Файл: Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 972
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13
С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.
Обучение трудовым умениям и навыкам, организации труда – позволяет в минимальные сроки освоить ребенку трудовые процессы, так как взрослый целенаправленно формирует наиболее рациональные способы их осуществления, избавляющие их от длительных проб и ошибок
В процессе обучения предметом освоения становится собственная деятельность ребенка со всеми ее компонентами, поэтому создаются благоприятные условия для ее освоения.
Дидактические условия, обеспечивающие эффективность трудового обучения:
тесная связь занятий по трудовому обучению с занятиями по формированию системных знаний о труде;
комплексное использование воспитателем разнообразных приемов обучения: показ и объяснение способов выполнения действий, показ способов самоконтроля;
дифференцированное обучение каждому компоненту трудового процесса осуществляется способом показа и объяснения воспитателя.
Показ и объяснение включает: постановку цели, мотивацию труда, подготовительный и основной этап работы, оценку конечного резуль- тата;
самостоятельное выполнение детьми осваиваемого трудового процесса по этапам;
формирование основ культуры труда;
закрепление знаний и умений, полученных на занятиях, в игровых упражнениях и повседневном труде детей.
Ознакомление с трудом взрослых - позволяет расширить представ- ления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду.
14
Ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, о создании разных продуктов труда (В.И. Логинова, М.В. Крулехт). В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду.
Ребенка важно познакомить с человеком – тружеником, его отношением к труду, сформировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребности людей в ней (С.А. Козлова, А.Ш.
Шахманова).
Ознакомление с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.
Необходимость формирования представлений об ответственном и творческом отношении к труду.
Формы и методы ознакомления с трудом взрослых: наблюдения, экскурсии, дидактические игры, художественная литература, рассказы и беседы о профессиях, использование картин и иллюстраций, видеофильмы, организация совместной деятельности со взрослыми.
Художественные средства – художественная литература (пословицы, поговорки, сказки, авторские художественные произведения), музыка, изобразительное искусство, диафильмы и видеофильмы, слайды – служат для воспитания нравственных чувств и отношений.
С помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.
Все художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.
1.4. Виды и содержание труда в
разных возрастных группах
ДОУ.
15
Трудовое воспитание начинается с формирования у детей самообслу-
живания, направленного на удовлетворение их личных повседневных потребностей.
Самообслуживание направлено на уход за собой (навыки ухода за своим телом, культуры еды, одевания и др.). Воспитательное значение самообслуживания заключается в его жизненной необходимости. Ежедневно повторяясь, навыки прочно усваиваются, постепенно формируются привычки.
В младшей группе – трудности: недостаточно развита мускулатура пальцев; сложность усвоения последовательности действий; неумение их планировать; легкая отвлекаемость; нежелание их выполнять. Необходимо развивать умения, добиваться аккуратности и тщательности выполнения действий, привычки к чистоте и порядку. Индивидуальное общение с каждым ребенком, поддержание его эмоционального состояния. Расширение словаря. Доверие детей взрослому, заботе о нем.
В средней группе – дети достаточно самостоятельны, труд становится обязанностью; повышаются требования к качеству действий, к времени выполнения деятельности; воспитатель обучает детей взаимопомощи, умению благодарить за оказанную услугу.
В старшей группе приобретаются новые навыки: уборка постели, уход за волосами, обувью. Формируются привычки к опрятности, чистоте, обогащаются знания поведения в окружении сверстников: учитывать нужды других, проявлять предупредительность.
Хозяйственно-бытовой труд в разных возрастных группах
Хозяйственно – бытовой труд необходим в повседневной жизни. Он направлен на поддержание порядка и чистоты в помещении и на участке, оказание помощи взрослым и обслуживание всего коллектива.
В младшей группе – накрывать на стол, приводить в порядок игровой уголок, производить уборку участка. Взрослым оценивается участие детей, желание подражать взрослым и сверстникам.
16
Примерное содержание труда:
расставлять игрушки, расставлять книжки;
расставлять на столы раздаточный материал для занятия и собирать его после занятия;
раскладывать в коробки отточенные карандаши;
убирать и протирать влажной губкой строительный материал;
переодевать кукол, менять кукольное постельное белье;
мыть игрушки;
собирать игрушки перед уходом с прогулки;
поливать песок из леек;
подметать в домиках и прочих постройках;
протирать на веранде скамейки, полки;
собирать мусор;
сметать снег со скамеек, построек, сгребать снег в кучу;
расчищать дорожки от снега и т.д.
В средней группе – расширяется содержание: сервируют стол, стира- ют, моют, подметают. Педагог приучает детей прилагать усилие, проявлять самостоятельность, активность, инициативу.
Примерное содержание труда:
убирать на место игрушки, строительный материал, оборудование для занятий;
поддерживать внешний вид кукол (приводить в порядок одежду, волосы);
стирать кукольное белье;
протирать, мыть легко моющие игрушки;
отбирать подлежащие ремонту книжки, коробки, игрушки;
подготавливать рабочее место для ручного труда для совместной работы с воспитателем;
17
расставлять или раскладывать легкое физкультурное оборудование в определенном месте;
готовить по поручению воспитателя раздаточный материал к занятиям и т.д.
