Файл: Интервью со спортивной звездой прагматический и психологический аспекты Профиль магистратуры Спортивная журналистика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 344
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что потом его текст «прокомментируют авторитетные эксперты». Велика вероятность того, что объект интервью не захочет подставляться и не станет манипулировать журналистом60.
Стоит отметить, что на руку таким манипуляторам часто оказывается бешеный темп, в котором работают журналисты, прежде всего, онлайновых СМИ, телевидения и радио. Когда интервью должно быть максимально быстро снято с камеры или диктофона, обработано и выставлено в сеть, у журналиста часто не остается времени (и сил) для критической работы с ним, для формулирования дополнительных вопросов, для уточняющих звонков собеседнику. И в результате до слушателя порой доходят ложные сведения.
Журналист манипулирует собеседником
Когда журналист достигает определенного профессионального опыта, у него появляется соблазн так или иначе давить на собеседника – просто чтобы интервью прошло в нужном ключе. Или чтобы собеседник сказал нечто, чего он говорить вовсе не собирался, – и это стало бы «гвоздем» интервью.
Во многих случаях манипулятивный подход журналиста вполне можно оправдать. Например, когда представитель СМИ точно знает, что у «звезды» есть некая ещё неопубликованная информация (инсайт) или ценное мнение, которые тот по какой-то причине не хочет (или стесняется) высказывать. Кроме того, заранее подготовившийся к интервью журналист по определению получает дополнительные возможности манипуляции61. Например, вполне логично перед интервью с тренером какого-то футбольного клуба поинтересоваться (у статистов и независимых экспертов) о ситуации внутри команды и коэффициентах полезного действия игроков.
В тот момент, когда тренер станет красноречиво рассказывать, что его команда – лидер по количеству точных передач на половине поля соперника, ему можно будет мягко намекнуть, что в прошлом матче коллектив сделал, например, всего три обостряющих передачи за весь второй тайм, против семи у соперника. Поэтому так важны вопросы подготовки.
Еще один прием, который применяют журналисты, – так называемое «ложное переспрашивание». Оно используется для того, чтобы изменить общий смысл сказанного, изменяя его значения себе в угоду. Журналист-манипулятор как будто бы в целях уяснения, переспрашивает, повторяя сказанное интервьюируемым лишь в начале. А далее – подменяет слова и общий смысл для описания ситуации, выгодного своему СМИ.
Может использоваться ложное цитирование слов собеседника. Причем тех, что были произнесены когда-либо ранее. В данном случае журналист цитирует, притом неожиданно, слова интервьюируемого – и в большинстве случаев текст частично искажается.
Еще один прием – навязывание выбора. Классический пример – мультипликационный Карлсон, который спрашивает у Фрекен Бок: «Вы перестали пить коньяк по утрам?». То есть журналист-манипулятор ставит вопрос так, что не дает объекту иного выбора варианта кроме как из тех, которые он предложил. Например, спросить у спортсмена: В какой клуб Вам больше всего хотелось бы перейти: в «Металлист» или в «Салават Юлаев», заставляя говорить об интересных журналисту командах, в то время как игрок может даже и не думать о своём переходе.
Используется и принцип «всем известно». Журналист говорит собеседнику: «Как вы, наверное, знаете, в экспертном сообществе бытует мнение, что (…) Что Вы думаете по этому поводу?». Интервьюируемый невольно начинает подстраиваться под мнение «экспертного сообщества», хотя на самом деле в этом качестве может выступать просто коллектив редакции.
Если кратко подытожить рассмотренные приёмы, то, можно сказать, что от манипуляций в беседе не застрахован не журналист, не спикер. Однако стоит помнить: потерять доверие зрителей или поклонников из-за одного нечестного хода – просто, а восстановить свой статус будет проблематично.
3.5 Некорректные и неадекватные приёмы журналиста в интервью.
