Файл: Руководство по изучению дисциплины Отечественная история.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 386
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реформы в области образования и печати.Важным событием царствования Александра II стало принятие нового устава российских университетов (18 июля 1863 г). Университетам предоставлялась широкая автономия: выборность ректора, проректоров, деканов, профессоров, а так же право университетского Совета самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. В 1864 г. были приняты Положения о начальных народных училищах и новый устав о гимназиях. Право на образование предоставлялось представителям всех сословий, а сеть учреждений начального и школьного образования была значительно расширена. С 1870 г. начали открываться женские гимназии, появились высшие женские курсы в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.
В 1865 г. учреждались «Временные правила о печати», отменявшие предварительную цензуру для литературных сочинений и периодических изданий. Полностью от цензуры освобождались правительственные и научные издания. Все это способствовало развитию науки, просвещения, резкому возрастанию количества периодических изданий и наименований книг.
Предпосылки контрреформ. «Великие реформы» Александра II – это динамичный, во многом переломный и крайне противоречивый период отечественной истории. Главным его итогом стала смена полностью «дворцового», келейного состояния российской политики - на ситуацию «включенности» различных общественных сил в социально-политическую жизнь. Эта активная «включенность» явилась одновременно и предпосылкой постепенного «свертывания реформ» в период «позднего правления» Александра II (отчасти – уже в 1866-1878 гг., но наиболее заметно – в 1878-1881 гг.), и последующих контрреформ Александра III. Прежде всего, это относится к радикальным проявлениям в деятельности революционных организаций и либерального движения. И те, и другие силы считали реформы недостаточными, половинчатыми, и даже «реакционными». Значительную роль в «контрреформации» сыграло и польское восстание 1863 г., и последующие проявления сепаратизма в Польше и на западных окраинах Российской Империи.
Деятельность революционеров в пореформенной России – это своеобразие формирования гражданского общества в заговорщических, подпольных, жестко-оппозиционных правительству формах. Революционеры, ставившие целью кардинальную смену политической системы России от «абсолютизма – к народовластию», добивались этого крайними, террористическими методами. Всего было совершено несколько покушений на жизнь Александра II. Первым из них стал выстыл Д. Каракозова 4 апреля 1866 г. Важно выделить так же покушение А. Соловьева (2 апреля 1879 г.) и взрыв в Зимнем дворце (5 февраля 1880 г.), подготовленный С. Халтуриным. Наконец, 1 марта 1881 г., по приговору Исполнительного комитета «Народной Воли», Александр II был убит в результате «бомбометания» И. Гриневицким. Убийство императора нарушило планы принятия первой в России «конституции», проект которой подготовил министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов. Это был весьма умеренный законопроект, «расширяющий» возможности деятельности «общественных сил», но сохраняющий незыблемым принцип самодержавия. При Александре III Лорис-Меликов был удален из политической элиты.
Важнейшей предпосылкой контрреформ стал и нарастающий радикализм либерального земского движения. Например, С.Ю. Витте видел в этом радикализме большую опасность для успешной модернизации России[3], а представитель «умеренного» либерализма - В.А.Маклаков утверждал, что к началу XX в. земский либерализм переродился в общее радикально-либеральное направление, заключившее союз с революционными силами в борьбе с самодержавием, что и привело Россию к тяжелым социальным катаклизмам[4].
Земство, созданное как институт хозяйственного и территориального самоуправления, с самого начала своей деятельности стало претендовать на участие в решении тех задач, которые не входили в их компетенцию, и прямо были запрещены законодательно – политическими вопросами и стратегией реформирования России. Ключевую роль в земстве играли «лица свободных профессий» - адвокаты, присяжные, журналисты, литераторы, приват-доценты, учителя гимназий и т.д. Политические настроения лидеров земств историк Л.А. Тихомиров характеризовал так: «Проявилась идея, будто бы освобождение крестьян от власти помещиков тем самым предполагает уничтожение самодержавия»[5]. Земской либеральной общественностью овладело нетерпение, «реформаторский зуд», желание немедленного ускорения процессов политической модернизации России.
