Файл: 1. Устранение открытой ринолалии. Приемы работы по формированию речевого дыхания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ходе обследования восприятия необходимо определить умение воспроизводить целостный образ предмета; умение соотносить предметы с сенсорными эталонами, выделяя их сходство и различие; умение ориентироваться в окружающей обстановке, выделяя главное в воспринимаемом. Исследование данного психического процесса проводится с помощью тестов («Почтовый ящик», «Разрезные картинки», «Доска Сегена», «Эталоны»), собирания пазлов, мозаики, а также при проведении специальных дидактических игр. При анализе результатов необходимо обратить внимание на характер деятельности (действует ли методом проб и ошибок, пытается ли силой протолкнуть фигурку в любое отверстие или примеряет, рассматривает её…); на умение соединять части в целое по заданному образцу; на уровень сформированности представлений о внешних свойствах предметов.
Память является одним из важнейших познавательных процессов. При проведении обследования необходимо выявить объем запоминаемой информации, время хранения данной информации, быстроту запоминания, точность запоминания; преобладающий вид памяти. Для этого используются игры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Нарисуй по памяти» и т.п.), тесты («Пиктограмма», «Десять слов», «Десять предметов» и др.), занимательные игры со словами и стихами. При анализе результатов учитывается количество правильно воспроизведенных с первого раза элементов (объём памяти), число повторений, необходимых для запоминания всего ряда (скорость запоминания), долгосрочность.
При обследовании мышления необходимо определить у детей старшего дошкольного возраста уровень сформированности наглядно-действенного, наглядно-образного и элементов словесно-логического мышления. Уровень развития наглядно-действенного мышления исследуется при помощи игровых упражнений: « Собери пирамидки», «Собери матрешки», «Построй башню» и т.п. Для исследования наглядно-образного мышления применяется игры: «Найди недостающую деталь», «Кому какое угощение?», «Кто где живет?» и др. При изучении элементов словесно-логического мышления используются игры: «Четвёртый лишний», «Овощи, фрукты, ягоды» (разложить по корзинам), «Кто (что) там?» (найти закономерность и нарисовать в пустых клетках недостающие фигуры), « Что перепутал художник?» и т.п. При анализе результатов определяется степень владения мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и умение устанавливать причинно- следственные связи.
Результаты комплексного обследования обобщаются в виде логопедического заключения, где указывается уровень речевого развития ребенка (психолого-педагогическая классификация) и вид речевого нарушения (клиническая классификация).
План исследования фонематических функций:
Исследование состояния фонематических функций у ребенка представляет собой определенную последовательность:
1. Фонематическое восприятие
-дифференциация фонем на основе слухопроизносительного анализа:
а) повторение за логопедом слов-квазиомонимов (с несмешиваемыми и смешиваемыми в произношении звуками);
б) повторение серий слогов;
-дифференциация фонем на основе слухового восприятия;
-дифференциация фонем по представлению ;
2. Способность к фонематическому анализу и синтезу:
-выделение ударного гласного в начале слова;
-выделение звука из слова
-определение первого, последнего звука в слове;
-способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез:
а) определение последовательности и количества звуков в слове;
б) составление слова из последовательно названных звуков;
3. Фонематические представления:
-нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук;
-подбор слов с заданным звуком.
При исследовании у ребенка фонематических функций используют следующие виды заданий.
Фонематическое восприятие:
-дифференциация фонем на основе слухопроизносительного анализа:
а) повторение за логопедом слов-квазиомонимов (с несмешиваемыми и смешиваемыми в произношении звуками):
Процедура: ребенку предлагается повторять за логопедом слова, отличающиеся только одним звуком (слова-квазиомонимы).
Инструкция: «Повтори за мной».
Речевой материал: предлагаются слова - миска-мишка, уточка-удочка, почка-бочка, лес-лещ, суп-зуб, лук-люк, рожки-ложки.
Оценка результатов:
5 баллов – правильное выполнение всех заданий;
4 балла – одна-две ошибки, которые самостоятельно были замечены или исправлены;
3 балла – нарушение различения по одному дифференциальному признаку;
2 балла – нарушение различения по двум дифференциальным признакам;
1 балл – нарушение различения более чем по двум дифференциальным признакам.
б) повторение серий слогов:
Процедура: ребенку предлагается повторять за логопедом серии слогов.
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй».
Речевой материал: в работе используются тестовые слоговые таблицы А.С. Штерн и Н.Б. Покровского.
