Файл: Программа развития для детей с зпр младшего школьного возраста в рамках инклюзивного образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Диагноз: Задержка психического развития
Предмет Класс Тема | Тип урока | Планируемые результаты | Виды учебной деятельности обучающихся | Система средств обучения | ||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||||||||
Урок на тему «Слоги» с детьми с ЗПР 3 класс | Подгрупповое занятие | Направленность на здоровый образ жизни; Необходимость взаимодействия со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное адекватное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников и педагогов; Сформировать мотивацию к обучению. | Понимать и принимать сформированную учебную задачу; Осуществлять контроль и коррекцию своих действий; Определять последовательность целей. | Понимать и применять полученные знания при выполнении заданий; Поиск и выделение необходимой информации; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Работать в группе, с пониманием относиться к мнению одноклассников и педагогов; Слушать и слышать собеседника; Обращаться за помощью к педагогам и одноклассникам. | Различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги. | Выделять последовательность и количество звуков и букв в слогах; правильно характеризовать звуки; дифференцировать понятия звук и слог; определение количества слогов в словах. | Учебно-методические материалы; Учебно-наглядные пособия |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия | |||||
Организационный момент | Приветствие, организация рабочего места, проведение расслабляющего самомассажа, подготовка к началу занятия «Здравствуйте, ребята. Давайте приготовимся к уроку, приготовим тетрадки, пеналы. Чтобы хорошо заниматься, мы с вами сделаем массаж». | Приветствие педагога, подготовка к занятию. | Личностные – направленность на здоровый образ жизни; Регулятивные - осуществлять контроль и коррекцию своих действий, понимать поставленную задачу; Коммуникативные – слушать и слышать собеседника. | |||||
Мотивация к занятию | «Прежде чем начнем наше занятие, посмотрите на доску. Ребята, внимательно посмотрите, какие фигуры нарисованы, давайте их назовем» (на доске нарисованы простые геометрические фигуры: ▲●■) «Молодцы. А сейчас проверим, как вы умеете запоминать. Еще раз внимательно смотрите на фигуры и запоминайте» (фигуры закрываются) «Теперь нарисуйте в тетрадях эти фигуры» «Сейчас проверим, правильно ли вы все запомнили. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте друг друга» (фигуры открываются для проверки) | Смотрят на ряд нарисованных простых геометрических фигур, хором называют фигуры. Дети запоминают фигуры Записывают ряд фигур в тетрадях Проверка записей в тетрадях | Личностные - необходимость взаимодействия со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное адекватное поведение; Регулятивные - осуществлять контроль и коррекцию своих действий, понимать поставленную задачу; Коммуникативные – слушать и слышать собеседника; Познавательные - поиск и выделение необходимой информации. | |||||
| | | | | | |||
Объявление темы | «Ребята, сегодня тема нашего занятия слоги. Кто мне скажет, что такое слог? Слог – это часть слова, которая не несет никакого смысла. Давайте это проверим» (детям показываются карточки, на которых записаны слоги, читаются стихотворения Э. Успенского, ребята должны соотнести слоги в слова). «Итак ребята, давайте повторим, что такое слог? Есть ли какой-нибудь смысл в слогах? А если слоги соединить, что получится? Давайте запомним, что слова состоят из слогов» | Отвечают на вопрос педагога. Читают слоги, которые написаны на карточках. Соединяют слоги в слова. Отвечают на вопросы. | Регулятивные - осуществлять контроль и коррекцию своих действий, понимать поставленную задачу; Познавательные - поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные – работать в группе, с пониманием относиться к мнению одноклассников и педагогов | |||||