С началом реформ земские лидеры стали активно выступать с политическими заявлениями и ходатайствами, настаивая на необходимости значительного расширения своей компетенции и «увенчании здания» земской системы - объединения представителей губернских земств в единый общероссийский орган. Речь шла о фактическом создании параллельного центра государственной власти, в функции которого передавалось и принятие конституции. Уже в 1865 г. Петербургское губернское земское собрание ходатайствовало о созыве центрального земского представительства, что было поддержано и ярославским земством. Ведущий идеолог радикального земства И.И. Петрункевич настаивал на немедленном созыве конституционного Учредительного собрания «из передовой земской общественности». В 1870-х - начале 80-х гг. земцы увлеклись созывом нелегальных совещаний, союзов и съездов для выработки общей тактики борьбы за представительство, конституцию и либеральные свободы. Первый нелегальный съезд земцев состоялся в марте 1871 г. в Москве, а на наиболее крупный – съезд «Либеральной лиги» - в 1880 г. Проводились переговоры и с подпольными революционными и террористическими организациями для возможной координации деятельности по борьбе с правительством. Однако, в
зависимости от политической конъюнктуры, земские либералы были склонны идти на компромиссы с властями и против революционного движения. Часто имел место откровенный торг за власть в обмен на помощь в борьбе с «революционной крамолой».
Но на введение общеземского представительства не решился ни Александр II, ни тем более Александр III, который, зная особенности социального состава и специфику деятельности земских либералов, так обосновывал свою позицию: «Выберут в депутаты пустых болтунов - адвокатов, которые будут только ораторствовать, а пользы для дела не будет никакой»[6].
Контрреформы Александра III.Александр III (1845-1894) вступил на престол после убийства отца - 2 марта 1881 г. Являясь вторым сыном Александра II, он стал наследником престола после смерти старшего брата – Николая в 1865 г. Воспитателем Александра III и «теневым правителем» России в период его власти был один из главных идеологов консерватизма, обер-прокурор святейшего Синода К.П. Победоносцев (1827-1907). Он убеждал Александра в разумности и необходимости сохранения неограниченной монархии тем обстоятельством, что у русского народа сохраняется «детское состояние души», и предназначение царя - оберегать «народ-дитя» от «вредных влияний». Победоносцев настаивал на том, русский народ психологически предрасположен к самодержавию, и любое отклонение от него в сторону «либеральных свобод» и «народовластия» приведет лишь к разрушению Российского государства[7].
Идеи Победоносцева нашли отражение уже в первых государственных актах Александра III: манифесте «О незыблемости самодержавия» (29 апреля 1881 г.) и «Положении о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия» (14 августа 1881 г). В них была обозначена и «программа» предстоящего царствования: приоритет «общественной стабильности», возврат к «сильной власти», к государственной опеке и надзору, укрепление сословной системы, сохранение национальных традиций, ограничение оппозиционной общественной мысли, политическая «корректировка» либеральных реформ Александра II. Данный курс получил в истории название «контрреформ Александра
III».
Судебная контрреформа.Согласно закону «Об изменении постановлений о присяжных заседателях» (12 июня 1884 г.) чиновникам МВД давались большие полномочия в формировании состава присяжных заседателей, ограничивалось право отвода, сокращалось количество присяжных в провинции. Закон «Об изменении правил составления списков присяжных заседателей» (28 апреля 1887 г.) давал возможность губернаторам исключать любого из списков присяжных (без объяснения причин), увеличивал имущественный и образовательный ценз для присяжных и выводил любые политические дела из рассмотрения суда присяжных.
Контрреформа местного самоуправления. Огромную роль здесь сыграла позиция консервативного идеолога контрреформ - М.Н. Каткова (1818-1887), отмечавшего «непригодность крестьянства к решению задач более широких, чем дела собственного хозяйства». Катков убеждал Александра III в том, что дворянство - единственный класс в России, способный «мыслить по государственному».
В органах местного самоуправления стало существенно увеличиваться представительство дворян - пропорционально уменьшению выходцам из низших сословий. В манифесте Александра III от 21 апреля 1885 г. отмечалось, что дворянскому сословию должно принадлежать «первенствующее место в предводительстве ратном, в делах местного управления и суда, в бескорыстном попечении о нуждах народа, в распространении примером своим правил веры и верности». Сословные цензы закреплялись «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» (12 июня 1890 г.) и «Городовым положением» (11 июня 1892 г.). Учреждался так же институт земских начальников из дворян с широкими административными и судебными правами.
Контрреформы в области образования и печати. С целью не допустить «вредного брожения умов», был осуществлен ряд мер в образовательной политике. Согласно новому университетскому уставу (1884 г.) ликвидировалась университетская автономия, сокращались права университетских советов, ректора и профессора стали снова назначаться правительством, «неблагонадежные» студенты находились под надзором особой инспекции, а также была вдвое повышена плата за обучение. Высшие женские курсы были закрыты. В начальном и среднем образовании наметился возврат к сословной школе. Согласно Циркуляру министерства просвещения «О кухаркиных детях» (1887) поступление в гимназии и реальные училища детей низших сословий был ограничен. В школах повышалась роль духовенства и православного образования. Однако в этот период активно развиваются технические и промышленные школы, основываются новые ВУЗы (Томский университет, Технологический институт в Харькове).
