Файл: I. Общие проблемы философии науки Возникновение науки. Функции науки. Наука и обыденное сознание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 518

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Термин "Ризома" введен в философию в 1976 Делезом и Гваттари в совместной работе "Rhizome" — в контексте разработки базисных основоположений номадологического проекта постмодернизма, фундированного радикальным отказом от презумпции константной гештальтной организации бытия.

Понятие "Ризома" выражает фундаментальную для постмодерна установку на презумпцию разрушения традиционных представлений о структуре как семантически центрированнойи стабильно определенной, являясь средством обозначения радикальной альтернативы замкнутым и статичным линейным структурам, предполагающим жесткую осевую ориентацию. Такие структуры семантически сопрягаются Делезом и Гваттари с фундаментальной для классической европейской культуры метафорой "корня", дифференцируясь на собственно "коренные" или "стержневые" ("система-корень"), с одной стороны, и "мочковатые" или "пучкообразные" ("система-корешок") — с другой. Организационные принципы этих систем мыслятся в номадологии как отличные друг от друга (прежде всего, по критерию механизмов своего эволюционного разворачивания), однако типологической общностью этих структур является характерная для них сопряженность с семантической фигурой глубины, метафорически презентирующей в контексте западного менталитета метафизическую презумпцию линейного разворачивания процессуальности (углубления) и смысла (углубление в проблему).

ПЛАТО - семантически значимый фрагмент ризомы (см. Ризома), могущий быть зафиксированным в перманентной процессуальности ее самоорганизации лишь в процедуре моментного анализа. Если ризома и "состоит из плато", то лишь по аналогии с колонией "маленьких муравьев, покидающих одно плато, чтобы занять другое…" (Делез и Гваттари). В контексте этой метафоры П. может быть определено как движущаяся "колонна маленьких муравьев", каждый момент бытия которой имеет место перемещения ее в семантическом пространстве ризомы, смещение каждого из ее элементов в другие П., скрещение путей смыслового движения данного П. с другими (с образованием новых квази-П.) И т.п. Именно благодаря этой перманентной подвижности, изменению конфигурации П., ризома, в отличие от константной структуры, всегда может быть "разорвана, изломана в каком-нибудь месте, перестроиться на другую линию"

Складка – это понятие классической и современной философии (Лейбниц, Хайдеггер, Мерло-Понти, Делёз, Деррида, Фуко), обретающее категориальный статус в границах философии постмодернизма. Выступило значимым терминологическим средством фрагментарного конструктивного преодоления и дальнейшей парадигмальной разработки философии другого, а также различающего подхода.


Системную и систематическую разработку понятия складки как многозначной словоформы осуществил Делёз. Складка, по Делёзу, есть различие, сгиб, который различает, и вместе с тем, который сам может быть различен. Согласно Делёзу, идеальный сгиб является сгибом, который различает и различается. Когда Хайдеггер ссылается на складку как на различающее различие, следовало бы, прежде всего, сказать, что различие не проявляется в соотношении с предшествующей ему неразличённостью, но в соотношении с различием, которое не прекращает отгибать и вновь сгибать каждую из двух сторон и которое, отгибая одно, повторно сгибает другое, в одной событийности и открытия бытия, присутствия и отсутствия сущего. Двойственность сгиба воспроизводится необходимо по двум сторонам, которые он различает, но которые соотносит между собой в их различии. Раскол, которым каждый отдельный термин ударяет по-другому, напряжение, который каждый отдельный термин проталкивает в другого. Эта идеализация материальной структуры складки: сгибание становится бесконечной операцией, один сгиб переходит в другой, и так далее. Сгиб в сгибе, внешнее есть внутреннее, отогнутое это сгиб вогнутого. Вне идеализированных операций сгибания, из-за которых могут строиться и большие, и малые миры, не существует ничего. Но у Хайдеггера вздымание (сгиб-разрыв) не идентично сгибанию как бесконечной операции. Оно не торит дорогу всё новым сгибам и разрывам, а открывает произведение, стоящее на земле: храм, дом, картина, книга. Согласно видению Хайдеггера, онтология не отделима от складки, ибо бытие есть складка, которую оно образует с сущим. Раскрытие бытия и есть сама складка.

Внутренне непротиворечивую концептуальную идейную традицию толкования складки (Хайдеггер - Мерло-Понти - Делёз) правомерно представлять следующим образом: воспринимая нечто, мы уже обладаем знанием по поводу того, что же именно мы воспринимаем.

Философская идея о деконструкции была разработана французским философом Жаком Деррида. Он представил свою концепцию в работе «О грамматологии» 1967 года, при этом сам термин восходит к деструкции Мартина Хайдеггера. Этим термином немецкий философ обозначал процесс, направленный против окаменения, окостенения. Так, Хайдеггер выступал за разрушение не только традиции, олицетворяющей объективированное, научно-теоретическое понимание мира, но и всей философской традиции. Жак Деррида подразумевал под деконструкцией разбор на составные части с целью понять, как устроено целое и как оно работает. Это процесс разрушения стереотипов или включения понятий в новые контексты. Деконструкция не является анализом, синтезом или методом. Это процесс разложения на части, расслоение, рассмотрение.



Философ говорил в своей работе о тексте, в котором есть противоречия между логикой и риторикой. То есть между смыслом, заложенным в текст, и тем, что его вынуждает означать язык-посредник.

