Файл: Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 953
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
119 последовательность действий, сохраняя непринужденность. Несколько детей принимают участие в одевании куклы. Воспитатель вспоминает четверостишие о Маше-растеряше, человеке рассеянном. Одев и причесав
Катю, дети предлагают ей посмотреть в зеркало - понравится ли?
-Спасибо, ребята, теперь я, пожалуй, успею в гости к Тане. Разрешите мне прийти к вам завтра еще раз, поучиться, как нужно быстро одеваться, - говорит Катя.
-Конечно, Катя, приходи, мы будем ждать тебя! До свидания!
-Дружно прощаются дети с куклой.
Как только Катя ушла, воспитатель обратился к детям с вопросом:
-Дети, почему, как вы думаете, кукла волновалась?
Некоторые ребята ответили правильно, но несколько детей не смогли указать причину. Тогда воспитатель поясняет:
-Катины вещи были разбросаны в беспорядке. В результате она чуть было не опоздала в гости к Тане. И, конечно, Тане было бы очень обидно, что подруга опоздала на ее день рождения. Хорошо, что ребята помогли Кате быстро одеться. Это будет Кате уроком. Правильно, дети? Помните и вы об этом.
Конспект занятия "Угостим мишутку".
Программное содержание: Воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть; спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно держать ложку между указательным и средним пальцами, придерживая сверху большим; набирать в ложку немного еды, есть с широкого края, бесшумно.
Подготовка, материал: Сервировать столы. На столе воспитателя также столовый прибор.
Ход занятия: Занятие проводится в процессе обеда. Перед тем как дети сядут за столы, воспитатель, сев за стол, говорит:
120
-Посмотрите, дети, как я сижу: глубоко, на всем сиденье стула, спина прямая. Левой рукой я буду брать хлеб, придерживать тарелку, правой - держать ложку. Ноги под столом ставлю рядом. А теперь вы все сядьте также.
Воспитатель проверяет, как сидят дети, напоминает правила спокойно и ласково. Затем говорит:
-Я набираю неполную ложку супа, чтобы не разлить. Есть удобно с широкого края ложки. Старайтесь хорошо все прожевывать с закрытым ртом.
Дети приступают к еде. Воспитатель следит за тем, как они едят, делает необходимые замечания. Когда они переходят к третьему блюду, раздается стук в дверь, няня вводит Мишутку. Воспитатель принимает его, подводит к столу, предлагает стул, усаживает, спрашивает, не голоден ли он.
-Спасибо, - отвечает Мишутка, - я сыт. Я пришел к вам в гости.
-Мы очень рады тебе, Мишутка, и хотим угостить тебя. Выпей с нами компот.
Воспитатель "угощает" медвежонка. Тот что-то говорит воспитателю шепотом.
-Дети, - обращается педагог к малышам, - Мишутке очень нравится что у нас так чисто. Он знает секрет: когда все съел, ложку надо класть на тарелку, и скатерть тогда останется чистой. Давайте скажем Мишутке спасибо. Это нам поможет. А ты посмотри, как красиво сидят наши дети: спина прямая, ноги поставили рядом.
Мишка хвалит детей, благодарит их за угощение и прощается.
121
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Средний дошкольный возраст
Дидактические игры, упражнения и занятия для расширения
представлений о труде взрослых
« Что кому нужно для работы»
Дидактическая задача: Учить детей соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.
Игровые правила: Называть профессию в соответствии с предметами труда.
Игровые действия: поиск нужных предметов.
Ход игры: У воспитателя на столе предметы для труда людей разных профессий. Он приглашает по одному участнику к своему столу, тот берет предмет называет его. Дети называют, кому этот инструмент нужен для работы. Необходимо найти предметы для данной профессии на столе, заканчивается игра делением на 2 подгруппы. Одна называет орудия труда, другая - профессии.
« Кто что делает»
Дидактическая задача: Уточнять, закреплять знания детей о труде.
Игровые правила: Собрать из отдельных частей целую картину по видам труда.
Игровые действия: Поиск нужных частей картинки.
