Файл: Интервью со спортивной звездой прагматический и психологический аспекты Профиль магистратуры Спортивная журналистика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 342
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Часть диссертации раскрыла нюансы подготовки к интервью со спортивной «звездой», как очень важной составляющей работы корреспондентов и ведущих. В ходе исследования было выявлено, что современные корреспонденты к интервью готовятся редко, в большинстве случаев это происходит из-за недостатка времени. Из-за этого многие часто не знают, что спросить у собеседника и обходятся «дежурными» вопросами. Конечно, все меняется, когда речь идет о проведении портретных интервью. Как показывает практика, когда собеседник видит, что ведущий имеет какие-то знания по теме, беседа получается намного интереснее и глубже. Мы проанализировали основные этапы и методы подготовки к интервью, предложенные российскими и зарубежными исследователями, обратили внимание на часто совершаемые ошибки начинающих журналистов и дали советы, как облегчить работу по подготовке к интервью: как можно больше узнать о личности собеседника, его характере, привычках, отношении к журналистам, и в частности к тому СМИ, для которого берется интервью.
Важной частью работы журналиста в проведении интервью со «звездой» является выбор места и времени встречи. Были описаны наиболее типовые ситуации, которые журналист может использовать для собственной выгоды при выборе места, а также возможность привлечения к беседе третьих лиц.
В рамках работы была проведена адаптация классической модели спикеров под тематику данного исследования, изучены основные и вспомогательные типы вопросов в жанре интервью, поскольку зачастую именно от них зависит успех беседы. Развивающие и уточняющие вопросы могут заметно помочь журналисту в работе, они способствуют развитию беседы и проясняют ранее непонятные моменты. Иногда помочь в интервью могут и вопросы-перебивки, которые возвращают разговор в нужное русло и помогают журналисту узнать от собеседника именно то, что необходимо. Внимательно журналисты должны относиться к провокационным вопросам. С одной стороны, они могут спровоцировать спикера на яркий, эмоциональный ответ, а с другой - часто вызывают негативную реакцию.
В исследовании была проанализирована тактика ведения беседы. Выявлено, что помимо сбора информации о собеседнике, чтения его прошлых интервью и составления списка вопросов журналист должен думать «на шаг вперед» - представлять, какие ответы даст человек на поставленные вопросы и что после этого можно будет у него спросить.
Следует подчеркнуть, что «звёздная» личность обладает определённой целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определённых черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера. Поэтому записать качественное интервью, можно только подходя со знанием того, что «звезда» ожидает от журналиста, и каким образом реагирует на различные речевые конструкции.
Сама непредсказуемость спортивных соревнований, исхода того или иного поединка, способствует тому, что «звёздные» персоны этого вида человеческой деятельности наиболее близки народу. И не в последнюю очередь потому, что эмоции, которые испытывают болельщики и спортсмены после триумфального восхождения, например, на олимпийский пьедестал – имеют одинаковую природу. А дополнительным передатчиком этих эмоций служат журналисты, которые в самые волнительные моменты могут задать спортсмену правильный вопрос или же объяснить зрителям, какие, на самом деле эмоции испытывает человек, находясь в гуще событий.
В завершении исследования мы попытались выделить типы собеседников, общение с которыми представляет некоторые сложности для журналистов. Одними из таких являются «неговорящие» собеседники. Те, кто в силу каких-либо причин крайне неохотно рассказывают о себе и кратко, сдержанно отвечают на вопросы журналистов. Однако на практике встречаются и те, кто говорит слишком много и не по делу. Для журналистов такие гости также представляют определенные сложности. Основываясь на опыте современных журналистов, можно сказать, что практически все спортивные «звёзды» относятся к «трудным» собеседникам. Во-первых, их достаточно сложно пригласить в эфир, во-вторых, в беседе они могут вести себя непредсказуемо и импульсивно. У «звезд» всегда очень насыщенный график, и иногда у них просто нет времени, чтобы прийти в эфир.
