Файл: Контроль за общей и специальной подготовкой футболистов 1112лет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Однако о техническом мастерстве футболиста лучше всего говорят следующие показатели:
1. Объем техники, или количество действий (приемов), которые может выполнить спортсмен.
2. Разносторонность действия, т. е. то, насколько используемые игроком движения (приемы) разнообразны.
3. Эффективность техники движений[28.С.14-19]
Показатели объема техники важны по двум причинам.
Во-первых, они тесно связаны с уровнем развития двигательных качеств. Это значит, что чем большим количеством движений владеет юный футболист, тем он сильнее, быстрее и выносливее.
Во-вторых, большой объем техники дает футболисту в возрасте 11-12 лет, владеющему им, определенные преимущества перед соперником. Он может выиграть поединок, применив прием, на который у соперника нет соответствующего контрприема.
В футболе объем техники оценивают по следующим показателям:
-короткие и средние передачи назад и поперек поля;
- короткие передачи вперед;
- длинные передачи;
- отбор;
- перехват;
- игра головой;
- удары в ворота;
- штрафные и угловые удары.
Все эти приемы выполняются юными футболистами в игре, и количество их колеблется от 600 до 1000. Предполагают, что если команда за игру выполнила 800—900 приемов, то активность ее была на высоком уровне. Заметим, правда, что в каждом конкретном случае нужно тщательно анализировать слагаемые этой суммы. Может оказаться так, что прирост в объеме был, достигнут за счет бесцельного и длительного розыгрыша. Поэтому во всех случаях стенографический анализ игры должен дополняться качественным анализом тренера[17.С.77-78.]
То же самое можно сказать и о таком показателе технического мастерства, как разносторонность техники. Этот показатель характеризует разнообразие двигательных навыков. Предположим, что у юного спортсмена большой объем техники, но почти все упражнения, которыми он владеет, однообразны. Например, используются только приемы защиты или только приемы нападения. В этом случае выиграть поединок с соперником с разносторонней техникой очень трудно. Юный спортсмен, о котором можно сказать, что он разносторонне технически подготовлен, обладает, как правило, не просто высоким уровнем двигательных качеств, но гармоничным их развитием. Кроме того, во время соревнований такой спортсмен практически всегда «навязывает» свою тактику сопернику, контролируя его действия разнообразными ответами.
Один из способов оценки эффективности — это сопоставление спортивного результата с потенциальными возможностями юного спортсмена. В данном случае они определяются уровнем развития двигательных качеств. Обычно сопоставляются результаты в двух упражнениях: в технически сложном и технически простом, которые требуют проявления одних и тех же двигательных качеств. Например, оценивается разница между результатами в беге на 20 м и при выполнении того же бега, но с ведением мяча.
Наиболее распространенный способ оценки эффективности техники в футболе — вычисление коэффициента эффективности (КЭ), который рассчитывается как отношение правильно (безошибочно) выполненных приемов ко всем приемам. При этом в зависимости от целей расчета КЭ он может быть обобщенным или частным. Обобщенный КЭ рассчитывается сразу для всех приемов, которые выполнял футболист в игре.
Коэффициенты эффективности для игроков различных амплуа различны. У защитников хорошим КЭ считается 0,85, у полузащитников — 0,75—0,80, у нападающих — 0,65—0,70[32.С.15-16]
Таким образом, подводя итог можно сказать о том, что контроль в спорте – это в первую очередь контроль, который направлен на установление физического состояния человека, а также его технического, тактического мастерства и нагрузки на тренировочных занятиях. Контроль в футболе с участием юных спортсменов – как раз направлено на то, чтобы установить физическое состояние таких спортсменов, а также основы мастерства (устранить наличие каких-либо отклонений с очки зрения физиологии спортсменов и определить основы мастерства юных футболистов).
Методы контроля в спортивной тренировке юного футболиста – это определенная совокупность способов, которые положительно сказываются в дальнейшем на всем ходе игры.