Ход игры: Игра начинается с краткой беседы о видах труда. В ходе, которой дети вспоминают о разных профессиях, машинах, технике, инструментах для работы. Затем воспитатель напоминает правила игры с картинками. Выигрывает то, кто первым сложил картинку.
« Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
Дидактическая задача: Развитие у детей способности имитировать
122 рудовые действия; воспитание воображения, сообразительности.
Игровые правила: Все дети изображают действия так, чтобы можно было догадаться и назвать его.
Игровые действия: имитация движений, отгадывание, выбор водящего.
Ход игры: « Сегодня мы поиграем так: тот, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: где вы были? Что делали? Мы ответим: Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».
Для игры необходимо продумать различные действия людей в труде или других сферах жизни.
Примеры поручений на участке детского сада
1. «Помоем игрушки»:
Цель: Приучать детей поэтапно выполнять поручение, быть внимательным к словам взрослого, аккуратно пользоваться водой.
Оборудование: тазики, фартуки, игрушки.
Количество детей: подгруппа.
2. « Заполним аквариум водой»
Цель: Поручение аналогично первому.
Оборудование: фартуки, детские ведерочки.
Количество детей: 2-4 ребенка. После выполнения поручений с водой дети относят ведерки и другое оборудование на место.
3. « Пополним песочницу песком»
Цель: Поддержать стремление детей самостоятельно выполнять поручение, оказывать помощь сверстнику, аккуратно пользоваться инвентарем.
Оборудование: ведра, совки по количеству детей.
Количество детей: 5-8 человек. При выполнении поручения воспитатель напоминает, что песок не должен закрывать отмеченный в ведерке уровень.
Он показывает им, как можно набирать песок, высыпать его. Только потом можно в песочнице поиграть - построить дом.
4. « Польем огородные грядки»
123
Цель: Учить детей действовать аккуратно, бережно относиться к растениям.
Оборудование: лейки по количеству детей.
Количество детей: 5-6 человек. Дети под контролем воспитателя набирают воду, несут ее на детский огород, ставят лейки у грядки, рассматривают растения и затем медленно поливают из лейки.
5. « Изготовим игрушки для игры»
Цель: Учить изготавливать игровой материал для обогащения собственных игр.
Материал: листочки деревьев, веточки, палочки, трава, камешки и т.д.
Количество детей: вся группа. Взрослый предлагает детям приготовить угощение для кукол: конфеты и ягоды ( камешки), салат (трава). Для сервировки стола можно использовать листья-тарелки, веточки - ложки и вилки. Дети собирают природный материал, а затем начинают играть.
6. « Парк отдыха»
Цель: Соответствует поручению №5.
Количество детей: 5-6 человек. Воспитатель показывает детям, как делается зонтик для куклы (нанизать лист на палочку), в песочнице сделать дорожку, вдоль нее соорудить скамейки, посадить деревья (веточки). В центре устроить клумбу из травы. Из глины можно предложить сделать для кукол тарелки, чашки для детского кафе.
« Целевое посещение кухни детского сада»
Цель: Продолжить знакомство детей с трудом сотрудников детского сада.
На этот раз они знают, как работает повар: труд повара очень тяжелый, он старается приготовить для детей вкусную еду. Воспитывать у детей чувство уважения к труду сотрудников детского сада, которые заботятся о детях.
Наглядный материал: воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, вам понравился сегодня завтрак? А кто же вам все это приготовил?
(Повар).
124
-
Да, еду для всех детей детского сада готовят наши повара. Сегодня мы с вами пойдем на кухню и посмотрим, как работают наши повара.
На кухне
Воспитатель знакомит детей с поварами, называет их имена и отчества, предлагает детям самостоятельно рассмотреть помещение кухни, а потом предоставляет слово поварам. Рассказ повара с показом действий:
- Посмотрите, ребята, вокруг и скажите, на чем мы готовим еду? ( На плите).
- А наша плита похожа на ту, которая у вас дома на кухне?( Похожа, но она больше).
- А почему она такая большая? ( Потому что надо приготовить много еды для всех детей детского сада).
