Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине История государства и права России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 317
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По Манифесту 17 октября закреплялось создание Госдумы. Образование Госдумы провозглашалось законодательными актами 6 августа 1905 года. По ним Госдума провозглашалась законосовещательным органом, однако углубление революции вынудило царя дать Госдуме законодательные полномочия по Манифесту 17 октября. Манифест вносил в государственный строй изменения, закрепленные впоследствии в Основных законах Российской Империи, опубликованных в апреле 1906 года. Из них устранялась характеристика царской власти как ограниченной, так как в ст.7 говорилось, что император осуществляет законодательную власть вместе с Госсоветом и Госдумой. Законопроекты, не принятые Госсоветом и Госдумой, признавались отклоненными (раньше законы принимал только царь). Таким образом, Госсовет и Госдума составили двухпалатный парламент. Палаты были равны, так как законопроект принимал силу закона только после утверждения его каждой из палат. Верхней палатой являлся Госсовет, образованный еще в 1810 году как законосовещательный орган. Но по Основным законам РИ 1906 года Госсовет из законосовещательного органа превращался в законодательный. Изменился порядок формирования Госсовета: если раньше он назначался царем, то теперь царь назначал только половину членов Госсовета, а другая половина избиралась с учетом принципа сословности и имущественного ценза. Поэтому рабочие и крестьяне не получили доступа в Госсовет. Такой состав Госсовета давал царю возможность не пропускать законопроекты, принятые Госдумой, но не приемлемые для царя. Нижняя палата, Госдума, полностью избиралась всеми сословиями. Кроме принятия законов Госдума получила право утверждать бюджет, военный контингент, суммы иностранных займов.
36. Аграрная реформа 1906‒1910 гг. Деятельность П. А. Столыпина
В 1906–1911 гг. Председателем Совета министров являлся П. А. Столыпин (1862–1911). Он происходил из старинной дворянской семьи, получил блестящее образование. Столыпин обладал твёрдым, властным характером и блестящими ораторскими способностями. Его речи в Думе производили большое впечатление на депутатов. В 1905 г. Столыпин был назначен губернатором в особенно беспокойную Саратовскую губернию, где «прославился» жестоким подавлением крестьянских бунтов.
Твёрдость и решительность Столыпина были оценены в верхах. В апреле 1906 г. Столыпин был назначен министром внутренних дел
, а в июле того же года – Председателем Совета министров. Убеждённый монархист, сторонник «твёрдой власти», Столыпин выступал за модернизацию России, развитие экономики и культуры. Суть его программы, выраженная во фразе «Сначала успокоение, а потом реформы», означала необходимость подавления революции и наведения порядка как условие дальнейших преобразований.
Столыпинская аграрная реформа. Основной принцип реформы – замена общинного землепользования индивидуальным землевладением – предложил ещё в 1902 г. С. Ю. Витте, но тогда царь его отверг. Крестьянское движение в годы революции заставило искать пути решения аграрного вопроса, но так, чтобы не нанести ущерба помещикам. Проведению реформы предшествовал ряд мер: с 1 января 1907 г. отменялись выкупные платежи крестьян. Разрешалась продажа земель крестьянам через Крестьянский банк. Крестьян уравняли с остальными сословиями в паспортном отношении.
Цели аграрной реформы:
1. Разрушить крестьянскую общину.
2. Развивать капитализм на селе без ущерба для помещиков.
3. Ликвидировать малоземелье крестьян и феодальные пережитки.
4. Создать «крепкого» крестьянина – «опору порядка» в деревне.
5. Ликвидировать революционную активность на селе, выселить особенно беспокойных крестьян за Урал на свободные земли.
6. Создать систему всеобщего начального образования на селе.Разрушение общины. Суть реформы была изложена в указе 9 ноября 1906 г. Указ устанавливал «право свободного выхода из общины с «укреплением» (закреплением) в собственность «домохозяев» (крестьян), переходящих к личному владению, участков из «мирского» (общинного) надела». Крестьянин мог потребовать вместо выделенных ему разрозненных полос в разных полях предоставления равноценного участка в одном месте (óтруб). Если хозяин переносил на него свой двор с хозяйственными постройками, то возникал хутор.
Из общины выходили в основном «крайние» по имущественному положению крестьяне – бедняки и зажиточные. Первые старались продать свои наделы и либо уйти в город, либо переселиться на свободные земли Урала и Сибири. Ими было продано свыше 3,4 млн. десятин земли. Покупали эти землю не только богатые, но и крестьяне-середняки. Столыпин не скрывал, что он делает ставку «не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных» крестьян.
Переселение крестьян на земли Урала и Сибири. Правительство оказывало содействие переселению крестьян на свободные земли. За 1907–1914 гг. за Урал переселилось 3,3 млн. крестьян. Они получали денежную ссуду на обзаведение хозяйством. Но не все смогли стать домохозяевами: многие поступили в батраки к местным старожилам, свыше полумиллиона вернулось обратно в Россию. Причины: нежелание местной администрации помочь переселенцам; противодействие переселенцам коренных народов Сибири.
Результаты столыпинской реформы.
Столыпин полагал, что для завершения аграрной реформы потребуется 20 лет. За это время он намеревался провести и ряд других преобразований – в области местного управления, суда, народного просвещения, в национальном вопросе и т. д. «Дайте государству двадцать лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешнюю Россию», – говорил Столыпин.