1.2 Научно-методический подход к комплексному контролю работоспособности юных футболистов
Значение осуществление контроля в футболе, особенно контроля подготовки юных специалистов, весьма велико. Это можно объяснить тем, что:
1.Имеются достаточно высокие тренировочные нагрузки;
2.Длительные периоды соревнований, которые не всегда хорошо могут переноситься детьми в возрасте 11-12 лет;
3. Большое число напряженных футбольных игр.
Это предъявляет весьма большее требование к организму юных спортсменом.
Как показали исследования ряда авторов, важным звеном управления тренировочным процессом в спорте (в частности в футболе) является система комплексного контроля, которая позволяет оценить эффективность избранной направленности тренировочной работы. Комплексный контроль включает педагогический, медико-биологический и психологический разделы.
Комплексный контроль предусматривает четыре уровня показателей подготовленности юных спортсменов:
1) интегральный, отражающий суммарный эффект функционального состояния организма;
2) комплексный, характеризующий одну из функциональных систем организма спортсмена;
3) дифференциальный, характеризующий только одно свойство системы организма;
4) единичный, раскрывающий одну величину, одно отдельное свойство системы организма.
Методологическую основу комплексного контроля юных футболистов составляют:
1) осуществление правильного выбора соответствующих тестов в отношении футболистов в возрасте 11-12 лет, а также их соответствие критериям надежности, объективности и информативности;
2) установление наиболее приемлемого объема показателей для того, чтобы произвести оценку функционального состояния и уровня подготовленности юных футболистов;
3) соответствие методов контроля задачам тестирования[17.С.77-78.]
Принято различать следующие виды контроля, их объем и содержание (они находятся в зависимости от физического состояния самого юного футболиста)
-
этапный контроль отражает суммарный тренировочный эффект в мезоцикле (месяц, этап подготовки и т.п.); -
текущий контроль оценивает срочный тренировочный эффект после нескольких тренировочных занятий;
- оперативный контроль оценивает эффект одного занятия или его части[2.С.7-8.]
В игровых видах спорта (в частности в футбол) в структуру комплексного контроля включаются сведения:
- об уровне технико-тактического мастерства;
- об уровне физической подготовленности;
- об уровне функционального состояния юных спортсменов;
- об уровне психической устойчивости к сбивающим факторам.
Проблема контроля и оценки функциональной подготовленности юных футболистов является весьма актуальной в теории и методике спортивной тренировки и физического воспитания. На сегодняшний день предложена четырехкомпонентная структуры функциональной подготовленности юного спортсмена. Характеризуя отдельные компоненты функциональной подготовленности, отмечается, что психический и нейродинамический компоненты представляют собой компоненты управления (мышление и функционирование мозга), а энергетический и двигательный - компоненты исполнения. Исходя из четырехкомпонентной структуры функциональной подготовленности юного спортсмена, на всех уровнях подготовленности футболиста в возрасте 11-12 лет, контроль должен осуществлять также четырехкомпонентное.
О тренированности можно судить лишь на основании всех данных комплексного обследования, учитывая и сопоставляя между собой показатели ряда методов исследования. Ни один из методов, взятый изолированно, не может достаточно полно отразить сложные физиологические процессы, происходящие в организме в связи с изменением тренированности. Наиболее интегральным показателем в этом отношении является ответная реакция организма на различные физические нагрузки.
Весьма важно при контроле и оценке функциональной подготовленности юных спортсменов учитывать состояние (развитие) основных факторов, обуславливающих общую физическую работоспособность. В первую очередь, необходимо четко представлять себе эти самые факторы и степень их влияния на спортивный результат[22.С.98-99.]
У юных футболистов на разных этапах подготовки роль различных факторов, обусловливающих общую физическую работоспособность, неравнозначна: на этапе начальной подготовки физическая работоспособность весьма значительно обусловливается функциональными факторами, которые можно отнести к категории «мощности» (рост, вес, сила мышц, ЖЕЛ). В меньшей степени физическую работоспособность обусловливают факторы, составляющие категорию «предельной мощности функционирования» (Wmах, МВЛ, МПК/вес). На этапе спортивного совершенствования роль факторов морфофункциональной мощности в определении физической работоспособности снижается при увеличении значения факторов функциональной мобилизации.