В ходе ведения интервью журналист может допустить несколько неприятных ошибок, которых следует избегать62:
- пытаться переубедить респондента;
- осуждать его взгляды или убеждения;
- вести интервью с позиций эмоционального поощрения или наказания;
- мысленно спорить;
- избирательно слушать;
- высказывать личное мнение в плане опережающего ответа;
- ограничивать ответ;
- быстро переходить от темы к теме;
В данном списке перечислены методы, которые могут использоваться журналистом по неопытности или при ограниченном времени записи интервью. И на современном телевидении ещё можно увидеть эпизоды, когда точка зрения на игровую ситуацию у журналиста и, например, тренера команды в корне расходятся. Так, один из английских корреспондентов на канале «Матч.ТВ» Футбол1 пытался переубедить Жозе Моуриньо (главный тренер футбольного клуба «Манчествер Юнайтед») в справедливости назначениям одиннадцатиметрового удара по воротам соперника, из-за чего общение журналиста и «звёздной» личности получилось скомканным и скучным. Часто можно увидеть корреспондента, который, не дав собеседнику толком ответить на первый, вопрос сразу переходит к следующему. Что создаёт негативный образ журналиста, как профессионала. Интервью проводится именно с целью дать собеседнику высказаться, если этого не происходит, возникает вопрос о компетенции такого сотрудника.
Интервьюера нельзя считать профессионалом, если он:
- не знает, куда направить взгляд;
- позволяет себе и другим называть по нескольку вопросов одновременно;
- на полуслове прерывает собеседника;
- не задает вопросов, ради которых собеседник дал согласие на интервью;
- добивается откровенности любой ценой;
- ведет беседу так, что эмоции исходят не от собеседника, а от него самого;
- не может скрыть негативную реакцию на слова собеседника;
- не умеет слушать и позволяет уходить от ответа63.
На современном телевидении примеры таких интервью найти достаточно сложно, однако, на телеканале «Матч.ТВ» известный спортивный комментатор Дмитрий Губерниев, практически не дал Екатерине Юрловой сказать и нескольких слов, прокомментировать завоевание серебряной медали, засыпав спортсменку дополнительными вопросами о ходе гонки и качестве снежного покрытия.
В целом, можно сказать, что откровенно провальных интервью со спортивными «звёздами» на телевидении нет, так как общаться с известными личностями посылают достаточно опытных журналистов. Тем не менее, в силу обстоятельств, например, неготовности спортсмена рассказать всё, что хочет услышать корреспондент, беседы срываются, так что это выглядит просто своеобразной фиксацией спортсмена или тренера в кадре.
Говоря о журналистских ошибках, нельзя не упомянуть о точке зрения С.А. Белановского в сочинении «Индивидуальное глубокое интервью», где исследователь говорит о психологических ошибках, которые может допустить журналист: «ошибки, нарушающие психологический климат интервьюера и респондента, в результате которого респондент «замыкается в себе»; ошибки, влекущие за собой искажение сообщаемой респондентом информации, в результате которого человек сообщает не то, что думает или что-то скрывает; ошибки, влекущие за собой представление нерелевантных (не имеющих отношения к цели интервью) сообщений. Такие сообщения могут быть правдивы, развернуты, значимы для респондента, но они не продвигают интервьюера к цели исследования»64.
Такого рода ошибки, выделенные автором, помогают понять общий психологический настрой, которого должен придерживаться журналист при ведении интервью. Однако для проведения эффективной коммуникации, следует пользоваться конструктивными психологическими установками.
1. Избегать тем, оскорбляющих спикера
Во время подготовки к интервью журналист может наткнуться на «ахиллесову пяту» своего спикера, которую иногда используют для манипулирования в процессе разговора. Однако в данной ситуации нельзя действовать бездумно, во-первых, необходимо соблюдать этические нормы, во-вторых, стоит заранее подготовить связку, сбрасывающую напряжённость и переход к следующей теме, в случае болезненной реакции спикера.
2. Давать респонденту возможность направлять беседу
Иногда в ходе интервью журналист понимает, что респондент пытается установить для себя комфортные правила беседы, которые могут не сочетаться с задуманным форматом разговора. В данном случае, для большей эффективности, журналист может перестроить изначальную концепцию
и в определённый момент разрешить собеседнику вести свою линию. Чувствуя себя в психологически комфортном положении, спикер может раскрыться и сообщить дополнительные интересные сведения.
3. Следить за настроением собеседника
Любой вопрос, возникший у журналиста в ходе беседы, может быть воспринят спикером как провоцирующий. В современной психологии это явление называется «триггер» - упоминание какой-либо темы, которая вызывает яркую эмоциональную реакцию. Журналисту важно быстро сменить тему, для того чтобы разговор не закончился в своей середине, а собеседник не воспринял всю беседу в негативном свете.
