Файл: Руководство по изучению дисциплины Отечественная история.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 382

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Бурными темпами развивались естественно-математические науки. В 1828 г. профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский создал систему неевклидовой геометрии, которая впоследствии легла в основу математической базы современной физики. В 1832 г. П.Л. Шиллинг сконструировал и испытал первую линию электромагнитного телеграфа, а Б.С. Якоби в 1834 г. изобрел электродвигатель и первый в мире построил подземную кабельную телеграфную линию Петербург – Царское село. В 30-х гг. российские механики Черепановы построили первый в России паровоз и железную дорогу на Урале. Основоположниками отечественной химической школы изготовления красителей стали профессора Казанского университета Н.Н. Зинин и А.М. Бутлеров. «Отцом» военно-полевой хирургии по праву называют профессора медико-хирургической академии Н.И. Пирогова, который во время Крымской войны впервые применил наркоз и гипс, благодаря чему тысячи жизней были спасены. В 1839 г. начала работать Пулковская обсерватория под Петербургом.

В первой половине XIX в. корабли России вышли в мировой океан. В 1803-1806 гг. под руководством И.Ф. Крузенштерна была совершена первая русская кругосветная экспедиция, в ходе которой была исследована и нанесена на карту северная часть Тихого океана. В 1819 г. его ученик Ф.Ф. Беллингсгаузен возглавил вторую кругосветную экспедицию и стал первооткрывателем Антарктиды. В первой половине 50-х гг. Г.И. Невельской открыл ряд новых территорий в низовьях Амура, где он основал Николаевский пост.

Шедевры мирового значения были созданы в сфере художественной культуры. Ее главной особенностью стала быстрая смена различных художественных стилей и их параллельное существование: классицизма (в основе идея служения государю и Отечеству), сентиментализма (обращение к внутреннему миру человека), романтизма (противопоставление идеального образа реальной действительности), и реализма (отражает действительность в ее типичных проявлениях).

Литература начала оказывать мощное воздействие на духовную жизнь российского общества. Под влиянием произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова формировалось мировоззрение многих поколений людей.

Изображение духовного мира человека стало центральным в изобразительном искусстве. Произведения О.А. Кипренского, К.П. Брюллова, А.Г. Венецианова, П.А. Федотова, А.А. Иванова являются гордостью многих мировых музеев.

Архитектура в первой половине XIX в. продолжала традиции классицизма. Наиболее яркими памятниками была украшена столица империи. Адмиралтейство архитектора А.Д.Захарова, Казанский собор А.Н. Воронихина, здание Русского музея К.И. Росси. В Москве в этом же стиле работал О.И. Бове, по проекту которого была реконструирована Красная площадь (после пожара 1812 г.), построены Театральная площадь и Триумфальные ворота.


В новый этап вступило развитие театра. Петровский театр в Москве был разделен на Большой (ставил оперу и балет) и Малый (драматический). Из драматургов наиболее популярны были А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь и начинающий А.Н. Островский.

Центральное место в русском музыкальном искусстве принадлежало М.И. Глинке, который заложил основы национальной музыки. Его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» дали начало двум направлениям русского оперного искусства – народной музыкальной драме и опере-сказке.

В первой половине XIX века Россия впервые заявила о себе не только как о крупной державе, но и как о стране великой культуры.
Ответьте на вопросы:

1.     Какие реформы были проведены в период правления Петра I?

2.     Каковы были причины и основное содержание периода дворцовых переворотов?

3.     Почему вторую половину XVIII в. называют «золотым веком» российского дворянства?

4.     Какие мероприятия в рамках политики «просвещенного абсолютизма» были проведены Екатериной II?

5.     Назовите особенности экономического развития страны в первой половине XIX века.

6.     Охарактеризуйте реформу системы образования в период правления Александра I.

7.     Какие изменения в системе государственного управления произошли при Николае I?

8.     Раскройте сущность реформы государственных крестьян П. Д. Киселева.

 

 


Тема 5. Российская империя во II половине XIX - начале XX вв.
Предпосылки реформ. «Великие реформы» Александра II. Предпосылки контрреформ. Контрреформы Александра III. Общественная мысль и социально-политические движения в России XIX- начала XX вв. Западничество, славянофильство, либерализм, консерватизм, народничество, анархизм, марксизм. Культурное развитие. Россия в начале XX в. Геополитические и социальные особенности Российской империи. Особенности имперской модернизации. Социальная трансформация общества. Политическая ситуация. Русско-японская война. Революция 1905-1907 гг.

Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

 

Вопросы темы:

Вопрос 1. «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III

Вопрос 2. Общественная мысль России XIX – начала XX вв.

