Файл: Девушка 14ти лет проявляет неуравновешенность и даже некоторую агрессивность в поведении дома и в школе выясняет отношения с родителями, грубит учительнице, поздно приходит домой.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 456
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Родителям необходимо создать атмосферу доверия с ребенком, изучить причины такого поведения, узнать об интересах и мотивах поведения ребенка. Совместно чаще проводить время, предоставить ребенку возможность заниматься дополнительно интересующими его делами (посещать интересные факультативы). Скорей всего, родители очень мало общались с ребенком, считая, что их материальное благополучие заменит их любовь.
Ситуация 19
После длительного перерыва в профессиональной деятельности учитель вновь вернулся в школу. Изменения, которые произошли в школе за эти годы, требовали от педагога повышения уровня профессионального мастерства. Вопросы:
1)Обоснуйте необходимость профессионального самосовершенствования учителя после длительного перерыва в профессиональной деятельности.
Знания, полученные педагогом в период его профессиональной деятельности, довольно быстро устаревают и требуют обновления по крайней мере один раз в пять лет за счет самообразования и повышения квалификации педагога.
2)Какие возможности для данного учителя предоставляет система повышения профессионального мастерства педагогов в РФ?
Система повышения профессионального мастерства педагогов в РФ предоставляет для педагога следующие возможности: это различные курсы повышения квалификации, мастер-классы, обучение в аспирантурах, участие в различных конференциях, посвященных проблемам образования. Кроме того, проводятся различные конкурсы, например, ежегодно проводимый конкурс «Учитель года»
3)Назовите источники профессионального самосовершенствования, которые могут активизировать процесс повышения уровня профессионального мастерства учителя.
Источниками профессионального самосовершенствования педагога являются справочно-библиографические издания (журналы, педагогическая литература, методические пособия, различные авторские программы, газеты); средства СМИ; Интернет.
Ситуация 20
Учитель, долгие годы работавший лишь в старших классах (10 – 11), стал работать и в среднем звене (6 – 7 классы). Пришлось существенно изменить сложившиеся в течение долгих лет подходы к организации обучения с учетом особенностей учения школьников в данный возрастной период. Вопросы:
1)Укажите особенности учебно–познавательной деятельности учащихся подросткового возраста (6 – 7 классы), которые необходимо учитывать данному педагогу.
Младший подростковый возраст характеризуется возрастание учебно-познавательной активности («пик любознательности» приходится на 11-12 лет) расширением познавательных интересов.
2)С какими трудностями, обусловленными возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей, может столкнуться учитель при организации обучения в среднем звене?
Данный возраст характеризуется наличием такой ведущей деятельностью, как интимно-личностное общение сверстников. Здесь наиболее важным для них является стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников. Подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований подростков. Подросток считает, что он и взрослый характеризуются амбивалентностью отношений. Подросток стремится к независимости и потребности в защите и поддержке. Психологическими новообразованиями являются: чувство взрослости, стремление к самоутверждению, возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей. Кроме того, данный период характеризуется «гормональной бурей», половым созреванием, развитием идентичности, склонность к развитию конфликтных ситуаций.
3)Охарактеризуйте особенности организации обучения в указанной возрастной группе, которые являются эффективным средством достижения образовательных, воспитательных и развивающих функций педагогического процесса.
В данном случае, педагогу необходимо особо большее внимание проявлять к детям, которые являются лидерами. Потому что за лидерами потянется остальная часть класса. Кроме того, в классе могут быть и отверженные ребята. Для них необходимо создавать соответствующие ситуации успеха с целью развития уверенности в себе и создания равноправных условий в классе. Если в старших классах деятельность ребят направлена чаще на самостоятельную работу, то здесь необходимо большое внимание уделять совместному обсуждению материала. Если в старших классах уроки чаще всего становятся похожими на лекции с обычной выдачей информации, то в данном классе уроки должны быть насыщенны интересными примерами, задачами, вопросами учителя, постоянно поддерживающими заинтересованность учащихся.
Ситуация 21
Школьная администрация заранее не предупредила педагога о посещении его урока. Учитель из–за пробок на дорогах опоздал на урок и не смог вовремя подготовить необходимое оборудование для проведения лабораторной работы, и был вынужден пользоваться лишь иллюстрациями к новой теме в учебнике, существенно изменив первоначальный замысел урока. Завуч после урока довольно грубо указала на недопустимость опозданий педагога и негативно оценила в целом весь процесс обучения. Предложение педагога посетить другие его уроки энтузиазма не вызвали. Завуч удалилась, объявив, что будет вынуждена поставить в известность директора о сложной ситуации с преподаванием химии в школе. Вопросы:
1)Расскажите о возможном варианте анализа урока представителями администрации школы.
В данной ситуации необходимо на первоначальном этапе анализа урока выяснить, по какой причине опоздал педагог. Кроме того, более адекватным было бы посещение еще одного урока преподавателя, для более комплексного анализа урока. Данный урок можно было бы проанализировать по таким критериям, как: поведение преподавателя, уровень взаимодействия его с учащимися, знание материала, его доступность для учащихся, эмоциональный фон в классе, выбор педагогического стиля общения с детьми, активность учащихся на уроке, заинтересованность детей.
2)Оцените деятельность завуча с точки зрения эффективности выполнения им своих должностных обязанностей.