4. Избегать «дежурных» вопросов
Ошибка такого рода, например, может испортить настрой собеседнику и заставить его закрыться для дальнейшего диалога. Несмотря на то, что вопрос может показаться неочевидным для журналиста, стоит тщательно обдумывать целесообразность каждой реплики. Перед разговором корреспондент обычно читает или просматривает недавние интервью спикера, чтобы избежать «дежурных» вопросов.
5. Придерживаться тематической задачи
Иногда, во время интервью о спортивных достижениях «звезды», журналист сталкивается с темой, которая подошла бы для разговора о политике. В таких случаях корреспонденту необходимо помнить, что сам спикер и слушатели не настроены на резкий переход, поэтому делать попытки переключить собеседника на новую тему не следует.
3.6 Способы преодоления дисфункциональной коммуникации
в процессе интервью с «трудными» спикерами.
Ведя разговор об интервью со спортивной «звездой», всегда следует помнить о том
, что человек высокого профессионального и социального статуса – сильная личность. Нередки случаи, когда такие персоны обладают действительно сложным характером и искать подход к каждому приходится индивидуально. В студиях, на местах событий, по телефону или электронной почте журналистам приходится общаться с огромным количеством известных людей. Такова специфика профессии. Конечно, для любого интервью первостепенным моментом является не только журналистская подготовка, но и умение самого собеседника занимательно рассказать о себе и своей деятельности. В связи с этим можно образно разделить всех спикеров и, в частности, спортивных «звёзд», на два типа: «говорящие» и «неговорящие». Конечно, «говорящие» собеседники лучше «не говорящих». Но только при условии, если они рассказывают по теме и не теряют нить разговора. Однако на практике, спортсменов - любителей публичных выступлений гораздо меньше, чем тех, кто стесняется выступать перед микрофоном, особенно, если беседа идет в прямом эфире. Поэтому здесь важен психологический фактор поведения с таким собеседником.
Среди «говорящих» и «неговорящих» собеседников встречаются и крайности. Например, когда Юрий Лодыгин только перешёл в «Зенит», его пригласили на пресс-конференцию, посвящённую теме безопасности дорожного движения. В ходе общения с журналистами Лодыгин не смог внятно ответить ни на один вопрос. Тогда, по окончании события, журналисты попытались поговорить с ним на, более близком спортсмену, английском языке и о футболе. К огромному сожалению корреспондентов, результат получился абсолютно идентичным. Юрий чувствовал себя неуверенно и ограничивался односложными ответами и стандартными фразами: «Good», «Sorry, I don’t know», «I will do my best». После этого эпизода, Лодыгин ещё несколько недель не появлялся перед камерами.
С другой стороны, можно вспомнить монологи Валерия Карпина, в то время, когда он был тренером московского «Спартака». Наставник команды в каждом интервью подробно объяснял журналистам, почему клуб играет именно по такой, а не другой схеме, кто может закрыть позицию центрального защитника, в случае травмы основных игроков и какие трансферы будут совершены в ближайшее время. Другими словами, сотрудники спортивных редакций, зачастую, даже не могли задать дополнительных вопросов.
В продолжение разговора об интервью со спортивными «звёздами» необходимо отметить, что далеко не все знаменитости охотно соглашаются на встречу с журналистами. Из практического опыта можно, в первую очередь, сказать о том, что контактные телефоны «звёзд» более чем в половине случаев бывают «мёртвыми». Во-вторых, нередко журналисты сталкиваются с огромным количеством бумаг для согласования. Чтобы пригласить в эфир, например, спортсмена из сборной России по гандболу, сначала нужно направить факс в федерацию этого вида спорта. Этот факс должен быть составлен верно, то есть в нем должны быть прописаны основные темы, на которые вы будете общаться. Никаких каверзных, провокационных вопросов быть не должно. Из-за этого редакции могут отказать в интервью. Кроме того, нужно понимать, кого именно из сборной вы хотите видеть, и почему этого игрока не может заменить один из менеджеров команды. Только после того, как заявка на интервью пройдёт согласование по всем инстанциям, можно рассчитывать, что «звезда» появится в эфире. Впрочем, даже если всё прошло успешно, и договориться об интервью удалось, не стоит настраиваться слишком оптимистично. Множество случаев, когда спортсмен или его представитель звонит за час или два до эфира, и говорит, что у него сдвинулся график, и доехать до редакции не представляется возможным. К этому нужно быть готовым, и иметь в запасе материалы, или же более «земных» спикеров, которыми можно занять эфирное время.
