Файл: Закон от 27. 07. 2004 n 79фз (ред от 24. 03. 2021) "О государственной гражданской службе Российской Федерации".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос 13. Реализация административно-правовых норм.
Реализация АПН — практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих общественных отношений.
Реализация АПН — это такие правомерные действия субъектов, которые согласуются с требованиями, установленными нормами административного права, и выражаются в приобретении, использовании прав, соблюдении или выполнении правовых обязанностей.
Реализация норм административного права, так же как и норм других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь выраженной в нормах государственной воли субъектами административного права.
Формами (способами) реализации АПН являются:
1) соблюдение;
2) исполнение;
3) использование;
4) применение.
Реализация АПН в форме соблюдения характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдением может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.
Реализация АПН в форме исполнения заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным поведением субъекта. В определенных случаях пассивное поведение может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность, неправомерное поведение.
Использование как форма реализации АПН состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.
Подобно исполнению использование осуществляется активным способом, но в отличие от исполнения при использовании реализуются субъективные права. Осуществление, например, органом управления прав, предусмотренных положением о нем, немыслимо иначе как посредством совершения юридически значимых действий. Невозможно также реализовать право гражданина на перемену фамилии, не обращаясь с заявлением об этом в соответствующий орган.
Кроме того, в отличие от первых двух форм реализации норм при использовании, субъект сам решает, воспользоваться или воздержаться от использования предоставленного административно-правовой нормой субъективного права. Посредством формы использования реализуются управомочивающие административно-правовые нормы, нормы-дозволения.
В отличие от других форм реализации права применение всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами в установленном законодательством процессуальном порядке.
Сущность применения административно-правовых норм состоит в действиях компетентных органов государства, общественных организаций (объединений), должностных лиц по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую административно-правовую норму и принятии государственно-властного решения, т.е. в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов.
По своему социальному содержанию применение АПН представляет собой одну из правовых форм исполнительной, управленческой деятельности. Поскольку применение норм административного права носит государственный характер, то субъектами применения могут быть только правомочные органы и должностные лица, наделенные правоприменительной компетенцией. Основными требованиями правильного применения норм административного права являются: законность, обоснованность, целесообразность, научная организация правоприменительной деятельности.
Административно-правовые нормы закона или подзаконного акта различаются по своей юридической силе. Высшей юридической силой обладают нормы, установленные правовым актом, принятым иа референдуме. Значимость таких актов, представляющих собой высшее выражение народовластия, превосходит юридическую силу конституционного законодательства (ч. 3 ст. 3 Конституции). Основной критерий дифференциации актов проявляется в различной юридической сфере административно-правовых норм, закрепленных в актах, принятых на референдуме; Конституции Российской Федерации, Федеративном договоре, изменяющих их актах; федеральных конституционных законах; федеральных законах; указах и распоряжениях Президента РФ; постановлениях и распоряжениях Правительства РФ и, наконец, в актах, принятых в единой системе федеральной исполнительной власти (акты федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им территориальных органов в субъектах РФ, а также акты, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ).
Будучи формой выражения юридического предписания, административно-правовые нормы различаются по видам правоустанавливающих актов. В соответствии с Конституцией РФ нормы, устанавливающие административную ответственность, отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Следовательно, такие нормы могут быть определены только федеральным законом и изданными на его основе законами субъектов РФ.
Вопрос 14. Правовое регулирование государственной службы.
Отношения государственной службы подвергаются регулированию со стороны каждого из существующих источников права: закона, подзаконных актов госорганов, локальных актов.
ФЗ России № 79-ФЗ (от 27 .07.2004 года) в статье «Законодательство РФ о государственной гражданской службе РФ» определил перечень всех источников правового регулирования государственной службы в Российской Федерации.
Источники регулирования отношений гражданского характера в РФ
Регулирование отношений, напрямую связанных со службой гражданского характера, производится с помощью:
1. Конституции Российской Федерации.
2. ФЗ «О системе государственной службы РФ».
3. Данным ФЗ.
4. Прочими федеральными законами, в частности, ФЗ, занимающимися регулированием особенностей прохождения госслужбы.
5. Непосредственными указами Президента России.
6. Постановлениями от Правительства России.
7. Нормативными правовыми актами органов исполнительной власти (федеральных).
8. Конституциями (либо уставами), а также законами и прочими правовыми актами (нормативными) субъектов Российской Федерации.
9. Нормативными правовыми актами госорганов.
