Файл: Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 952
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
106
107
Срок
Содержание
(старшая группа)
Цель
Сентябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Складывание кроватных покрывал
Полив комнатных растений
Мытье строительного материала
Наблюдение за работой завхоза, показ хранения продуктов
Закреплять умение правильно складывать покрывало; воспитывать аккуратность.
Закрепить правила полива растений, требующих особого режима полива; воспитывать желание правильно ухаживать за растениями.
Учить участвовать в организованном труде большого количества сверстников; формировать привычку к чистоте и порядку.
Формировать обобщенные представления о труде взрослых; воспитывать уважение к труду взрослых.
Октябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Уборка кровати
Мытье комнатных растений
Мытье стульчиков
Наблюдение за работой медсестры
Обращать внимание на не расправленную простынь, сбившееся одеяло в пододеяльни- ке; учить поправлять постельное белье после сна; воспитывать привычку к порядку, аккуратность.
Совершенствовать навыки ухода за растениями различных видов; воспитывать бережное отношение к природе.
Учить соотносить свою деятельность с трудом других; совершенствовать трудовые навыки; воспитывать ответственное отношение к труду.
Уточнить имеющиеся знания о данной профессии; воспитывать положительное отношение к ней
108
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Застилание кровати покрывалом
Замена воды в аквариуме
Мытье игрушек
Знакомство с профессией «хлебороб»
Учить накрывать постель покрывалом; обратить внимание на красивый вид такой кровати; воспитывать нетерпимое отношение к небрежности.
Закрепить знания об условиях, необходимых для жизни рыбок; воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.
Формировать культуру труда; учить работать рационально, результативно, в общем темпе; воспитывать трудолюбие, старательность.
Повышать уровень знаний о тру де людей, живущих в сельской местности; воспитывать уважение к труженикам села за их благородный труд.
Январь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Привести в порядок кукольную одежду
Навести порядок в шкафу с инвентарем по уходу за уголком природы
Разобрать новогодние украшения в группе
Знакомство с профессией «садовод",
«овощевод»
Закреплять умения стирать( сор тировать белье на светлое и темное, замачивать и т.д.); знать правила стирки; учить пришивать пуговицы; воспитывать привычку к чистоте, аккуратность.
Формировать умение трудиться индивидуально, проявляя самостоятельность, планировать работу; воспитывать аккуратность.
Продолжать учить действовать в организованном труде большого количества сверстников; уметь соотносить свою деятельность с трудом других; воспитывать ответственное отношение к труду.
109
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
«ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ, ВСЕ РАБОТЫ НАМ НУЖНЫ»
Автор: Набиуллина Елена Анатольевна, воспитатель МДОУ «ЦРР- ДС №32»г.Братск
« Кому это нужно в работе?»
Цель игры: учить соотносить орудие труда с профессией людей, расширять представления детей о труде взрослых, воспитывать интерес к труду взрослых и стремление ценить его общественную значимость.
Правила игры:
1. В игре принимают участие 1-5 человек.
2. Роль ведущего выполняет взрослый или хорошо читающий ребёнок.
3. Продолжительность игры зависит от интереса ребёнка, но желательно 10 -
15 минут для одного варианта.
4. Игру следует проводить на гладкой поверхности в условиях, не ограничивающих движения детей, например, сидя за большим столом или на полу.
5. Не забывайте хвалить детей за хорошую игру. Если ребёнок допускает частые ошибки при ответах на загадки, помогите ему, внушив уверен- ность, что все получится.
6. Победителем считается игрок, набравший наибольшее количество фишек.
Ход игры:
Игроки определяют очередность хода. Ведущий читает загадку первому игроку, игрок дает правильный ответ и отыскивает на игровом круге отгадку и получает за это фишку. Если он затрудняется, ему помогают другие игроки.
1 вариант «Узнай свою загадку!»
Дети выбирают предметы (орудия труда) или карточки с изображением орудий труда. Ведущий читает любую загадку. Игроки должны определить относится ли эта загадка к его предмету (карточке), называют отгадку и находят на игровом круге.