Согласно «Временным правилам о печати» (1882 г.), выход любого периодического издания мог быть прекращен в случае признания его антигосударственной направленности и вреда для общественного спокойствия. Подобное решение принимала специальная правительственная комиссия (министры народного просвещения, внутренних дел, юстиции и обер-прокурор святейшего Синода).
Экономическое развитие. Правление Александра III – это сочетание консерватизма в политике с существенными элементами либерализма в экономике. Политические установки императора сказались в отношении крестьянской общины как «основы русского мира». Государственные акты этого периода консервировали патриархально-общинную систему, препятствовали выходу из общины и разделу крестьянских семей. Но при этом, значительно были понижены выкупные платежи, а сами земельные наделы были признаны неотчуждаемыми. Для помощи крестьянам в приобретении земель был основан Крестьянский Поземельный банк, выдававший ссуды (1882), а в 1885 г. отменялась подушная подать. В 1894 г. было образовано министерство земледелия.
Многие экономические меры при Александре III способствовали успешной хозяйственной модернизации. Государственный протекционизм содействовал бурному развитию легкой промышленности, активному строительству железных дорог (14 тыс. верст - с 1881 по 1894 гг.), образованию новых промышленные регионов, появлению новых отраслей промышленности (в Закавказье возникла нефтяная промышленность, построены машиностроительные заводы в Харькове, Одессе, Петербурге, Сормове, Москве).
Новое фабричное законодательство смягчило остроту рабочего вопроса: запрещался прием на работу детей моложе 12 лет и ночная работа малолетних и женщин, их трудовой день лимитировался, организовывались фабричные инспекции (для контроля условий труда), вводилось страхование рабочих от несчастных случаев, были утверждены правила работы на промышленных предприятиях.
Последовательно сменяя друг друга, три министра финансов в правительстве Александра III - Н. X. Бунге (1881-1887), И. А. Вышнеградский (1887-1892) и С. Ю. Витте (1892-1903) - провели ряд успешных реформ. Был упорядочен и преумножен государственный бюджет (если в 1880 г. его дефицит составлял - 45 млн. рублей, то в 1893 г. доход перевесил расходы на 100 млн.). Этому способствовали приток иностранных инвестиций, повышение таможенных пошлин, поддержка частных акционерных банков, укрепление национальной валюты (введение и свободная конвертация золотого рубля – при Витте), а так же повышение косвенных налогов и введение новых (налоги на наследство, на процентные бумаги, акцизы на табак, вино, сахар, спички, нефть).
В 1865 г. учреждались «Временные правила о печати», отменявшие предварительную цензуру для литературных сочинений и периодических изданий. Полностью от цензуры освобождались правительственные и научные издания. Все это способствовало развитию науки, просвещения, резкому возрастанию количества периодических изданий и наименований книг.
Предпосылки контрреформ. «Великие реформы» Александра II – это динамичный, во многом переломный и крайне противоречивый период отечественной истории. Главным его итогом стала смена полностью «дворцового», келейного состояния российской политики - на ситуацию «включенности» различных общественных сил в социально-политическую жизнь. Эта активная «включенность» явилась одновременно и предпосылкой постепенного «свертывания реформ» в период «позднего правления» Александра II (отчасти – уже в 1866-1878 гг., но наиболее заметно – в 1878-1881 гг.), и последующих контрреформ Александра III. Прежде всего, это относится к радикальным проявлениям в деятельности революционных организаций и либерального движения. И те, и другие силы считали реформы недостаточными, половинчатыми, и даже «реакционными». Значительную роль в «контрреформации» сыграло и польское восстание 1863 г., и последующие проявления сепаратизма в Польше и на западных окраинах Российской Империи.
Деятельность революционеров в пореформенной России – это своеобразие формирования гражданского общества в заговорщических, подпольных, жестко-оппозиционных правительству формах. Революционеры, ставившие целью кардинальную смену политической системы России от «абсолютизма – к народовластию», добивались этого крайними, террористическими методами. Всего было совершено несколько покушений на жизнь Александра II. Первым из них стал выстыл Д. Каракозова 4 апреля 1866 г. Важно выделить так же покушение А. Соловьева (2 апреля 1879 г.) и взрыв в Зимнем дворце (5 февраля 1880 г.), подготовленный С. Халтуриным. Наконец, 1 марта 1881 г., по приговору Исполнительного комитета «Народной Воли», Александр II был убит в результате «бомбометания» И. Гриневицким. Убийство императора нарушило планы принятия первой в России «конституции», проект которой подготовил министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов. Это был весьма умеренный законопроект, «расширяющий» возможности деятельности «общественных сил», но сохраняющий незыблемым принцип самодержавия. При Александре III Лорис-Меликов был удален из политической элиты.
