Файл: Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 954

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

129
Проведение беседы по картинам. В ходе бесед уточнить представления детей о том, что делают люди названных профессий, какие орудия труда им нужны. Рассказывание детям о важности этих профессий, о пользе, которую приносит труд этих людей обществу.
Вопросы для беседы с детьми
- Чем занимались с утра до вечера родители Маши и Ванюши в сказке «Гуси- лебеди».
- Какие профессии у сотрудников нашего детского сада? Чем они занимаются?
- Чем занимаются твои родители? Как называются их профессии?
- Нравится ли тебе трудиться, помогать или не очень нравится?
Почему?
- Расскажи, пожалуйста, как ты трудишься дома. Что делаешь?
- Если к тебе домой придет товарищ, который ничего не умеет делать, какой работе ты бы его поучил? Почему именно этой? ( Такой вопрос может получить более объективные данные о любимом труде ребенка в семье, его примерном содержании).
- Если мальчику или девочке говорят: « Ты очень хорошо потрудился»
- что это значит, как ты думаешь?
Можно задать дополнительные вопросы (если ребенок затрудняется в ответе). Бросишь эту работу и пойдешь играть? Попросишь старших помочь тебе, научить? Закончишь в другой раз? Когда?
После беседы подвести краткий итог, дать ребенку (детям) советы.
Задания детям по набору картинок « Профессии людей»
На картинках изображены: повар, шофер за рулем грузовой машины, почтальон, продавец, учитель на уроке, врач у постели больного и т.д.
Набор картинок « Занятия людей»: женщина на кухне, мужчина за рулем легкового автомобиля, человек опускающий письмо в ящик, девушка, несущая сумки с продуктами, мать у постели больного ребенка и т.д.

130
Задание: Соберите пары так, чтобы у каждой было что-то общее на картинках (пары картинок объединяют то, что на них изображены одинаковые занятия людей. Только в одном случае человек это делает на работе, а в другом тоже самое для своей семьи или друзей). Дети должны понимать, какие дела делают люди и как называются профессии.

131
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Старший дошкольный возраст (старшая и подготовительная группы)
Занятия по ознакомлению детей с экономическими понятиями
1   2   3   4   5   6   7   8

Тема: «Товар».
Цель: дать представление о понятии «товар», о многообразии товаров. Что такое деньги, цена. Дать представление о понятии «товарообмен».
Материал: Телефонный диск и карточки с буквами, карточки с изображением различных предметов.
«Наберите телефонный номер, написанный в центре диска, узнайте, что это за слово».
Чтоб продукты потреблять,
В платьях новых щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Надо все это купить.
Угадай же, как зовется
То, что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто…(Товар)
Только денежки давай -
И товар твой, получай.
? Что же такое товар? Молоко, одежда – это товар?
Деньги, которые мы отдаем за товар, называются ЦЕНОЙ.
Давным-давно, когда денег не было, люди расплачивались за товар другими товарами. Это называется товарообменом.

132
Одному человеку был нужен кувшин молока. Он пошел к своему соседу, у которого была корова, и попросил купить молока. Сосед спросил: «А что ты дашь мне взамен?» Человек вспомнил, что собрал урожай со своей яблони, и принес соседу взамен немного яблок.
Обмен совершается навсегда.
– Коля, дай мне на несколько дней свою машину. Я поиграю с ней и верну тебе обратно.
– А ты, Саша, дай мне свой велосипед. Я покатаюсь, и тоже верну его тебе.
? Как вы думаете, совершили друзья обмен или нет?
Встретились как-то самые разные товары и решили построить три улицы.
Построили они три улицы, но ни как не могли придумать им названия. На первой улице жили столы, стулья, диваны и шкафы. На второй – куртки, пальто, платья. На третьей – туфли, сапоги, ботинки.
?Как можно назвать каждую из трех улиц?
?Как можно назвать одним словом товары, которые живут на первой
(второй, третьей) улице?
Уточнив, что товары по их назначению разделились на три улицы (на первой улице мебель, на второй одежда, на третьей обувь), дети придумывают названия улиц. Делается вывод о разнообразии товаров.
Игра: «Из какой книги товар?».
Дети рассматривают иллюстрации, или карточки с изображением предметов, вспоминают, из какой книги мог придти этот товар.