Эффективным выполнение своих должностных обязанностей завучем назвать нельзя, так как оценка урока была субъективной и однозначной. Можно сказать, что завуч в данном случае выполняет свои обязанности «для галочки», в своих суждениях он слишком категоричен. Не принимает сторону преподавателя, не проявляет заинтересованности в деятельности педагога.
3)Оцените характер межличностного общения участников данной ситуации.
В данной ситуации есть несколько предположений: завуч школы в общении с учителями (это специалисты, находящиеся ниже по рангу) использует скорей всего авторитарный стиль (он категоричен в своих высказываниях, оценках, не принимает мнения учителя, делает резкие замечания. В его глазах учитель характеризуется низким уровнем ответственности и заслуживает самого жесткого обращения). Возможно, что между завучем и данным учителем сложились недостаточно хорошие деловые отношения, может быть, сейчас они находятся на этапе конфликтного взаимодействия.
Ситуация 22
В семье сложилась сложная ситуация: родители часто ругаются, выясняют отношения и очень мало внимания уделяют ребенку - подростку. Нередко они втягивают его в конфликты, пытаясь привлечь на свою сторону. То, что разрешает мать, запрещает отец. Родители не интересуются делами ребенка в школе, тем, что он делает в свободное время. Они часто срывают на нем свое раздражение, повышают голос. Вопросы:
1)Какой принцип семейного воспитания был нарушен в данном случае?
Принцип приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей; принцип гуманизма; принцип демократизма
2)Раскройте принципы семейного воспитания, которые должны были соблюдать родители для повышения эффективности воспитания ребенка?
Как известно, принципы воспитания – это наиболее общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. В условиях семьи они отражают специфику воспитательного взаимодействия родителей и детей и в отличие от общих воспитательных принципов рассматривают как педагогические позиции, которыми руководствуются родители при решении воспитательных задач.
Какие же требования предъявляются к принципам семейного воспитания? Охарактеризуем наиболее важные из них.
*Обязательность. Принципы семейного воспитания – это не простой совет родителям. Они требуют обязательного и полного воплощения в условиях семьи. Игнорирование их требований некоторыми родителями не просто снижают эффективность воспитательного взаимодействия с детьми, но и подрывают его основы. Отец или мать, нарушающий требования принципов, самоустраняются от участия в этом процессе, лишают детей радости от общения с родителями, а в отдельных случаях даже приводят к формированию их психической патологии и (или) психологической (поведенческой) девиации.
*Комплексность. Принципы несут в себе важное требование, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного взаимодействия в семье. Следовательно, они должны учитываться не в последовательной цепочке, а одновременно.
*Равнозначность. Принципы семейного воспитания как общие фундаментальные положения одинаковы по педагогической значимости. Среди них нет таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, реализацию которых можно отложить даже на ближайшее будущее. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные педагогические нарушения течения воспитательного процесса в условиях конкретной семьи.
Следует отметить, что в семейной педагогике до настоящего времени не сложилось взаимопризнаваемой системы принципов воспитания детей в семье. Сейчас здесь просматривается достаточное разнообразие подходов. Однако рациональность предполагает выделить в них наиболее актуальные для современного этапа развития отечественной педагогической мысли, реализующей, преимущественно, гуманистические позиции мировой педагогики.
Обобщение существующих подходов к систематизации принципов воспитания позволило выделить в них следующие основополагающие положения, детерминирующие организацию и осуществление педагогического взаимодействия родителей и детей в процессе семейного воспитания.
*Принцип креативности предусматривает создание в семье необходимых условий для свободного развития и реализации способностей детей. Родителям важно не только знать физиологически обусловленный уровень интеллектуальных, физических и других задатков своих детей, но и оказывать им содействие в их развитии, применении и совершенствовании. Это создает благоприятные предпосылки для диагностики и реализации личностного потенциала ребенка в приемлемой для него сфере общественно-значимой деятельности.
*Принцип гуманизма предполагает признание личности ребенка, как любого другого человека, в качестве абсолютной человеческой ценности. Это требует от родителей понимания и признания самоданности и уникальности своих детей, их неповторимости в человеческой жизни.
*Принцип демократизма основывается на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми. Естественно, что это не требует признания «руководящей роли» ребенка в семье – это само по себе абсурдно. Однако учет его мнения о тех или иных событиях, предложений по решению семейных задач и проблем должен стать правилом для семьи.
*Принцип гражданственности требует от родителей целенаправленной деятельности по реализации собственного «Я» ребенка в системе общественно-государственных отношений. В более раннем возрасте это может быть участие в работе общественных организаций, в последующем – реализация собственных прав и исполнение обязанностей перед государством, обществом и семьей.
*Принцип ретроспективности требует от родителей осуществления воспитательного взаимодействия с ребенком с позиций преемственности национальной воспитательной системы, учета национальных, региональных и муниципальных педагогических систем, устоев и традиций.
*Принцип приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей предполагает построение системы семейного воспитания с учетом общепризнанных нравственных норм и ценностей, а также подходов к построению межличностного взаимодействия. Здесь важно, чтобы критерии отбора семейных норм и ценностей не противоречили признаваемым человечеством.
3) Укажите причины возникновения неблагополучных семей.
В число основных причин многие социальные психологи и педагоги включают:
*педагогическая наследственность. Результаты специальных исследований показали, что если сами родители в детстве имели воспитательные проблемы внутреннего (личностного) и внешнего (социокультурного) характера, то они должны быть готовы к тому, что эти проблемы на подсознательном уровне могут проявиться и в их собственной воспитательной деятельности;