Актуализация нового материала | «Ребята, сейчас мы с вами будем делить слова на слоги (детям показываются картинки). Что на этой картинке? Верно. Давайте посчитаем, сколько звуков в этом слове: какой первый звук? Второй? Третий? Сколько гласных? Сколько согласных? А теперь я вам открою секрет, как можно быстро проверить, сколько звуков в слове. Для этого нужно поставить локоть на парту и поставить под подбородок, ладошкой вниз. Произносим слово, выделяя гласный звук, сколько раз подбородок коснулся руки, столько и слогов в слове, проверьте слово дом, сколько слогов» Правильно, 1 звук » «Скажите, а что на этой картинке? (рыба) Давайте проверим, сколько слогов в этом слове. Правильно, 2 слога. А сейчас давайте запишем эти слова в тетрадку. Подчеркните красным карандашом гласные буквы. А теперь подчеркнем слоги, но слоги мы будем подчеркивать необычно (демонстрация выделения слогов на доске)» «Ребята, посмотрите внимательно, нам открылся еще один секрет, хотите узнать какой? Посмотрите на эти слова, сколько гласных в слове ДОМ? А сколько слогов в этом слове? Так, так, а сколько же гласных в лове РЫБА? А слогов? Вот мы и узнали секрет, оказывается сколько гласных в слове, столько и слогов. Ребята, мы с вами узнали целых 2 секрета и устали, давайте немного отдохнем» | Дети отвечают на вопросы «Дом» Дети проверяют с помощью руки количество слогов в словах. Дети делают вывод о значимости гласных в словах. | Регулятивные - осуществлять контроль и коррекцию своих действий, понимать поставленную задачу; Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Коммуникативные – слушать и слышать собеседника. | |||||
Физкультминутка | Ребята, теперь давайте немного разомнемся. Для этого нужно встать рядом с партой и повторять за мной движения. «А – начало алфавита, тем она и знаменита. А узнать ее легко: ноги ставит широко!» | Дети становятся рядом со своим рабочим местом, широко поставив ноги. Повторяют движения за логопедом под его счет: руки ставят на пояс, затем на плечи, вверх, 2 хлопка; затем в обратном порядке – плечи, пояс, низ, 2 хлопка. Постепенно темп увеличивается. | Личностные – необходимость взаимодействия со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное адекватное поведение со сверстниками; Коммуникативные - работать в группе. | |||||
Закрепление нового материала | Сейчас я вам предлагаю поиграть в одну игру. Проверим еще раз, как гласные могут поменять количество слогов в слове. Игра называется «Много-один». Я буду кидать мяч и называть слово, в котором 2 слога, а вы, как настоящие волшебники, превратите это слово, в котором 1 слог. Например слово ШАРЫ, сколько в нем слогов ребята? Сколько гласных? Вспоминаем, что сколько гласных, столько и слогов. Колдуем и превращаем это слово в ШАР, сколько слогов получилось? А сколько гласных? Готовы к игре? (маки, коты, лоси, раки, киты, дома, грибы, столы, ежи, гвозди) | Закрепление знаний о слогах и слогообразующей роли гласных. Дети ловят мяч, называют слова с 1 слогом. | Регулятивные – определять последовательность целей, осуществлять контроль и коррекцию своих действий, понимать поставленную задачу; Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Коммуникативные – слушать и слышать собеседника, Обращаться за помощью к педагогам и одноклассникам. | |||||
Закрепление нового материала | Вы большие молодцы, но вы знали, что существуют и обратные волшебники? В прошлой игре вы превращали слова из 2 слогов в слова из 1 слога. А в этой игре вы попробуете слова, в которых 2 слога, превратить в слова, в котором 1 слог. Например, сколько слогов в слове МЯЧ? Как его можно превратить? (мячик/мячи). | Закрепление знаний о слогах и слогообразующей роли гласных. Дети ловят мяч, называют слова с 2 слогами. | Регулятивные – определять последовательность целей, осуществлять контроль и коррекцию своих действий, понимать поставленную задачу; Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Коммуникативные – слушать и слышать собеседника, Обращаться за помощью к педагогам и одноклассникам. | |||||
Итог занятия | Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались. Давайте повторим, какая была тема занятия? Что нового вы сегодня узнали? Какое задание вам понравилось? Было ли вам сложно на занятии? | Дети отвечают на вопросы педагога. | Регулятивные – определять последовательность целей. Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Понимать и принимать сформированную учебную задачу. |
Технологическая карта внеклассного занятия по теме «Путешествие в дальние страны»
Модуль: изобразительное искусство.
Тема занятия: «Путешествие в дальние страны».
Продолжительность занятия: 40 мин.
Тип занятия: комплексное занятие.
Форма проведения занятия: игра-путешествие.
Цель занятия: художественно-эстетическое развитие детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Задачи занятия:
1. Закрепление знаний о видах транспорта, назначении;
2. Развитие навыков сотрудничества, положительных взаимоотношений с детьми;
3. Воспитание положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности и продуктам творческой деятельности.
Технологии: игра, изобразительная деятельность.
