Файл: 1. Устранение открытой ринолалии. Приемы работы по формированию речевого дыхания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Устранение открытой ринолалии. Приемы работы по формированию речевого дыхания.
Устранение нарушений звуковой стороны речи базируется на тщательном логопедическом обследовании детей.
Устанавливаются наличие и степень нёбно-глоточной недостаточности, рубцовые изменения твердого и мягкого нёба, его длина; характер контакта с задней стенкой глотки (пассивный, активный, функциональный); зубочелюстные аномалии, особенности моторики артикуляционного аппарата; наличие компенсаторных мимических движений.
Эффективность логопедической работы находится в тесной связи с анатомическим и функциональным состоянием речевого аппарата. Большое значение придается также психофизическому состоянию ребенка, его поведению и личности в целом.
Система коррекционной работы по развитию фонетически правильной речи включает следующие разделы: развитие движений мягкого нёба, устранение назального оттенка, постановка звуков и развитие фонематического восприятия.
Содержание первого раздела меняется в зависимости от того, оперирован или нет ребенок. Если операция произведена, то большое внимание уделяется массажу мягкого нёба для сглаживания и большей эластичности послеоперационного рубца.
Для массажа используется зонд для звука с, который осторожно двигается вперед-назад по твердому нёбу. При поглаживании и растирании слизистой оболочки на границе твердого и мягкого нёба в поперечном направлении возникает рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого нёба. Также эффективен массаж при произнесении звука а — в это время производится легкий нажим на мягкое нёбо. Полезно производить точечный и толчкообразный массаж пальцем.
Массаж должен продолжаться 1,5—2 минуты, т. е. нужно произвести 40—60 быстрых ритмических движений по нёбу (2 раза в день в течение 6—12 месяцев за 2 часа до или после еды).Существенной в послеоперационный период является работа по активизации мягкого нёба. Для этого применяют следующие упражнения.
Гимнастика для нёба.
Глотание воды маленькими порциями, что вызывает наиболее высокое поднятие мягкого нёба. При следующих друг за другом глотательных движениях удлиняется время удержания мягкого нёба в поднятом положении. Детям предлагается полить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать на язык из пипетки по нескольку капель воды.
Позевывание при открытом рте; имитация позевывания.
Полоскание горла теплой водой маленькими порциями.
Покашливание, которое вызывает энергичное сокращение мышц валика Пассавана (на задней стенке глотки). Валик Пассавана может увеличиваться до 4—5 мм и в значительной степени возмещает нёбно-глоточную недостаточность. При покашливании происходит полный затвор между носовой и ротовой полостью. Активные движения нёба и задней стенки глотки могут ощущаться детьми (рука прикасается к мышцам шеи под подбородком и «чувствует» подъем нёба).
Произвольное покашливание производится два-три раза или больше на одном выдохе. В это время сохраняется контакт нёба с задней стенкой глотки, а воздушный поток направляется через ротовую полость. Первое время рекомендуется производить покашливание с высунутым языком. Затем — покашливание с произвольными паузами, во время которых от ребенка требуют сохранить контакт нёба с задней стенкой глотки. Постепенно ребенок приучается активно поднимать его и направлять воздушную струю через рот.
Производится четкое энергичное утрированное произнесение гласных звуков (на твердой атаке) высоким тоном голоса. При этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок.
Перечисленные упражнения дают положительные результаты в дооперационном периоде и после операции. Систематическое их проведение в течение длительного времени в дооперационный период подготавливает ребенка к операциям и сокращает сроки последующей коррекционной работы.
Работа над дыханием является необходимой для воспитания правильной звуковой речи. У детей с ринолалией очень короткий неэкономный выход, расходующийся через рот и носовые ходы. Для воспитания направленной ротовой воздушной струи используются следующие упражнения: вдох и выдох носом; вдох носом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох и выдох ртом.
При систематическом выполнении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в изменении фонации и учится правильно направлять выдыхаемый воздух. Это способствует также воспитанию правильных кинестетических ощущений движения мягкого нёба.
При выполнении упражнений важно постоянно контролировать ребенка, так как ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Используются различные приемы контроля: приставляется к носовым ходам зеркало, ватка, полоска тонкой бумаги и т. п.
Воспитанию правильной воздушной струи способствуют упражнения с дутьем на ватку
, на полоску бумаги, на бумажные игрушки и т. п.
Более трудным и не всегда оправданным упражнением является игра на детских духовых инструментах. Подобные упражнения необходимо чередовать с более легкими, так как они вызывают быстрое утомление.
Одновременно осуществляется цикл упражнений, основная цель которых — нормализация речевой моторики. Повседневное их применение устраняет высокий подъем корня языка, недостаточную губную артикуляцию и увеличивает подвижность кончика языка. В связи с этим уменьшается чрезмерное участие корня языка и гортани в произношении звуков.
2. Устранение «закрытой» и «смешанной» ринолалии.
Закрытая ринолалия
Органическая закрытая ринолалия и пути ее устранения
Данный вид ринолалии обусловлен тем, что по каким-то причинам (носовые полипы, искривления носовой перегородки, аденоидные разрастания и пр.) проход в носовую полость оказывается постоянно закрытым. Это приводит к несколько приглушенному и назализованному звучанию голоса и к нарушению произношения носовых звуков. Звук «м» при этом заменяется на «б» («баба» вместо «мама»), а «н» на «д» («дадя» вместо «Надя»).