133
Тема: «Деньги».
Цель: собрать сведения о производстве денежных знаков, о разнообразии денежных знаков в разных странах.
Материал: Деньги (купюры, монеты), разного достоинства, деньги разных стран, карта мира, бумага и цветные карандаши.
? Что такое деньги?
В старину деньги назывались не так, как сейчас. (Грош, алтын, пятачок).
Давайте выучим скороговорку: «Шли сорок мышей, несли сорок грошей, а две мыши поплоше несли два гроша».
Послушайте, какие предметы, связанные с деньгами, придумал русский народ.

На закате солнце денег не считает, расчетов не сводит.

В понедельник деньги отдавать – всю неделю расходы.

При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились.
? А как сейчас называются деньги?
Показать монеты и купюры разного достоинства.
Дети путешествуют с денежной – рублем в другие страны. Волшебная палочка все время меняет «имя» денежки. В каждой стране денежка имеет свое название – в России – рубль, в Германии – марка, на Украине – гривна, есть киргизский сом и единица европейской валюты - евро, а также другие названия.
«– А вы знаете, откуда приходят деньги? Они рождаются на монетном дворе
– специальном заводе по изготовлению денег. Мы можем открыть у себя в группе свой «монетный двор» и выпускать свои деньги».
Дети обсуждают названия и внешний вид денежных знаков и рисуют их.


134
Тема: «Семейный бюджет. Доходы. Расходы».
Цель: познакомить детей с понятием «семейный бюджет», «доход»,
«расход». С некоторыми составляющими семейного бюджета: зарплатой, пенсией, стипендией.
Воспитать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
Материал: модель «семейный бюджет», карточки с изображением членов семьи, «деньги», игрушка гномик, модель «доходы и расходы».
- Ребята сегодня у нас гость.
«Я, веселый добрый гном.
А зовусь я Эконом.
Денежки люблю считать
И хозяйством управлять.
С вами рядом я живу
С экономикой дружу».
- Гном Эконом приглашает нас в страну Экономику. Знаете ли вы, что означает это слово? Экономика – это искусство ведения хозяйства. Все жители этой страны – хорошие хозяева.
Вот, например, семья экономистов.
Знакомство с семьей экономистов. Папа и мама работают и за свой труд получают деньги.
?Как называются эти деньги? (зарплата)
Зарплата – оплата труда, плата за труд.
В семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают, но тоже получают деньги.
? Как называются эти деньги? (пенсия).
Пенсию платят пожилым людям, за то, что они много лет работали.
Сестра и брат - Экономисты. Сестра учится и за свой труд (учеба, тоже труд) получает стипендию. Брат ходит в детский сад и не получает денег.
Ему, иногда, дают деньги на сладости, игрушки. Но эти деньги зарабатывает не он сам, а старшие.

135
Зарплата + пенсия + стипендия = бюджет семьи.
?Откуда берутся деньги у ваших родителей?
?За что бабушкам и дедушкам платят пенсию?
?Что такое стипендия?
Мышата Пик и Пак помогали Белочке собирать лесные орехи. Они очень старались. Пик собрал одну корзину орехов, а Пак – две. У белочки было два яблока – большое и маленькое. Как Белочке заплатить мышатам за работу, кому дать большое яблоко, а кому маленькое?
Как вы понимаете пословицу «Каков работник – такова ему и плата»?
Все деньги, которые получают члены семьи – это ДОХОД.
Доход – « в дом вход».
Игровая ситуация. В гости к семье экономистов приехала тетя-
экономистка - и добавила в доход семьи свою зарплату. Доходы семьи
увеличились или уменьшились?
- Сестра в этом месяце не получала стипендию.
Денег стало больше или меньше?
- Папа Экономист хорошо работал и получил премию.
Премия – деньги, получаемые дополнительно к зарплате за особые успехи в
работе.
Доход семьи изменился? Как?
Расходы – траты семьи. Расход – «раз и вышел».
Семья тратит деньги на разные нужды. Расходов в семье много и их никак не избежать. Человек не может жить без еды, одежды, жилья: одежда спасает человека от непогоды, еда и вода необходимы, чтобы быть здоровым.
Расходы на эти товары называются основными.
Не основные расходы – приобретение товаров, без которых можно обойтись.