Кроме того, некоторые знаменитости считают журналистов недостойными собеседниками и смотрят на них свысока. К сожалению, с «трудными» спикерами журналистам приходится сталкиваться довольно часто, но такова специфика профессии. Далее были представлены несколько полезных советов для журналистов, которые помогут облегчить общение с «трудными» спикерами. По мнению психологов, перед любым общением, и особенно с «трудными» спикерами, нужно внутренне себя подготовить. Журналист, общаясь со «звездой», всегда должен говорить то, в чем твердо убеждён.
Таким образом, в данной работе мы рассмотрели отличительные черты интервью со спортивной «звездой», выделив некоторые закономерности и проанализировав реальные примеры применения этого метода, взятые из практики современных петербургских журналистов. Как оказалось, все теоретические взгляды на интервью со знаменитыми персонами, данные известным исследователями, в целом, остаются актуальными. Однако прикладная сторона журналистской деятельности показывает, что иногда ведущим и корреспондентам приходится отходить от теоретических основ, применять те методы и способы интервью, которые не описаны в учебниках, сталкиваться с проблемами, которые могут возникнуть только в ходе практической деятельности. Выявить особые функции интервью со «звездой», которые характерны для современной спортивной журналистики, и определить специфику работы журналиста в проведении интервью со спортивной «звездой» - цель, которая была реализована в исследовании.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Документальные материалы:
1. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» №2124-1 от 21.12.1991. – М. : Проспект, 2013. – 40 с.
2. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе “Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы” [Текст]. – М., 2009. – 85 с.
3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской федерации на период до 2020 года. – М. : Правительство РФ, 2009. – 32 с.
Отечественная и зарубежная литература по теме:
1. Ахмадулин, Е.В. Основы теории журналистики : учебное пособие. – М.; Ростов-на-Дону : ИКЦ МарТ, 2008. – 320 с.
2. Барабаш, Н. С. Ведущий радиопередач: творческая типология / Н. С. Барабаш. – М. : ИПК РТР, 2003. – 100 с.
3. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – М. : Молодая гвардия, 1979. – 204 с.
4. Бурдьё, П. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т. Анисимовой, Ю. Марковой. – М. : «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. – 160 с.
5. Вартанова, Е. Л. Диалоги о журналистике. – 2-е изд. / Е. Л. Вартанова, Н. И. Ажгихина. – М. : МедиаМир, 2012. – 96 с.
6. Василик, М. А. Основы теории коммуникации : Учебник / М.А. Василик.– М. : Гардарики, 2003. – 615 с.
7. Васильева, Т. В. Курс радиотелевизионной журналистики : Учебное пособие / Т.В. Васильева, В.Г. Осинский, Г.Н. Петров. – СПб. : Питер, 2004. – 328 с.
8. Войтик, Е. А. Спортивная журналистика. Учебно-методическое пособие / Е. А. Войтик. – Томск : Томский гос. ун-т, 2004. – 92 с.
9. Войтик, Е. А. Спортивное телевидение в Европе : типологические характеристики. Учебно-методическое пособие / Е. А. Войтик. – Томск : Изд-во ТГУ, 2010. – 70 с.
10. Войтик, Е. А. Спортивная медиакоммуникация в России в начале XXI в. / науч. ред. Б. Я. Мисонжников. – Томск : ИД ТГУ, 2013. – 240 с.
11. Гаспарян, В. В. Работа радиожурналиста. Технология творчества / В. В. Гаспарян. – М. : Изд-во МГУ, 2000. – 142 с.
12. Журналистика : исследования – методология – практика : Сб. статей / Отв. ред. Г. В. Жирков. – СПб. : Роза мира, 2004 – 175 с.
13. Ильченко, С. Н. Современные аудиовизуальные СМИ : новые жанры и формы вещания. Учеб. пособие / С. Н. Ильченко. – СПб. : изд-во факультета журналистики, 2006. – 156 с.
14. Ким, М. Н. Технология создания журналистского произведения : Монография / М. Н. Ким. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 220 с.
15. Ким, М. Н. Жанры современной журналистики / М.Н. Ким. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 268 с.