Методы обучения: словесные, наглядно-практические, проблемно-поисковые.
Формы организации познавательной, практической деятельности: групповая, индивидуальная.
Ресурсы для проведения занятия: игровые модели (бумажные игрушки: самолёт, пароход, выполненные в технике оригами; резиновые игрушки животных, пластмассовые игрушки рыб, удочка), деревянный конструктор, конструктор ЛЕГО, развивающая звуковая книга с загадками и изображением транспорта «Что умеют машинки?», художественные материалы и инструменты (бумага – формат А4, гуашь – 9 цветов, акварель – 24 цвета, кисть нейлоновая плоская и круглая (№ 6), баночка-непроливайка для воды, салфетки).
Основные понятия: транспорт, виды транспорта, путешествие, животные, проживающие в Африке, на Северном полюсе, сюжет, рисунок.
№ п/п | Этапы занятия/Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |
Деятельность учащихся | Дети с ЗПР | ||||
1. | Организационный (1 мин.) Цель: создание положительно-эмоционального настроя на творческую деятельность. | Здравствуйте друзья, я рада нашей встрече. Давайте поприветствуем друг друга приятными словами. | Улыбаются педагогу, мальчики здороваются за руку, девочки приветствуют друг друга, называя ласково по имени. | Улыбается педагогу и всем детям, здоровается с мальчиками за руку. | Коммуникативные УУД: положительный эмоциональный настрой на сотрудничество. |
2. | Чтение книги, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок (5 мин.). Цель: систематизация знаний по теме «Транспорт». | Сегодня мы с Вами вновь встречаемся с вашими знакомыми мальчиками (демонстрация игровых персонажей-кукол мальчиков). Помните, как их зовут? (Глеб и Егор). Однажды они рассматривали книжку с рисунками машин. Давайте и мы вместе с мальчиками раскроем странички книги и посмотрим (просмотр иллюстративного материала, чтение текста загадки о разных видах транспорта). Отгадайте загадку – увидите отгадку. Примчалась с сиреной большая машина И быстро водою огонь потушила. (Пожарная машина). Если дети не отгадывают загадку – педагог задаёт дополнительный наводящий вопрос: Какая машина помогает людям тушить огонь? Если и в этом случае дети затрудняются с ответом, предлагает раскрыть «говорящее окошко»: Раскройте подсказку (при раскрытии страницы издаётся звук данного вида транспорта). Аналогично работа проводится с другими страницами книги. Железный силач высоко-высоко Тяжёлые грузы поднимет легко. (Подъёмный кран). По рельсам он быстро несётся вперёд, Пыхтит и гудок на ходу подаёт. (Поезд). Воды не боится стальной великан – Его через море ведёт капитан. (Пароход). Он быстро летит, словно птица большая, И в небе крылом облака задевает. (Самолёт). Молодцы, вы знаете разные виды транспорта и их назначение. Вам понравилась книжка? И Глебу с Егором понравилась. И захотелось им отправиться в увлекательное путешествие. Только страшно им, маленькие ещё. Давайте вначале мы совершим поездку в дальние страны. А потом расскажем мальчикам. Полетим на самолёте в Африку. | Рассматривают рисунки машин в книге, отгадывают загадки, вступают в диалог с педагогом на доступном уровне, приходят к умозаключениям: на каком виде транспорта можно отправиться в путешествие (поезд, пароход, самолёт), а на каких нельзя, так как они заняты важным делом – помогают людям (пожарная машина, подъёмный кран). | Рассматривает иллюстрации машин, улыбается, подражает звуку машин, пытается назвать машины. | Познавательные УУД: актуализация знаний о видах транспорта, назначении. Коммуникативные УУД: положительный эмоциональный отклик на взаимодействие с педагогом, умение отвечать на вопросы. Личностные УУД:интерес к книжным иллюстрациям машин. Регулятивные УУД: синхронизация работы органов зрения и слуха: звука машины и изображения в книге. |
3. | Физкультминутка (1 мин.). Цель: побуждение к двигательной активности, развитие координации движений. | Прошу всех пройти на аэродром и запустить самолёт. Чей самолёт дальше пролетит, тот быстрее прилетит в Африку (педагог демонстрирует, как необходимо запускать самолёт, обеспечивая тем самым дальность полёта, побуждает энергично действовать) | Подходят к месту запуска самолётов, запускают бумажные модели самолётов, обеспечивая дальность полёта. | Подходит к месту запуска самолётов, пытается запустить бумажную модель самолёта при поддержке педагога. | Познавательные УУД: знание особенностей запуска бумажной модели самолёта. Коммуникативные УУД: положительный эмоциональный отклик на игровое действие. Регулятивные УУД: целенаправленное управление движением руки: бросок вперёд. |