Общая картина, созданная автором изначально, как правило, тривиальна и навязана. Поэтому сам по себе текст не имеет содержания как такового. В своих последних работах Деррида дошел до крайности: он заявил, что ни у какого текста не может быть постоянного смысла. Это утверждение вызывало немало споров и обвинений в адрес мыслителя, ведь таким образом он подвергал сомнению значимость и смысл философии как науки.

Деконструктивистский подход предполагает смещение фокуса с явного содержания текста на язык-посредник. Это позволяет отмечать маловероятные детали, связи, которые раскрывают текст с другой стороны. В условиях постмодерна и тем более постпостмодерна теория имеет большее значение, так как язык рассматривается не как инструмент, а как самостоятельный объект.

19. Информационное общество и информационные технологии.

Информационное общество – высший и наиболее развитый этап современного общества

Информационное общество – это инстинкт самосохранения человечества как биологического вида, модифицированный сейчас в конкретную социально-организационную форму бытия людей характерные черты информационного общества:

- решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

- обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

- главной формой развития станет информационная экономика;

- в основу общества будут заложены: автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

- информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

- формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

- реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

- увеличение влияния на общество средств массовой информации;

- информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

- существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

- многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между “информационной элитой” (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.


информационному обществу присущи: единое информационное пространство; ведущая роль информационных ресурсов; возрастание роли инфраструктуры (телекоммуникационной, транспортной, организационной) в системе общего производства; фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах; высокий уровень образования, обусловленный расширением возможностей систем информационного обмена на международном и национальном уровнях, и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик труда; высокая значимость проблем обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства; наличие эффективной системы обеспечения прав граждан на свободное получение, распространение и использование информации.

Под компьютерными информационными технологиями можно понимать компьютерное оборудование и программное обеспечение, предназначенное для получения, хранения и передачи информации.

В состав КИТ входит программное обеспечение.

По функциональному принципу выделяют системное и прикладное ПО.

Под системным понимается ПО, включающее в себя операционные системы, которые управляют физическими и логическими ресурсами и процессами вычислительных систем; сетевое ПО для управления общими ресурсами в распределенных вычислительных системах; сервисные программы, расширяющие возможности операционных систем и предоставляющие набор дополнительных услуг.

Прикладным называется ПО, предназначенное для решения определенной целевой задачи из проблемной области. Спектр проблемных областей

- Типовое ПО позволяет решать широкий круг задач.

- Специализированное ПО предназначено для решения узких специальных задач.

1. По типу используемой информации

- Текстовая информация (текст)

- Числовые, символьные данные

- Графика

-Знание

- Объемы реального мира (они говорят и выглядят)

2.По типу программного обеспечения.

- системные программы,

- инструментальные средства, используемые для создания отдельных информационных технологий;

- прикладные программы,

3. По способу функционирования

Функциональные:

Обеспечивающие:

4.По типу пользовательского интерфейса.

Пользовательский интерфейс

Объектно-ориентированная

5.По методу их взаимодействия между собой.


- Дискретные технологии

- Сетевые информационные технологии

- базовые

-прикладные.

20. Языки науки: историчность, универсализм, проблема «культурного контекста».

Основной проблемой философии как методологии научного познания является проблема языка науки: что такое язык науки?, какую роль он играет в приращении нового знания?, можно ли рассматривать язык в виде метода познания?

Язык – это форма выражения нашего знания (слова, предложения, высказывания). Существуют различные формы языков – обыденная, научная, религиозная и т.д. Научный язык отражает мир в строгих понятиях; это рационализированный язык. Язык науки делится на два типа. 1) Эмпирический язык фиксирует и описывает опытные данные. Категории эмпирического языка – «факт», «явление», «признак», «наблюдение», «эксперимент» и т.д. Это очень важный этап научного познания, связанный с получением фактов, с помощью которых формируется представление о явлениях и процессах окружающего мира. Новые факты могут стать основой новой гипотезы, подтвердить или оправдать старое знание. 2) Теоретический язык обобщает опытный материал, отражает фундаментальные законы, т.е. универсальные, устойчивые причинно-следственные связи между явлениями природы, общества и мышления. С помощью данных законов ученые пытаются объяснить, т.е. привести в определенную систему разрозненные факты. Теоретический уровень связан с изучением существенных признаков тех или иных явлений (например, сущность или природа такого явления, как сознание человека). Категории теоретического языка – «сущность», «закон», «гипотеза», «теория», «концепция», «модель» и др.
Долгое время, вплоть до начала ХХ в. ученые считали, что эмпирическое знание не зависит от теоретического, а теоретическое полностью строится на эмпирическом. Например, Дж. Локк писал, «что в разуме нет ничего, чего не было бы в чувствах». Развитие методологии науки в начале ХХ в. привело к неожиданным выводам: а) эмпирический язык зависит от теоретического; б) теоретический язык не может быть полностью сведен и выведен из эмпирического. Теории не являются непосредственным обобщением опытных данных, а предшествуют им.

На этой основе возникло особое направление в методологии науки – конвенционализм (конвенция – соглашение). Его основателем считают известного физика Пуанкаре. Другие представители: Карнап, Айдукевич. Те или иные элементы конвенционалистской концепции содержат большинство современных методологических теорий (Кун, Поппер, Лакатос).