16. Ким, М. Н. Журналистика: Методология профессионального творчества / М. Н. Ким. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 197 с.
17. Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста / Г. В. Лазутина. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 135 с.
18. Лебедева, Т. В. Жанры радиожурналистики: Учебное пособие / Т. В. Лебедева. – М. : Аспект Пресс, 2012. – 224 с.
19. Маклюэн, Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. – М. : «Кучково поле», 2003. – С. 80.
20. Массмедиа российского мегаполиса: типология печатных СМИ. Монография / Санкт-Петербургский государственный университет, факультет журналистики / Ред. М. А. Шишкина, Б. Я. Мисонжников. – СПб. : Роза мира, 2009. – 324 с.
21. Мельник, Г. C. Основы творческой деятельности журналиста / Г. С. Мельник, А. Н. Тепляшина. – СПб. : Питер пресс, 2008. – 272 с.
22. Михайлов, С. А. Спортивная журналистика / С. А. Михайлов, А. Г. Мостов. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2005. – 231 с.
23. СМИ в меняющейся России : Коллективная монография / Под ред. Е.Л.Вартановой; науч. ред. И.Д. Фомичёва. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 336 с.
24. Смирнов, В. В. Жанры радиожурналистики : Учебное пособие / В. В. Смирнов. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 206 с.
25. Смирнов, В. В. Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм : Учебное пособие для вузов / В. В. Смирнов. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 203 с.
26. Спортивная журналистика : учебное пособие. Ч. 1 / К. А. Алексеев, С. Н. Ильченко. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2009. – 207 с.
27. Спортивная журналистика : учебное пособие. Ч. 2 / К. А. Алексеев, С. Н. Ильченко. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2012. – 241 с.
28. Телерадиоэфир : история и современность / под ред. Я. Н. Засурского. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 239 с.
29. Телерадиоэфир : история и современность / под ред. А. Г. Качкаевой. – М.: Элиткомстар, 2008. – 400 с.
30. Тертычный, А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход / А. А. Тертычный. – М. : Гендальф, 1998. – 230 с.
31. Черникова, Е. В. Основы творческой деятельности журналиста / Е. В. Черникова. – М. : Гардарики, 2005. – 348 с.
32. Шерель, А. А. Аудиокультура ХХ века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию / А. А. Шерель. – М. : Прогресс-Традиция, 2004. – 331 с.
33. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования / В. А. Ядов. – М.: Академкнига, Добросвет, 2003. – 596 с.
34. Boyle, R. Sports Journalism. Context and Issues / R. Boyle. – London, Thousand Oaks, New Delhi : SAGE Publications, 2006. – 198 p.
Статьи в научных изданиях:
1. Арсланова, О. Р. Особенности современного информационного радиовещания в России / О. Р. Арсланова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. – 2009. – №2. – С. 45-50.
2. Войтик, Е. А. К пониманию сущности спортивного информационного пространства / Е. А. Войтик // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения : матер. 51-й междунар. науч.-практ. конф. (19-20 апреля 2012) / отв. ред.-сост. С. Г. Корконосенко. – СПб. : Филол. ф-т. СПбГУ, 2012. – С. 356-359.
3. Ильченко, С. Н. Спорт в электронных медиа : потребность зрелища / С. Н. Ильченко // Говорит и показывает кафедра радио и телевидения. Вып. 3 / Под ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского. – СПб., 2009. – С. 53-60.
4. Ильченко, С. Н. Спорт и электронные медиа : аспекты коммуникативного взаимодействия / С. Н. Ильченко // Вестник СПбГУ. Серия 9, Филология, востоковедение, журналистика. – 2009. – №4. – С. 232-236.
5. Мирошникова, О. О. Информационные потребности современной аудитории / О. О. Мирошникова // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2011. - №1. – С. 199-203.
6. Пронин, А. А. Авторские стратегии в тележурналистике / А. А. Пронин // Говорит и показывает кафедра радио и телевидения. Вып. 3 / под ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского. – СПб., 2009. – С. 8-17.
