ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности Государственного учреждения «Национальное агентство инвестиций и приватизации»

2.1. Общая характеристика деятельности Государственного учреждения «Национальное агентство инвестиций и приватизации»

В настоящее время во Всемирную ассоциацию агентств по содействию инвестициям (WAIPA) входит 249 агентств по содействию инвестициям из 158 стран мира, в числе которых есть бразильская ApexBrasil, корейская KOTRA, японская JETRO, австралийская Austrade, британская UKTI, польская Palilz и т.д. Ряд членов WAIPA входит также в сеть TPO Network Международного торгового центра (ЮНКТАД/ВТО).

29 июня 2011 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. N 173 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь», в соответствии с которым создается государственная организация - «Национальное агентство инвестиций и приватизации» (далее - Агентство), подчиненная Министерству экономики Республики Беларусь (далее - Минэкономики).

Основным предметом деятельности Агентства является содействие привлечению прямых иностранных инвестиций, в том числе при приватизации, то есть деятельность Агентства будет развиваться по традиционному для всех без исключения агентств в мире - привлечение прямых иностранных инвестиций с возможностью осуществления «brownfield»-проектов путем наделения его правами органа приватизации.

Основной задачей Агентства является реализация государственной политики в сфере инвестиций, в том числе поиск и привлечение иностранных инвесторов, выполнение решений Президента, Совета Министров Республики Беларусь, других государственных органов по вопросам привлечения прямых иностранных инвестиций.

Создавая Агентство, законодатель сделал акцент на прямые иностранные инвестиции исходя из современных потребностей национальной экономики и наличия сопутствующих выгодных для экономики страны компонентов данного типа инвестиций: привнесение новых технологий, внедрение современного корпоративного управления, поддержка местных поставщиков и подрядчиков, создание рабочих мест и подготовка местного персонала, развитие экспортных возможностей на новых сегментах рынка и т.д.

Под прямыми иностранными инвестициями для целей деятельности Агентства понимаются инвестиции иностранных инвесторов в созданные и (или) вновь создаваемые на территории Республики Беларусь юридические лица, в отношении которых данные инвесторы имеют и (или) будут иметь значительную степень влияния или контроль. Причем значительная степень влияния предполагает владение от 10% до 50% акций,
долей в уставном фонде, а контроль - владение более чем 50% акций, долей в уставном фонде при определении решений, принимаемых такими юридическими лицами.

Для реализации государственной политики в сфере инвестиций Агентство будет осуществлять поиск, привлечение и сопровождение иностранных инвесторов на основе заключенных с ними договоров.

Основной задачей Агентства в области консалтинговой деятельности будет являться предоставление иностранным инвесторам профессиональных услуг для выполнения их задач (упрощенный аналог принципа «одного окна»).

В статье употреблен термин «упрощенный принцип «одного окна» в связи с тем, что Агентство не наделено правом выдачи различного рода лицензий, разрешений и проведения иных административных процедур, которые касаются реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь, что в мировой практике рассматривается как неотъемлемые составляющие понятия «одно окно».

При этом в соответствии с международной практикой Агентство будет полностью финансироваться из бюджета Республики Беларусь и услуги будут оказываться на безвозмездной для иностранных инвесторов основе. Наличие каких-либо сборов в Агентстве заранее поставит нашу страну в невыгодное положение по отношению к аналогичным организациям в странах Центральной и Восточной Европы.

Для реализации государственной политики в сфере приватизации на Агентство возложены отдельные полномочия органов приватизации, которые позволят Агентству проводить приватизацию в отношении отдельных объектов приватизации.

Учитывая подписанное соглашение со Всемирным банком, последний будет выступать в качестве «помощника» Агентства при проведении приватизации по новой схеме, которая отличается от существующей в настоящее время в стране и будет включать обязательное привлечение в каждой сделке международных консультантов, выбранных на прозрачной и конкурсной основе в соответствии с процедурами, применяемыми Всемирным банком.

Представляется, что это позволит Республике Беларусь выйти на качественно иной уровень при проведении приватизационных сделок с целью транснационализации национальных компаний и повышения их эффективности.


2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности и оценка финансового состояния исследуемого объекта

Анализ финансовых результатов ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» должен начинаться с оценки динамики изменений показателей данных бухгалтерской формы «Отчет о прибылях и убытках». Здесь содержатся информационные данные о всех видах доходов и расходов предприятия в годовом разрезе за отчетный и предыдущий периоды. Анализ данных о финансовых результатах ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» за период 2020 - 2022 гг. представлен в таблице 3.

Выявленное повышение объема выручки ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» c 1 566 706 руб. до 1 664 307 руб., то есть на 6,23%, свидетельствует о высоком уровне конкурентоспособности предприятия, использовании резервов усиления своего положения на конкурентном рынке. Такой процесс обеспечивает приток денежных средств, что положительно сказывается на конечных финансовых результатах. Если бизнес-модель предприятия является эффективной, то это создает возможности для обеспечения дальнейшего развития и обеспечения стабильности своего состояния.

