Файл: Руководство по изучению дисциплины Отечественная история.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 385

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Земля переходила к крестьянам за выкуп, который должен был ком­пенсировать помещикам не только потерю земли, но и отсутствие крепо­стного труда. Крестьянам предоставлялось право совершать выкупную сделку через получение от государства ссуды в размере 80% стоимости земли. Они должны были возвратить этот долг в течение 49 лет из 6% годовых. Остальные 20% крестьяне платили сами. Если отсутствовала возможность выкупить землю сразу (а так в основном и было), то крестьяне становились временнообязанными - несли согласованную с землевладельцем барщину и платили установленный оброк. В этом случае они продолжали находиться под надзором помещиков, выполнявшими в их пользу повинности.На момент опубликования Манифеста рыночная цена земли, передававшаяся крестьянам, составляла по стране - 544 млн. рублей. Однако «аппетиты» землевладельцев, посреднические процедуры и растянувшиеся на долгое время выплаты по процентам подняли рыночную стоимость в полтора раза. К 1881 г. оставалось еще 20% временнообязанных крестьян, не выкупивших землю. До 1906 г., когда были отмечены вы­купные платежи, крестьяне выплатили в целом 1 млрд. 540 млн. рублей. Непосредственно поме­щикам было выплачено 867 млн. руб. При этом, крестьяне не получали землю лично, так как ею рас­поряжалась сельская община. Если крестья­нин покидал общину, то земля оставалась ее собственностью.

Освобождение крестьян распространялось на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 112 тыс. помещичьих имений. В целом от крепостной зависимости освобождалось 22,6 миллионов крестьян. Качество и количество земельных наделов, предоставляемых крестьянам, а так же условия выкупа земли отличались по регионам. Размер земельного надела варьировался в зависимости от особенностей почв разных губерний - черноземные, нечерноземные, степные, и составлял от 3-х - до 12 десятин. Более льготные условия земельного вы­купа имели белорусские, литовские и украинские крестьяне правобережья (здесь размер выкупа был на 20%. ниже, чем в среднем по стране), а наименее льготные условия были у крестьян Северного Кавказа и Закавказья (размеры крестьянских наделов здесь в среднем были меньше на 30%, а статус временнообязанных сохранялся до 1912 г.).

Но декларируемые положения о «гражданских правах» и «юридической свободе» крестьян интересовали мало. Подобная декларация не обеспечивала главного средства выживания – земли. Создавались лишь кабальные условия ее выкупа у помещиков. «Нет воли без земли» - крестьянский лозунг 1861 г. В среде бывших крепостных активно распространялись слухи о том, что писари-чиновники и помещики подменили настоящую «цареву грамоту», по которой земля бесплатно передавалась крестьянам. Вместо ожидаемого правительством «всеобщего ликования», по центральной России прокатились крестьянские бунты. Всего в течение 1861 года произошло более тысячи крестьянских восстаний, крупнейшим из которых стало выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии.


Массовое недовольство крестьян неблагоприятными условиями освобождения (малозе­мелье, отсутствие средств, тяжелые подати) в различных формах проявлялось и в дальнейшем. Многие крестьяне разорились, превращались в босяков, бродяжничали по стране. Подаваясь на заработки в промышленные центры, основная масса бывших крепостных отнюдь не становилась «рабочей аристократией», а пребывала в условиях тяжелого фабричного труда и маргинального существования в заводских бараках. В целом не радовали «новые времена» и их прежних хозяев – помещиков, в большинстве своем не сумевших приспособиться к изменившимся условиям хозяйствования. Уже к середине 1890-х гг. около 40 % дворянских земель было заложено, а несколько тысяч дворянских имений в год продавалось за долги. Своеобразным прощанием с прежней системой патриархальных отношений в русской деревне стали строки Н.А. Некрасова:

 

Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим – по мужику!

 

В тоже время, отмена крепостного права способствовала высвобождению энергии хозяйственных, предприимчивых крестьян, открыла им возможность свободной экономической деятельности. Прежние земли и собственность дворян постепенно переходили в руки к зажиточным крестьянам, куп­цам, мещанам, к формирующемуся классу промышленников и предпринимателей. Для развивающегося капитализма в России освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рынка рабочей силы, повышению производительности труда в сельском хозяйстве и промышленности, в целом - повышению продуктивности хозяйственной системы. Так, например, значительно возросли объемы экспорта сельскохозяйственной продукции (прежде всего - хлеба, вологодского масла, пошехонского сыра и т.д.), а объемы промышленного импорта уменьшились за счет развития собственного производства.

Продолжением коренных преобразований в деревне стали реформы в общественно-политической, правовой и культурной жизни России.

 

Реформа местного самоуправления. Ее содержанием стала Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы.

Вступившее в действие 1-го января 1864 г. «Положение о земских учреждениях» определяло порядок формирования и функции территориальных органов власти для 34 губерний центральной России с населе­ния православного вероисповедания. Учреждался всесословный институт

земств - выборных органов местного самоуправления. По организационной структуре земства делились на органы распорядительные и исполнительные. Выборы гласных (депутатов) на трехлетний срок в распорядительные органы (уездные и губернские земские собрания) проводились местным населением на основе имущественного ценза - по трем куриям (землевладельцы, городские промышленники и владельцы недвижимости, крестьяне). Земские собрания, в свою очередь, избирали исполнительные органы - уездные и губернские земские управы, состоявших из председателя и нескольких членов (от 2-х – до 6). При этом местный губернатор и министерство внутренних дел осуществляли функции правительствен­ного контроля над действиями земских собраний и управ. В ведение губерн­ских и уездных земств передавались значительные полномочия в хозяйствен­ной сфере деятельности, народного просвеще­ния, здравоохранения, строительства, ремонта местных дорог, обеспече­ния населения продовольствием и др.