110
2 вариант «Раз, два, три – ну-ка найди»
Игроки, по очереди, кидают кубик, поворачивают круг столько раз, сколько выпало на стороне кубика, открывают окошечко и рассказывают об орудии труда, которое им выпало (кому и для чего оно нужно в работе).
3 вариант «Давайте познакомимся»
Ведущий читает загадку о профессии, ребёнок отыскивает на круге орудия труда, которые нужны этой профессии.
«Выбери нужное».
Цель: закреплять знания об орудиях труда и профессиях, воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.
Правила игры:
1.В игре принимают участие 1-6 человека.
111 2. Роль ведущего выполняет взрослый.
3. Продолжительность игры зависит от интереса ребёнка.
4. Побеждает тот, кто быстрее всех и правильно закроет карточки.
Варианты:
1. Дети берут одну большую карту, рассматривают и подбирают к ней картинки соответствующие сюжету.
2. Каждый ребёнок берёт по большой карте и подбирает к ней соответ- ствующие картинки.
3. Ведущий раскладывает каждому ребенку перевернутые карту и 4 маленькие картинки, по сигналу ведущего дети переворачивают свои карты, ищут и закрывают карточками, которые подходят им. У кого закрыто больше всех тот и победитель.
«Что кому?»
Цель: учить соотносить орудия труда и элементы одежды с профессиями людей, воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им.
Правила игры:
1. В игре принимают участие 1-4 человека.
2. Роль ведущего выполняет взрослый.
3. Продолжительность игры зависит от интереса детей.
112 4. Победителем считается игрок, выложивший правильно все орудия труда и элементы одежды.
Ход игры:
Игроки рассаживаются за столом или на полу. Выбирают себе картинки:
1. Те, которые нравятся.
2. С закрытыми глазами.
3. Картинки перевернуты.
По сигналу взрослого дети начинают подбирать орудия труда и элементы одежды, кто быстрее.
Другие варианты игры.
1. Взрослый берет, какой либо предмет и называет его, дети называют, кому он нужен и выкладывают на картинку.
2. Ребёнок берет, какой либо предмет и называет его, другой определяет, кому он нужен и выкладывает его на картинку.
3. Ребенок называет, кому нужен данный предмет, а другой говорит название предмета.
4. Одна группа детей называет орудия труда, а другая говорит и находит картинку с изображением профессии.
113
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Младший дошкольный возраст
Дидактические игры, занятия
«Умоем куклу Таню».
Цель: воспитывать потребность у детей мыть руки после посещения туалета, перед едой, учить умываться после сна и перед сном, соблюдать последовательность действий процесса умывания, насухо вытираться полотенцем, полоскать рот после еды, формировать навыки аккуратности в умывальной комнате, желание все делать самостоятельно, быстро.
Раздается стук в дверь:
- Входите, пожалуйста!
Но никто не входит, за дверью лежит посылка. Достаем из нее письмо от Мойдодыра:
"Дорогие ребята! Вчера я встретил девочку, которая мне сказала, что в вашем саду есть кукла, у которой руки и лицо чумазые. Вот я решил попросить вас показать ей, как надо умываться. Посылаю в подарок душистое мыло. До свиданья. Ваш друг Мойдодыр".
Воспитатель: А какая же кукла у нас чумазая?
(Дети находят куклу Таню с испачканными руками и лицом).
Воспитатель: Помогите кукле Тане умыться, расскажите с чего надо начать?
Дети: Сначала надо закатать рукава, потом вымыть руки.
Воспитатель: Что еще осталось грязным?
Дети: Лицо.
Воспитатель: Милана возьми куклу и помоги ей умыться.
Милана берет куклу, сначала моет ей руки, затем лицо. Я слежу за выполнением действий. При необходимости поправляю. Потом я спрашиваю у детей: "Зачем мы умываем куклу Таню?"
Дети: Она испачкалась!
Воспитатель: А еще, когда мы моем руки и лицо?
114
Дети: После улицы, перед тем, как сесть кушать.
Воспитатель: Вот сейчас и мы все пойдем мыть руки перед едой.
"Оденем куклу после сна".
Цель: Сформировать навык последовательных действий одевания, умения аккуратно складывать и вешать свои вещи на стульчик.
Воспитатель: "Сегодня к нам обещал прийти Вова, но что-то его нет.