7. Сергеев, Е. Ю. Радио и телевидение в условиях глобализации / Е. Ю. Сергеев // Говорит и показывает кафедра радио и телевидения. Вып. 3 / под ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского. – СПб., 2009. – С. 73-78.
Диссертации и авторефераты диссертаций:
1. Алексеев, К. А. Спортивная пресса России XIX – начала XX вв.: историко-типологический анализ : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / К. А. Алексеев; С-Петерб. гос. ун-т. – СПб., 2008. – 22 с.
Важной частью работы журналиста в проведении интервью со «звездой» является выбор места и времени встречи. Были описаны наиболее типовые ситуации, которые журналист может использовать для собственной выгоды при выборе места, а также возможность привлечения к беседе третьих лиц.
В рамках работы была проведена адаптация классической модели спикеров под тематику данного исследования, изучены основные и вспомогательные типы вопросов в жанре интервью, поскольку зачастую именно от них зависит успех беседы. Развивающие и уточняющие вопросы могут заметно помочь журналисту в работе, они способствуют развитию беседы и проясняют ранее непонятные моменты. Иногда помочь в интервью могут и вопросы-перебивки, которые возвращают разговор в нужное русло и помогают журналисту узнать от собеседника именно то, что необходимо. Внимательно журналисты должны относиться к провокационным вопросам. С одной стороны, они могут спровоцировать спикера на яркий, эмоциональный ответ, а с другой - часто вызывают негативную реакцию.
В исследовании была проанализирована тактика ведения беседы. Выявлено, что помимо сбора информации о собеседнике, чтения его прошлых интервью и составления списка вопросов журналист должен думать «на шаг вперед» - представлять, какие ответы даст человек на поставленные вопросы и что после этого можно будет у него спросить.
Следует подчеркнуть, что «звёздная» личность обладает определённой целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определённых черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера. Поэтому записать качественное интервью, можно только подходя со знанием того, что «звезда» ожидает от журналиста, и каким образом реагирует на различные речевые конструкции.
Сама непредсказуемость спортивных соревнований, исхода того или иного поединка, способствует тому, что «звёздные» персоны этого вида человеческой деятельности наиболее близки народу. И не в последнюю очередь потому, что эмоции, которые испытывают болельщики и спортсмены после триумфального восхождения, например, на олимпийский пьедестал – имеют одинаковую природу. А дополнительным передатчиком этих эмоций служат журналисты, которые в самые волнительные моменты могут задать спортсмену правильный вопрос или же объяснить зрителям, какие, на самом деле эмоции испытывает человек, находясь в гуще событий.
В завершении исследования мы попытались выделить типы собеседников, общение с которыми представляет некоторые сложности для журналистов. Одними из таких являются «неговорящие» собеседники. Те, кто в силу каких-либо причин крайне неохотно рассказывают о себе и кратко, сдержанно отвечают на вопросы журналистов. Однако на практике встречаются и те, кто говорит слишком много и не по делу. Для журналистов такие гости также представляют определенные сложности. Основываясь на опыте современных журналистов, можно сказать, что практически все спортивные «звёзды» относятся к «трудным» собеседникам. Во-первых, их достаточно сложно пригласить в эфир, во-вторых, в беседе они могут вести себя непредсказуемо и импульсивно. У «звезд» всегда очень насыщенный график, и иногда у них просто нет времени, чтобы прийти в эфир.
Кроме того, некоторые знаменитости считают журналистов недостойными собеседниками и смотрят на них свысока. К сожалению, с «трудными» спикерами журналистам приходится сталкиваться довольно часто, но такова специфика профессии. Далее были представлены несколько полезных советов для журналистов, которые помогут облегчить общение с «трудными» спикерами. По мнению психологов, перед любым общением, и особенно с «трудными» спикерами, нужно внутренне себя подготовить. Журналист, общаясь со «звездой», всегда должен говорить то, в чем твердо убеждён.