Стоит отметить, что на руку таким манипуляторам часто оказывается бешеный темп, в котором работают журналисты, прежде всего, онлайновых СМИ, телевидения и радио. Когда интервью должно быть максимально быстро снято с камеры или диктофона, обработано и выставлено в сеть, у журналиста часто не остается времени (и сил) для критической работы с ним, для формулирования дополнительных вопросов, для уточняющих звонков собеседнику. И в результате до слушателя порой доходят ложные сведения.
Журналист манипулирует собеседником
Когда журналист достигает определенного профессионального опыта, у него появляется соблазн так или иначе давить на собеседника – просто чтобы интервью прошло в нужном ключе. Или чтобы собеседник сказал нечто, чего он говорить вовсе не собирался, – и это стало бы «гвоздем» интервью.
Во многих случаях манипулятивный подход журналиста вполне можно оправдать. Например, когда представитель СМИ точно знает, что у «звезды» есть некая ещё неопубликованная информация (инсайт) или ценное мнение, которые тот по какой-то причине не хочет (или стесняется) высказывать. Кроме того, заранее подготовившийся к интервью журналист по определению получает дополнительные возможности манипуляции61. Например, вполне логично перед интервью с тренером какого-то футбольного клуба поинтересоваться (у статистов и независимых экспертов) о ситуации внутри команды и коэффициентах полезного действия игроков.
В тот момент, когда тренер станет красноречиво рассказывать, что его команда – лидер по количеству точных передач на половине поля соперника, ему можно будет мягко намекнуть, что в прошлом матче коллектив сделал, например, всего три обостряющих передачи за весь второй тайм, против семи у соперника. Поэтому так важны вопросы подготовки.
Еще один прием, который применяют журналисты, – так называемое «ложное переспрашивание». Оно используется для того, чтобы изменить общий смысл сказанного, изменяя его значения себе в угоду. Журналист-манипулятор как будто бы в целях уяснения, переспрашивает, повторяя сказанное интервьюируемым лишь в начале. А далее – подменяет слова и общий смысл для описания ситуации, выгодного своему СМИ.
Может использоваться ложное цитирование слов собеседника. Причем тех, что были произнесены когда-либо ранее. В данном случае журналист цитирует, притом неожиданно, слова интервьюируемого – и в большинстве случаев текст частично искажается.
Еще один прием – навязывание выбора. Классический пример – мультипликационный Карлсон, который спрашивает у Фрекен Бок: «Вы перестали пить коньяк по утрам?». То есть журналист-манипулятор ставит вопрос так, что не дает объекту иного выбора варианта кроме как из тех, которые он предложил. Например, спросить у спортсмена: В какой клуб Вам больше всего хотелось бы перейти: в «Металлист» или в «Салават Юлаев», заставляя говорить об интересных журналисту командах, в то время как игрок может даже и не думать о своём переходе.
Используется и принцип «всем известно». Журналист говорит собеседнику: «Как вы, наверное, знаете, в экспертном сообществе бытует мнение, что (…) Что Вы думаете по этому поводу?». Интервьюируемый невольно начинает подстраиваться под мнение «экспертного сообщества», хотя на самом деле в этом качестве может выступать просто коллектив редакции.
Если кратко подытожить рассмотренные приёмы, то, можно сказать, что от манипуляций в беседе не застрахован не журналист, не спикер. Однако стоит помнить: потерять доверие зрителей или поклонников из-за одного нечестного хода – просто, а восстановить свой статус будет проблематично.
3.5 Некорректные и неадекватные приёмы журналиста в интервью.
