Файл: I. Общие проблемы философии науки Возникновение науки. Функции науки. Наука и обыденное сознание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 514
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21. Философия и другие формы знания. Философия в контексте современной культуры.
Философия – одна из древнейших и важнейших областей человеческого знания. Она возникла в VII – VI вв. до н. э. в трех мировых культурах – древнегреческой, древнеиндийской и древнекитайской. Появлению философии наряду с формированием в них личностного начала способствовали следующие духовные предпосылки или источники. Первым духовным источником философии являются золотые россыпи народной мудрости. Это знание задолго до изобретения письменности было словесно организовано в форме пословиц, поговорок, легенд, былин, афоризмов и т.д. Умнейшие мужи древности резюмировали народную мудрость и некоторые из них, как Фалес, становились философами.
Мифология была другим духовным источником философии. В процессе рационализации мифологии происходила трансформация ее образов в мифологии философии, т.е. неразвитых философских положений, формировалось логико-теоретическое мышление. Возникновение философии означало постепенный переход от мифов к самостоятельному, независимому от внешнего авторитета размышлению человека о мире, о человеческой судьбе.
Третьим духовным источником философии оказалось возникающее научное знание. Оно способствовало развитию объективного и точного наблюдения явлений природы. Его влияние, в частности, сказалось на использовании в философии такого логического приема из области математики как доказательство выдвигаемых положений.
Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». Есть еще одно значение этого термина, которое мало отражено в учебной литературе: в переводе с древнеиндийского языка этот термин означает «видение истины».
Уже в древности философия была не просто пустым мудрствованием, как считают некоторые авторы, ссылаясь на древнегреческий перевод данного термина, а знаменовало собой всякое разумное познание. Процесс формирования философии с момента ее возникновения происходил в русле развивающегося научного знания и в неразрывной связи с ним. Успех человеческой деятельности всегда зависел от того, насколько люди понимали реальные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Этим и порождена потребность накапливать знания об отдельных явлениях неживой и живой природы, об отношении человека к этим явлениям. Эти знания сначала были нерасчлененными, сюда входили элементы специальных знаний и общие воззрения на мир и самого человека. Всю эту совокупность знаний о природе и человеке стали называть философией, а всех, кто размышлял над этими вопросами, называли философами. Философ – это мудрец, если точнее – друг мудрости. Мудрость всегда увязывалась людьми со знаниями. И не просто с много знанием. Как сказал один из первых греческих философов Гераклит Эфесский (540 – 480 до н. э.): «Многознание уму не научает». Мудрое знание – это особое знание: не внешних явлений, но внутренней сущности вещей. Возникновение философии знаменовало собой теоретическое отношение человека к миру, которое явилось порождением его практического отношения. Поэтому немецкий мыслитель Гегель писал, что философия есть современная эпоха, постигнутая в мышлении.
Философское понимание мира отличается обобщенным и целостным характером. Содержательным его ядром будет построение целостной картины мира и определение места человека в нем. Для обозначения этого ядра употребляется термин «мировоззрение».
Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, программу его поведения, действия.
Мировоззрение имеет свою структуру. Одним из компонентов структуры является знание о мире и знание о себе. Оно может быть обыденным, научным, эмпирическим (опытным), теоретическим, техническим и т. д. Может быть полным или приблизительным. Таким образом, знание есть величина переменная.
Другим компонентом структуры мировоззрения являются ценности как эталон, на который можно ориентироваться в определении своего места в этом мире и своего назначения. Ценности выступают характеристикой полноценного бытия мира и человека. Это также переменная величина, ибо по реестру мировоззренческих ценностей проходят ценности в диапазоне от общечеловеческих до групповых и личных. Они могут быть подлинными и мнимыми.
Третий компонент структуры мировоззрения представлен идеал. Идеал выступает как образец, прообраз совершенного отношения человека к миру, как высшая цель устремления человека в выборе своего жизненного пути. Но таковым идеал может состояться, если он основан на истинном знании о мире и о себе, если он сложился на основе подлинных ценностей. Ложные знания и ценности ведут не к идеалу, а к идолу.
Производной от отмеченных компонентов является психологическая установка конкретного человека на конкретное отношение к миру с целью удовлетворения биологических и социальных потребностей, с целью самовыражения. Психологическая установка является существенной составляющей структуры мировоззрения, ибо в ней реализуется сознание индивида, как соотношение знания о мире и знания о себе, о своих возможностях, способностях, желаниях, потребностях и т. д.
Чтобы психологическая установка обеспечила оптимальное отношение к миру, необходимо знать ответы на вопросы:
1.Что составляет ОСНОВУ БЫТИЯ мира?
2.Способен ли человек ПОЗНАТЬ МИР и самого СЕБЯ?
3.Что такое ЧЕЛОВЕК? Что он может ЗНАТЬ, что ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ, на что смеет НАДЕЯТЬСЯ?
4.Способен ли человек активно ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА МИР?
5.Имеет ли человеческая жизнь СМЫСЛ?
Ответы на эти вопросы пытались дать последовательно мифология, религия, философия. Поэтому они и являются историческими типами мировоззрения.
Мировоззрение, являясь феноменом духовной жизни общества, возникает в процессе антропосоциогенеза как родовое самосознание. Самыми ранними были «тотемические мифы», цементировавшие мифологические представления первобытного родового общества. Суть первобытного мифа состояла в повествовании о происхождении мира и его устройстве. Мифическими героями были зачастую тотемные предки, т.е. прародители и создатели определенной породы животных и человеческой группы. Наряду с функцией объединения и сплочения родов и племен, первобытных социумов, важной функцией мифологии было практически-духовное освоение мира. Миф выступал как бессознательно-художественная переработка природы, в нем преодолевались, подчинялись и формировались силы природы, но только в воображении человека.
Мифологическое мировоззрение основано на художественно-эмоциональном переживании мира или на общественных иллюзиях. Для мифа характерно отражение действительности в фантастической форме, наделение вещей и явлений сверхъестественными свойствами, отождествление образа и вещи, субъективного и объективного, единство духовного и материального, утилитарная направленность. Мифология оказалась первой всеобщей формой общественного сознания, стремящейся выйти за пределы непосредственного опыта и осознать место человека в мире.
На идейной почве мифологии формируется религия, которая первоначально выступает как религиозная мифология. В ходе эволюции религии формируются ее специфические черты: 1) вера в сверхъестественное, противостоящее природному; 2) вера во всемогущество бога-творца, от воли которого зависит судьба людей и всего существующего; 3) вера в спасение от невзгод земной жизни в «потустороннем мире» и представление о личном бессмертии. Религия в своеобразной форме отвечает на те вопросы человека, на которые он по своей природе не может ответить в реальной жизни.
Мифология и религия являлись важнейшими источниками зарождения и развития философии. Возникновение рефлексии над мифами вело к их сравнению друг с другом, к осознанию различия образа и идеи и, в конечном счете, к разложению мифа. Переход от мифа к логосу - это переход от чувственного образа к понятию. Взяв из космологической мифологии многие сюжеты, ранняя философия переводила поэтические образы мифа на свой понятийный язык, поставив во главу угла рациональное осмысление действительности. В последующие эпохи источником общих философских идей нередко являлась религия.
Философия является специфическим видом мировоззрения, представляющим собой многомерное духовное образование. Эта многомерность выражается прежде всего в наличии таких уровней отражения мира в сознании общественного человека как миросозерцание и теоретическое мировоззрние. Миросозерцание представлено следующими формами: мироощущение, миропредставление и мировосприятие. В теоретически оформленное философское мировоззрение входят мирознание, миропонимание, мирооценка.
Мировоззрение формируется стихийно и сознательно. В первом случае оно складывается методом проб и ошибок, во втором случае – теоретическим путем, опираясь на накопленный человеческий опыт. Мировоззрение – эмоциональное отношение человека к окружающему миру и самому себе. Огромную роль в мировоззрении играют такие чувства как любовь, надежда, вера, однако мировоззрение может быть окрашено нигилизмом, отчаянием, ненавистью. Теоретическое мировоззрение – понятийное отражение мира. Оно включает в себя, во-первых, повседневное знание, жизненный опыт, здравый смысл, предрассудки, во-вторых, теоретические знания (научные, художественные и т. д.). Ядром теоретического мировоззрения являются философские знания.
Понятийное отражение мира, связанное с абстрактным мышлением и теоретическим познанием, представляет собой второй уровень, который можно назвать рациональным мировоззрением. Именно на уровне понятийного постижения мира выявляется коренное отличие философии от других видов мировоззрения, а сама философия предстает как теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Оно призвано вскрыть рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира, и человека, а также взаимоотношения между ними.
Раздел III. История экономики и формирование философии экономики
1.История экономики как наука: предмет и метод. Экономика в структуре научного знания и социокультурного проектирования.
Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος «дом, хозяйство; хозяйствование» + νόμος «ном, территория под управлением
•Экономика как наука также зародилась в Древней Греции. Ее творцами считают древнегреческих философов Ксенофонта (430–354 гг. до н.э). и Аристотеля (384–322 гг. до н.э).
Однако лишь к XVIII в. стараниями прежде всего великого шотландца Адама Смита (Исследование о природе и причинах богатства народов одна из книг)(1723–1790) экономическая теория обрела предмет своего исследования – изучение наиболее общих закономерностей процессов производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
• В научном сообществе сложилось убеждение, что экономическая теория (политическая экономия) не должна отвлекаться на исторические, национальные особенности экономического развития различных стран.
Предмет изучения данной науки включает две составляющие:
1) хозяйственную жизнь человечества в ее исторической эволюции (от первобытного состояния до современности);
2) процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений в условиях изменения в экономике, науке, технике и социальной сфере общества.
В 1880–1890-е гг. экономическая история стала учебной дисциплиной в ведущих университетах мира.
В России впервые этот курс был прочитан в 1885/86 учебном году В.Ф. Левитским (1854–1915) в Ярославском (Демидовском) юридическом лицее, а чуть позднее – М.М. Ковалевским (1851–1916) в Санкт-Петербургском университете.
2.Специфика экономического знания.
Специфика научности в экономике
При анализе современной науки можно выделить по крайней мере четыре совершенно различных класса наук, по ряду параметров, существенно отличающихся друг от друга: 1) логико-математические; 2) естественно-научные; 3) инженерно-технические и технологические; 4) социально-гуманитарные. Трудно назвать то общее, что всех их объединяет (тем более, что в каждом классе есть весьма различные дисциплины и теории, в том числе альтернативные, эмпирический и теоретический уровни знания и т. п.). В самом деле, что общего между «математикой» и «историей», или даже между «математикой» и «физикой»? Гораздо легче сформулировать отличия и даже противоположность между математическими, физическими и гуманитарными «науками» и по предметам, и по способам конструирования знания, и по способам обоснования знания, критериям его приемлемости («истинности»), и даже по способам организации научных сообществ и их ценностным ориентациям. Доказательством существенной несхожести этих видов «наук» является, в частности, частое непонимание друг другом представителей различных наук. Ярким его примером является серьезно обсуждаемый Е. Вигнером вопрос о непостижимой эффективности чистой математики в применении ее к описанию физической реальности. Об этом же свидетельствует «шоковая реакция» историков на массированное применение математических моделей и методов к истории, осуществляемое академиком-математиком А. Фоменко и его школой.