Файл: Руководство по изучению дисциплины Отечественная история.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 394

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Народнический проект. Народничество рождается в России в 1830-40-х гг., в период осмысления причин поражения декабристов, увлеченных идеями европейского Просвещения. В эпоху либеральных реформ Александра II народнический проект получает наиболее бурное развитие в процессе «критики слева». Основателями народничества стали А.И. Герцен (1812-1870), Н.П. Огарев (1813-1877) и Н.Г. Чернышевский (1828-1889). Начинавшие как западники, эти идеологи постепенно разошлись с либералами в понимании модели будущего развития России. Народники упрекали либеральных западников за отсутствие всякой критики западноевропейской действительности, за идеализацию «буржуазных порядков», за апологетику капи­тализма и европейского образа жизни, за признание «прогрессивной роли» западных демократических элит (по замечанию Герцена - «чингис-ханов с телеграфами»). Помимо общего влияния на русское западничество историософских концепций немецкой философии (Фихте, Шеллин­га, и особенно Гегеля), на идеологов раннего народничества оказали воздействие теоретические построения представителей европейского «утопического социализма» начала XIX в. - Сен-Симона, Фурье и Оуэна. Огромную роль сыграл и собственный – народнический социокультурный анализ национальных моделей хозяйства и быта в России.

Основа народнического проекта – концепция «русского общинного социализма». Относясь критически к болезненным процессам становления капитализма в Европе, сопровождаемыми классовыми битвами, обнищанием низших слоев населения, формированием слоя «буржуазных хищников» и расцветом «мещанства», народники «обнаружили» перспективу гармоничного развития России в крестьянской общине. Являясь по своим убеждениям социалистами – сторонниками принципа «социальной справедливости» - народники увидели в общине зачатки будущего социализма в России, который возможно реализовать, минуя стадию капитализма. А.И. Герцену принадлежит обобщенная формула общественного идеала народников: «Мы русским социализмом на­зываем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общинного управления, - и идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедли­вости, к которой стремится социализм»
[19]. Герцен и его последователи считали перспективным вариантом исторического развития России возможность слияния европейских идей социализма с русской практикой общины.

Народничество имело несколько этапов своего становления: 1830-1850-е гг. формирование народнической идеологии в публицистике (Герцен и др.); 1860-е – начало 1870-х гг. – «кружковый» этап; 1874-1876 гг. - «Хождение в народ»; 1876-1881 гг. – деятельность нелегальных организаций («Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля»); 1880-1890-е гг. – либеральное народничество, «идейная атака» марксистов на народнический проект; начало XX в. – формирование политических партий на идеологической базе народничества (эсеры, партия народников-коммунистов и др.).

На всех этапах среди идеологов народничества были сторонники революционного и эволюционного пути достижения идеала социалистического общества, но революционеры, как правило, преобладали. Революционные методы борьбы исповедовали Н.Г. Чернышевский, Н.А. Ишутин, И.А. Ху­дяков, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, П.Г. Заичневский, П.Э. Аргиропуло, М.Л. Михайлов и др.; эволюционные – Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, Н.Н. Обручев, А.А. Слепцов, В.В. Берви-Флеровский, А.В. Долгушин, Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов, И.И. Каблиц, Я.В. Абрамов и др.

Начиная с 1860-х гг. социальную основу народничества составила разночинная интеллигенция – выходцы из различных сословий русского общества. У разночинцев, получивших качественное образование (университетское или средне-специальное), присутствовал «комплекс вины» перед простым народом, стремление к солидарности с ним и желание коренных перемен «во имя народного счастья».

В социально-политическом спектре России народничество соприкасалось в отдельных элементах с конкурирующими идеологическими проектами: с либералами – в концепции предоставления «гражданских прав» населению, с консерваторами – ориентацией на национальные формы жизни и хозяйствования, с марксистами – в стратегии «социалистического идеала» и обоснованием «капитализма» как конфликтной системы «социальной несправедливости». Анархисты, вышедшие из среды народников (М.А. Бакунин и его последователи), разошлись с ними в понимании роли государства. Народники считали важным инициативную роль социалистического (народного) государства в общественных преобразованиях, а анархисты отрицали любые позитивные функции государства, настаивая на его «революционной ликвидации».



Органы печати народников делились на эмигрантские, и издававшиеся в России. К первой группе относились «По­лярная звезда», «Колокол», «Голоса из России», «Вперед», «Русская социально-революционной библиотека», «Набат», «Vorwarts» и др. Ко второй группе изданий относились «Современник», «Русское слово», «Библиотека казанских студентов», «Вестник народной воли», «Русское богатство», «Неделя», «Былое» и др.

Развитие народнической мысли было тесно связано с практикой освободительного дви­жения, с деятельностью кружков и нелегальных организаций. Здесь необходимо выделить кружки А.И. Герцена, Н.В. Станкевича, М.В. Петрашевского, Н.А. Ишутина, Н.В. Чайковского, П.Г. Заичневского, организации - «Общество народного освобождения» (Ткачев), «Земля и Воля», «Черный передел» и «Народная воля». Многие сочинения народников напрямую представляли из себя программы различных кружков и органи­заций.

Ключевыми периодами в эволюции народничества стали этап «Хождения в народ» и деятельность «Народной воли» (1879 -1881 гг.).