В ходе ведения интервью журналист может допустить несколько неприятных ошибок, которых следует избегать62:
- пытаться переубедить респондента;
- осуждать его взгляды или убеждения;
- вести интервью с позиций эмоционального поощрения или наказания;
- мысленно спорить;
- избирательно слушать;
- высказывать личное мнение в плане опережающего ответа;
- ограничивать ответ;
- быстро переходить от темы к теме;
В данном списке перечислены методы, которые могут использоваться журналистом по неопытности или при ограниченном времени записи интервью. И на современном телевидении ещё можно увидеть эпизоды, когда точка зрения на игровую ситуацию у журналиста и, например, тренера команды в корне расходятся. Так, один из английских корреспондентов на канале «Матч.ТВ» Футбол1 пытался переубедить Жозе Моуриньо (главный тренер футбольного клуба «Манчествер Юнайтед») в справедливости назначениям одиннадцатиметрового удара по воротам соперника, из-за чего общение журналиста и «звёздной» личности получилось скомканным и скучным. Часто можно увидеть корреспондента, который, не дав собеседнику толком ответить на первый, вопрос сразу переходит к следующему. Что создаёт негативный образ журналиста, как профессионала. Интервью проводится именно с целью дать собеседнику высказаться, если этого не происходит, возникает вопрос о компетенции такого сотрудника.
Интервьюера нельзя считать профессионалом, если он:
- не знает, куда направить взгляд;
- позволяет себе и другим называть по нескольку вопросов одновременно;
- на полуслове прерывает собеседника;
- не задает вопросов, ради которых собеседник дал согласие на интервью;
- добивается откровенности любой ценой;
- ведет беседу так, что эмоции исходят не от собеседника, а от него самого;
- не может скрыть негативную реакцию на слова собеседника;
- не умеет слушать и позволяет уходить от ответа63.
На современном телевидении примеры таких интервью найти достаточно сложно, однако, на телеканале «Матч.ТВ» известный спортивный комментатор Дмитрий Губерниев, практически не дал Екатерине Юрловой сказать и нескольких слов, прокомментировать завоевание серебряной медали, засыпав спортсменку дополнительными вопросами о ходе гонки и качестве снежного покрытия.
В целом, можно сказать, что откровенно провальных интервью со спортивными «звёздами» на телевидении нет, так как общаться с известными личностями посылают достаточно опытных журналистов. Тем не менее, в силу обстоятельств, например, неготовности спортсмена рассказать всё, что хочет услышать корреспондент, беседы срываются, так что это выглядит просто своеобразной фиксацией спортсмена или тренера в кадре.
Говоря о журналистских ошибках, нельзя не упомянуть о точке зрения С.А. Белановского в сочинении «Индивидуальное глубокое интервью», где исследователь говорит о психологических ошибках, которые может допустить журналист: «ошибки, нарушающие психологический климат интервьюера и респондента, в результате которого респондент «замыкается в себе»; ошибки, влекущие за собой искажение сообщаемой респондентом информации, в результате которого человек сообщает не то, что думает или что-то скрывает; ошибки, влекущие за собой представление нерелевантных (не имеющих отношения к цели интервью) сообщений. Такие сообщения могут быть правдивы, развернуты, значимы для респондента, но они не продвигают интервьюера к цели исследования»64.
Такого рода ошибки, выделенные автором, помогают понять общий психологический настрой, которого должен придерживаться журналист при ведении интервью. Однако для проведения эффективной коммуникации, следует пользоваться конструктивными психологическими установками.
1. Избегать тем, оскорбляющих спикера
Во время подготовки к интервью журналист может наткнуться на «ахиллесову пяту» своего спикера, которую иногда используют для манипулирования в процессе разговора. Однако в данной ситуации нельзя действовать бездумно, во-первых, необходимо соблюдать этические нормы, во-вторых, стоит заранее подготовить связку, сбрасывающую напряжённость и переход к следующей теме, в случае болезненной реакции спикера.
2. Давать респонденту возможность направлять беседу
Иногда в ходе интервью журналист понимает, что респондент пытается установить для себя комфортные правила беседы, которые могут не сочетаться с задуманным форматом разговора. В данном случае, для большей эффективности, журналист может перестроить изначальную концепцию
и в определённый момент разрешить собеседнику вести свою линию. Чувствуя себя в психологически комфортном положении, спикер может раскрыться и сообщить дополнительные интересные сведения.
3. Следить за настроением собеседника
Любой вопрос, возникший у журналиста в ходе беседы, может быть воспринят спикером как провоцирующий. В современной психологии это явление называется «триггер» - упоминание какой-либо темы, которая вызывает яркую эмоциональную реакцию. Журналисту важно быстро сменить тему, для того чтобы разговор не закончился в своей середине, а собеседник не воспринял всю беседу в негативном свете.