Давайте вместе позовем Вову: Вова, Вова, иди к нам!" Вова не отвечает.
Воспитатель приносит кроватку, в ней спит Вова. Приносит стул, на котором лежит его одежда. "Вставай Вова, мы тебя оденем. Сядь Вова. Настя что это? - Это рубашка - Рубашку наденем на Вову; Саша, что это? Это туфли. Туфли наденем на Вову" и т.д.
После того, как Вову одели, воспитатель приносит разных кукол и их одежду. Раздает детям, и предлагает одеть кукол. При этом побуждает детей произносить слова, обозначающие названия одежды, и помогает им выполнять действия с разными видами одежды (надевать платье, рубашку, туфли).
"Научим куклу Машу раздеваться после прогулки".
Перед детьми, на столе воспитателя игрушечный шкаф и табуретка.
Появляется кукла Маша. "Она вернулась с прогулки, поясняет воспитатель, - сейчас будем раздеваться".
"Уже раздеваюсь", говорит Маша и начинает снимать ботинки. "Маша, останавливает ее педагог, - не снимай ботинки" - "не снимай ботинки", - говорят дети.
"Вначале, Машенька, надо снять пальто", - продолжает воспитатель.
Воспитатель снимает с куклы пальто и помогает ей повесить его в шкаф.
"А что мне сейчас снимать?" - спрашивает у детей кукла - Подскажите мне, пожалуйста.
115
"Маша, снимай шапочку. Положи ее в шкаф", - советуют дети.
Затем Маша снимает и аккуратно вешает кофту (вещи обязательно должны быть на вешалках).
"Научим незнайку накрывать на стол".
Цель игры: помочь детям запомнить последовательность действий по сортировке стола к обеду и использовать свои навыки во время самостоятельных игр с куклами. Игру можно провести непосредственно в игровом уголке.
"Дети, Незнайка просит вас, - говорит воспитатель, - научить его накрывать на стол к обеду. Скоро к нам придут гости, и Незнайка хочет накрыть стол так, как это делают люди".
Воспитатель сажает Незнайку за игрушечный стол, просит его быть повнимательнее.
"Итак, с чего мы начнем накрывать стол к обеду? - размышляет вслух педагог. "Надо принести салфетки или постелить скатерть", - говорят дети.
Ребенок накрывает стол скатертью. Спрашивает у Незнайки: "Понятно. Что делать дальше?". Далее дети ставят перед Незнайкой глубокую тарелку для супа, кладут ложку лодочкой вверх, ставят хлебницу и салфетницу.
Воспитатель следит, чтобы они правильно называли предметы и действия, которые совершают. Незнайка уверяет детей, что все понял, начинает рассказывать что и как следует делать. Но иногда что-нибудь путает. Незнайка благодарит детей за помощь и приглашает их к столу.
"Мы едим".
Цель игры: воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно держать ложку, набирать в ложку немного еды, есть с широкого края, бесшумно.
Упражнения проводятся во время обеда. Перед тем как дети сядут за столы, воспитатель сев за стол говорит:
116
Посмотрите дети, как я сижу за столом: глубоко, на всем сидении стула, спина ровная, прямая. Левой рукой я буду брать хлеб, правой - держать ложку. Ноги под столом ставлю рядом. А теперь сядьте также.
Затем говорит:
Я набираю неполную ложку супа, чтобы не разлить. Старайтесь хорошо все пережевывать с закрытым ртом. Дети приступают к еде.
Воспитатель следит за тем, как они едят, делает необходимые замеча- ния.
Конспект занятия "Умоем куклу Машу".
Программное содержание: Воспитывать потребность мыть руки с мылом перед едой, после посещения туалета и игр на улице, загрязнения; учить умываться после сна и вечером перед сном, соблюдать последо- вательность действий процесса умывания, насухо вытираться полотенцем; формировать навык аккуратности в умывальной комнате, одновременно воспитывать интерес к действиям, желание все делать самостоятельно, аккуратно, быстро, чтобы оставалось больше времени для игр.
Материал: Красочная "посылка" с мылом, полотенцем, письмом, кукла Маша, тазик с водой.
