Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 362
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГС3 выполнена по схеме закрытого типа (отсутствует контакт гидрожидкости с газовой средой в гидробаке).
ГС3 работает независимо от других гидросистем, однако, в случае отказа гидронасоса ГС1 или левого двигателя, для обеспечения уборки и основного выпуска шасси, предусмотрен отбор мощности от ГС3 к ГС1 через блок передачи мощности.
Основным источником давления в ГС3 является гидронасос с приводом от правого двигателя. Для отключения насосов от гидросистемы при пожаре правого двигателя или повышении температуры в гидробаке выше 135 °С в линии питания гидронасоса установлен перекрывной противопожарный клапан (FWSOV3). Закрытие клапана FWSOV3 производится электродистанционно экипажем c пульта FIRE PROT или автоматически в случае превышении температуры в гидробаке выше 135 °С по сигналу сигнализатора температуры, установленного в гидробаке ГС3.
Для сброса гидрожидкости, в случае повышения ее температуры выше нормы при незакрытии клапана FWSOV3, срабатывает тепловой дозатор.
Резервным источником давления является насосная станция переменного тока. Насосная станция переменного тока включается в работу автоматически при отказе правого двигателя или гидронасоса ГС3, а также при отказе левого двигателя или гидронасоса ГС1 в процессе уборки-выпуска шасси.
Насосная станция переменного тока в полете и на земле обеспечивается электропитанием от приводов-генераторов. В полете от генератора ВСУ может обеспечиваться питание только одной насосной станции при отказе одного из приводов-генераторов. На земле насосные станции обеспечиваются электропитанием от привод-генераторов, генератора ВСУ и от наземных источников электропитания.
В состав ГС3 функционально входит вспомогательный источник гидропитания — мотор блока передачи мощности (PTU). Блок PTU представляет собой моноблок передачи мощности от ГС3 к ГС1, который состоит из мотора и насоса, механически соединенных общим валом.
Общие элементы
Во всех гидросистемах установлены гидробаки с пневмоподдавливанием, представляющие собой баки закрытого типа с дифференциальным поршнем. Гидробаки предназначены для создания давления поддавливания гидрожидкости на входе в насосы и насосные станции, в том числе, при отрицательных перегрузках, для компенсации изменения объема гидрожидкости в гидробаках в результате ее температурного расширения и сжатия, расчетных утечек и изменения объема гидрожидкости в трубопроводах и агрегатах гидросистемы.
Для обеспечения работы потребителей в условиях резкого изменения давления и расхода жидкости, а также для обеспечения поддавливания газовой полости гидробаков в гидросистемах установлены гидроаккумуляторы. Газовая полость гидроаккумулятора соединена с газовой полостью гидробака.
На каждом гидробаке установлен электромеханический уровнемер гидробака с встроенным недистанционным механическим указателем заправки гидробака, датчик температуры и сигнализатор температуры.
Уровнемеры и датчики температуры выдают информацию о заправке, объеме и температуре гидрожидкости в блок HSCU.
Сигнализаторы давления выдают сигнал о минимальном давлении (ниже 1800 psi) в гидросистемах на табло LO PR, расположенном на пульте управления гидросистемы HYD потолочного пульта.
Датчик давления выдает информацию в блок управления и контроля гидросистемы.
В гидросистемах установлены плавкие пробки, которые расплавляются при повышении температуры выше 177 °С, и гидрожидкость сбрасывается в атмосферу.
Блок управления и контроля гидравлической системы
Блок управления и контроля гидросистемы (HSСU) осуществляет автоматическую работу основной ГС на всех этапах полета, а также обеспечивает стабильность работы ГС при аварийных режимах полета.
Блок HSCU располагается в среднем приборном отсеке по правому борту на стеллаже бортового оборудования.
Блок HSCU представляет собой однокорпусной электронный контроллер, состоящий из двух каналов А и B. Электропитание каналов А и B осуществляется от аварийных шин питания постоянного тока левого и правого борта соответственно. Блок осуществляет мониторинг работы гидросистемы и управление ею с учетом требований безопасной эксплуатации самолета.
Блок HSCU обеспечивает:
-
управление в автоматическом режиме основным источником питания гидросистемы ГС2, резервными и аварийным источниками питания трех гидросистем ГС1, ГС2 и ГС3 и клапаном включения блока передачи мощности (SV-PTU); -
контроль работоспособности гидросистемы, ее компонентов и самого блока; -
формирование и выдачу сигналов для отображения рабочих параметров гидросистемы на дисплеях MFD и EWD в кабине экипажа и на дисплее технического обслуживания гидросистемы (MDU); -
запись и хранение информации в энергонезависимой памяти.