Таблица 3

Динамика доходов, расходов и финансовых результатов ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации»


Элемент доходов, расходов или финансовых результатов

Год

Абсолютный прирост (отклонение),+,–

Относительный изменение, %

2020

2021

2022

2021/ 2020

2022/ 2021

2021/ 2020

2022/ 2021

2022/ 2020

Выручка

1566706

1628079

1664307

61373

36228

3,92

2,23

6,23

Себестоимость продаж

1455783

1503865

1509482

48082

5617

3,3

0,37

3,69

Валовая прибыль

110923

124214

154825

13291

30611

11,98

24,64

39,58

Управленческие расходы

62906

69046

85984

6140

16938

9,76

24,53

36,69

Прибыль от продаж

48017

55168

68841

7151

13673

14,89

24,78

43,37

Проценты к уплате

0

384

446

384

62

0

16,15

0

Прочие доходы

45683

27298

34870

-18385

7572

-40,24

27,74

-23,67

Прочие расходы

87690

76960

96194

-10730

19234

-12,24

24,99

9,7

Прибыль до налогообложения

6010

5122

7071

-888

1949

-14,78

38,05

17,65

Текущий налог на прибыль

3850

1316

3202

-2534

1886

-65,82

143,31

-16,83

Изменение отложенных налоговых обязательств

-63

-1167

162

-1104

1329

1752,38

-113,88

-357,14

Чистая прибыль

2097

2406

2631

309

225

14,74

9,35

25,46


 Качество управления расходами на предприятии растет, о чем свидетельствует рост себестоимости более медленными темпами (на 103,69% от 2020 г.), чем выручки (на 106,23% от 2020 г.). Это приводит к росту валовой маржи проданных товаров и услуг ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации». Следует и дальше искать возможности усиления выявленного тренда.

По результатам 2022 г. сумма валовой прибыли ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» составляла 154 825 тыс. руб. Положительное значение показателя говорит о том, что в целом бизнес-модель предприятия является эффективной, так как взаимодействие различных структурных элементов, специалистов, управленцев обеспечивало в конечном итоге генерирование достаточного объема прибыли для дальнейшего проведения маркетинговой деятельности, стимулирования работы менеджмента, решения других задач.

Постоянный анализ операционных, финансовых и инвестиционных процессов ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» позволяет менеджменту находить возможности повышения финансового результата от осуществления основных бизнес-процессов. Об этом свидетельствует 43,37 %-ый рост прибыли от продаж.

Наиболее важным индикатором, который характеризует не только эффективность управления производственной и сбытовой деятельностью, а также качество управления налоговыми обязательствами, долговой нагрузкой, прочими сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятия, является чистая прибыль или убыток. Кроме внутренних процессов, этот показатель также отображает способность реагировать на внешние вызовы и угрозы, которые могут нарушать финансовую безопасность предприятия. Чистая прибыль ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» равна 2 097 тыс. руб. в 2020 г. Значение выше нуля прямо указывает на более сильное влияние положительных факторов, чем отрицательных. ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» способно конкурировать на сложном рынке, а также создавать дополнительные фонды, которые в дальнейшем могут использоваться для развития своего производственного, трудового и в целом экономического потенциала. Положительно сказывается на эффективности и устойчивости повышение результата на 25,46%.


Рентабельность является относительным показателем эффективности функционирования предприятия. Стоит упомянуть, что для расчета рентабельности часто берется чистая прибыль, то есть доход за вычетом налогов. Однако этот показатель искажает точность данных, так как сам подвергается влиянию определенных факторов. К ним относят изменения в налоговой политике, влияние чрезвычайных доходов и расходов, а также отчисляемые дивиденды.

Рассчитаем показатели рентабельности для ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» (таблица 4).

Таблица 4

Динамика показателей рентабельности (убыточности) ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации»

Коэффициент

Год

Абсолютный прирост,+,–

2021

2022

2022/ 2021

Рентабельность (пассивов) активов, %

0,4

0,46

0,07

Рентабельность собственного капитала, %

7,74

8,66

0,92

Рентабельность производственных фондов, %

9,2

12,58

3,38

Рентабельность реализованной продукции по прибыли от продаж, %

3,39

4,14

0,75

Рентабельность реализованной продукции по чистой прибыли, %

0,15

0,16

0,01

Коэффициент реинвестирования, %

56,36

-26,19

-82,55

Коэффициент устойчивости экономического роста, %

4,36

-2,27

-6,63

Период окупаемости активов, год

252,46

215,47

-36,99

Период окупаемости собственного капитала, год

12,92

11,55

-1,37

Показатели рентабельности лучше всего отображают эффективность работы управленцев и предприятий в целом по направлению повышения благосостояния собственников. На каждый руб., который вложено в активы ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации», сгенерировано чистой прибыли в объеме 0,0046 руб. в 2022 г. Учитывая, что такое значение ниже, чем индекс инфляции, можно утверждать, что происходит реальное обесценивание имеющихся активов, хотя номинально их стоимость повышается. Можно сделать вывод, что управленцы демонстрируют недостаточные навыки использования ограниченного объема ресурсов.