На этом этапе начинает проявляться и возрастает роль факторов экономизации и эффективности (W/ЧСС, ЧСС покоя, ЧССmах, КП и др.)
На этапе высшего спортивного мастерства значение факторов морфофункциональной мощности для обеспечения физической работоспособности снижается или совсем утрачивается, при существенном возрастании роли факторов экономизации и эффективности. При этом факторы предельной мощности функционирования сохраняют свое значение или несколько его утрачивают.
Физическая работоспособность в большой степени обусловливает уровень развития физических качеств, определяющих и лимитирующих специальную подготовленность спортсменов, что отражается в достоверной корреляционной их взаимосвязи.
На основании этого представляется необходимым включение в комплексную дифференцированную программу контроля общей физической подготовленности юных футболистов и показателей, получаемых в тестах, отражающих уровень развития ведущих физических качеств.
Исходя из вышеизложенного и на основании установленных значимых корреляционных взаимосвязей величины физической работоспособности и показателей основных факторов, обуславливающих физическую подготовленность, можно выделить так называемую комплексную и дифференцированную программу в зависимости от этапа тренировки, программу контроля подготовленности футболистов в возрасте 11-12 лет.
В Таблице №1 представлена примерная программа комплексного контроля функциональной подготовленности футболистов в возрасте 11-12 лет.
В этой программе реализован принцип дифференцированного контроля функциональной подготовленности юных спортсменов.
Подбор показателей, используемых для оценки различных сторон функциональной подготовленности, основывается на установленных достоверных корреляционных связях физической работоспособности с ее отдельными качественными характеристиками (показателями трех категорий факторов) на соответствующих этапах подготовки. Основным звеном программ является стандартная процедура тестирования общей физической работоспособности в тесте PWC170 , дополненном третьей нагрузкой максимальной мощности[2.С.7-8.]
В программе предусмотрено тестирование и оценка стандартных показателей при трех уровнях физической активности:
1) в состоянии мышечного покоя,
2) при стандартной нагрузке и
3) при максимальной физической нагрузке.
Кроме того, программа включает блок тестов для определения уровня развития физических качеств, уровень которых в значительной мере взаимосвязан с общей физической работоспособностью[22.С.98-99.]
Весь набор показателей, включенных в программу тестирования, отражает основные категории факторов, обуславливающих физическую работоспособность:
1) морфофункциональной «мощности»,
2) «предельной мощности функционирования» и
3) функциональной «экономизации»[10.С.95-96.]
При этом каждая категория факторов представлена не менее чем двумя показателями, регистрируемыми напрямую или рассчитываемыми.
Таблица 1.
Примерная программа комплексного контроля функциональной подготовленности футболистов в возрасте 11-12 лет
№_____ | Дата | Этап | ФУТБОЛ | ||||
Фамилия И.О. | Год рожд. | Стаж занятий | |||||
Спортивный разряд | Лучший результат | ||||||
ИССЛЕДОВАНИЯ В СОСТОЯНИИ ПОКОЯ | |||||||
Рост | ЧСС | ||||||
Вес | ЖЕЛ | ||||||
Динамометрия | МВЛ | ||||||
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИ СТАНДАРТНОЙ НАГРУЗКЕ | |||||||
W1 | ЧСС1 | PWC 170 | |||||
W2 | ЧСС2 | PWC 170/Вес | |||||
МПК (расчет) | МПК/вес (расчет) | ||||||
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИ МАКСИМАЛЬНОЙ НАГРУЗКЕ | |||||||
Wmах | ЧССmах | ||||||
МПК (прям.) | МПК/вес (прям.) | ||||||
КП | W/ЧСС | ||||||
ТЕСТИРОВАНИЕ ВЕДУЩИХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ | |||||||
Общая (аэробная) выносливость, 12-мин (6-мин) гладкий бег. | Скоростные возможности, бег 15м с места, бег 15м с хода. | ||||||
Специальная (анаэробная) выносливость, челночный бег | Скоростно-силовые возможности, пятерной (тройной) прыжок |