Вопрос 3. Россия на рубеже веков

Вопрос 4. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг.
Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:

«Великие реформы», крестьянская реформа, Уставная грамота, временнообязанные крестьяне, земская реформа, земства, гласные, курии, управы, городская реформа, судебная реформа, судебные следователи, адвокатура, присяжные заседате­ли, военная реформа, всеобщая воинская повинность, военные академии, реформы в области образо­вания и печати, террористическая деятельность, радикализм земского движения, контрреформы Александра III, судебная контрреформа, контрреформа местного самоуправления, контрреформы в области образо­вания и печати, Циркуляр «О кухаркиных детях», хозяйственная модернизация, «царь-миротворец», франко-русский союз, западничество, славянофильство, идеология, либерализм, консерватизм, народничество, концепция «русского общинного социализма», разночинная интеллигенция, «Хождение в народ», теория «политического заговора», «Народная воля», «теория малых дел», анархизм, марксизм, группа «Освобождение труда», «общественно-экономические формации», «борьба классов», «диктатура пролетариата», подданные российского императора, российские предприниматели, модернизация «сверху», концентрация производства, финансовая олигархия, нелегальные партии, РСДРП, ПСР (эсеры), анархистские организации, русско-японская война, «Кровавое воскресенье», первая русская революция, Всероссийская Октябрьской политическая стачка, Советы рабочих депутатов, Декабрьское вооруженное восстание, Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», Государственная Дума, Конституционно-демократическая партия
(кадеты), «Союз 17 октября» (октябристы).

        

Вопрос 1. «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III.

 

Предпосылки реформ. С конца XVIII века в европейском обществе происходили глубокие изменения, связанные с коренной трансформацией социальных, политических и экономических структур. Рушились старые религиозные представления, менялась прежняя система ценностей и приоритетов. Все большее количество западных стран переходило от традиционного сословно-монархического строя к формированию демократических институтов. Ускоренное развитие стихийно-рыночных, капиталистических отношений предопределило бурные процессы индустриализации, возникновения новой классовой структуры общества, урбанизации (рост промышленных центров), технологических изменений. Ведущие страны Запада – Англия, Франция, Пруссия, США - стали развиваться динамичнее, заметно наращивали экономическую и военно-политическую мощь, и все более претендовали на роль мировых лидеров.

«Вызовы Запада» стали главной причиной появления в России «реформаторских настроений» и проектов государственных преобразований во второй половине XIX века. Поражение России в Крымской войне (1853-1856) от «коллективных сил» Европы (коалиция Англии, Франции, Сардинии и Турции, при моральной поддержке Австрии, Швеции и Пруссии) болезненно вскрыло серьезные противоречия внутренней жизни страны:

- политическая система Российской Империи, созданная еще при Петре I и построенная по административно-бюрократическому принципу, переставала отвечать социальным реалиям гражданской и культурной жизни российского общества, и подвергалась критике даже со стороны представителей правого лагеря (славянофилы и их последователи).

- важным фактором экономического отставания России являлось сохраняющееся крепостное право. Во время Крымской кампании особенно ярко проявилась неэффективность хозяйственной модели. Это, в частности, выразилось в огромном финансовом дефиците, который за три года войны вырос с 52 до 307 млн. рублей, и поставил страну на грань своеобразного «дефолта» середины XIX века.

 

Общественно-политические и экономические преобразования стали главным содержанием царствования Александра II, и вошли в историю как«Великие реформы».

Старший сын Николая I - Александр (1818-1881) после смерти отца вступил на престол 19 февраля 1855 г. Александр получил хорошее гуманитарное и экономическое образование, знал четыре иност­ранных языка, много путешествовал по России и Европе. Его воспитателем был поэт В.А. Жуковский.
Являясь по своим убеждениям скорее консерватором, Александр находился под серьезным влиянием либеральной части своего окружения (вел. кн. Константин Николаевич, Я.И. Ростовцев, Н.А. Милютин и др.) и нарождающегося в России «общественного мнения» дворянских собраний, разночинной интеллигенции, университетской профессуры и политической публицистики («Вестник Европы», «Отечественные записки», «День» и др.). Непосредственно приступить к проведению коренных либеральных преобразований Александра II подтолкнули два обстоятельства:

- унизительные условия Парижского мира (1856), обернувшиеся для страны потерей политического и военно-стратегического влияния в Европе;

- всевозрастающие «ожидания передовой общественности» в самой России.

 

Главными вехами «Великих реформ» стали: отмена крепостного права (крестьянская реформа), реформа местного самоуправления (земская и городская), судебная и военная реформы, реформы в сфере образования и печати.

 

Крестьянская реформа. Акту отмены крепостного права предшествовала предварительная работа ряда подготовительных комиссий и комитетов в 1856-1860 гг. Значительную роль здесь сыграли ближайшие сподвижники Александра II- Я.И. Ростовцев, М.Н. Муравьев, М.А. Корф, Н.А. Милютин, М.Н. Любощинский, вел. князь Константин Николаевич, граф Ланской и др., а так же представители славянофильского направления - Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, А.И. Кошелев.

19 февраля 1861 г. Александром IIбыли подписаныдва ключевых государственных документа:манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Это стало окончанием эпохи крепостничества в России. Крестьянам предоставлялась личная юридическая свобода без выкупа и ряд гражданских прав: на владения собственностью, заключение сделок, открытие торговых и про­мышленных предприятий, переход в другие сословия, право вступления в брак без со­гласия помещика, право поступления на государственную службу, свобода передвижения и смены места жительства.

Особенность данной реформы состояла в том, что земля юридически признавалась собственностью помещиков, а, следовательно, ее необходимо было выкупать. Согласно декларируемой процедуре, наделение крестьян зем­лей в постоянное пользование производилось путем соглашения между крестьянином и поме­щиком. Подобное соглашение оформлялось в виде Уставной грамоты. Она предусматривала разрешение споров с участием мировых посредников (как правило, из местных помещиков или губерн­ских чиновников).