За 1907-1914 гг. из общины вышло 25 % крестьян, а заявления о выходе подали 35 %. В результате образовалось около 400 тыс. хуторских хозяйств (1/6 вышедших). Не все они были «кулацкими»; зажиточных хуторян насчитывалось около 60 %. Возникновение слоя хуторян-фермеров вызывало протест со стороны крестьян-общинников, которое выражалось в порче скота, посевов, инвентаря, избиении хуторян. Только за 1909–1910 гг. полиция зарегистрировала около 11 тыс. фактов поджога хуторских хозяйств.
В течение 7 лет действия реформы были достигнуты успехи в сельском хозяйстве: посевные площади возросли на 10 %; на 1/3 увеличился хлебный экспорт. Крестьяне в 3,5 раза увеличили затраты на покупку сельскохозяйственных машин – с 38 млн. до 131 млн. рублей. Реформа стимулировала развитие промышленности и торговли. Масса крестьян устремилась в города, увеличивая рынок рабочей силы. В итоге возрос спрос городов на продукцию сельского хозяйства.
Конец карьеры П. А. Столыпина.
Властный и независимый, Столыпин восстановил против себя многих – и слева и справа. Вокруг премьера плели интриги придворная знать и Г. Распутин. Царь всё более тяготился Столыпиным. Весной 1911 г. премьер-министр подал прошение об отставке, однако царь решил повременить. За 5 лет пребывания Столыпина у власти на него было совершено 10 покушений со стороны революционеров, которые не могли простить разрушения общины – «ячейки будущего крестьянского социализма». 1 сентября 1911 г. эсер-максималист адвокат Д. Богрóв при попустительстве полиции во время представления в Киевском оперном театре в присутствии царя с семьёй двумя выстрелами из браунинга смертельно ранил Столыпина.
Реформы П. А. Столыпина: многообразие мнений.
Существуют две противоположные точки зрения на деятельность П. А. Столыпина:
I. Советская точка зрения:
Столыпин ограничил демократические достижения революции 1905–1907 гг., поскольку он:
1. Репрессировал революционеров, учредил военно-полевые суды.
2. Столыпин был инициаторм третьеиюньского переворота.
3. По подготовленному Столыпиным новому избирательному закону 1907 г. были ограничены избирательные права крестьян и рабочих.
4. Столыпин стоял за ограничение политических прав представителей нерусских национальностей.
5. Столыпинская аграрная реформа была сопряжена с насилием по отношению к общинникам, с ней несогласными.
6. Многие законопроекты Столыпин проводил без участия Думы.
II. Либеральная точка зрения:
Политика Столыпина была направлена на создание правового государства в России в рамках Манифеста 17 октября 1905 г., поскольку:
1. Столыпин защищал принцип частной собственности, священный в правовом государстве.
2. Борьба Столыпина с революционерами способствовала наведению порядка, торжеству закона.
3. Столыпин был против возврата к прежнему режиму самодержавия.
4. Столыпин считал, что создание слоя крестьян-собственников разовьёт у крестьян уважение к закону, правовую культуру.
5. Столыпин предполагал расширить систему местного самоуправления, реформировать судебную систему, ликвидировать волостной суд.
6. Столыпин развивал на селе народное просвещение.
7. Реформы Столыпина должны были способствовать уравнению прав крестьян с другими сословиями.
Таким образом, реформы Столыпина имели как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, они ставили сельское хозяйство на капиталистический путь, стимулировали развитие промышленности. С другой стороны, реформы не были завершены, не удалось устранить противоречия между крестьянами и помещиками, создать массовый слой зажиточного крестьянства. В распоряжении Столыпина не было 20 лет на завершение реформы. Его преобразования были прерваны первой мировой войной и революцией 1917 г. Столыпинские аграрные законы были окончательно отменены декретом Временного правительства в июне 1917 г.
37. Февральская революция 1917 г. и формирование новой государственной системы.
В феврале 1917 г. в России началась вторая буржуазно-демократическая революция. В отличие от первой она закончилась победой - свержением царизма. Российское государство сделало новый шаг на пути превращения из феодального в буржуазное.
Причины Революции – недовольство населения следующими проблемами:
· Крестьянское малоземелье
· Рабочий вопрос (незащищенность рабочего класса от произвола капиталистов)
· Вопрос войны (неудачные компании Российских войск в Первой Мировой Войне)
Основные события революции: забастовки в Петрограде в конце февраля, отречение Императора Николая II от престола.
По итогам событий февраля 1917 г. государство оказалось без Императора. В результате двойного отречения власть перешла к Временному комитету ГД.
Временный комитет ГД был образован 27 февраля 1917г. государственной думы из некоторых членов четвертой ГД во главе с Родзянко (Михаил Владимирович).
Тогда же, 27 февраля, (самочинно) в Петербурге рабочими был образован Петроградский совет.
Временный комитет ГД по согласованию с Петроградским Советом 2 марта 1917 г. создал новый орган - Временное правительство – высший коллегиальный орган власти в стране, призванный оставаться таковым до созыва Учредительного собрания.
Временное правительство состояло из 11 министров: министра внутренних дел, министра иностранных дел, министра юстиции, министра путей сообщения, министра торговли и промышленности, министра просвещения, министра земледелия,