Файл: 1. Устранение открытой ринолалии. Приемы работы по формированию речевого дыхания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нормальная артикуляция звука ц. Губы, зубы, нёбная занавеска, голосовые складки при произношении звука ц находятся в таком же положении, как и при произношении звука с. В артикуляции звука ц выделяются два этапа. I этап: кончик языка опущен вниз, упирается в нижние резцы, спинка языка круто выгнута и своей передней частью образует смычку у шеек верхних резцов. II этап: передняя часть спинки языка после взрыва отходит от шеек верхних резцов, образуя щель, посредине языка — желобок.
Виды нарушений произношения свистящих звуков
В логопедической литературе выделяются следующие основные виды сигматизмов, которые отмечаются и у умственно отсталых детей:
1. Губно-зубной сигматизм. При этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, произносится
звук, близкий к звуку ф. Предрасполагающим фактором возникновения губно-зубного сигматизма является прогнатия.
Межзубный сигматизм. Кончик языка просовывается между зубами. К появлению этого вида сигматизма пред располагают следующие факторы: передний открытый при кус, смена зубов, отсутствие резцов в период появления свистящих звуков, вялый кончик языка при стертой дизарт рии, аденоидные разращения, когда ребенок вынужден ды шать ртом и др.
Призубный сигматизм. При этом виде сигматизма кон чик языка находится на уровне щели между резцами. При произношении создается тупой шум, а не свист.
Шипящий сигматизм. При этом недостатке кончик языка оттягивается в глубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, выгорблена, желобок не образуется. Вме сто свиста возникает шипение.
Боковой сигматизм. Выделяется двусторонний и одно сторонний боковой сигматизм. При двустороннем сигматизме боковые края языка не касаются коренных зубов. Сбоку об разуются щели, через которые проходит выдыхаемый воз дух. При одностороннем боковом сигматизме щель образу ется с одной стороны, язык отклоняется вправо или влево. Предрасполагающими факторами могут служить аномалии зубочелюстной системы (боковой открытый прикус, наличие слишком длинного и узкого языка), паретичность, вя лость мышц правой или левой сторон языка.
Носовой сигматизм. При этом виде сигматизма звук приобретает носовой оттенок. Носовой сигматизм вызывается неплотным смыканием мягкого нёба с задней стеной глотки, парезом мышц мягкого нёба и задней стенки глот ки, расщелиной твердого и мягкого нёба.
Парасигматизмы проявляются чаще всего в следующих заменах: ц — с, ц — т, с — т, с — ф, с — с', з — д, з — в, з — з', з—с.
Коррекция сигматизма свистящих звуков
На этапе постановки звука проводится работа по формированию фонематического восприятия, фонематического анализа и развитию речевой моторики.
Артикуляторная гимнастика включает следующие упражнения:
для губ: улыбка, трубочка, улыбка-трубочка; опустить нижнюю губу, поднять ее; поднять верхнюю губу, опустить ее;
для языка: сделать язык широким; широкий — узкий язык; широким кончиком языка облизать верхнюю и нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхнюю губу, опустить на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхние зубы, опустить на нижние зубы; широкий кончик языка — за верхние зубы, то же — за нижние зубы; подуть на высунутый широкий язык, чтобы воздух шел посредине языка; подуть в отверстие пузырька, сделать "лодочку" вне ротовой полости, сделать "лодочку" внутри ротовой полости.
При развитии фонематического анализа на этом этапе предлагаются такие задания:
Поднять руку, флажок, если в слове слышится данный звук.
Отобрать картинки, название которых содержит данный звук.
Определить место данного звука в слове (начало, сере дина, конец, какой по счету звук в слове, после какого звука, перед каким звуком слышится данный звук).
Отметить место звука на графической схеме слова, на звуковой линейке.
Упражнения для индивидуального занятия с ребенком на этапе подготовки к постановке свистящего звука.
Подготовительный этап, постановка звука С
Упражнения на дыхание
«Гармошка». И. п. — стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1—2 секунды. Выдох через рот.
Развитие силы выдоха. Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка
«Холодный ветер». Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы. Поднести ко рту тыльную сторону ладони. Должна ощущаться резкая бьющая холодная струя.
Упражнения для губ и лицевых мышц
Игровые упражнения
«Улыбка». «Радуемся встрече с другом». Растянуть губы в улыбке до предела и удерживать их в напряженном положении некоторое время. Зубы сомкнуты. Повторить 3—4 раза.
«Обезьянки-кривляки». Движения сомкнутыми губами в правую и левую сторону. (В случае затруднения помочь указательными пальцами.)
Упражнения на распластывание и укрепление боковых краев языка
«Дорожка». Положить широкий распластанный язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет до 5.
«Язычок ищет щелочку в заборчике». Выдвижение распластанного языка между зубами и его покусывание. (На языке должны оставаться следы от зубов.)
«Язычок спит на кроватке». Опускание спинки языка. Кончик языка прижать к нижним резцам, спинку опустить.
Примечание. В случае затруднения предложить детям покашлять, зевнуть, при этом непроизвольно поднимается мягкое небо и опускается корень языка. Заинтересовать детей можно предложением познакомиться или поздороваться с маленьким язычком.
Развитие фонематического восприятия
Выделение на фоне слогов и слов звука [с] среди звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам.
Игра «Поймай звук». Ребенок должен хлопнуть в ладошки, услышав звук [с]. Сначала педагог произносит звуки [л], [с], [р] [с], [л], [м], [б], [с], затем слоги ла, со, ро, су, па, су, сы, ба. Если ребенок выделяет звук из звукового или слогового ряда, даются слова мак, сыр, сук, полка, сынок, булка, лампа, сом.
Развитие голоса и переключаемости органов артикуляционного аппарата
Произношение гласных звуков с изменением силы и высоты голоса.
«Споем колыбельную кукле»: а-а-а-а-а-а-а-а-а.
«Заболели зубы»: о-о-о
«Гудок парохода»: у-у-у.
Список литературы:
1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание»
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской
3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи . –– М., 1991. - 44 с.
4.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений
. -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. —— 2-е изд., перераб. —М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
6. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. –– Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.
7.Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой. —— М.: Просвещение, 1983. - 95 с.
8. Людмила Парамонова. Логопедия для всех.