В старшей группе труд обогащается по содержанию, становится систематическим, переходит в обязанности дежурных. Дети могут самостоятельно его организовывать, подбирать инвентарь, убирать после работы. Проявляют старательность, доброжелательность к сверстникам, достигают результата, умеют замечать непорядок и устранять его без напоминаний.
Примерное содержание труда в старшей группе:
содержать в порядке общие игрушки, настольные игры, пособия для занятий;
протирать мебель;
стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки, салфетки для хлебницы;
мыть чашки, ложки и другую посуду после завтрака или полдника;
подметать пол, дорожку во дворе;
помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, мыть овощи, делать пирожки, печенье и т.д.;
оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: помочь принести продукты, принести вещи и разложить их в шкафу на полочках ит.д.;
проявить заботу о младших детях (помочь одеться на прогулку, поиграть, рассмотреть вместе с малышом книжку и т.д.);
оказывать внимание и помощь взрослым и пожилым людям.
Труд детей в природе
Труд в природе – участие в уходе за растениями, животными, выращи- вание растений в уголке природы, на огороде, цветнике. Труд в природе
18 важен для развития навыков, воспитания нравственных чувств, экологического образования.
В младшей группе Воспитатель привлекает внимание детей, поддер- живает их интерес, организует наблюдения, организует труд с участием детей. Называет части растений, трудовые действия; расширяет и активизирует словарь детей. Объясняет необходимость ухода за растениями и животными.
Примерное содержание труда детей под руководством воспитателя:
поливать растения; протирать крупные листья;
сажать лук, крупные семена овощей; сажать луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов;
кормить рыбок;
собирать урожай лука, редиса, фасоли;
убирать с клумбы или грядки высохшие растения;
подкармливать птиц;
собирать природный материал и т.д.
В средней группе – труд усложняется. Дети сами под контролем взрослого выполняют работу: поливают, выращивают зелень, собирают урожай и др. Дети осознают зависимость роста растений, поведения животных от качества ухода и ответственности за них. В этом виде труда воспитывается заботливость, внимательность, ответственность.
Примерное содержание труда детей:
поливать растения, протирать крупные листья, опрыскивать мелкие и хрупкие листья из пульверизатора;
рыхлить землю в вазонах специальными палочками;
кормить рыб, подкармливать птиц, других животных;
мыть кормушки, ракушки, камушки из аквариума;
высаживать лук в ящики;
поливать грядку, клумбу;
19
сеять крупные семена растений;
собирать природный материал;
собирать семена дикорастущих трав, ягоды;
убирать высохшие листья растений с грядки;
собирать урожай лука, редиса, моркови, фасоли, огурцов и т.д.
В старшей группе появляются объекты с более сложным уходом.
Труд становится систематический, увеличен его объем. Дети опрыскивают комнатные растения, сметают пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю, подкармливают; высаживают рассаду; перезаряжают аквариум и др.
Наблюдают, отмечают происходящие изменения, различают по характерным признакам, обнаруживают закономерности и связи между отдельными явлениями.
Примерное содержание труда детей:
посев зерна на зеленый корм птицам;
высадка лука, корнеплодов, петрушки, укропа в ящики;
черенкование растений;
высевание семян огурцов, помидоров, перца на рассаду;
высевание семян цветов на рассаду;
поливка грядок, саженцев;
обкапывать кусты, деревья, перекапывать землю под посадки и посевы;
мытье комнатных растений;
подготовка корма птицам;
мытье аквариума (стенки, камешки, ракушки, кормушки);
сбор урожая;
укрывание кустов многолетников листвой;
уборка сухой ботвы с грядок;
прополка, полив посевов;
окучивание растений на огороде и т.д.
20
Художественный и ручной труд
Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстети- ческих потребностей человека. В содержание входит изготовление предметов из разнообразных материалов: бумаги, картона, дерева, природного, бросового.
Изготовляют поделки, игрушки, атрибуты для игр, пособия для занятий, ремонтируют книги, настольно-печатные игры. Проявляют настойчивость, терпение, аккуратность. Планируют работу, отбирают необходимые детали, делают несложные заготовки. Поделки – подарки малышам, взрослым и украшают помещения группы к праздникам.
Выставки, конкурсы творчества детей и взрослых, родителей.
Примерное содержание ручного труда в старшей группе:
ремонт книг для малышей;
пришивание петель к новым полотенцам;
изготовление «овощей и фруктов» из поролона для игры в «Магазин»;
ремонт коробок для настольно-печатных игр;
шитье кукольного постельного белья;
изготовление украшений к празднику для группы;
изготовление персонажей для настольного театра;
изготовление элементов костюмов к празднику;
плетение из тесьмы пояса к кукольной одежде;
изготовление елочных украшений;
поделка игрушек для обыгрывания построек (деревья, человечки, зверюшки, машинки …);
изготовление сувениров в подарок папе, маме, другу …;
изготовление игрушек- забав для малышей и т.д.
Зарождение умственного труда (Куликова Т.А.) – труд может выступать в виде логического решения задачи (математической, житейской,
21 собственное «открытие» ребенка, полученное в результате обдумывания и др.)
Воспитатель учит детей «думать, прежде чем делать», объяснять для себя и для других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения.
Умственный труд имеет все компоненты трудовой деятельности.
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим
возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе.
Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематиче- скому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.
Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслужива- нию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.
Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую