Файл: Девушка 14ти лет проявляет неуравновешенность и даже некоторую агрессивность в поведении дома и в школе выясняет отношения с родителями, грубит учительнице, поздно приходит домой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 457

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3)Каковы направления деятельности учителя по формированию коллектива учащихся?

Ответ: Учителю необходимо использовать модель пошагового изменения поведения, разработанную Фурмановым А.И. включающую в себя 10 шагов:

1.Осознание: расширение информации о собественной личности и проблеме агрессивного поведения;

2.Переоценка собственной личности: оценка того, что ребенок чувствует и думает о своем поведении и себе самом;

3.Переоценка окружения: оценка того, как агрессивное поведение влияет на окружение;

4.Внутригрупповая поддержка: открытость, доверие и сочувствие группы при обсуждении проблемы агрессивного поведения;

5.Катарсис: ощущение и выражение собственного отношения к проблеме агрессивности;

6.Укрепление: формирование уверенности в способности изменить поведение;

7.Поиск альтернатив: обсуждение возможных замен агрессивному поведению;

8.Контроль за стимулами;

9.Подкрепление

10.Социализация
Ситуация 14.

На уроках девятиклассник демонстративно занимается посторонними делами. Он постоянно вызывает раздражение учителей, дерзит им, они считают его неисправимым. В классе у него репутация двоечника и хулигана. Вопросы:

1)Каковы могут быть причины такого поведения школьника?

В данном случае, можно предположить, что мальчик обладает лабильным типом акцентуации, для которого характерно: немотивированная смена настроения, раздражительность, зависимость от состояния настроения, вспыльчивость, слабый самоконтроль, конфликтность. Это объясняется демонстративным поведением учащегося, его настроенностью на конфликтное взаимодействие с педагогами.

Возможно, учащийся подобным образом пытается привлечь к себе внимание окружающих его людей.

2)Какие меры должны быть предприняты психологом? Какие рекомендации может дать психолог учителям?

Рекомендациями для педагогов в работе с мальчиком, имеющим лабильным тип акцентуации, могут быть следующие: учителю необходимо занимать позицию друга во взаимодействии с учащимся; кроме того, мальчику необходимо оказывать эмоциональную поддержку и одобрять все его положительные поступки. Педагогу необходимо проявлять эмпатию к мальчику

3)Какие особенности психики подростков должен учитывать педагог в своей профессиональной деятельности?

Одной из особенностей подросткового периода является завершение формирования характера с заострением некоторых черт и последующим их сглаживанием. Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера, представляющие собой крайние варианты нормального характера.


Кроме того, характерным для подросткового периода является проживания ребенком психологического кризиса, новообразованием которого является возникновения чувства взрослости – особой формы подросткового самосознания, субъективного представления о себе как о человеке, скорее принадлежащем миру взрослых.

Ситуация 15.

Завуч школы, посещая уроки молодого учителя химии, сделала замечания о том, что не соблюдаются традиционные формы работы с учащимися на уроках: нет дисциплины, ученики слишком свободно себя ведут во время урока, сами выставляют себе оценки.

Учитель не совсем согласился с замечаниями. Вопросы:

1. Как поступить учителю, чтобы избежать конфликтного развития событий?

В данной ситуации, педагог использовал попустительский стиль общения с детьми. Как известно, данный стиль не приемлем в образовательном процессе, т.к. не имеет никакого качественного результата в повышении уровня знаний учащихся. Поэтому в данном случае, чтобы избежать конфликта с завучем и в дальнейшем с администрацией школы, педагогу необходимо принять все замечания завуча и постараться не использовать более данный стиль педагогического общения. Вести уроки необходимо как положено, как требуют того нормы и стандарты образования. Если у педагога возникает желание внести какие-то коррективы в свой урок, это приветствуется. Но инновации в педагогическом процессе не должны создавать помех для получения детьми новых знаний и нарушать дисциплину на уроке.

2. Какие рекомендации должен дать психолог начинающему учителю?

Прежде чем идти на урок, учителю необходимо хорошо подготовиться к проведению занятия: во-первых, учитель должен обладать высоким уровнем знаний по теме урока, во-вторых, педагог должен владеть навыками ведения беседы, дискуссии с учащимися, так как именно в форме дискуссии, беседы материал становится более доступным, понятным и хорошо запоминается учащимися.

3. Какой стиль педагогической деятельности избрал учитель?

В данном случае учитель избрал попустительский стиль педагогического общения, который оказывается наименее предпочтительным в учебном процессе, так как снимает ответственность за изучение учебного материала как с преподавателя, так и с учащихся. Итогом использования данного стиля педагогического общения будет нулевое знание изучаемого материала.


Ситуация 16.

Новый классный руководитель во время проведения своего урока пригласил трех школьников для беседы о причинах их неуспеваемости. Один из них на встречу не пришел, другие ученики не могли вразумительно объяснить причины своей неуспеваемости, и на доверительный контакт с классным руководителем не шли. Заявив, что он решил жестко контролировать их учебную деятельность, чтобы не допустить повторения подобной ситуации, новый классный руководитель отпустил детей. Вопросы:

1.Какие ошибки были допущены классным руководителем?

В данной ситуации педагог уже на начальном этапе взаимоотношений с детьми использует некоторые особенности авторитарного стиля взаимодействия. На наш взгляд, на первоначальных этапах работы с детьми такой стиль поведения не уместен, так как обычно данный стиль не вызывает доверительного отношения к педагогу. Кроме того, авторитетом педагог в глазах детей считаться не будет.

На наш взгляд, в данной ситуации необходимо было более спокойно поговорить с ребятами, почти как на равных. Суть разговора может быть таковой: «Если хотите достичь высокого социального статуса, необходимо начинать учиться и исправлять ошибки уже сейчас. А если не хотите чего-то добиться в своей жизни и стать личностью, можете продолжать учиться также, как сейчас». К этим словам можно добавить еще одну фразу: «Да, я могу получить от завуча, директора за то, что вы не появляется на уроках, прогуливаете. Ну и что? Это не изменит мою жизнь и никак не повлияет. А вот ваши прогулы и поведение способны повлиять на ваше будущее». В таком взаимодействии педагога с детьми уместна фраза «Запретный плод слаще». Почему? Потому что, используя в общении с детьми крики, жесткий и тотальный контроль, учитель не добьется хороших результатов. Обычно то, что запрещается детям, больше всего привлекает их и вызывает интерес. Поэтому в данной ситуации крики и жесткий контроль не уместны.

2.Укажите формы работы с неуспевающими школьниками, которые мог использовать классный руководитель?

Основными путями преодоления неуспеваемости школьников являются педагогическая профилактика, педагогическая диагностика, педагогическая терапия и воспитательное воздействие. Для предупреждения неуспеваемости основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом. Работа учителя должна быть направлена не только на устранение пробелов ученика по предмету, но и на повышение мотивационной сферы. Превращение отстающего ученика в «учите­ля», наставника, помогающего слабому ученику из младшего класса. Учителю нужно создавать условия для переживания школь­ником успеха и связанных с ним положительных эмоций. Нужно стараться вычленять те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслу­жить признание в школе.


3. Какие психолого–педагогические проблемы могут возникнуть при работе с такими детьми?

Дети, стойко не усваивающие школьную программу, имеют отрицательные особенности характера и нарушения поведения. Это нежелание учиться, отвращение неуспевающего ребенка учебной работе. Это постепенное возникновение конфликтных ситуаций между педагогами и детьми. Дети перестают посещать школу. Реагируют сопротивлением на все предложения преподавателей.
Ситуация 17.

Молодой педагог, который только что пришел на работу в школу, избрал авторитарный стиль педагогического общения со старшеклассниками, считая его наиболее эффективным на первоначальном этапе педагогической деятельности. Однако со временем заметил, что, несмотря на то, что школьники делают успехи по химии, они не любят его предмет, само общение носит исключительно деловой, но формальный характер, в отличие от общения старшеклассников с другими учителями. Вопросы:

1.Охарактеризуйте особенности стиля педагогического общения, который был использован в работе молодого учителя.

При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания.

Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что в социально-перцептивном отношении, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия.

2. На основе сравнительного анализа различных стилей педагогического общения оцените эффективность авторитарного стиля
, выбранного молодым педагогом. Эффективность авторитарного стиля педагогической деятельности заключается в том, что здесь урок всегда проходит на высоком уровне: отличная дисциплина, 100%ное выполнение всех задания. Организация урока отличается правильностью, соответствием всем стандартам учебного процесса. Успеваемость учащихся здесь значительно выше.

3. Какие факторы могли повлиять на выбор молодым учителем стиля педагогического общения?

Выбор данного стиля педагогического общения, возможно, является для молодого учителя способом закрыться от учащихся. Почему? Потому что учитель практически не обладает опытом взаимодействия с детьми, опытом преподавательской деятельности. Придя в класс, молодой учитель обладал высоким уровнем тревожности. Здесь уместно произнести известную фразу «Защищаясь, нападаем». На наш взгляд выбор авторитарного стиля был именно способом защиты молодого учителя от возможных недочетов в его профессиональной деятельности.

Ситуация 18

В благополучной полной семье с высоким уровнем дохода родителей мальчик вырос очень грубым, эгоистичным. В подростковом возрасте он стал красть деньги из дома, прогуливать уроки, попал в сомнительную компанию. Родители убеждены, что ребенок стал таким в результате негативного воздействия социальной среды – школы, друзей, ситуации в обществе. Вопросы:

1)Какие психолого-педагогические проблемы могут возникнуть у ребенка, который воспитывается в семье с высоким доходом?

Эгоизм, эго-центризм, авторитарный стиль общения с людьми, направленность на достижение лишь своих целей, жадность, превосходство над всеми.

2)Укажите характер воздействия социальных факторов на развитие личности ребенка в подростковый период.

Как известно для подростков характерно стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников. Подростковая группа является очень важной для ребенка данного возрастного периода.

Кроме того, я-концепция как новый уровень самосознания – центральное новообразование, оно характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми м своей уникальностью. У подростков возможность расширения широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы.

3)Определите возможные действия родителей по решению данной кризисной ситуации.