Файл: Руководство по изучению дисциплины Отечественная история.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 395
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- формирование новой - «интегральной» личности, гармонично развитой в физическом, интеллектуальном и нравственном отношении.
Многие параметры народнического проекта пересекались с проектом русских анархистов.
Анархистский проект. М.А. Бакунин (1814-1876), начинавший как западник, позже став одним из лидеров народничества, в историю общественной мысли все же входит как основатель особого направления – русского анархизма (от греч. an-archia – безвластие). Он представляет собой оригинальный проект радикальной социально-экономической модернизации общества на безгосударственных и самоорганизационных началах. Главное отличие анархизма от народничества состоит в полном отрицании анархистами роли и значения государства, в отказе от любого государственно-регулирующего института в социальной проекции будущего общества. Анархизм отличает так же «интернационализм» общественного идеала, в противовес «национализму» народничества.
Первые попытки систематизированного изложения теории анархизма предпринимались в конце XVIII – первой половине XIX вв. в европейской общественной мысли У. Годвиным, М. Штирнером и Ж-П. Прудоном. Идеология анархизма распространилась в Италии, Испании, Швейцарии, Франции, а наивысший подъем европейского анархизма приходится на конец 1860-х - 70-е гг., когда роль лидера взял на себя русский эмигрант Бакунин. После его смерти и вплоть до 1920-х гг. роль теоретического лидерства в русском и мировом анархизме принадлежала П.А. Кропоткину (до сих пор идеи Бакунина и Кропоткина популярны на Западе, например у современных «антиглобалистов»). Другими значимыми теоретиками анархизма в России являлись Я. Новомирский, М. Корн, А. Карелин, Л. Черный, А. Атабекян, Н. Березин, А. Боровой, И. Ветров, братья Гордины, О. Виконт, В. Волин, М. Дубинский, П. Аршинов, А. Вольский.
При неоднородности анархистского проекта в России, всех идеологов этого направления объединяло, по словам П.А. Кропоткина (1842-1821), признание фундаментального принципа анархии – «отрицание государства, закона, власти», а так же протест против политической, экономической и духовной централизации и иерархизации, приверженность революционному пути преобразования общества. В спектре российской общественной мысли анархизм - это крайне левое направление предельно футуристического плана. В нем сочетаются требования абсолютной личной свободы и социально-экономического равенства, приоритет моральных универсалий («всеобщая справедливость», «всемирное братство») и планетарный масштаб социального конструирования («мировая анархия», «федерации всего человечества» и т.д.) над идеями национализма и патриотизма.
В силу своего нелегального положения значительная часть анархистских идеологов была вынуждена жить и действовать в эмиграции. В самой России второй половины XIX в. идеи Бакунина оказывали влияние на народнические организации «ишутинцев», «долгушенцев», «чайковцев и др. «Чисто» анархическими организациями были лишь кружок С. Ковалика и «Народная расправа», во главе с С.Г. Нечаевым. В эмиграции Бакуниным, в идейной борьбе с «государственником» К. Марксом, было создано «Международное тайное общество освобождения человечества», а в начале XX в. под влиянием Кропоткина создаются такие эмигрантские организации, как «Группа русских анархистов» (М. Дайнов), «Хлеб и воля» (Г. Гогелия); «Анархисты-синдикалисты» (Я. Новомирский), «Братство вольных общинников» (А. Карелин) и т.д.
После разгрома «Народной расправы» (1869), в России анархистские организации и группы появляются лишь в начале XX в. (после 1903 г.). Крупнейшими из них были «Чернознаменцы», «Безначальцы», «Хлебовольцы», «Борьба», «Безмотивники», «Коммунары», «Союз народной мести», «Набат», «Союз анархо-синдикалистской пропаганды», «Голос труда», «Авангард», «Почин» и, наконец, «Революционная повстанческая армия Украины» (махновцы).
Анархисты приняли самое активное участие в революционных событиях 1905 г., а так же в революциях Февраля и Октября 1917 г. Во время Гражданской войны часть анархистов действовала как самостоятельная политическая сила (наиболее значительным выражением которой стало махновское движение), а часть поддержала большевиков. Однако в начале 1920-х гг. анархические организации в России были запрещены Советской властью. Некоторые бескомпромиссные идеологи анархизма были уничтожены (напр. Л. Черный), некоторые остались в Советской России и адаптировались к новым условиям (напр. Я. Новомирский, А. Боровой), а другие вновь обрели привычный мир эмиграции (напр. В Волин, П. Аршинов).
Важнейшими печатными изданиями, отражающими специфику анархистского проекта, являлись: «Народное дело», «Община», «Хлеб и Воля», «Буревестник», «Труд и Воля», «Безначалие», «Бунтарь», «Молот», «Голос анархиста», «Анархический вестник», «Вольный голос труда», «Путь к свободе», «Анархия» и др. Кроме того, в начале XX века анархисты выпускали и широко распространяли свои листовки.