- Сегодня у нас на обед будет суп. В чем готовят суп? ( В кастрюле).
Посмотрите, на плите стоит кастрюля. Какая она? ( Большая). А почему она такая большая? ( Потому что детей в детском саду много и супа нужно приготовить много).
- А на второе будут котлеты. Вы видели, как мама готовит котлеты?
( Да). Что она делает сначала с мясом? ( Прокручивает в мясорубке). годится нам такая мясорубка, как у вас дома? (Нет). А почему?
(Потому что она маленькая и мясо придется прокручивать очень долго).
- Да, поэтому у нас на кухне вот такая большая мясорубка. ( Подводит детей к мясорубке), здесь не надо крутить ручку, мясорубка электрическая. Сейчас мы ее включим и вы посмотрите, как она быстро прокрутит мясо. ( Показывает). Вот теперь из этого прокрученного мяса мы будем делать котлеты. А кто знает, как называется прокрученное в мясорубке и измельченное мясо? Такое мясо еще называют фарш.
Повторите это новое для вас слово. ( дети повторяют это слово хором и индивидуально).
125
- К котлетам будет картофельное пюре и нам нужно будет начистить очень много картофеля. Если мы будем чистить руками, то это будет очень долго и тяжело. Для этого у нас есть картофелечистка.
Повторите, как называется машина, которая сама чистит картофель.
( Дети повторяют хором и индивидуально). Сейчас я вам покажу, как она работает. Для этого ее надо включить, электрический ток заведет мотор и картофелечистка заработает.
( Включает машину. После этого рассматривает с детьми очищенный картофель).
- А на третье будет компот. На плите большая кастрюля, в ней уже варится компот. А чтобы он был сладкий, в него, что надо положить?
(Сахар).
( Высыпают сахар в компот).
- Пока вы будете гулять, мы пожарим котлеты, сварим картошку, суп, и к обеду все будет готово.
Воспитатель подводит итог:
-Сегодня вы познакомились с трудом поваров детского сада. Как вы думаете, трудно работать поваром? (да).
Конечно, ведь если повара сделают что-то не так, еда будет не вкусной. Повара стоят весь день около жаркой плиты тоже очень тяжело. Наши повара очень стараются, чтобы все было вкусно и конечно, когда кто-то из вас что-то недоедает, им бывает очень обидно. Поэтому самый большой благодарностью нашим поварам за их тяжелый труд будут ваши чистые тарелки после еды.
Это доставит им большое удовольствие.
- А сейчас повара расскажут вам что-то о себе. ( Воспитатель заранее договаривается с сотрудниками о том, чтобы они рассказали детям о каких-то своих увлечениях, о своей семье, принесли бы фотографии и т.д.) В конце занятия повара угощают детей чем-нибудь, например очищенной морковкой.
Дети благодарят поваров и обещают все доедать.
126
«Знакомимся с прачечной детского сада».
Цель: Продолжать знакомство детей с работой сотрудников детского сада.
Познакомить их с трудом работников прачечной. Здесь стирают белье для всех детей детского сада, гладят его. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада, желание облегчить их труд. ( Труд в прачечной очень тяжелый и если дети будут хорошо мыть руки, сотрудникам легче будет стирать полотенца). Показать детям, что сотрудники детского сада заботятся о детях.
Ход занятия: Дети сидят полукругом. Воспитатель говорит:
- Ребята, послушайте, я прочитаю отрывок из знакомого вам стихотворения, попробуйте вспомнить его:
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка, Ускакала от меня...
- Как называется это произведение? ( Мойдодыр»).
- Да. Это произведение К. И Чуковского « Мойдодыр».
- Кто помнит, почему вещи убежало от мальчика? ( Он был грязнуля).
- У нас в группе грязнуль нет, но все-таки иногда некоторые ребята могут испачкать полотенце, если не очень хорошо помоют руки, а кто ваши полотенца стирает? (Предположения детей).
- У каждого из вас есть не только полотенце, но и постельное белье: простыня, пододеяльник, наволочка. Вам их тоже часто меняют. Кто же это так заботится о вас?