1. Работа с таблицами, включающими слоги типа СГ (согласный – гласный):
по во ни фе е чо цэ ме ке бе
ми су гы е ро че те бу ча рю
тэ та зы жо ге цы ма фо фе бя
пе вы зу хи хе ки мо ра се пя
ди да жа лю ца хы то хи ню бе
ме ры фу зю хю на тю зе га хе
2. Работа с таблицами, включающими слоги типа ГС (гласный – согласный):
ан ик ут ыц ор уф ин ам ол юс
ал уч оп уп ус эт ац эт ач ин
ит ом ак эл ац ап ок оф эх ис
ыл ат он эк от ал ас ип эт ум
ур ач ун эм ыр ыц оф ош ир оп
ух иш ор ап ык ин эт ом уч ыл
3. Работа с таблицами, включающими слоги типа СГС, ССГ, СГСС, ССГС, ГСС:
рек ниц зном рыс гек
зырь чтуй быс тет скес
фок щус хул штай изм
дам пюм кац бек чинь
стар бань вюр нах бем
тапь зуф треп меф пась
мофь лям гоф сях рац
цват трюль нуц рель ший
щурь луф фиш сузнь прень
сах десь жус цой лорь
При необходимости из этих таблиц можно создавать новые путем изменения порядка слогов по таблице случайных чисел или порядка чтения столбцов и строк.
Оценка результатов:
5 баллов – правильное выполнение задания;
4 балла – неуверенность при ответах, самостоятельное обнаружение и исправление ошибок, одна не замеченная самостоятельно ошибка;
3 балла – две-три ошибки;
2балла – более четырех ошибок;
1 балл – невозможность выполнить задание.
-Дифференциация фонем на основе слухового восприятия:
Процедура: ребенку предлагается показать названную логопедом картинку.
Инструкция: «Слушай внимательно. Покажи ту картинку, которую я назову».
Речевой материал: пары предметных картинок, названия которых отличаются согласными звуками различной степени акустической и артикуляторной противопоставленности (далекие и близкие): почка-бочка, мышка-мишка, дрова-трава, коза-коса, роса-роза, крыша-крыса, игра-икра, гости-кости, плач-плащ, суп-зуб, цапля-сабля, лес-лещ, печка-пешка.
Оценка результатов:
5 баллов – правильное выполнение всех заданий;
4 балла – одна-две ошибки, которые самостоятельно были замечены или исправлены;
3 балла – нарушение различения по одному дифференциальному признаку;
2 балла – нарушение различения по двум дифференциальным признакам;
1 балл – нарушение различения более чем по двум дифференциальным признакам.
-Дифференциация фонем по представлению:
Процедура: ребенок должен из смешанных картинок, не называя их, отобрать те, в названиях которых есть заданные звуки.
Инструкция: «Разложи картинки по группам».
Речевой материал - предметные картинки: миска, нос, лес, коса, суп, сом, автобус, мишка, крыша, шар, шапка, шуба, кошка, машина.
Оценка результатов:
5 баллов – правильное выполнение всех заданий;
4 балла – одна-две ошибки, которые самостоятельно были замечены или исправлены;
3 балла – нарушение различения по одному дифференциальному признаку;
2 балла – нарушение различения по двум дифференциальным признакам;
1 балл – нарушение различения более чем по двум дифференциальным признакам.
ΙΙ. Способность к фонематическому анализу и синтезу:
- выделение ударного гласного в начале слова
Процедура: взрослый называет слова, в которых ударные гласные в начале слова. Ребенок должен назвать тот звук, который слышит в начале слова.
Инструкция: «Послушай слова и скажи, какой звук слышишь в начале слова».
Речевой материал: Аня, утро, Оля, иней, угол, астра, азбука,
ослик, аист, Ира, умный.
Оценка результатов:
5 баллов – правильное выполнение задания;
4 балла – неуверенность при ответах, самостоятельное обнаружение и исправление ошибок, одна не замеченная самостоятельно ошибка;
3 балла – две-три ошибки;
2балла – более четырех ошибок;
1 балл – невозможность выполнить задание.
- выделение звука из слова:
Процедура: ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук.
Инструкция: «Если услышишь звук С, то хлопни в ладоши».
Речевой материал - предлагаются следующие слова: сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата, санки.
Оценка результатов:
5 баллов – правильное выполнение задания;
4 балла – неуверенность при ответах, самостоятельное обнаружение и исправление ошибок, одна не замеченная самостоятельно ошибка;
3 балла – две-три ошибки;
2балла – более четырех ошибок;
1 балл – невозможность выполнить задание.
- определение первого, последнего звука в слове
Процедура: ребенок должен определить местоположение заданного звука.
Инструкция: «Какой первый звук в слове…».
Речевой материал – предлагаются слова: дом, сок, суп, сом, вол, нос, топор, самолёт.