Файл: Руководство по изучению дисциплины Отечественная история.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 396

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Критикуя анархистский проект («Очерки по истории материализма»), Плеханов утверждал, что надежды на перманентную революционную самоорганизацию угнетенных народных масс («природных бунтарей и анархистов») – безосновательны, а успех сопутствует не волюнтаристам, а тем революционерам, которые «улавливают» тенденции развития общества, и имеют социальную опору в виде определенных классов и политических партий. Плеханов так же впервые высказывал мысль о «мелкобуржуазном» характе­ре народничества и анархизма, которую поддержал и в дальнейшем развил другой крупнейший марксистский идеолог в России - В.И Ульянов (Ленин - 1870-1924).

Ключевыми авторами марксистского проекта в России так же являлись А.Н. Потресов, Л. Мар­тов, М.П. Неведомский, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатьев, П.П. Маслов, А.А. Богданов, И.Т. Церетели, Л.Д. Троцкий, А.В. Луначарский, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каме­нев, В.В. Воровский, Н.И. Бухарин, И.В. Сталин и др.

Еще до работ Плеханова в России стали появляться первые марксистские организации – в Одессе «Южнороссийский союз рабочих» (1875 г., лидер - Е.О. Заславский) и в Петербурге «Северный союз русских рабочих» (1878 г., лидер - В.П. Обнорский). Важнейшей вехой марксистского движения стала организация Г.В. Плеха­новым в Женеве группы «Освобождение труда» (1883), куда вошли бывшие народники В. Засулич, П. Аксельрод, Л. Дейч и др. Группа, ставившая целью распространение марксизма в России, трудилась весьма активно, издав с 1883 по 1903 год около 250 работ. Параллельно с группой Плеха­нова в самой России действовало несколько марксистских кружков - Д.И. Благоева, Н.Е. Федосеева, М.И. Бруснева и др. Они были немногочисленны, состояли в основном из студенчества и интеллиген­ции. Попытку объединить разрозненные марксистские кружки в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (1895 г.) предприняли В. Ленин и Л. Мар­тов, но вскоре они были арестованы и сосланы в Сибирь. В 1898 г. в Минске, при отсутствии крупнейших марксистских лидеров (находились в эмиграции или ссылке), состоялся I съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).

Важнейшими печатными изданиями в рамках марксистского проекта были: «Южный ра­бочий», «Вперед», «Искра», «Заря», «Про­летарий», «Новая жизнь», «Волна», «Эхо», «Социал-демократ», «Звезда», «Правда», «Мысль», «Просвещение», «Единство», «Призыв», «Голос социал-демократа», «Наша заря», «Социалис­тический вестник» и др.

Базовыми параметрами марксистского проекта в России являлись:

- претензия на универсальность и «истинную научность» марксистской теории, ярко выраженную, например, формулой Ленина: «Марксистское учение бессмертно, потому что оно – верно!»;


- примат экономики (экономический «базис») над политикой, культурой и идеологией («надстройка»);

- приверженность исторической теории универсальных общественно-экономических формаций К. Маркса (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая, коммунистическая);

- биполярная основа социальной структуры в истории человечества – деление обществ на «класс эксплуататоров» и «класс эксплуатируемых»;

- классы определяются зависимостью положения членов общества в способе производства и трактуются как совокупность индивидов, объективно связанных общим экономическим статусом;

- акцентирование антагонизма (противоположности) экономических и политических интересов эксплуататоров и эксплуатируемых (рабы и рабовладельцы; феодалы и крестьяне; капиталисты и пролетариат);

- признание «борьбы классов» главным фактором исторического прогресса;

- признание революции высшим выражением классовой борьбы;

- выявление закономерностей исторического движения России к социализму и коммунизму, через последовательное прохождение формаций «феодализма» и «капитализма»;

- критика «крестьянского идеализма» народничества;

- критика «анархистских иллюзий» в способности «широких масс» русского народа к «революционной самоорганизации»;

- масштабная критика системы «капиталистической эксплуатации» (источник прибыли - не обращение капитала, а труд наемных работников, которые трудятся больше времени, чем им оплачивается. Эта «украденная» разница - основа прибыли владельца средств производства);

- акцент на необходимости активной политической борьбы рабочего класса в союзе с «отстающим» крестьянством для реализации своих «фундаментальных» экономических интересов;

- ставка на пролетариат как движущую силу социалистической революции, при организующей роли марксистской партии;

- «диктатура пролетариата» как единственно продуктивный тип революционного социалистического государства, способного окончательно покончить с капитализмом;

- ликвидация института частной собственности;

- обобществление средств производства - путем экспроприации у собственников и передачи тем, кто на них трудится;

- интернационализм, вера в конечное торжество «мировой пролетарской революции» и глобального коммунизма;

- формирование принципиально новой, предельно социализированной личности коммунистического общества, лишенной «частнособственнических инстинктов» и «родимых пятен» предшествующих исторических этапов («от каждого - по способностям, каждому – по потребностям»).