По аналогии с земской реформой, в 1870 г. было реорганизовано городское самоуправление. Прежние сословные городские учреждения (в 509 городах России) упразднялись, их место занимали городские Думы. Они избирались по имущественному цензу, имели хозяйственные полномочия, и так же находились под контролем административной «властной вертикали».

Отмечая важность реформы местного самоуправления для успешного развития страны, историк и активный общественный деятель пореформенной России К.Д. Кавелин (1818-1885) выделял четыре важнейших предназначения земских учреждений: 1) хозяйственный и культурный подъем провинциальной России; 2) преодоление межсословных противоречий и сплочение общества на основе единых задач; 3) появление общественных механизмов контроля над административной властью; 4) возникновение условий отбора и рекрутирования в российскую политическую элиту активных и способных представителей народа[1]. Впрочем, взгляд Кавелина, как и других представителей либерального движения на «миссию» земских учреждений был все же излишне оптимистичен.

Другой представитель консервативного либерализма пореформенной России – Б.Н. Чичерин (1828-1904) – обращал особое внимание на необходимость коренного реформирования судебно-правовой системы для поступательного развития страны. По его мнению, в России уже исторически сложилась привычка к судебному произволу, поэтому необходимо строго соблюсти принцип независимости судебной власти и ввести суд присяжных, который «непосредственно связывается с обществом, а не стоит над ним как чуждое ему учреждение»
[2]. Именно позиция либеральных общественных деятелей стала для Александра II определяющей в сфере правовых реформ.

 

Судебная реформа.С 20 ноября 1864 г. в России стали действовать новые судебные уставы, где деклариро­валось равенство всех граждан перед законом.В императорском манифесте излагалась государственная воля «водворить в России суд скорый, правый, милостивый, равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятель­ность и вообще утвердить в народе… уважение к закону». Прежний помещичий (вотчинный) суд менялся на общегосударственную, унифицированную, внесословную судебную систему. Судебная власть объявлялась независимой и отделенной от административной власти. Суды делились на мировые (для мелких уголовных и гражданских дел, где решение единолично принималось мировым судьей), общие и военные. Судоустройство становилось гласным (публичные судебные заседания), состязательным и устным (устный допрос обвиняемого и свидетелей, ре­чи прокурора и защитника). С этой целью были учреждены институты судебных следователей, адвокатуры и присяжных заседате­лей. Присяжные заседатели («выразители общественной совести») выбирались из местного на­селения по жребию. Именно они выносили судебное решение, а профессиональные судьи лишь применяли постановления закона согласно приговору присяжных. Однако сохранялись закрытые судебные заседа­ния без участия присяжных в случае политических дел и должностных преступ­лений чиновников.

В 1863 году вступил в действие закон об отмене телесных наказаний особо жестокими средствами - шпицрутенами, плетьми, кнутами и клеймами по приговорам гражданских и военных судов. Но при этом сохранялась возможность телесных наказаний розгами для крестьян (по приговорам волостных судов), а так же для каторжных, ссыльных и штрафных солдат. Женщины были полностью освобождены от телесных наказаний.

 

Военная реформа. Еще в начале царствования Александра II военные поселения были упразднены, а телесные наказания в армии – отменены. В 1874 г., при деятельном участии военного минист­ра Д.А. Милютина, были проведены масштабные армейские преобразования. Прежняя система рекрутского набора в армию (рекрут служил солдатом 25 лет) была заменена всеобщей воинской повинностью (по примеру прусской армии, разгромившей в 1870 г. французскую). Призыв в армию осуществлялся с 21 года, срок службы сокращался до 6-7 лет с последующим выходом в запас. В ситуации мирного времени призывалось не более 25% от общего количества всех призывников. Кому из них стать новобранцем – определял жребий. Освобождались от призыва единственный кормилец в семье, единственный сын у родителей, а также, если старший брат призывника служит или служил в армии.


В 1860-70-х гг. была создана система профессионального военного образования. В 1863 г. в составе Военного министерства организовано главное управление военно-учебных заведений. Открывались юнкерские школы, во­енные училища и гимназии. Шесть военных академий - Генерального Штаба, Инженер­ная, Артиллерийская, Военно-Медицинская, Военно-Юриди­ческая и Морская - готовили квалифицированный офицерский состав для русской армии.

Важное значение имело перевооружение армии. В частности, проводилась замена гладкоствольного оружия - нарезным. На вооружение были приняты малокалиберные стрелковые винтовки («берданки»), ружья системы Крынка, карабины, револьверы, стальные пушки. Развивалась отечественная военная промышленность, коренной технологической реконструкции подверглись Тульский и Ижевский оружейные заводы, возникли Обуховский и Пермский сталепушечные заводы. В военных целях было проложено несколько веток стратегических железных дорог к западным и южным границам, а так же образованы специальные железнодорожные войска.

Военная реформа, развитие системы профессионального армейского образования и модернизация воору­жения были одними из тех преобразований, которые почти сразу доказали свою эффективность во время русско-турецкой войны 1877-78 гг. Благодаря русской армии получили независимость Сербия, Черногория, Румыния и северная Болгария (южная осталась под властью Турции). Одержав победу над Турцией, Россия вернула себе военно-стратегическое влияние в Черноморском регионе и на Балканах, и серьезно повысила свой «политический вес» в Европе. Во времена царствования Александра II так же окончилась война на Кавказе, произошло присоединение к России значительной части Средней Азии, были расширены Дальневосточные рубежи – включая о. Сахалин. Среди территориальных потерь необходимо назвать добровольную продажу США в 1867 г. полуострова Аляска (до сих пор воспринимаемую в массовом сознании как «обидная утрата»).