Файл: I. Общие проблемы философии науки Возникновение науки. Функции науки. Наука и обыденное сознание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 522

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Функции экономической науки

Экономика выполняет следующие функции:

теоретическую (изучает понятия и явления, характеризует их, дает изначально представление о существовании определенных экономических категорий); практическую или прагматическую (разрабатывает способы и методы рационального ведения хозяйственной деятельности, обосновывает необходимость существования экономической политики);

методологическую–означает изучение всех экономических процессов с использованием определенных групп методов и соблюдением логических последовательностей; критическую – показывает как преимущества, так и недостатки существующей системы взаимоотношений хозяйствующих субъектов;

прогностическую – дает сценарии будущего развития на основе прогнозирования перспективных состояний общества.

Методы научного познания экономики

Методы научного познания исследуются в рамках науки, именуемой методологией. Она выполняет ряд функций: получение нового знания, его описание и структурирование в виде понятий, теорий, гипотез, категорий и законов, использование полученных новых знаний в практической жизни (обучение, культура и искусство, воспитание, производственная деятельность и пр.).

Существует основные принципы применения методов научного познания учеными

Применение научного подхода приводит к получения новых знаний, а цель научного познания заключается в получении истинного знания;

Целью любого исследования является возможность прогнозирования характеристик изучаемого предмета;

Для возможности прогнозирования необходима проверка сформулированной гипотезы;

При формировании гипотезы используется как дедукция, так и субъективные наблюдения, но только при проверке гипотезы можно проверить их объективность.

Любой метод научного познания науки включает в себя следующие составляющие:

1.Формулирование проблемы;

2.Постановка гипотезы (главные ее характеристики – она должна быть опровергаемой и проверяемой);

3.Дедуктивная логика проверяемых выводов и прогнозов, полученных на основе сформулированной гипотезы;

4.Проверка гипотезы;

5.Оценка результатов проверки гипотезы (определение величины ошибки, принятие или неприятие предложенной гипотезы).


Существует две группы методов, используемых в экономической науке: общие и местные или локальные методы.

Общие методы выражаются в общих подходах к изучению экономической системы и определяют философскую и методологическую базу дальнейшего исследования. Локальные методы – это более конкретные инструменты изучения элементов экономической науки. Они подразделяются на универсальные и специфические методы. Универсальные могут быть использованы при применение любой из методологий, а специфические привязаны к одной

или нескольким заранее определенным методологиям.

Универсальные методы включают в себя: анализ (расщепление предмета познания на несколько составляющих и изучение их в отдельности); синтез (совмещение разделенных в процессе синтеза частей в одно целое); индукция (получение выводов путем движения в мыслительной деятельности от частного к общему); дедукция (процесс противоположный индукции – от общего к частному); аналогия (сопоставление свойств известного объекта с исследуемым); абстракция (выделение главного в объекте познания и его изучение).


3. Основные исторические этапы развития экономической теории

Основные этапы развития экономической теории

Становление экономической теории в качестве самостоятельного научного направления связано с появлением в XVIII веке школы физиократов. В отличие от меркантилизма, физиократы основой экономической теории считали не торговые, а производственные процессы.

В дальнейшем классическая школа политической экономии активно развивалась благодаря идеям А. Смита, Д. Рикардо и К. Маркса.

Основные этапы развития экономической теории удобно представить в форме анализаее основных школ:

1. Школа меркантилизма (16-17вв), сущность которой сводилась к установлению источников происхождения богатства. По мнению меркантилистов, богатство отождествлялось с деньгами, а чем выше денежные запасы государства, тем лучше развивается экономика. Наиболее известными представителями меркантилизма являются Т. Мен и А. де Монкретьен, которые ввели в науку понятие политической экономии. Это предопределило на несколько столетий вперед развитие экономической теории как политическая экономия. Прежде всего, это объяснялось все растущей ролью государства в системе первоначального накопления капитала и международной торговли.



2.Школа физиократов (18век) изучала взаимосвязь природных явлений и экономикой

общества. По их мнению, основной источник богатства – это труд в сфере земледелия. Среди основных представителей школы можно назвать Ф. Кенэ и А.Р. Тюрго.

3.Школа политической экономии (вторая половина 18 века – начало 19 века),

основоположником которой считается Адам Смит. Основные идеи учений Адама Смита связаны с идеей либерализма, снижения государственного вмешательства в экономику, рыночным саморегулированием на основе свободного рынка. А. Смиту удалось заложить

основу теории трудовой стоимости, показать значимость разделения труда для роста его производительности. Учения Давида Рикардо стали продолжением теории А.Смита: было выдвинуто утверждение о зависимости стоимости и цены товара от того количества труда, которое было затрачено на его производство. Согласно Рикардо, прибыль является результатом неоплаченного труда рабочих. Классическая школа является первой научной школой, предложившей для экономического исследования систему связанных между собой категорий и законов. Источником богатства является не внешняя торговля (как считали меркантилисты), не природные условия (как считали физиократы), а производственная деятельность и многообразные формы труда. В основе выдвинутой трудовой теории ценности лежат затраты овеществленного и живого труда, человек, действуя для собственного интереса, способствует преумножению общественного богатства. Задачей государства стало создание правовых основ для эффективной экономической деятельности.

