуждами нередко подменяют трудную для них задачу более легкой. Они как бы сознательно стремятся избежать усилий, связанных с умственным напряжением при решении интеллектуальных задач. Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.
Нарушение речевого развития младших школьников с задержкой психического развития носит системный характер и входит в структуру дефекта. Для этих детей характерны бедность и неточность словаря, недостаточная дифференцированность слов по их семантике, повторы одних и тех же слов, неадекватное их использование. Низкий уровень владения морфемным составом слова приводит к неумению распознавать его семантику по значимым словообразовательным компонентам. Например, вместо «порвали кораблик» говорят «сломали». Шоссе, тропинку, мостовую обозначают одним словом
«дорога», не чувствуя разницы в лексическом значении слов.
У многих детей с задержкой психического развития наблюдаются трудности свосприятием учебного материала. Об этом свидетельствует, прежде всего, недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно, вследствие этого не получает достаточной информации об окружающем мире. Скорость восприятия у дошкольников с задержкой психического развития становится заметно ниже той, что считается нормальной для данного возраста, фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Дети рассматриваемой категории испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если те перечеркнуты или перекрывают друг друга.
Недостатки слухового восприятия у младших школьников с задержкой психического развития проявляются в фонематических нарушениях. Такие дети плохо дифференцируют глухие и звонкие согласные ( «б» - «п», «д— «т» и т.п.), с трудом выделяют звуки и последовательность звуков в словах со сложной слоговой структурой(особенно при сочетании согласных - «зонт», «страна» ). Им трудно вычленить слово из предложения, предложение из текста.
Особенно следует отметить недостатки пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития (например, направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении). Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с задержкой психического развития с запозданием и долгое время оказывается неполноценным. Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучение чтению и письму, где очень важно различать расположение элементов. Узость пространственного восприятия проявляется в выполнении задания не до конца