136
Проблемная ситуация.
Собралась однажды вся семья экономистов и стала думать, как потратить деньги. Бабушке очень хотелось купить новую сковородку «Тефаль», маме – шубу, папе – запасные части для машины, а сыну – новую игрушку. И решили купить все сразу. Пошли в магазин и потратили все деньги. Пришли домой, а света нет, воды нет, телефон не работает. Что произошло?
Тема: «Сберегательный банк».
Цель: дать детям первоначальные знания о банке, раскрыть детям смысл вложения денег в сберегательный банк.
Материал: книги «Бизнес Крокодила Гены» Э.Успенского; «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Толстого; комикс «Жила-была денежка»; строительный материал.
Воспитатель читает комикс «Жила-была денежка». Дети слушают, как на острове Мацума у короля Бумба родилась блестящая идея – где хранить деньги. Их можно хранить в банке.
БАНК – это место, где хранят, меняют и выплачивают деньги.
Объяснить, почему деньги «растут».
Проблемная ситуация. Три поросенка решили купить дом. Подсчитав свои доходы, они поняли, что денег на покупку дома им не хватает.
? Что можно предложить поросятам, чтобы они осуществили покупку?
Воспитатель читает отрывки из книги «Бизнес Крокодила Гены» и «Золотой ключик» и предлагает на обсуждение вопросы:
? Правильно ли было предложение старухи Шапокляк положить деньги в банку и закопать ее? Почему?
? Где хранил деньги Буратино? Получил ли он прибыль?
? Где лучше хранить деньги? Почему?

137
Экономический КВН.
Цель: развивать у детей внимание, сообразительность и самостоятельность; доставить им радость и удовольствия игры.
Содержание.
Под музыку в зал входят дети.
Ведущий: Мы веселые ребята и не любим мы скучать. С удовольствием все вместе в КВН начнем играть.
Дети делятся на две команды. Придумывают название.
Каждой команде задается по три вопроса:
1) Что такое продукт?
2) Что такое зарплата?
3) За что дедушкам и бабушкам платят пенсию?
1) Что такое банк?
2) Что такое доход?
3) Какие названия иностранных денег вы знаете?
«Прочитайте пословицу»
Пословицы разбиты на слоги. Соединяя слоги по порядку, модно прочитать пословицу («Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Скупой платит дважды»).
«Экономическая рыбалка». Участники игры по очереди подходят к озеру и
«ловят» рыбу. На обратной стороне рыбки написано слово. Нужно прочитать его и назвать противоположное (дешево – дорого, продавец – покупатель, мало – много, трудолюбивый – ленивый, доход – расход и др.).
Ведущий: « Пошла как-то Муха-цокотуха на базар, но не с кошельком, а с бочонком меда душистого липового».


138
Продавец: «А вот хохломские ложки, ковши расписные, чашки золотые»
Муха: «Какая красота! А кошелек-то я с собой не взяла. Как же мне товар купить? (Ответы детей)
Ведущий: «Уходит Муха с базара
С полной сумкой товара.
За бочонок медочка
Выменяла ложку и ковш с расписным листочком.
Нашей Мухе хвала и почет,
В дружбе она с экономикой живет»
Подводится общий итог. Команда, набравшая большее количество баллов, премируется интересным подарком.