Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине История государства и права России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 316

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


32. Судебная реформа 1864 г.

Судебная реформа 1864 года впервые в России вводила гласный, бессословный и независимый от администрации суд, основанный на принципе состязательности сторон. Был учрежден институт следователей, адвокатура, присяжные заседатели, определявшие виновность или невиновность подсудимого. Видную роль в подготовке этой реформы сыграл известный юрист статс-секретарь Государственного совета С.И. Зарудный, под руководством которого к 1862 году были выработаны основные начала нового судоустройства и судопроизводства. Принято считать, что судебная реформа началась 20 ноября 1864 года, когда Александр II подписал Указ Правительствующему сенату, утвердивший четыре законодательных акта: Учреждение судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав гражданского судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В последующем эти акты стали именоваться судебными уставами.

По судебной реформе 1864 года страна была разделена на судебные округа. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями или городской думой на три года, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Для апелляции дел, рассмотренных мировым судом, собирался съезд мировых судей. Общий суд состоял из окружного суда и судебной палаты. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные дела с участием присяжных заседателей. Судебные палаты рассматривали апелляции по делам окружного суда и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения всех судов, поданные на кассацию.

Новое судопроизводство строилось на всесословных началах. Однако для крестьян сохранялся особый (волостной) суд. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи – Сенатом. Вводился важный принцип несменяемости судей. Для производства уголовных дел вводился институт присяжных заседателей. Они отбирались по жребию из общих списков присяжных, которые утверждались губернаторами.


Приговор суда присяжных подлежал кассации только в Сенате. Присяжные руководствовались здравым смыслом, жизненным опытом и совестью. Это создавало заслон судебному произволу. Принципы и институты судебной реформы действовали как единый механизм, дополняли друг друга, обеспечивая тем самым формирование в царской России новой юридической конъюнктуры, направленной на обновление системы российского правосудия, формирование высококвалифицированных юридических кадров, утверждение принципов создания равного, справедливого, гуманного суда.

Александр II испытывал к судебной реформе непростые чувства: признав ее необходимость, он опасался ее последствий. Однако за новым судом была серьезная общественная поддержка.
33. Земская реформа 1864 г. и городская реформа 1870
Составной частью начавшихся преобразований стали реформы местного самоуправления, в ходе которых государство попыталось привлечь к управлению экономикой на местах, к развитию местного хозяйства формирующиеся предпринимательские слои дворянства, крестьянства, юродских жителей.

Земская и городская реформы частично реанимировали екатерининское обветшавшее самоуправление и преобразовали его, расширив круг его хозяйственных полномочий. Земская реформа («Положение о губернских и уездных земских учреждениях» от I января 1864 г.) создала в губерниях и уездах систему представительных органов – уездные и губернские земские собрания. Их члены назывались «гласными» и избирались на 3 года в ходе двухстепенных выборов, в которых участвовало все местное население, разделенное на три избирательные курии: землевладельцев (к ним причислялись собственники земли от 200–800 дес. по разным уездам), городских собственников (владельцы предприятий или домов, оцененных суммой в 500–3 тыс. рублей в разных городах), представителей крестьянских обществ, выдвинутых предварительно на волостных сходах.

Эти курии избирали выборщиков, а выборщики на своих собраниях избирали депутатов (гласных) в уездные собрания (от 10 до 96). На уездных собраниях избирались члены губернского собрания ( от 15 до 100 ). Депутатами земских собраний могли стать мужчины не моложе 25 лет, не опороченные по суду.

Земские собрания, как в уезде, так и в губернии, собирались один раз в год (своеобразные сессии), заседали несколько дней, решая насущные проблемы. В перерывах между ними действовали управы (председатель и 2–6 членов), избиравшиеся из числа гласных. Члены управ работали постоянно и получали жалованье из земских сборов, размеры которого определялись собранием. Председателем земского собрания по должности являлся предводитель дворянства.


Земские органы создавались «для содействия правительству в ведении местных хозяйственных дел». Земства занимались экономикой, просвещением, медицинским обслуживанием, строительством дорог, агрономической и зоотехнической помощью, общественным призрением и т.п. В компетенцию земских органов входило также распределение государственных и утверждение местных налогов. На земские сборы, установленные для всех категорий населения, строились школы и больницы, богадельни и ночлежные дома, дома престарелых и сирот. Земские органы работали под непосредственным контролем и в тесном контакте с государственными органами. Производить сборы и проводить в жизнь решения им помогали уездные исправники, важнейшие их решения требовали санкции губернатора, который утверждал и выборы уездных земских управ. Председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел.

Не занимаясь политикой, земства внесли огромный вклад в развитие отечественного хозяйства и культуры. Они подготовили почву для введения в стране всеобщего начального обучения. Работа в земских органах способствовала формированию гражданского сознания, российской ин-теллигенции, выходившей из разных слоёв населения. В 1865–1867 гг., к примеру, дворяне составляли 46 % гласных, свыше 34 % крестьяне, 10,2 % купцы, оставшуюся часть делили между собой духовенство и представители других сословий.

Земская реформа была проведена в 34 из 59 российских губерний. Её положения не действовали на территории Польши, Финляндии, в Прибалтике, где имело место своё особое национальное управление. Они не распространялись на Сибирь, некоторые обширные северные и южные губернии (Архангельскую и Астраханскую), в которых отсутствовали дворянство и помещичье землевладение.