Блок HSCU в автоматическом режиме управляет следующими исполнительными агрегатами гидросистемы:
-
насосной станцией переменного тока ГС1 (ACMP1), -
насосной станцией переменного тока ГС2 (ACMP2A), -
насосной станцией постоянного тока (DCMP2B), -
насосной станцией переменного тока ГС3 (ACMP3), -
клапаном включения блока передачи мощности (SV-PTU).
Управление данными исполнительными агрегатами производится по сигналам состояния, поступающим от трех гидросистем:
-
от датчиков давления в ГС1, ГС2, ГС3; -
от датчиков объема гидрожидкости в гидробаках ГС1, ГС2, ГС3; -
от датчиков температуры гидрожидкости в ГС1, ГС2, ГС3; -
от дискретных переключателей и сигналов ГС.
Система передачи мощности
Система передачи мощности (PTU) предназначена для передачи гидравлической энергии от ГС3 к ГС1, в случае отказа левого двигателя или гидронасоса ГС1. Через блок передачи мощности осуществляется механическая связь ГС1 и ГС3. Передаваемая гидроэнергия используется только для уборки и основного выпуска шасси.
Блок передачи мощности является резервным источником гидропитания в ГС1 и обеспечивает подачу гидрожидкости под давлением из гидробака ГС1 в систему уборки и выпуска шасси. Включение/выключение блока передачи мощности осуществляется с помощью клапана блока передачи мощности.
Блок передачи мощности представляет собой моноблок, состоящий из соединённых общим валом двух гидравлических машин — мотора и насоса.
Для автоматического ограничения максимального расхода в моторе при его работе, а также защиты ГС3 в случае внешнего повреждения трубопровода, в линии нагнетания между клапаном включения и мотором установлен ограничитель расхода гидрожидкости. За насосом блока передачи мощности в линии нагнетания установлен сигнализатор давления, который выдает информацию в блок управления и контроля гидросистемы (HSCU)
Функциональная схема системы передачи мощности
Органы управления и индикации
Пульт управления гидросистемы HYD расположен на потолочном пульте в кабине экипажа.
Пульт противопожарной защиты двигателей FIRE расположен на потолочном пульте в кабине экипажа.
Световое табло LO-PR (HS1, HS2, HS1) светится желтым цветом, если давление менее 1800 psi в полёте или на земле при двух работающих двигателях.
Световое табло LG светится зелёным цветом при включении блока PTU, если давление после насоса PTU более 2400 psi.
Кнопка-табло PTU AUTO:
Надпись не светится, если блок HSCU управляет включением клапана SV-PTU; MAN светится зелёным цветом при включении вручную клапана SV-PTU.
Галетные переключатели ELEC 1, ELEC 2А, ELEC 2B, ELEC 3:
-
OFF — насосные станции выключены; -
AUTO — включено автоматическое управление насосными станциями; -
ON — насосные станции включены вручную.
Кнопка-табло L(R) ENG FIRE защищена от непреднамеренного нажатия откидной защитной рамкой.
При нажатии кнопки-табло выполняется останов двигателя с отключением соответствующих систем и закрывается перекрывной противопожарный клапан
-
ГС 1 — при пожаре отсеков левого двигателя -
ГС 3 — при пожаре отсеков правого двигателя
Блок HSCU контролирует работоспособность гидросистемы и формирует сигналы для отображения рабочих параметров гидросистемы на дисплеях MFD (мнемокадр HYD) и аварийных текстовых сообщений выдаваемых на EWD в кабине экипажа.
На мнемокадре гидравлической системы самолета (HYD) индицируется:
-
уровень гидрожидкости для каждой гидросистемы; -
температуру гидрожидкости в каждой гидросистеме; -
давление в каждой гидросистеме; -
конфигурацию системы (работающие гидронасосы); -
положение перекрывных противопожарных клапанов (FWSOV); -
работу системы передачи мощности (PTU).
Источником информации о нештатной работе гидросистемы являются текстовые сообщения, выводимые на дисплей EWD, и сопровождающие их звуковые и световые сигналы.
Формирование аварийно-сигнальных сообщений по гидросистеме осуществляется блоком HSCU, откуда сигналы выдаются в центральный процессор и модуль ввода/вывода (CPIOM).
Топливная система
Топливная система (ТС) самолета RRJ спроектирована и разработана фирмой Гражданские Самолеты Сухого (ГСС) в соответствии с требованиями сертификационного базиса. Система показана в материалах по двигателю SaM-146. ТС самолета состоит из взаимосвязанных подсистем (далее по тексту – систем), которые обеспечивают:
• размещение топлива на борту;
• подачу топлива к основным двигателям;
• выработку всего имеющегося на борту топлива в случае останова (отказа) одного из двигателей;
• подачу топлива к вспомогательной силовой установке (ВСУ);
• централизованную заправку самолета топливом на земле;
• централизованный слив топлива на земле из топливных баков самолета в наземные емкости;
• слив отстоя и остатков топлива на земле;
• дренажирование топливных баков;
• управление и контроль за работой топливной системы;