Анархисты являлись критиками абсолютно всех идеологических проектов в России, предполагающих сохранение, в той или иной форме, государственности. Как отмечал А.А. Карелин, «Анархисты считают всякое государство консервативным, так как оно сохраняет старинные вредные учреждения - власть и собственность»
[21].
Основные параметры анархистского проекта заключаются в следующем:
- биосоциальная природа человека и общества предполагает отмену всех принудительных институциональных ограничений естественных проявлений человеческой сущности – прежде всего отмену государства и формального права;
- человеческой личности необходимо предоставить абсолютную свободу, которая может самоограничеваться лишь «естественными» нормами морали;
- функционирование и развитие общества предполагается на основе самоорганизации, тотального самоуправления в пределах свободных ассоциаций, и федерализма (и даже глобального конфедерализма) – как реализации принципа взаимоотношений и взаимовыгодного сотрудничества любых свободных (не принудительных) человеческих объединений;
- в экономической сфере – тотально-коллективистское обобществление собственности и орудий производства (артельное, ассоциативное, кооперативное, синдикатное и т.д.); децентрализованная организация автономных хозяйств на принципах добровольности, равенства, справедливости, самоуправления - вплоть до трудовых объединений людей на основе однородных потребностей (Л. Черный: «Табачные фабрики будут принадлежать курильщикам, пивные - бахуситам и т д.»[22]);
- путь к этому лучшему будущему лежит исключительно через широкую социальную революцию, поскольку элиты «старого мира», все политические, экономические и юридические эксплуататоры общества не согласятся добровольно утерять свое привилегированное положение;
- акцентирование «бунтовской», революционной природы русского народа; рассмотрение России как перспективного очага «всемирной анархической революции».
Русский анархизм был крайне радикальным, максималистским направлением, ориентированным на скорое достижение своих целей через революционный перелом в обществе. Анархисты требовали не просто преобразования государства, а немедленного и полного его уничтожения, и создания на его месте нового экономического и социального порядка (Анархии). Цели революции анархисты видели в освобождении общества от государственного и духовного авторитаризма, в разрушении принудительных объединений, упразднении всех административных, судебных, гражданских и военных установлений и, наконец, в достижении «абсолютного» идеала свободы, равенства и справедливости. Анархисты связывали радикальный слом старого мира и возможность реализации нового социального проекта с «революционным вдохновением» и созидающим творчеством масс. «В революции должно быть 3/4 фантазии и 1/4 действительности» - полагал, например, М.А. Бакунин.
Однако, значительный «идейный удар» по народничеству и анархизму в конце XIX в. наносит другое революционное направление - русский марксизм.
Марксистский проект. Немецкий философ и экономист Карл Маркс (1818-1883), являясь скорее «кабинетным ученым», чем активным политическим деятелем, открывает, тем не менее, «новую страницу» российской и мировой истории. В своих работах «Манифест Коммунистической партии», «К критике политической экономии», «Немецкая идеология», «Капитал» и др. Маркс закладывает основы «диалектического и исторического материализма»[23], выявляет «объективные закономерности» и универсальные «формации» общественного развития, доказывает неизбежность «классовой борьбы» и счастливого коммунистического «окончания истории».
Еще 1840-50-х гг. русские западники - П. В.Анненков, В.Т. Белинский и др. впервые познакомились с идеями марксизма, а эмигрантские радикалы из России - А.И. Герцен, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин знали К. Маркса лично, и прекрасно ориентировались в его теоретических построениях. Марксизм, таким образом, опосредовано влиял и на русский либерализм, и на народничество, и на анархизм. В 1860-70-х гг. появились первые переводы на русском языке некоторых работ К. Маркса (и его соратника - Ф. Энгельса). К концу XIX – началу XX вв. в интеллектуальных кругах России К. Маркс становится наиболее известным и популярным политическим автором, а сам марксизм приобретает очертание «религиозного откровения», оказавшего влияние даже на философию «серебряного века» (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и др.). Многие русские мыслители и общественные деятели были буквально очарованы логической стройностью и экзистенциальным «революционным духом» марксисткой теории. Активному распространению марксизма в России способствовал бывший лидер народнических организаций «Земля и воля» и «Черный передел» Г.В.Плеханов (1856-1918).
В начале 1880-х гг. Плеханов, новым кумиром и безусловным научным авторитетом для которого становится К. Маркс, резко расходится с идеологами народничества, и наносит им чувствительный «идейно-политический удар». По мнению Плеханова, главный недостаток народнического проекта состоял в том, что «данный идеал общественного устройства рассматривался с точки зрения его желательности для данной группы интеллигенции, а не с точки зрения отношения его к объективному ходу общественного развития»[24]. В своих работах «Социализм и политическая борьба» и «Наши разногласия» Плеханов выдвинул ряд ключевых положений русского марксизма: основа для анализа общественного развития России - политическая философия, базирующаяся на материалистической диалектике Маркса; отрицание особого характера развития России (она должна пройти тот же путь, что и страны Западной Европы); прогрессивному экономическому развитию России препятствует крестьянская община и абсолютная монархия; социалистическая революция станет закономерным итогом продолжительного развития русского капитализма.