Файл: 1. Устранение открытой ринолалии. Приемы работы по формированию речевого дыхания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Инструкция: «Какой последний звук в слове…»
Речевой материал – слова: мак, дом, топор, палец, самолёт, ландыш.
Оценка результатов:
5 баллов – правильное выполнение задания;
4 балла – неуверенность при ответах, самостоятельное обнаружение и исправление ошибок, одна не замеченная самостоятельно ошибка;
3 балла – две-три ошибки;
2балла – более четырех ошибок;
1 балл – невозможность выполнить задание. -способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и синтез:
а) определение последовательности и количества звуков в слове
Процедура: ребенку предлагается назвать количество звуков в слове и их местоположение.
Инструкция: «Сколько звуков в слове…, выложи их, а потом посчитай».
Речевой материал: сыр, сок, лиса, чашка, сумка, шапка, иголка.
Оценка результатов:
5 баллов – правильное выполнение задания;
4 балла – неуверенность при ответах, самостоятельное обнаружение и исправление ошибок, одна не замеченная самостоятельно ошибка;
3 балла – две-три ошибки;
2балла – более четырех ошибок;
1 балл – невозможность выполнить задание.
б) составление слова из последовательно названных звуков
Процедура: ребенку предлагается составить слово из последовательно названных звуков.
Инструкция: «Составь слово из этих звуков».
Речевой материал: С, О,К; Ш,У,М; Д,О,М; Ж,У,К;
К, А,Ш,А; С,О,Д,А; К,О,З,А.
Оценка результатов:
5 баллов – правильное выполнение задания;
4 балла – неуверенность при ответах, самостоятельное обнаружение и исправление ошибок, одна не замеченная самостоятельно ошибка;
3 балла – две-три ошибки
2балла – более четырех ошибок;
1 балл – невозможность выполнить задание.
3.Фонематические представления
-нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук
Процедура: ребенку предлагается найти картинку, в названии которой есть заданный звук.
Инструкция: «Найди картинку, в названии которой есть звук С».
Речевой материал – предметные картинки: сахар, снег, нос, посуда, лиса, книга, топор, носки, миска, тигр, дом, кубик.
Оценка результатов:
5 баллов – правильное выполнение задания;
4 балла – неуверенность при ответах, самостоятельное обнаружение и исправление ошибок, одна не замеченная самостоятельно ошибка;
3 балла – две-три ошибки;
2балла – более четырех ошибок;
1 балл – невозможность выполнить задание.
-подбор слов с заданным звуком.
Процедура: ребенок должен придумать слово на заданный звук.
Инструкция: «Придумай слова со звуком С».
Оценка результатов:
5 баллов – правильное выполнение задания;
4 балла – неуверенность при ответах, самостоятельное обнаружение и исправление ошибок, одна не замеченная самостоятельно ошибка;
3 балла – две-три ошибки;
2балла – более четырех ошибок;
1 балл – невозможность выполнить задание.
9. Задачи и содержание коррекционного воздействия при моторной алалии
Алалия — медико-психолого-педагогическая проблема. Областью логопедии является определение принципов и методов коррекционного воздействия, направленного на развитие речи и личности ребенка. Систематическая длительная логопедическая работа дает в ряде случаев средства, достаточные для речевого общения ребенка, но иногда — только самую элементарную речь. В зависимости от характера нарушения эта задача решается дифференцированно применительно к моторной и сенсорной алалии.
Комплексный подход к формированию речи при алалии направляет внимание на становление всех функций речи, способствующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности.
Ведется комплексная системная работа над речью и личностью в целом, при этом учитываются закономерности развития речевой функции в онтогенезе и закономерности строения языка
Систематическая логопедическая работа направляется на восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему школьному обучению по специальным программам, или она ведется параллельно со школьным обучением в дополнение к нему. Преодоление речевого недоразвития строится так, чтобы в ходе работы возникла готовность к усвоению школьных знаний. Эффективной логопедическая работа может быть только в том случае, если она проводится комплексно на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения, проводимого врачом-психоневрологом (невропатологом, психиатром).
При работе используются разные приемы, методы, которые следует рассматривать не изолированно, а в комплексе, как имеющие общую направленность в коррекционно-воспитательном воздействии; задачи и содержание работы определяются в зависимости от речевых возможностей ребенка.
Работа направляется в первую очередь на создание механизмов речевой деятельности: формируется мотив, коммуникативное намерение, внутренняя программа высказывания, его лексическая разверстка, отбор лексико-грамматических средств
, грамматическое структурирование. Для обогащения речевой практики развиваются умения в сознательном использовании знаний, вырабатывается овладение моделированием речевых операций.