- Хотите с ними познакомиться? Это наши работники прачечной. Их зовут...
( Воспитатель называет имена и отчества работников прачечной).
- Сегодня мы пойдем с вами в прачечную нашего детского сада, где стирают белье для всех детей детского сада и посмотрим, как работникам прачечной удается постирать так много белья.
- Куда мы сейчас пойдем? ( В прачечную).
- А как зовут работников прачечной?
127
- Не забудьте поздороваться, когда придете в прачечную.
В прачечной
- Куда мы пришли, ребята? Кто здесь работает? Давайте познакомимся с работниками прачечной. Это Валентина Ивановна, а это Ирина
Николаевна. Сейчас Валентина Ивановна расскажет вам, как им удается постирать так много белья. Посмотрите, сколько тут белья.
( Показывает приготовленное к стирке белье).
Рассказ работника прачечной о своей работе с показом действий.
Воспитатель заранее договаривается с работником о том, что он будет говорить и показывать. Если работник прачечной не сможет сам рассказать, то рассказывать может сам воспитатель, по ходу рассказа обращаясь к нему с вопросами. Работник прачечной показывает, а воспитатель комментирует его действия, задавая вопросы и детям.
- Белья у нас очень много, и помогают нам его выстирать стиральные машины. У вас дома есть стиральные машины? ( Ответы детей).
- Посмотрите, наши стиральные машины похожи на те, что у вас дома?
(Нет). Да, она на много больше. А как вы думаете, почему?
( Предположения детей). Да потому-то белья нам постирать нужно намного дольше, чем стирает ваша мама дома.
- Но прежде чем загружать белье в стиральную машину , мы его замачиваем вот в этой ванне. ( Показывает замоченное белье). Тогда оно лучше отстирывается. Затем белье загружаем в стиральную машину. (Показывает).
- Что нужно, чтобы белье хорошо отстиралось? ( Предположения детей). Да, конечно, нужно засыпать стиральный порошок. Сыплю стиральный порошок в стиральную машину. ( показывает). Закрываю машину. Что же нужно сделать, чтобы машина начала работать? Правильно, ее надо включить, (
Включает машину).
- Пока машина стирает белье, я хочу показать вам некоторые полотенца.
Посмотрите на них. ( Показывает очень грязное полотенце). Наверное, тот,
128 кто вытирал руки этим полотенцем, не очень хорошо их мыл и вот теперь отстирать это полотенце трудно.
- Когда белье постирано, его нужно высушить. Летом мы сушим белье на улице, а вот зимой- в специальном помещении. Пойдемте, я вам покажу, где сушилка для белья. ( Дети проходят в сушилку).
- А когда белье высохнет, его надо погладить. Вот здесь мы его гладим.
(Показывает). Работник гладит и предлагает детям аккуратно сложить поглаженные полотенца. Потом благодарит детей за то, что они немножко ей помогли.
Подключается воспитатель:
- Сегодня мы с вами познакомились с трудом работников прачечной.
Вы увидели, как трудно постирать так много белья. А как вы можете помочь?
(Предположения детей). Если вы будете чище мыть руки, то полотенца будет легче отстирать и не надо будет дополнительно стирать их руками. Наши сотрудники каждое утро приходят на работу, а вечером идут домой.
(Далее воспитатель может рассказать что-то о личной жизни сотрудников, их увлечениях - одна любит вышивать, другая разводит комнатные растения и т.д. То есть воспитатель старается приблизить взрослых к ребенку, показывает ту сторону его жизни, которая ребенку не видна. Таким образом, сотрудник становится для детей ближе, понятнее, роднее).
Прощаясь, воспитатель предлагает детям поблагодарить сотрудников за их труд и заботу о детях и обещает, что дети постараются мыть руки чище, чтобы работникам прачечной было легче стирать полотенца.
Рассматривание и беседы по картинам
Е. Батурина « Помогаем товарищу», О.И. Соловьева « Девочка одевает куклу», « Мама одевает дочку», Е Радина, В. Езикеева « Дети кормят курицу и цыплят».