4. Марксизм. Достижения классической школы политической экономии были развиты

Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в рамках теоретической концепции марксизма. Марксизм или научный социализм (коммунизм) сформировал следующие принципы построения экономики: наличие общественной собственности на средства производства, запрет на эксплуатацию человеческого труда, установление равной платы за равный труд, а также обеспечение всеобщей и полной занятости. В конце XIX века появился марженализм, который стал реакцией на экономические учения К.Маркса, его критическим осмыслением. Марженализм стал основой современной неоклассической экономической теории. Представители марженализма (школа предельного анализа) К. Менгер, Ф. Визер, Л. Вальрас, Э. Б. Баверк, У. Джевонс считали, что на стоимость любого товара влияет его предельная полезность для потребителя.


5. Школа неоклассической экономики стала синтезом идей Д. Рикардо и основных

положений марженализма. Представителями неоклассизма являются А. Маршал и А. Пигун. Неоклассики рассматривали экономическое хозяйство в качестве совокупности агентов микроэкономики, которые стремятся извлекать максимальную полезность при существующих минимальных издержках. Государство должно использовать как налоговые, так и денежно-кредитные методы экономического регулирования.

6. Школа кейнсианства (20-начало 21века) основана на учениях Джона Кейнса, который

теоретически обосновал важнейшие принципы государственного регулирования рынка и экономики посредством управления спросом, изменения структуре денежной массы в обращение. Такое регулирование позволяет управлять инфляцией, занятостью, неравномерным спросом и предложением товаров, подавляя финансовые кризисы.

7. Институциональное направление (20-начало 21века) предполагает отход от

преобладания технических факторов, обращая все большее внимание на человека и социальные проблемы. Главной идеей современного институционализма становится утверждении о роли человека как ключевого ресурса экономики постиндустриального общества. Постиндустриальная система экономики должна быть переориентирована на всесторонне личностное развитие. Среди основных представителей школы можно назвать Т.Веблена, Дж.Коммонса, У.Митчелла, Дж.Гэлбрейта.

8. Неоконсервативное направление экономической теории (монетаризм) развивается в

конце ХХ века, его главным принципом становится утверждение о способности экономики к саморегулированию, а основной задачей государства в современных условиях становится регулирование денежного потока. Основателем неоконсервативной школы принято считать Милтона Фридмана.

4. Теория прибавочной стоимости К. Маркса. Капитал и капитализм

Теория прибавочной стоимости Карла Маркса - пример решения одной из проблем рикардианской теории. При объяснении "естественной" цены труда важнейшие для классической политэкономии принципы: трудовой стоимости, с одной стороны, и эквивалентности обмена, - с другой, оказывающихся во взаимном противоречии. Если богатство создаётся трудом, а труд обменивается по эквивалентной цене, то откуда взяться доходу капиталиста? Маркс решает проблему, вводя новое понятие - "товар рабочая сила". В отличие от классиков, которые полагали, что
товаром выступает сам труд, Маркс утверждает, что рабочий продаёт не труд, а рабочую силу, то есть свою способность к труду. Как и всякий товар, рабочая сила, по мнению Маркса, имеет потребительную стоимость и стоимость. Стоимость этого товара соответствует стоимости жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, а вот его потребительная стоимость для покупателя - капиталиста определяется способностью рабочей силы производить большую стоимость, чем составляет стоимость самой рабочей силы. Эта разница и образует, по Марксу, прибавочную стоимость - источник дохода капиталиста. Исследование процесса производства прибавочной стоимости К. Маркс начинает с анализа всеобщей формулы капитала (Д--Т--Д; где Д' больше Д или Д' = Д + д), которая выражает покупку товара (Д--Т) для его продажи (Т--Д') с целью увеличения капитала. Прирост или избыток стоимости (д) над первоначально авансированной суммой денег (Д), пущенных в оборот, Маркс называет прибавочной стоимостью. Возрастание первоначальной суммы денег за счёт присоединения прибавочной стоимости делает их капиталом. Анализ всеобщей формулы капитала показывает, что прибавочная стоимость не может возникнуть из товарного обращения, совершающегося на основе закона стоимости; с другой стороны, если бы владелец денег не пускал их в обращение, то никакого прироста не могло бы быть. Следовательно, прибавочная стоимость не может возникнуть и вне обращения. Маркс показал, что капиталист, покупая и продавая товары по их стоимости, всё-таки извлекает из этого процесса большую стоимость, чем та, которую вложил в него. По словам Маркса, у капитала есть две части: постоянный капитал и переменный капитал. К постоянному капиталу он относил затраты, которые капиталист платит за средства производства (оборудование, сырье и т. д.). Их стоимость может переноситься на продукцию как сразу, так и частично. К переменному же капиталу относятся затраты на рабочую силу (зарплата рабочих). Именно стоимость переменного капитала создает прибавочную стоимость.

5.Теория и практика социалистической экономики

Особенности социализма

С точки зрения экономической теории общество, призванное осуществлять и реализовывать идеалы социальной справедливости, называется социалистическим.