Таким образом, в данной работе мы рассмотрели отличительные черты интервью со спортивной «звездой», выделив некоторые закономерности и проанализировав реальные примеры применения этого метода, взятые из практики современных петербургских журналистов. Как оказалось, все теоретические взгляды на интервью со знаменитыми персонами, данные известным исследователями, в целом, остаются актуальными. Однако прикладная сторона журналистской деятельности показывает, что иногда ведущим и корреспондентам приходится отходить от теоретических основ, применять те методы и способы интервью, которые не описаны в учебниках, сталкиваться с проблемами, которые могут возникнуть только в ходе практической деятельности. Выявить особые функции интервью со «звездой», которые характерны для современной спортивной журналистики, и определить специфику работы журналиста в проведении интервью со спортивной «звездой» - цель, которая была реализована в исследовании.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Документальные материалы:
1. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» №2124-1 от 21.12.1991. – М. : Проспект, 2013. – 40 с.
2. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе “Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы” [Текст]. – М., 2009. – 85 с.
3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской федерации на период до 2020 года. – М. : Правительство РФ, 2009. – 32 с.
Отечественная и зарубежная литература по теме:
1. Ахмадулин, Е.В. Основы теории журналистики : учебное пособие. – М.; Ростов-на-Дону : ИКЦ МарТ, 2008. – 320 с.
2. Барабаш, Н. С. Ведущий радиопередач: творческая типология / Н. С. Барабаш. – М. : ИПК РТР, 2003. – 100 с.
3. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – М. : Молодая гвардия, 1979. – 204 с.
4. Бурдьё, П. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т. Анисимовой, Ю. Марковой. – М. : «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. – 160 с.
5. Вартанова, Е. Л. Диалоги о журналистике. – 2-е изд. / Е. Л. Вартанова, Н. И. Ажгихина. – М. : МедиаМир, 2012. – 96 с.
6. Василик, М. А. Основы теории коммуникации : Учебник / М.А. Василик.– М. : Гардарики, 2003. – 615 с.
7. Васильева, Т. В. Курс радиотелевизионной журналистики : Учебное пособие / Т.В. Васильева, В.Г. Осинский, Г.Н. Петров. – СПб. : Питер, 2004. – 328 с.
8. Войтик, Е. А. Спортивная журналистика. Учебно-методическое пособие / Е. А. Войтик. – Томск : Томский гос. ун-т, 2004. – 92 с.
9. Войтик, Е. А. Спортивное телевидение в Европе : типологические характеристики. Учебно-методическое пособие / Е. А. Войтик. – Томск : Изд-во ТГУ, 2010. – 70 с.
10. Войтик, Е. А. Спортивная медиакоммуникация в России в начале XXI в. / науч. ред. Б. Я. Мисонжников. – Томск : ИД ТГУ, 2013. – 240 с.
11. Гаспарян, В. В. Работа радиожурналиста. Технология творчества / В. В. Гаспарян. – М. : Изд-во МГУ, 2000. – 142 с.
12. Журналистика : исследования – методология – практика : Сб. статей / Отв. ред. Г. В. Жирков. – СПб. : Роза мира, 2004 – 175 с.
13. Ильченко, С. Н. Современные аудиовизуальные СМИ : новые жанры и формы вещания. Учеб. пособие / С. Н. Ильченко. – СПб. : изд-во факультета журналистики, 2006. – 156 с.
14. Ким, М. Н. Технология создания журналистского произведения : Монография / М. Н. Ким. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 220 с.
15. Ким, М. Н. Жанры современной журналистики / М.Н. Ким. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 268 с.
16. Ким, М. Н. Журналистика: Методология профессионального творчества / М. Н. Ким. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 197 с.
17. Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста / Г. В. Лазутина. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 135 с.
18. Лебедева, Т. В. Жанры радиожурналистики: Учебное пособие / Т. В. Лебедева. – М. : Аспект Пресс, 2012. – 224 с.
19. Маклюэн, Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. – М. : «Кучково поле», 2003. – С. 80.