Характерное для органической закрытой ринолалии нарушение носового дыхания приводит и к появлению целого ряда неречевых симптомов, к которым относятся следующие:
• недостаточное развитие грудной клетки ребенка вследствие слабого газообмена в легких;
• нарушение сна (ребенок каждый раз просыпается, как только рот оказывается закрытым);
• нарушение функции питания (во время жевания и глотания ребенок вынужден дышать только ртом, что затрудняет процесс еды и вызывает ряд неприятных ощущений);
• быстрая утомляемость, раздражительность;
• предрасположенность к хроническим респираторным заболеваниям и в конечном итоге – развитие астенического синдрома.
В зависимости от преимущественной локализации органических изменений (полость носа или носоглотки) органическую закрытую ринолалию принято подразделять на два вида: переднюю и заднюю.
Причинами передней закрытой ринолалии могут быть полипы или опухоли носовой полости, искривление носовой перегородки, гипертрофия слизистой оболочки носа вследствие хронических насморков. Задняя закрытая ринолалия бывает следствием полипов и опухолей в области носоглотки, а также результатом аденоидных разрастаний или сращения мягкого нёба с задней стенкой глотки. Во всех этих случаях имеет место носовая непроходимость.
Для преодоления закрытой органической ринолалии необходима операция, направленная на устранение механических препятствий для свободного выхода воздуха через нос. Дооперационная логопедическая работа здесь полностью лишена смысла. Однако к вопросу об операции следует подходить очень осторожно с точки зрения ее возможных последствий. Дело в том, что сами по себе аденоидные разрастания нередко являются своего рода компенсацией при наличии у ребенка короткого мягкого нёба (как уже отмечалось выше, «природа не терпит пустоты» и потому разрастания заполняют это «пустое» пространство). Удаление аденоидов при подобных обстоятельствах может привести к появлению трудно устранимой открытой ринолалии, связанной с невозможностью смыкания короткого мягкого нёба с задней стенкой глотки, что явится гораздо более тяжелым нарушением речи.
После операции по удалению аденоидных разрастаний мягкое нёбо остается или привычно опущенным, или, наоборот, постоянно поднятым. Основные задачи послеоперационной логопедии в этих условиях сводятся к следующему.
1. Развитие подвижности мягкого нёба, для чего используются те же самые упражнения, что и при открытой ринолалии.
2. Воспитание носового дыхания и дифференциация ротового и носового выдоха при помощи приведенных выше упражнений.
3. Воспитание правильной артикуляции звуков «м» и «н» и автоматизация их в речи, что обычно достигается без затруднений.
Функциональная закрытая ринолалия и пути ее устранения
Этот вид ринолалии чаще всего бывает следствием гиперфункции мягкого нёба, которое постоянно находится в поднятом положении. Преодолевается эта форма ринолалии также путем специальных упражнений для мягкого нёба с преобладанием заданий на его расслабление, после чего проводятся упражнения на дифференциацию носового и ротового выдоха и постановка звуков «м» и «н».
В. Смешанная ринолалия и пути ее устранения
Смешанная ринолалия имеет место в тех случаях, когда одновременно существуют причины, приводящие к появлению как открытой, так и закрытой ринолалии. Это может наблюдаться, например, при наличии носовых полипов или искривленной носовой перегородки (условия для появления закрытой ринолалии) в сочетании с коротким мягким нёбом или скрытой расщелиной твердого нёба (условия для существования открытой ринолалии). Для преодоления смешанной ринолалии применяются комбинированные методы в наиболее рациональных их сочетаниях и последовательности.
Некоторые авторы (М. Зееман, А. Митронович-Моджеевска) выделяют смешанную ринолалию — состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбо-глоточного контакта функционального и органического происхождения.
Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков.
Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, так как возникает нёбно-глоточная недостаточность и проявляются признаки открытой ринолалии. В связи с этим логопеду следует тщательно обследовать строение и функцию мягкого нёба, установить, какая форма ринолалии (открытая или закрытая) сильнее нарушает тембр речи, совместно с врачом обсудить необходимость устранения носовой непроходимости и предупредить родителей о возможности ухудшения тембра голоса. После операции используются приемы коррекции, разработанные применительно к открытой ринолалии
3.Обследование детей с ринолалией. Педагогическая задача: выделите направления обследования, значимые для заключения «ринолалия». Составьте комплекс диагностических заданий по каждому направлению.
При логопедическом обследовании ребенка с ринолалией, можно использовать пробы Гутсцмана для определения скрытой (субмукозной) расщелины.
1. Пробы Гутсцмана: сначала ребенка просим попеременно произносить гласные А и И, при этом носовые ходы то зажимаем, то открываем. При открытой форме наблюдается значительная разница в звучании этих гласных: с зажатым носом звуки, особенно И, заглушаются и одновременно пальцы логопеда чувствуют сильную вибрацию на крыльях носа.
2. Обследование с помощью фонендоскопа. Одну оливу логопед вводит себе в ухо, другую — в нос ребенка. При произнесении гласных особенно [У] и [И] слышится сильный гул — это показатель скрытой субмукозной расщелины.