Обращается внимание на развитие мелкой моторики: детей учат линовать, раскрашивать, штриховать, завязывать узелки, выкладывать узоры из мозаики и геометрического материала и т. д. Установлено, что если дети отстают в развитии движений пальцев рук, то они отстают и в развитии речи. По мере тренировки движений руки совершенствуется состояние речи. На начальных этапах работы формируется психофизиологическая основа речи, вырабатываются установки на деятельность и коммуникацию, ребенок подводится к необходимости общения, развивается потребность в нем. Важно сформировать у ребенка мотивационную основу высказывания, развивать речевую и психическую активность, функции подражательной деятельности и отраженной (репродуцированной) речи.
Эффективным для развития речи оказывается использование ритмики и логоритмики, когда музыка, слово и движение, сочетаясь в разных упражнениях, формируют двигательную и речедвигательную деятельность, память, обеспечивают восполнение пробелов в ритмическом, речевом и личностном развитии детей.
Используется преимущественно игровая форма работы, так как она возбуждает интерес, вызывает потребность в общении, способствует развитию речевого подражания, моторики, обеспечивает эмоциональность воздействия, однако и игре в ряде случаев таких детей приходится специально обучать, так как игровые действия у них могут быть не сформированы.
Эффективность работы зависит от оснащенности занятий наглядным материалом. Используются символика, материал окружающей среды, картинки, оречевления действий и т. д.
Вне зависимости от этапа работы воздействие направляется на всю систему речи: расширение, уточнение словаря, формирование фразовой и связной речи, коррекция звукопроизношения, но на каждом из этапов выделяются специфические задачи и особенности содержания работы.
На первом этапе работы основным является воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Ведется работа над диалогом, небольшим простым рассказом, нераспространенными, затем распространенными предложениями, формируются психофизиологические предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуации общения.
На втором этапе формируется фразовая речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Ведется работа над распространением предложений, их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, формируются высказывания как основные единицы речевого действия.
На третьем этапе основным является формирование связной речи — особо сложной коммуникативной деятельности, коммуникативных умений, автоматизация грамматических структур. На каждом из этапов формируются все стороны речевой деятельности.
Используются различные приемы словарной работы: натуральные (демонстрация предметов, действий, картинок, ситуации), словесные (соотнесение слова с известными словами по сходству, противоположности) и др. Накапливается словарь разных частей речи. Виды работы над словарем: подбор предметов к действию (кто летает, бегает), называние частей целого (колесо, фара), подбор однокоренных слов (лес — лесник), отгадывание предмета по описанию, подбор синонимов, антонимов, составление уменьшительно-ласкательных слов и т. д.
Для детей с алалией школьного возраста требуется особая организация обучения, которая осуществляется в условиях школы для детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Обучение родному языку проводится по специальной программе
На логопедических занятиях восполняются пробелы в речевом развитии детей, проводится работа по совершенствованию коммуникативной и обобщающей функции их речи.
Положительная динамика при алалии выявляется при учете следующих факторов: раннее распознавание недоразвития, своевременное предупреждение вторичных отклонений,
учет нормального онтогенеза, системность воздействия на все компоненты речи с преимущественным акцентом на преодоление лексико-грамматического недоразвития, дифференцированный подход к детям, формирование речи с одновременным воздействием на сенсорно-интеллектуальную и аффективно-волевую сферу, единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности и др.
10. Нормальная артикуляция, дефекты произношения и способы постановки свистящих звуков. Педагогическая задача: подберите упражнения для индивидуального занятия с ребенком на этапе подготовки к постановке свистящего звука.
Нормальная артикуляция свистящих звуков
Нормальная артикуляция звуков с, с', з, з'. Губы растянуты как бы в улыбке, в положении оскала, зубы находятся на расстоянии 1—1,5 мм, язык широкий, кончик языка опущен книзу и находится у основания нижних резцов, спинка языка выгнута, посредине ее образуется желобок. Прохождение струи воздуха через желобок вызывает специфический резкий шум, похожий на свист. Боковые края языка подняты и прилегают к внутренней стороне верхних зубов. Мягкое нёбо приподнято и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки при произношении звука с раскрыты, при произношении звука з сомкнуты и вибрируют. При произношении палатализованных с', з' передняя часть спинки языка становится более выгнутой, продольное углубление в виде желобка разрушается, средняя часть спинки языка больше приподнимается вверх, чем при произношении сиз.