20. Массмедиа российского мегаполиса: типология печатных СМИ. Монография / Санкт-Петербургский государственный университет, факультет журналистики / Ред. М. А. Шишкина, Б. Я. Мисонжников. – СПб. : Роза мира, 2009. – 324 с.
21. Мельник, Г. C. Основы творческой деятельности журналиста / Г. С. Мельник, А. Н. Тепляшина. – СПб. : Питер пресс, 2008. – 272 с.
22. Михайлов, С. А. Спортивная журналистика / С. А. Михайлов, А. Г. Мостов. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2005. – 231 с.
23. СМИ в меняющейся России : Коллективная монография / Под ред. Е.Л.Вартановой; науч. ред. И.Д. Фомичёва. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 336 с.
24. Смирнов, В. В. Жанры радиожурналистики : Учебное пособие / В. В. Смирнов. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 206 с.
25. Смирнов, В. В. Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм : Учебное пособие для вузов / В. В. Смирнов. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 203 с.
26. Спортивная журналистика : учебное пособие. Ч. 1 / К. А. Алексеев, С. Н. Ильченко. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2009. – 207 с.
27. Спортивная журналистика : учебное пособие. Ч. 2 / К. А. Алексеев, С. Н. Ильченко. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2012. – 241 с.
28. Телерадиоэфир : история и современность / под ред. Я. Н. Засурского. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 239 с.
29. Телерадиоэфир : история и современность / под ред. А. Г. Качкаевой. – М.: Элиткомстар, 2008. – 400 с.
30. Тертычный, А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход / А. А. Тертычный. – М. : Гендальф, 1998. – 230 с.
31. Черникова, Е. В. Основы творческой деятельности журналиста / Е. В. Черникова. – М. : Гардарики, 2005. – 348 с.
32. Шерель, А. А. Аудиокультура ХХ века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию / А. А. Шерель. – М. : Прогресс-Традиция, 2004. – 331 с.
33. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования / В. А. Ядов. – М.: Академкнига, Добросвет, 2003. – 596 с.
34. Boyle, R. Sports Journalism. Context and Issues / R. Boyle. – London, Thousand Oaks, New Delhi : SAGE Publications, 2006. – 198 p.
Статьи в научных изданиях:
1. Арсланова, О. Р. Особенности современного информационного радиовещания в России / О. Р. Арсланова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. – 2009. – №2. – С. 45-50.
2. Войтик, Е. А. К пониманию сущности спортивного информационного пространства / Е. А. Войтик // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения : матер. 51-й междунар. науч.-практ. конф. (19-20 апреля 2012) / отв. ред.-сост. С. Г. Корконосенко. – СПб. : Филол. ф-т. СПбГУ, 2012. – С. 356-359.
3. Ильченко, С. Н. Спорт в электронных медиа : потребность зрелища / С. Н. Ильченко // Говорит и показывает кафедра радио и телевидения. Вып. 3 / Под ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского. – СПб., 2009. – С. 53-60.
4. Ильченко, С. Н. Спорт и электронные медиа : аспекты коммуникативного взаимодействия / С. Н. Ильченко // Вестник СПбГУ. Серия 9, Филология, востоковедение, журналистика. – 2009. – №4. – С. 232-236.
5. Мирошникова, О. О. Информационные потребности современной аудитории / О. О. Мирошникова // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2011. - №1. – С. 199-203.
6. Пронин, А. А. Авторские стратегии в тележурналистике / А. А. Пронин // Говорит и показывает кафедра радио и телевидения. Вып. 3 / под ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского. – СПб., 2009. – С. 8-17.
7. Сергеев, Е. Ю. Радио и телевидение в условиях глобализации / Е. Ю. Сергеев // Говорит и показывает кафедра радио и телевидения. Вып. 3 / под ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского. – СПб., 2009. – С. 73-78.
Диссертации и авторефераты диссертаций:
1. Алексеев, К. А. Спортивная пресса России XIX – начала XX вв.: историко-типологический анализ : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / К. А. Алексеев; С-Петерб. гос. ун-т. – СПб., 2008. – 22 с.