Городская реформа проводилась по принципу земской («Городовое положение» утверждено в 1870 г.). В городах создавались бессословные городские думы – распорядительные органы – и городские управы в качестве их постоянного исполнительного органа. Функции и подконтрольность этих органов были аналогичны земским. Строились они на чисто буржуазной, цензовой основе, без учета сословной принадлежности. В выборах участвовали все плательщики городских налогов, начиная с 25-летнего возраста, разделенные на 3 разряда. Каждый разряд состоял из собственников, уплачивавших по 1/3 общей суммы налогов: крупных, средних, мелких. Каждый разряд давал 1/3 членов Думы. Естественно, что представительство первых двух категорий собственников (владельцев недвижимости) было большим. Имущественный ценз ограничивал количество избирателей, участвовавших в выборах.


Городские думы и управы действовали в течение 4 лет. В составе дум работало от 30 до 72 депутатов (в Москве – 180, в Санкт-Петербурге – 250). Городской голова, возглавлявший управу, и члены её избирались Думой и получали жалованье. В компетенцию городского управления входило благоустройство, попечение о развитии торговли, устройство больниц, школ, противопожарные меры и городское налогообложение. К концу столетия городское самоуправление было введено в 621 городе из 707.

Избирательное право, введенное в России реформами, ещё не было прямым, всеобщим и равным. Оно покоилось на разделении избирателей по полу, имущественному (для собственников) и возрастному цензу, многостепенности (для крестьян). И все же оно стало более демократичным, чем прежде. Избирательным правом обладали крестьяне, в которых царское правительство видело опору своей власти. Женщины же, не получив активного права, имели пассивное избирательное право. Их имущественным цензом могли пользоваться по доверенности мужья и сыновья.

34. Контрреформы 80-90-х гг. XIX в. в России
Великие реформы были непоследовательными и нерешительными, к тому же уже в конце царствования Александра II они сменились контрреформами. Предпосылки контрреформ:

Идеологическая, юридическая и организационная база реакции, созданная при Николае I («теория официальной народности», законы второй четверти XIX века, мощный репрессивный аппарат).

Революционный террор 60-х – начала 80-х гг. XIX в.

Ответные репрессии властей.

Первые контрреформы были проведены Александром II, когда политические дела стали передавать военным судам и Особому присутствию Сената. Одновременно были разрешены арест и ссылка любого лица, подозреваемого в политических преступлениях (в административном порядке, без суда и санкции прокурора). В 1878-1880 гг. были казнены 22 террориста, а в 1880 г. была создана Верховная распорядительная комиссия во главе с генералом М.Т. Лорис-Меликовым, который фактически стал российским диктатором.

После убийства Александра II новый император Александр III (1881-1894 гг.) довёл контрреформы, начатые его отцом, до конца. Была создана мощная политическая полиция, не зависимая от судебной власти (Охранные отделения в Петербурге и Москве, а также Департамент полиции, действовавший по всей империи). Началось укрепление самодержавия и усиление великодержавного шовинизма. Уже в Манифесте о вступлении Александра III на престол, текст которого написал главный идеолог российской реакции К.П.Победоносцев, подчеркивалось, что твёрдым намерением нового императора является «утверждать и охранять» самодержавие. Формулой национальной политики стал девиз «Россия для русских!», были организованы первые в истории России еврейские погромы, ликвидирована автономия Финляндии.

Были проведены судебная, земская и городская контрреформы. Выборные мировые судьи были заменены назначенными губернскими властями городскими судьями и земскими начальниками. Усилился контроль губернской администрации за земством, был повышен имущественный ценз на выборах в земские собрания и городские думы.

В Петербурге, Москве и десяти губерниях, в том числе в Тульской, был введен режим «усиленной охраны» (чрезвычайного положения). Юридически режим «усиленной охраны» был закреплен «Распоряжением о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведении определенных местностей в состояние Усиленной Охраны» 1881 г., которое Р.Пайпс назвал «настоящей конституцией» Российской империи и самым важным законодательным актом в её истории в 1861-1905 гг. В результате принятия этого «Распоряжения» в России, по его мнению, были созданы «все элементы полицейского государства» (объявление любых попыток граждан участвовать в политической жизни преступлением, всевластие политической полиции, жесткая цензура, чрезвычайная юстиция и др.). Позже опыт этого полицейского государства был использован большевиками для строительства современного тоталитарного государства, что было связано с тем, что их вожди выросли в полицейском государстве Александра III (Ленин родился в 1870 г., Сталин и Троцкий – в 1879 г.).

35. Оформление конституционной монархии в России. Государственная Дума.

Революция 1905-1907 годов привела к изменениям в государственно-политическом строе России:

1) абсолютная монархия превратилась в конституционную, так как появилась государственная дума, ограничившая власть царя;

2) население получило политические права и гражданские свободы (слова, союзов, собраний, митингов), на основе свободы союзов возникла многопартийность. Возникли новые политические партии: октябристов, кадетов, черносотенцы. Легализовалась деятельность эсеров и социал-демократов (большевики и меньшевики впоследствии).

Эти изменения закреплял Манифест 17 октября 1905 года. Он закреплял следующие правовые принципы:

1) гражданской свободы личности;

2) буржуазного конституционализма (конституция - это закон об участии народа в управлении государством).

По Манифесту, все сословия получили право участвовать в выборах в государственную думу, но избирательное право было неравным (1 голос помещика = 3 голоса буржуазии = 16 голосов крестьян = 45 голосов рабочих), непрямым (помещики, буржуазия - 2 ступени, рабочие - 3 ступени, крестьяне - 4 ступени), не всеобщее (не участвовали в выборах, женщины, военные, учащиеся до 25 лет, с/х рабочие). Манифест закрепил создание государственной думы. Образование думы провозглашалось еще законодательными актами 6 августа 1905 года.