 

II съезд РСДРП (1903 г.) стал «водоразделом» между двумя направлениями русского марксизма: эволюционно-выжидательным «меньшевизмом» (Л. Мар­тов, А. Потресов, Г. Плеханов и др.) и радикальным «большевизмом» (В. Ленин, Н. Бауман, А. Богданов и др.). В оценках данного «раскола» у историков нет единого мнения. В советский период большевистское направление было названо «подлинным марксизмом», а меньшевистское – «буржуазным» и «ренегатским» (т.е. отступающим от «истинного учения»).

Со времен «перестройки» стала доминировать точка зрения, что развитие марксизма по большевистскому варианту прервало возможность утверждения меньшевистской социал-демократической (в западном понимании) модели эволюционного движения России к европейскому типу социализма (социальному государству.).

Третью позицию олицетворяют как часть эмигрантских историков (евразийцы, Н. Устрялов, Н. Бердяев, М. Агурский и др.), так и ряд современных российских ученых (А. Панарин, А. Зиновьев, С. Кара-Мурза, А. Дугин и др.). Согласно этой позиции, большевизм (прежде всего, в лице Ленина) - в отличие от меньшевизма, преодолел догматический марксизм как направление западной мысли. Большевизм умело задействовал механизмы российской общинной психологии в период утверждения у власти, а в процессе реализации радикальной версии социалистической модернизации и вовсе «переродился» в национальном ключе, создав «продвинутую» советскую версию традиционной конкуренции в цивилизациионном противостоянии с Западом.

В этой связи любопытно привести мнение бывшего министра иностранных дел в «белом» правительстве А.В. Колчака – проф. Ю.В. Ключникова. Уже после гражданской войны он отмечал, что большевики «и не славянофилы, и не западники, а чрезвычайно глубо­кий и жизнью подсказанный синтез традиций нашего сла­вянофильства и нашего западничества»[25]. Соединение элементов западного марксизма с традиционализмом и ментальностью «российской почвы» в дальнейшем наиболее заметно проявится в период правления И.В. Сталина, и по инерции во многом сохранится до «Перестройки».

К заслугам марксизма в России можно отнести и то, что именно его теоретические конструкции более чем на сто лет приобщили отечественную интеллигенцию к системному мышлению, к рациональной логике научного анализа, к интеллектуальной самодисциплине.

Однако эволюция советского марксизма дает нам и показательный «исторический урок». Официальное утверждение марксизма-ленинизма в качестве неоспоримого «научного откровения» и «единственно верной теории» привело к замене возможностей научного творчества системой «застывших» марксистских догм середины XIX в. и ленинских тезисов начала XX в. Именно это стало главной причиной духовного кризиса советской системы, и привело к крушению великого государства. Официальные идеологи догматического марксизма-ленинизма не смогли ответить на новые вызовы современной истории.


***

Возникшие в XIX в. идеологические проекты в России во многом определили ход дальнейшего развития отечественной и мировой истории в XX столетии, ставшим «веком идеологий».
Вопрос 3. Россия на рубеже веков.

 

Геополитические и социальные особенности Российской империи рубежа веков. К концу XIX – началу ХХ века, по сути, завершилось формирование Российской империи, было достигнуто геополитическое равновесие ее границ. Это было уникальное государственное образование с многонациональным населением и различным вероисповеданием. По размеру территории – 22,2 млн. кв. км (16,8% обитаемой суши) оно занимало второе место в мире после Британской империи, а по численности населения – третье, после Британии и Китая. К 1914 году, благодаря высоким показателям прироста, численность населения возросла до 175 млн. человек.