4. | Путешествие по дальним странам (10 мин.). Цель: систематизация знаний по теме «Африканские животные», развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук, дыхания, формирование умения работать по образцу, последовательно осуществлять работу над конструкцией. | Мы с вами прилетели в Африку, давайте познакомимся с животными Африки. К вам навстречу вышли животные – выстройте их в одну линию и назовите их. Солнце в Африке так ярко светит, что ослепляет, закройте глаза, дайте им отдохнуть. А теперь откройте. Какие два животных поменялись местами? Вновь закройте глаза, откройте. Кто из животных ушёл? Как жарко в Африке, давайте укроемся от палящего солнца и построим себе дом. А вот и подходящий материал – конструктор. Посмотрите внимательно, как я буду строить дом: вначале кладу из брусков основу (пол), затем стены по бокам, оставляя проёмы окон и двери пустыми, перекрываю крышей – дом готов. Теперь и вы себе постройте дом. Как хорошо дома! Отдохнули? Давайте продолжим путешествие на пароходе. И отправимся на Северный полюс. Дует ветерок. Чей пароход быстрее доплывёт? Помогите ветерку быстро домчать свой пароход. Молодцы, как быстро мы прибыли на Северный полюс. Холодно и есть хочется. Давайте наловим рыб и пожарим их на костре (детям предлагается магнитная игра «Рыбалка»). Я даю вам по удочке, ловить нужно только одной рукой, а другой снимать рыбку с удочки. Кто больше выловит рыб? Давайте посчитаем ваш улов (если ребёнок выловил значительное количество рыб, но не может всех подсчитать, подсчёт ведётся совместно с педагогом). Теперь можно и пожарить. У нас на пароходе есть деревянные досочки, из них и сложим костёр. Положите на него рыбку, «поджарьте» и «скушайте». Хорошо в гостях, а дома лучше. Пора нам возвращаться домой. | Называют животных: жираф, лев, тигр, слон, бегемот, крокодил. Включаются в игровое действие. Пытаются вспомнить «исчезнувшее животное». Осуществляют самостоятельно конструирование конкретной модели дома из деревянного конструктора после показа образца педагогом. В случае затруднения – под руководством педагога, тьютора. Запускают бумажные модели парохода на гладкой поверхности стола при помощи воздушной струи. Соблюдают правила игры, стараясь выловить как можно больше рыб, не мешая друг другу, давая возможность поймать понравившуюся рыбку. Считают выловленных рыб. Выкладывают костёр по схеме «колодец», имитируя характерные по сюжету игры дальнейшие движения. | Озвучивает животных, пытается назвать. Эмоционально откликается на игровой сюжет. Осуществляет самостоятельно конструирование дома после показа образца педагогом, используя крупные детали конструктора ЛЕГО, работает двумя руками. Запускает бумажную модель парохода на гладкой поверхности стола при помощи воздушной струи. Соблюдает правила игры. При помощи педагога вылавливает рыбки одной рукой, снимает с удочки – другой. Считает совместно с педагогом выловленных рыб. Выкладывает костёр по схеме «колодец» (первый слой), имитируя характерные по сюжету игры дальнейшие движения. | Познавательные УУД:планирование последовательности действий при конструировании. Коммуникативные УУД: положительный эмоциональный отклик на игровое действие, конструирование. Личностные УУД: интерес к взаимодействию в игре. Регулятивные УУД:целенаправленное управление движением двух рук при конструировании модели дома и при «ловле» рыб; развитие силы выдоха, направленности воздушной струи при «запуске» парохода. |