Важнейшей предпосылкой контрреформ стал и нарастающий радикализм либерального земского движения. Например, С.Ю. Витте видел в этом радикализме большую опасность для успешной модернизации России[3], а представитель «умеренного» либерализма - В.А.Маклаков утверждал, что к началу XX в. земский либерализм переродился в общее радикально-либеральное направление, заключившее союз с революционными силами в борьбе с самодержавием, что и привело Россию к тяжелым социальным катаклизмам[4].
Земство, созданное как институт хозяйственного и территориального самоуправления, с самого начала своей деятельности стало претендовать на участие в решении тех задач, которые не входили в их компетенцию, и прямо были запрещены законодательно – политическими вопросами и стратегией реформирования России. Ключевую роль в земстве играли «лица свободных профессий» - адвокаты, присяжные, журналисты, литераторы, приват-доценты, учителя гимназий и т.д. Политические настроения лидеров земств историк Л.А. Тихомиров характеризовал так: «Проявилась идея, будто бы освобождение крестьян от власти помещиков тем самым предполагает уничтожение самодержавия»[5]. Земской либеральной общественностью овладело нетерпение, «реформаторский зуд», желание немедленного ускорения процессов политической модернизации России.
С началом реформ земские лидеры стали активно выступать с политическими заявлениями и ходатайствами, настаивая на необходимости значительного расширения своей компетенции и «увенчании здания» земской системы - объединения представителей губернских земств в единый общероссийский орган. Речь шла о фактическом создании параллельного центра государственной власти, в функции которого передавалось и принятие конституции. Уже в 1865 г. Петербургское губернское земское собрание ходатайствовало о созыве центрального земского представительства, что было поддержано и ярославским земством. Ведущий идеолог радикального земства И.И. Петрункевич настаивал на немедленном созыве конституционного Учредительного собрания «из передовой земской общественности». В 1870-х - начале 80-х гг. земцы увлеклись созывом нелегальных совещаний, союзов и съездов для выработки общей тактики борьбы за представительство, конституцию и либеральные свободы. Первый нелегальный съезд земцев состоялся в марте 1871 г. в Москве, а на наиболее крупный – съезд «Либеральной лиги» - в 1880 г. Проводились переговоры и с подпольными революционными и террористическими организациями для возможной координации деятельности по борьбе с правительством. Однако, в
зависимости от политической конъюнктуры, земские либералы были склонны идти на компромиссы с властями и против революционного движения. Часто имел место откровенный торг за власть в обмен на помощь в борьбе с «революционной крамолой».
Но на введение общеземского представительства не решился ни Александр II, ни тем более Александр III, который, зная особенности социального состава и специфику деятельности земских либералов, так обосновывал свою позицию: «Выберут в депутаты пустых болтунов - адвокатов, которые будут только ораторствовать, а пользы для дела не будет никакой»[6].
Контрреформы Александра III.Александр III (1845-1894) вступил на престол после убийства отца - 2 марта 1881 г. Являясь вторым сыном Александра II, он стал наследником престола после смерти старшего брата – Николая в 1865 г. Воспитателем Александра III и «теневым правителем» России в период его власти был один из главных идеологов консерватизма, обер-прокурор святейшего Синода К.П. Победоносцев (1827-1907). Он убеждал Александра в разумности и необходимости сохранения неограниченной монархии тем обстоятельством, что у русского народа сохраняется «детское состояние души», и предназначение царя - оберегать «народ-дитя» от «вредных влияний». Победоносцев настаивал на том, русский народ психологически предрасположен к самодержавию, и любое отклонение от него в сторону «либеральных свобод» и «народовластия» приведет лишь к разрушению Российского государства[7].
Идеи Победоносцева нашли отражение уже в первых государственных актах Александра III: манифесте «О незыблемости самодержавия» (29 апреля 1881 г.) и «Положении о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия» (14 августа 1881 г). В них была обозначена и «программа» предстоящего царствования: приоритет «общественной стабильности», возврат к «сильной власти», к государственной опеке и надзору, укрепление сословной системы, сохранение национальных традиций, ограничение оппозиционной общественной мысли, политическая «корректировка» либеральных реформ Александра II. Данный курс получил в истории название «контрреформ Александра
III».