Законодательство касательно госслужбы сформировано еще не до конца, и из-за этого оно регламентируется, в первую очередь, когда это касается прочих ветвей власти, чем власть исполнительная, в большей мере именно локальными правовыми актами. Е.В. Охотский провел анализ локальных актов палат Федерального Собрания, а также документов об аппаратах палат данного Собрания, положений касательно их структурных подразделений, изданных председателями палат данного Собрания, а также руководителями их аппаратов. Правовая природа данных локальных актов совершенно не изучена, и даже рецензенты книги Е.В. Охотского не способны в некоторых случаях узнать, какова именно природа актов об аппаратах объединений депутатов. Они считают, что, если разобраться, они даже не считаются локальными правовыми актами, так как согласовываются с руководством объединения депутатов, а утверждаются при этом руководителем аппарата Государственной Думы.
Вывод
Получается, что законодательство в значительной мере расширяет, притом без должного на то обоснования, круг субъектов правотворчества, актами которых госслужба и регулируется. В этом случае теряется весь смысл их единого государственного происхождения.
Самым первым законом касательно государственной службы в России стал ФЗ № 119-ФЗ «Об основах госслужбы РФ» (от 31.07.1995 года), на данный момент не имеющий силы, но, при этом, учитываемый как самый первый закон, заложивший базовые принципиальные черты госслужбы на территории постсоветской России. Четвертая статья данного Закона определяла то, что российское законодательство
о госслужбе состоит из актуальной Конституции РФ, данного ФЗ, федеральных законов и прочих нормативных правовых актов РФ и, помимо этого, из уставов, конституций, законов и прочих нормативных правовых актов субъектов РФ. Одиннадцатая статья ТК РФ, который был принят ФЗ № 197-ФЗ (30.12.2001 года), говорит о том, что данный Кодекс, законы и прочие нормативные правовые акты, которые содержат нормы трудового права, действуют на абсолютно всех работников, которые заключили официальный трудовой договор со своим работодателем.
Замечание 1
Специфика правового регулирования труда некоторых категорий работников (таких, как руководители различных организаций, индивиды, работающие по совместительству, женщины, индивиды с семейными обязанностями, молодежь, госслужащие и проч.) устанавливается данным Кодексом, а также прочими ФЗ.
Вместе с административной реформой Путина-Фрадкова 2002-2004 гг. были приняты в рамках данной реформы госслужбы и действующие на сегодняшнее время:
1. ФЗ РФ № 58-ФЗ «О системе госслужбы России» от 27.05.2003 года.
2. ФЗ РФ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.05.2004 года.
Есть еще несколько подзаконных актов, среди которых Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и прочих служащих, который был утвержден постановлением Министерства труда России от 21.08.1998 под номером 37.
На способ ведения трудовых книжек персонала (служащих и рабочих) на предприятиях, в организациях и учреждениях по-прежнему распространяется постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС № 656, датированного 6.09.1973 года.
Источником правового регулирования госслужбы также считаются: административный прецедент во Франции, а также административный договор.
Социалистическая правовая система официально не признает правовое значение как судебного, так и административного прецедента.
Правила международного договора
Стоит уделить внимание месту международных правовых актов в некоторых источниках правового регулирования госслужбы в РФ. ФЗ № 79-ФЗ, датированный 27.07.2004 года, во втором пункте статьи пятой «Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе РФ» закрепил то, что если договором международного характера РФ установлены другие правила, нежели те, которые предусматриваются данным ФЗ, то будут применяться правила именно международного договора.
Замечание 2
Но по факту для исполнения подобных законодательных формулировок нет подходящих условий, и их не создает и не планирует создавать в дальнейшем именно властвующая группа. Получается, что международное законодательство в рамках ООН (и только данной организации, хотя их множество) публикуется в издании под название «UN. Treaty Series», и оно признается настоящим дефицитом даже для специалистов-международников, и практически недоступно рядовым госслужащим.
Особенности международного права
Никакими другими факторами, кроме как желанием сдать российские интересы, невозможно объяснить настолько преувеличенную оценку международного права касательно организации внутренней службы в суверенном государстве. В истории бывали ситуации недвусмысленной оценки нескольких международно-правовых документов как совершенно не обязательных в том числе для государств, подписавших их. Э. Сатоу утверждал, что далеко не все соглашения международного характера должны обладать «обязательной силой».
Вопрос 15. Источники административного права.
Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.
Нормативные акты в установленном порядке обязательно должны быть зарегистрированы и опубликованы.
Характерным для отрасли административного права является наличие множества источников. Административное право кодифицировано лишь частично.
Новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 г. состоит в большей степени из норм процессуального характера.