Ход занятия: Раздается стук в дверь.
-Кто-то стучит к нам? - спрашивает воспитатель (отворяет дверь) -Кто там? Входите, пожалуйста!
Никто не входит, но за дверью лежит красиво упакованная "посылка".
Воспитатель вносит ее в группу, дети рассматривают, предлагают открыть.
Достают письмо.
Воспитатель читает:
"Дорогие, ребята! Вчера на прогулке я встретил девочку, которая мне рассказала, что в вашем детском саду есть кукла, у которой лицо и руки чумазые. Вот я и решил вас попросить показать ей, как надо умываться.
Посылаю в подарок "мыло душистое и полотенце пушистое".
117
До свиданья. Ваш друг Мойдодыр.
Воспитатель: Спасибо. Мойдодыр! Понюхайте, ребята, как мыло пахнет.
Все с удовольствием нюхают мыло.
Воспитатель: А какая же кукла у нас чумазая? Поищите ее.
Дети обнаруживают куклу Машу в кукольном уголке за столиком.
Перед ней на блюдечке ягоды. Щеки и руки измазаны ягодным соком.
-Ой, какие у тебя грязные щеки и руки! Подвела ты нас, лакомка! – с укором говорит воспитатель - дети, расскажите кукле Маше, как правильно нужно умываться.
Все вспоминают правильные и последовательные действия умывания.
Воспитатель предлагает кому-нибудь одному умыть куклу, следя за выполнением действий, при необходимости поправляет. Воспитатель может сам вымыть куклу, сопровождая комментариями:
-Сейчас я тебе сделаю из мыльной пены "перчатки". Затем смоем пену водой - вот руки и чистые. Теперь умоем лицо, чтобы оно тоже было чистое.
Воспитатель делает вывод:
-Почему мы умываем куклу Машу? Верно, она испачкалась, стала некрасивой. А еще когда мы моем руки и умываемся? Правильно, по утрам, перед сном, после игр и перед едой. Вот и сейчас мы пойдем мыть руки перед обедом. (Переходят в умывальную комнату).
Воспитатель рассказывает детям маленький стишок Г. Лагздынь "Ладушки":
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки,
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб да ложки!
118
Конспект занятия "Кукла Катя собирается в гости".
Программное содержание: Воспитывать элементы организованности и аккуратности, умение не заставлять себя ждать, формировать навык последовательных действий одевания и раздевания, умение складывать, вешать вещи в свой шкаф, приводить в порядок костюм перед зеркалом.
Подготовка к занятию: Постоянно в соответствии с программными задачами совершенствовать навыки одевания (после сна, при сборе на прогулку). Показать, как правильно расположить одежду в шкафу раздевальной комнаты. Поощрять аккуратность, воспитывать ответствен- ность за порядок в своей секции шкафа. Показать место для сушки носков, варежек. "Комнату" куклы Кати перенести на демонстрационный стол.
Проверить состояние комплекта одежды для нее. Оформить красочное приглашение в гости. Подготовить магнитофон или проигрыватель.
Ход занятия: Воспитатель привлекает внимание детей к "комнате" куклы Кати. Дети рассматривают уголок. Кукла Катя при помощи взрослого поет песенку, играет с мячом. Воспитатель предлагает детям взять стулья и расположиться поудобнее. Катя продолжает играть и петь, а затем подбегает к столику, берет конверт, вынимает красивую открытку, читает приглашение и начинает торопиться. Она то и дело смотрит на часы, бегает по комнате, наклоняется, наконец, нашла колготки, небрежно надела их. Нашла туфельку, обула, ищет вторую, не находит, плачет.
Воспитатель: Что случилось, дети? Почему Катя грустная? Давайте спросим у нее.
Дети: Катенька, что случилось?
Катя (сквозь слезы): Вот приглашение!
Воспитатель: Разреши прочитать нам: "Дорогая Катя, приглашаю тебя на день моего рождения, твоя подруга Таня". Дети, у Кати осталось мало времени, чтобы собраться. Давайте поможем ей.
Дети (по желанию) подходят к столу, начинают одевать Катю. Воспи- татель спрашивает у ребят, что надевать дальше, напоминает приемы и