Более 200 народов, говоривших на 146 языках и наречиях, проживало в нашей стране. Славяне, говорившие на 16 языках, были самыми многочисленными. До 1917 года термин «русские» употреблялся как общее название трех восточнославянских народов: великороссов, малороссов и белорусов, которые составляли абсолютное большинство населения – 83,3 млн. человек (71,9%). На втором месте стояли тюркские народы: 4 млн. казахов и 3,7 млн. татар. На территории Российской империи (включая Царство Польское) находилась самая многочисленная в Европе еврейская диаспора – 5,8 млн. человек. Более миллиона человек насчитывали армяне, мордва, латыши, молдаване, немцы, эстонцы. В стране проживало большое число народностей, насчитывающих в своем составе всего несколько тысяч, а то и несколько сот человек (например, в 1911 году камчадалов было 2182, а юкагиров – 723 человека).

Для всех народов, проживавших на территории империи, российское законодательство было одинаковым – все считались подданными российского императора. По религиозному составу 76% подданных царя были православными христианами; 11,9% исповедовали ислам; 3,1% — иудаизм; 2% — протестантизм и 1,2% — католицизм. Остальные были приверженцами буддизма, шаманизма, конфуцианства и других религий.

Показатели доли городского населения и уровня образования ярко отражают процесс перехода от аграрного к индустриальному обществу. Только 18% (30 млн. человек) проживало в городах. В начале века в России было зарегистрировано 865 городов и 1600 поселков городского типа. В 1914 году более миллиона жителей насчитывали две столицы – Москва (1,6 млн.) и Петербург (2,3 млн.). По уровню грамотности (30% населения) страна занимала одно из последних мест в Европе. Потребность всех слоев населения к получению образования учитывалась царским правительством. В это время неуклонно происходит рост числа гимназий, церковно-приходских школ, реальных училищ, высших учебных заведений.


Особенности экономического развития России отразились на социально-классовой структуре общества, в котором сохранялось деление на сословия. Дворяне, являвшиеся опорой самодержавия, составляли только 1,5% общего числа населения. Из них только две трети были потомственными. Сила дворянства состояла в частном землевладении, близости к императору, обладании ведущими позициями в государственном управлении. Существенным источником дохода и политической силы дворян  являлась государственная и военная служба. По социальному положению к дворянству примыкало духовенство, которое  составляло приблизительно 0,5% населения.

Самым многочисленным сословием было крестьянство, насчитывавшее 97 млн. человек (77% общего населения). После отмены крепостного права в 1861 году, хотя и медленно, но все же шло его расслоение. К началу ХХ века деревенская беднота составляла около 50% всего крестьянства, 30% были середняками, а 20% – зажиточными. Наряду со старой сословной структурой в России начинает складываться новое классовое строение общества. Растет численность буржуазии и промышленного пролетариата. Однако буржуазия не была монолитной. В ее составе можно выделить крупную, среднюю и мелкую. Самым могущественным, в финансовом отношении, классом была крупная буржуазия, сформировавшаяся уже в начале века и пользовавшаяся поддержкой царя и правительства. Из наиболее влиятельных семей российских предпринимателей выделяются Бахрушины, Гучковы, Елисеевы, Морозовы, Поляковы, Прохоровы, Рябушинские, Третьяковы. В этой социальной группе наблюдается и присутствие потомственных дворян, влияние которых, благодаря родственным связям с высшей бюрократией и богатству, было значительным. Это - Апраксины, Голицыны, Долгорукие, Львовы, Оболенские и др. Представители 123 аристократических фамилий занимали директорские и наблюдательные посты в 250 акционерных обществах и компаниях. Крупная буржуазия была многонациональной – кроме русских, в нее входили представители многих национальностей: армяне, азербайджанцы, греки, евреи, немцы, поляки, татары, украинцы и др.

В социально-экономической и политической жизни России начала века большую роль сыграл пролетариат, быстрый рост которого объясняется пополнением его рядов выходцами из беднейших слоев крестьянства. 10-14 млн. человек насчитывает рабочий класс в это время. Основной костяк составляли рабочие крупных промышленных предприятий и транспорта. При этом, длинный рабочий день (до 11,5 часов дневной смены, по законодательству) сочетался, как правило, с низкой заработной платой, высоким травматизмом на производстве, отсутствием профессиональных союзов и скверными жилищными условиями. Существенной особенностью развития России была концентрация пролетариата на больших предприятиях и в крупных промышленных районах (Москва, Петербург, Киев, Харьков, Одесса, Баку и др.). Только в одном Петербурге было сосредоточено 10% фабрично-заводских рабочих.