Идейную базу «хождения в народ» развивал П.Л. Лавров (1823-1900). Он считал социализм результатом истории передовой общественной науки. По этой причине неграмотное российское крестьянство никогда не сможет прийти к социализму самостоятельно. Внести в сознание народа идеи социализма – эта задача и долг передовой интеллигенции, выполнить который можно лишь действуя на народ непосредственно, «работником в среде работников»[20]. Просвещение народа предполагало поселение революционеров-пропагандистов в дерев­нях или провинциальных городах в качестве учителей, фельдшеров, писарей и т.п., и планомерное, систематическое распространение в народной среде теоретических знаний и социалистических идеалов. Пропаганда как метод просвещения, организации и агита­ции признавалась Лавровым основным средством подготовки и осуществления революции.

В середине 1870-х гг. началось активное «хождение в народ», в котором приняло участие несколько тысяч представителей разночинной молодежи, увлеченных народнической идеологией. Однако пропагандистская работа потерпела крах. Крестьяне воспринимали народников как чужаков, относились настороженно к их «бунтовским речам», нередко доносили на них в полицию. В результате, правительство санкционировало открытие уголовного «дела о пропаганде». Следствие, сопровождаемое массовыми арестами, тянулось с 1874 по 1877 гг. и завершилось громким судебным процессом «193-х».


Неудачи «пропагандистов» заставили многих народников пересмотреть тактику революционной борьбы. Идейным вдохновителем «теории политического заговора» стал П.Н. Ткачев (1844-1885). Он выступал как человек «революционного дела», и противник «революционного слова» - пропаганды. В отличие от Лаврова, Ткачев полагал, что в России революция уже назрела. Народ ненавидит своих господ, он опутан цепями экономической за­висимости, придавлен политическим прессом и, «как всякий раб», готов восстать в любую минуту. Ему не хватает лишь внешнего толчка, сигнала, инициативы, которую и должна проявить народническая молодежь. Революционное меньшинство должно создать «партию действия», организовать государственный заговор, а после прихода к власти - провести революционные преобразования как реализацию «народных чаяний». Революционное государство, по убеждению Ткачева, уничтожит реакционные силы, разрушит старые учреждения, стоящие на пути прогресса, экспроприирует орудия производства, преобразует крестьянскую общину в коммуну, введет обязательную систему обществен­ного воспитания.

П.Н. Ткачев первым в российской общественной мысли использовал институциональный подход к по­литической партии, определяя ее как «институт-организм» или иерархичную структуру, объединенную идеологией и подчинен­ную фиксированным правилам. Дальнейшее развитие этот подход получил уже в работах В. Ленина, М. Острогорского, Р. Михельса и во французской политической социологии второй половины XX века.

Тактические расхождения в среде народников привели к разделу их крупнейшей организации «Земля и воля» (1876-1879) на две отдельные структуры: пропагандистский «Черный передел» (лидеры - Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод) и заговорщицко-террористическую «Народную волю» (лидеры - А.И. Желя­бов, М.Л. Михайлов, С.Л. Перовская). Двухлетний народовольческий период «охоты на царя» окончился убийством Александра II 1 марта 1881 г., крахом надежд на «революционный подъем масс после свержения тирана» и разгромом самой «Народной воли».

В «охранительный период» Александра III народничество продолжает легально существовать в России в двух разновидностях: «эволюционно-либеральной» и «экономической». Либеральные народники (Я.В. Абрамов, Н.К. Михайловский, П.П. Червинский и др.) – были сторонниками «теории малых дел», согласно которой долгом прогрессивной интеллигенции является осознание реальных
, каждодневных нужд и запросов народа, и практическая социальная работа «адресной» помощи нуждающимся. Эта работа (чаще - в земствах) виделась как процесс постепенной социализации, «очеловечивания» капитализма, и медленного, эволюционного движения к народному социализму. Представители экономического направления (В.П. Воронцов, Н.Ф. Даниельсон и др.) считали, что путь к социализму лежит через мирное развитие кооперативных моделей, постепенно «поглощающих» помещичьи и частнокапиталистические формы хозяйствования. Сторонники же Г.В. Плеханова в начале 1880-х гг. покидают «платформу» народничества, и переходят на позиции марксизма.

Основными общими параметрами народнического проекта были:

- критика «деспотизма» русской монархии;

- критика помещичьей эксплуатации российского крестьянства;

- критика капитализма;

- критика западной модели «буржуазной демократии», гарантирующей политические свободы, но не гарантирующей социального равенства, прежде всего - в отношениях к соб­ственности;

- нравственное обоснование общественного идеала (нравственность должна преобладать над экономическими и политическими «целесообразностями» - отсюда активное использование народниками моральных категорий – «справедливость», «солидарность», «нравственные цели революции» и т.д.);

- отрицание «объективности» исторического процесса и акцентирование его «субъективности» и зависимости от деятельности интеллектуальных элит;

- вера в созидающую способность передовой русской интеллигенции возглавить политически-неграмотные массы в направлении справедливого переустройства общества («новые люди» Чернышевского, «критически мыслящие личности» Лаврова, «партийцы-заговорщики» Ткачева, «совестливая интеллигенция» Абрамова и т.д.);

- акцент на самобытности общественных отношений и высокой моральности русских крестьян, в противовес эгоизму и честолюбию западных народов;

- акцент на «социалистических инстинктах» русского крестьянства;

- проекция традиционной крестьянской общины на прогрессивный (будущий) идеал социализма в России;

- отмена исторических сословий, «выравнивание» российского общества на базе общих гражданских прав;

- развитие местного самоуправления на основе традиций «мирских сходок» в русской деревне;

- в экономической сфере - замена частной собст­венности на коллективную; развитие общинных и кооперативных форм «солидарного» труда; общественный доступ к результатам трудовой деятельности; технологическая модернизация общины – с целью повышения ее хозяйственной эффективности;