5. | Анализ образца (3 мин.). Цель: формирование целенаправленных, последовательных действий для исполнения задуманного. | Давайте подойдём к рисунку парохода и посмотрим: Из каких частей состоит пароход? Какого он цвета? В каком месте крепится к пароходу труба? Где располагаются окна-иллюминаторы? Зачем на пароходе спасательный круг, якорь? Определите, море спокойное или на море шторм? Какая погода стоит – солнечная или пасмурная? (Педагог побуждает детей к словесным ответам, не исключая жестикуляцию детей в случае затруднений словесной характеристики объекта). Нравится ли вам мой рисунок? Тогда быстрее садитесь на свои суда и в путь. Вам понравилось наше путешествие в дальние страны? Я вам предлагаю нарисовать свой рисунок, показать нашим мальчикам Глебу и Егору и рассказать о нашем путешествии. Как мы будем рисовать, чтобы они захотели тоже отправиться в путешествие? С чего начнём, что будем потом рисовать, чем закончим? | Анализируют образец, отвечая на вопросы. Запускают бумажные модели парохода на гладкой поверхности стола при помощи воздушной струи. Определяют алгоритм действий: рисование неба, моря, парохода. | Анализирует образец, пытается ответить на вопросы. Запускает бумажную модель парохода на гладкой поверхности стола при помощи воздушной струи. | Познавательные УУД: анализ изображения (части и цветовая гамма парохода, крепление деталей); самостоятельные умозаключения по поводу увиденного в рисунке; планирование последовательности действий при создании рисунка. Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы, вступать в диалог. Личностные УУД: интерес к изобразительной деятельности. |
6. | Практическая работа (15 мин.). Цель: | Процесс рисования детьми осуществляется параллельно с педагогическим рисунком, осуществляемым педагогом на доске. Последовательность выполнения сюжетного рисунка: 1. Изображение неба (по мокрому слою бумаги) и моря (рисование отдельными волнообразными линиями) акварельными красками с помощью круглой кисти (педагог акцентирует внимание детей на использование разных цветовых оттенков из набора акварельных красок при изображении неба и моря). 2. Рисование парохода (корпус, труба, спасательный круг) гуашью. 3. Дополнение морского пейзажа (использование наклеек солнца, облаков, чаек и рыб). Перед практической работой педагог проводит с ребёнком с ДЦП пальчиковую гимнастику. Во время практической работы педагог обращает внимание на правильную позу, верное использование инструментов и художественных материалов для придания аккуратности рисунку. Напоминает рисовальные движения. Помогает создать сюжетный рисунок. | Придерживаются этапов создания сюжетного рисунка. Цвет парохода передают согласно собственному желанию. Использование дополнительных элементов (наклеек) придаёт оригинальность и индивидуальность работе. | Придерживается этапов создания сюжетного рисунка. Рисунок выполняется восковыми мелками. Цветовую гамму рисунку подбирает самостоятельно, использует наклейки. | Личностные УУД: интерес к изобразительной деятельности. Регулятивные УУД: самоконтроль действий при последовательном создании рисунка, создании узнаваемых образов; целенаправленное управление движением двух рук: одна придерживает лист бумаги, вторая рисует. |
7. | Анализ работ. Уборка рабочих мест (5 мин.) | Готовые рисунки вывешиваются педагогом на доске (выставка работ) и анализируются по следующим критериям: - умение отразить задуманное средствами изобразительной деятельности; - узнаваемость созданных образов; - выделение главного в композиции местоположением, передача взаимодействия объектов; - использование выразительных средств для создания сюжетной композиции (линии, форма, цветовая гамма); - аккуратность в работе. При анализе работ педагог хвалит обучающихся, выделяет сильные стороны рисунка, согласно критериям, побуждает дать оценку собственному рисунку. Вот и закончилось наше путешествие в дальние страны. Вы все молодцы! Понравилось ли вам занятие? В каких странах вы хотели бы побывать? На чём бы вы отправились в дальние страны? Что у вас останется на память о дальних путешествиях? Кому вы хотите показать ваш рисунок? О чём рассказать родителям? Всего вам доброго, до следующих встреч! Приберите свои рабочие места. | Отвечают на вопросы, учатся планировать свои будущие действия. Прибирают рабочее место под руководством педагога и тьютора. | Отвечает на вопросы, учится планировать свои будущие действия. Прибирает рабочее место. | Познавательные УУД:планирование последующих действий жизнедеятельности. Коммуникативные УУД: положительный эмоциональный отклик на общение с педагогом и сверстниками. Личностные УУД: интерес к продуктам творческой деятельности. Регулятивные УУД:целенаправленное управление своими действиями по окончании изобразительной деятельности (самостоятельная уборка рабочих мест). |