4. Избегать «дежурных» вопросов
Ошибка такого рода, например, может испортить настрой собеседнику и заставить его закрыться для дальнейшего диалога. Несмотря на то, что вопрос может показаться неочевидным для журналиста, стоит тщательно обдумывать целесообразность каждой реплики. Перед разговором корреспондент обычно читает или просматривает недавние интервью спикера, чтобы избежать «дежурных» вопросов.
5. Придерживаться тематической задачи
Иногда, во время интервью о спортивных достижениях «звезды», журналист сталкивается с темой, которая подошла бы для разговора о политике. В таких случаях корреспонденту необходимо помнить, что сам спикер и слушатели не настроены на резкий переход, поэтому делать попытки переключить собеседника на новую тему не следует.
3.6 Способы преодоления дисфункциональной коммуникации
в процессе интервью с «трудными» спикерами.
Ведя разговор об интервью со спортивной «звездой», всегда следует помнить о том
, что человек высокого профессионального и социального статуса – сильная личность. Нередки случаи, когда такие персоны обладают действительно сложным характером и искать подход к каждому приходится индивидуально. В студиях, на местах событий, по телефону или электронной почте журналистам приходится общаться с огромным количеством известных людей. Такова специфика профессии. Конечно, для любого интервью первостепенным моментом является не только журналистская подготовка, но и умение самого собеседника занимательно рассказать о себе и своей деятельности. В связи с этим можно образно разделить всех спикеров и, в частности, спортивных «звёзд», на два типа: «говорящие» и «неговорящие». Конечно, «говорящие» собеседники лучше «не говорящих». Но только при условии, если они рассказывают по теме и не теряют нить разговора. Однако на практике, спортсменов - любителей публичных выступлений гораздо меньше, чем тех, кто стесняется выступать перед микрофоном, особенно, если беседа идет в прямом эфире. Поэтому здесь важен психологический фактор поведения с таким собеседником.
Среди «говорящих» и «неговорящих» собеседников встречаются и крайности. Например, когда Юрий Лодыгин только перешёл в «Зенит», его пригласили на пресс-конференцию, посвящённую теме безопасности дорожного движения. В ходе общения с журналистами Лодыгин не смог внятно ответить ни на один вопрос. Тогда, по окончании события, журналисты попытались поговорить с ним на, более близком спортсмену, английском языке и о футболе. К огромному сожалению корреспондентов, результат получился абсолютно идентичным. Юрий чувствовал себя неуверенно и ограничивался односложными ответами и стандартными фразами: «Good», «Sorry, I don’t know», «I will do my best». После этого эпизода, Лодыгин ещё несколько недель не появлялся перед камерами.
С другой стороны, можно вспомнить монологи Валерия Карпина, в то время, когда он был тренером московского «Спартака». Наставник команды в каждом интервью подробно объяснял журналистам, почему клуб играет именно по такой, а не другой схеме, кто может закрыть позицию центрального защитника, в случае травмы основных игроков и какие трансферы будут совершены в ближайшее время. Другими словами, сотрудники спортивных редакций, зачастую, даже не могли задать дополнительных вопросов.
В продолжение разговора об интервью со спортивными «звёздами» необходимо отметить, что далеко не все знаменитости охотно соглашаются на встречу с журналистами. Из практического опыта можно, в первую очередь, сказать о том, что контактные телефоны «звёзд» более чем в половине случаев бывают «мёртвыми». Во-вторых, нередко журналисты сталкиваются с огромным количеством бумаг для согласования. Чтобы пригласить в эфир, например, спортсмена из сборной России по гандболу, сначала нужно направить факс в федерацию этого вида спорта. Этот факс должен быть составлен верно, то есть в нем должны быть прописаны основные темы, на которые вы будете общаться. Никаких каверзных, провокационных вопросов быть не должно. Из-за этого редакции могут отказать в интервью. Кроме того, нужно понимать, кого именно из сборной вы хотите видеть, и почему этого игрока не может заменить один из менеджеров команды. Только после того, как заявка на интервью пройдёт согласование по всем инстанциям, можно рассчитывать, что «звезда» появится в эфире. Впрочем, даже если всё прошло успешно, и договориться об интервью удалось, не стоит настраиваться слишком оптимистично. Множество случаев, когда спортсмен или его представитель звонит за час или два до эфира, и говорит, что у него сдвинулся график, и доехать до редакции не представляется возможным. К этому нужно быть готовым, и иметь в запасе материалы, или же более «земных» спикеров, которыми можно занять эфирное время.