Судебная контрреформа.Согласно закону «Об изменении постановлений о присяжных заседателях» (12 июня 1884 г.) чиновникам МВД давались большие полномочия в формировании состава присяжных заседателей, ограничивалось право отвода, сокращалось количество присяжных в провинции. Закон «Об изменении правил составления списков присяжных заседателей» (28 апреля 1887 г.) давал возможность губернаторам исключать любого из списков присяжных (без объяснения причин), увеличивал имущественный и образовательный ценз для присяжных и выводил любые политические дела из рассмотрения суда присяжных.
Контрреформа местного самоуправления. Огромную роль здесь сыграла позиция консервативного идеолога контрреформ - М.Н. Каткова (1818-1887), отмечавшего «непригодность крестьянства к решению задач более широких, чем дела собственного хозяйства». Катков убеждал Александра III в том, что дворянство - единственный класс в России, способный «мыслить по государственному».
В органах местного самоуправления стало существенно увеличиваться представительство дворян - пропорционально уменьшению выходцам из низших сословий. В манифесте Александра III от 21 апреля 1885 г. отмечалось, что дворянскому сословию должно принадлежать «первенствующее место в предводительстве ратном, в делах местного управления и суда, в бескорыстном попечении о нуждах народа, в распространении примером своим правил веры и верности». Сословные цензы закреплялись «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» (12 июня 1890 г.) и «Городовым положением» (11 июня 1892 г.). Учреждался так же институт земских начальников из дворян с широкими административными и судебными правами.
Контрреформы в области образования и печати. С целью не допустить «вредного брожения умов», был осуществлен ряд мер в образовательной политике. Согласно новому университетскому уставу (1884 г.) ликвидировалась университетская автономия, сокращались права университетских советов, ректора и профессора стали снова назначаться правительством, «неблагонадежные» студенты находились под надзором особой инспекции, а также была вдвое повышена плата за обучение. Высшие женские курсы были закрыты. В начальном и среднем образовании наметился возврат к сословной школе. Согласно Циркуляру министерства просвещения «О кухаркиных детях» (1887) поступление в гимназии и реальные училища детей низших сословий был ограничен. В школах повышалась роль духовенства и православного образования. Однако в этот период активно развиваются технические и промышленные школы, основываются новые ВУЗы (Томский университет, Технологический институт в Харькове).
Согласно «Временным правилам о печати» (1882 г.), выход любого периодического издания мог быть прекращен в случае признания его антигосударственной направленности и вреда для общественного спокойствия. Подобное решение принимала специальная правительственная комиссия (министры народного просвещения, внутренних дел, юстиции и обер-прокурор святейшего Синода).
Экономическое развитие. Правление Александра III – это сочетание консерватизма в политике с существенными элементами либерализма в экономике. Политические установки императора сказались в отношении крестьянской общины как «основы русского мира». Государственные акты этого периода консервировали патриархально-общинную систему, препятствовали выходу из общины и разделу крестьянских семей. Но при этом, значительно были понижены выкупные платежи, а сами земельные наделы были признаны неотчуждаемыми. Для помощи крестьянам в приобретении земель был основан Крестьянский Поземельный банк, выдававший ссуды (1882), а в 1885 г. отменялась подушная подать. В 1894 г. было образовано министерство земледелия.
Многие экономические меры при Александре III способствовали успешной хозяйственной модернизации. Государственный протекционизм содействовал бурному развитию легкой промышленности, активному строительству железных дорог (14 тыс. верст - с 1881 по 1894 гг.), образованию новых промышленные регионов, появлению новых отраслей промышленности (в Закавказье возникла нефтяная промышленность, построены машиностроительные заводы в Харькове, Одессе, Петербурге, Сормове, Москве).
Новое фабричное законодательство смягчило остроту рабочего вопроса: запрещался прием на работу детей моложе 12 лет и ночная работа малолетних и женщин, их трудовой день лимитировался, организовывались фабричные инспекции (для контроля условий труда), вводилось страхование рабочих от несчастных случаев, были утверждены правила работы на промышленных предприятиях.
Последовательно сменяя друг друга, три министра финансов в правительстве Александра III - Н. X. Бунге (1881-1887), И. А. Вышнеградский (1887-1892) и С. Ю. Витте (1892-1903) - провели ряд успешных реформ. Был упорядочен и преумножен государственный бюджет (если в 1880 г. его дефицит составлял - 45 млн. рублей, то в 1893 г. доход перевесил расходы на 100 млн.). Этому способствовали приток иностранных инвестиций, повышение таможенных пошлин, поддержка частных акционерных банков, укрепление национальной валюты (введение и свободная конвертация золотого рубля – при Витте), а так же повышение косвенных налогов и введение новых (налоги на наследство, на процентные бумаги, акцизы на табак, вино, сахар, спички, нефть).